Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Из истории пионерской организации в Липецком крае

В СССР одной из главных государственных задач было воспитание «нового, советского» человека. Большую роль в воспитании подрастающего поколения в духе коммунизма, где на первый план ставились общественные интересы, играла пионерская организация.

В памятке о Всесоюзной пионерской организации написано:«Слово пионер означает передовой, первооткрыватель. Пионерами называли людей, которые, не страшась трудностей, первыми открывали новые земли, совершали открытия в науке, технике, литературе и искусстве. Наша страна – пионер космоса. Советский союз – пионер социализма.

Быть пионером-ленинцем – это значит во всем и всегда быть впереди, воспитывать в себе замечательные черты советского человека – любовь к Родине, трудолюбие и стремление к знаниям, честность и благородство, коллективизм и товарищество» [1].

Пионерские отряды Липецка

1Всесоюзная пионерская организация была создана 19 мая 1922 года постановлением II Всероссийской конференции комсомола, а в январе 1924 года пионерской организации было присвоено имя Владимира Ильича Ленина. После конференции по всей стране начали создаваться первые пионерские отряды.

Несмотря на то, что в 20-е годы прошлого века Липецк был небольшим уездным городком Воронежской области, уже в начале 1923 года липецкие комсомольцы приняли решение о создании пионерских отрядов.

2Из воспоминаний Р. Семеновой – одного из первых пионерских работников города Липецка: «В начале 1923 года до нас дошла весть о развивающемся в нашей стране пионерском движении, о первых пионерских отрядах. Меня вызвали в Уездный комитет ВЛКСМ и поручили организовать в Липецке пионерский отряд. Но с чего начать? Ведь не было тогда еще никакой руководящей литературы, а за плечами – ни крупинки опыта. На выручку пришли друзья-комсомольцы и старшие товарищи – коммунисты. Они прислали ко мне своих братьев, сестер, а кто постарше – детей. Таким образом, в несколько дней был создан первый городской пионерский отряд в 25-30 человек. Собирались мы обычно в комсомольском клубе (располагался клуб на месте современного кафе «Маска» – примечание автора статьи), затем с песнями шли в городской парк (современный Нижний парк – примечание автора статьи), Там приводили в порядок площадку для игр, затем усаживались, чтобы побеседовать на политическую тему или поделиться мнением о прочитанной книге. Ребята с удовольствием пели пионерские песни, играли.

На первых порах своими главными задачами я поставила политическое и физическое воспитание детворы. С жадным интересом слушали ребята рассказы о Владимире Ильиче Ленине, о борьбе рабочего класса с буржуазией, о гражданской войне, о партии большевиков, о комсомоле. Изучали мы и «Законы и обычаи юных пионеров», которые становились для ребят непременным правилом поведения.

…С волнением вспоминаю день, когда ребята моего отряда, выстроившись на сцене комсомольского клуба, давали свое торжественное обещание перед лицом своих старших товарищей-комсомольцев. Как впервые повязали им красные галстуки» [2].

Именно красный галстук показывал принадлежность к пионерской организации. Традиция ношения галстука была позаимствована у скаутской организации, существовавшей в России до 1922 года. Но, в отличие от скаутов галстук для пионеров решено было сделать красного цвета. «Почему пионерский галстук красный? А красный он потому, что является частицей Красного знамени, пропитанного кровью сотен и тысяч борцов за дело коммунизма.

Три конца пионерского галстука – это знак нерушимой дружбы трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров» [1].

Первые галстуки были ситцевые, ярко-красного цвета и скреплялись специальным зажимом.

Из воспоминаний Р. Семеновой: «Наш пионерский отряд принимал активное участие во всех мероприятиях, которые проводила городская комсомольская организация. Работали мы на воскресниках и субботниках по благоустройству города. При активном участии пионеров был создан на бывшей Дворянской улице (ныне – улица Ленина – примечание автора статьи) городской комсомольский сад» [2]. Пионеры расчистили его и посадили деревья. Летом в этом саду проходили сборы отряда. На летней сцене ставили спектакли, выступали с концертами.

Когда пионеры с красными галстуками гордо проходили по Липецку с песнями четким спортивным шагом, на них обращали внимание другие ребята. Пионерская вожатая Н. Фёдорова вспоминала: «Некоторые приходили втайне от родителей, посмотреть, что это за пионерский отряд, чем там занимаются. И оставались с нами» [2].

Вскоре липецкий отряд пионеров вырос до 50-60 человек. Организовалось еще два таких же отряда. Затем пионерские отряды стали возникать на заводах и в школах. В 1924 году в Липецке был организован еще один отряд при заводе «Свободный сокол».

Усманские пионеры

Из воспоминаний почетного пионера города Усмани И. Товицкого: «Моя педагогическая деятельность началась в начальной школе в селе Стрелецкие Хутора Усманского района в 1922 году. На все село – два учителя: я и еще одна молодая учительница. Пионервожатой не было. Пришлось самим создавать в школе пионерский отряд. Как могли, так и строили свою работу. Но все мы горели одним желанием – как можно больше помогать народу, проводить в жизнь мероприятия партии и советской власти. В своей работе мы опирались на свой актив – пионеров. Мы хорошо поставили дело с обучением грамотности взрослого населения.

Мои маленькие общественники – пионеры и пионерки под руководством своих учителей стали учить грамоте взрослых неграмотных. Каждую субботу после занятий мы собирались вместе с ребятами и планировали работу на неделю. Каждый пионер занимался с 5 – 6 взрослыми в одной из деревенских хат. Занятия проводились в вечернее время. По долго не гаснущим огонькам в хатах можно было быстро найти ликпункт (пункт ликвидации неграмотности - примечание автора статьи). Все село светилось такими огоньками

Так дети – пионеры становились людьми, полезными обществу» [2].

Пионеры села проводили агитационную работу среди крестьян соседних сел по вступлению в колхоз. Они часто выступали с речами на митингах, собраниях, давали концерты художественной самодеятельности – всеми доступными средствами доказывали, что лучше вести коллективное хозяйство.

Осенью все пионеры школы обязательно помогали колхозникам: выкапывали свеклу, картофель.

И. Товицкий вспоминал: «В конце 1931 года меня направили в Усмань, в районную… школу… Здесь помимо трудового воспитания, много внимания уделялось физкультуре и пению. Кроме того, пионеры школы регулярно издавали красиво оформленную стенгазету «Юная мысль», игравшую большую роль в жизни учащихся. При школе имелся небольшой опытный участок. Дети на практике убеждались в преимуществах правильной обработки земли и ухода за посевами» [2].

Помимо работы на своем участке, все школьники помогали колхозникам в обработке полевых культур, в уборке урожая.

В годы Великой Отечественной войны пионерская организация Усманской средней школы принимала активное участие в оказании помощи фронту: посылали на фронт посылки, письма. Для раненых бойцов подшефного госпиталя пионеры собирали продукты, посуду, книги, газеты, журналы, карандаши, конверты, бумагу. В школе была проведена вещевая лотерея. Свыше 400 вещей принесли сами ребята. За 2 часа собрали 3500 рублей, которые были переданы на постройку самолета «Усманский школьник» [2]. Часто устраивали в госпиталях концерты - маленьких гостей с красными галстуками защитники Родины встречали с радостью.

«От Верховного главнокомандующего вооруженными силами СССР школа получила телеграмму с выражением благодарности за заботу о Красной армии и помощь фронту» [2].

Пионеры Задонска

Из воспоминаний А. М. Полосина – первого вожатого пионерского отряда Задонской школы в 20-х – 30-х годах XX века: «11-го августа 1928 года меня, только что окончившего Елецкий педагогический техникум, вызвали в окружной комитет комсомола города Ельца и предложили поехать в Задонский район на пионерскую работу.

Пионерское движение в 1928 году в Задонском районе бурно развивалось. Ключом била пионерская самодеятельность. Ребята были активными и самостоятельными. Сами организовывали и проводили сборы, во всем проявляли инициативу. Художественная самодеятельность занимала видное место в работе организации. Спектакли и постановки готовились один за другим.

Сильные пионеротряды имелись в таких селах, как Хмелинец, Ксизово, Репец, Нижнее Казачье.

Но гордостью пионерской организации Задонского района был так называемый «Задонский городской отряд», очень многочисленный, объединявший пионерские отряды городских школ. Здесь же существовал свой показательный образцовый отряд юных пионеров, вожатым которого был я. Воспитательная работа в отряде была на высоте. Дисциплина – образцовая, причем основывалась она на сознательности самих пионеров. Они сами выносили решения, обсуждали поступки своих товарищей. Так вырабатывался характер, воспитывалась прямота суждений; пионеры учились говорить, высказывать свое мнение, отстаивать его» [2].

Но конечно, задонские пионеры занимались не только проведением сборов. Первостепенное место занимала практическая работа.

Задонский городской отряд имел возле Задонска огород. Ребята проводили опыты по посадке картофеля на разную глубину, в разные сроки, с внесением различных удобрений. Пионеры отряда сами сажали, бороновали, делали гряды. На специальном коллективном участке высевались различные растения: сорго, нут, кукуруза, арбузы. Урожай собирали хороший. Средства, вырученные от продажи сельхозпродукции, шли на оказание помощи нуждающимся ученикам и на приобретение игр [2].

Для приобретения сепаратора для подшефного колхоза пионеры городского отряда в течение полугода собирали деньги: помимо выручки с огорода в дело пошла выручка от спектаклей, которые ставились пионерами за плату.

А отряд пионеров села Ксизово имел свою птицеводческую ферму, где пионеры выращивали цыплят, разводили кроликов.

Общественно полезная работа пионерской организации Задонска заключалось и в том, что целую зиму пионеры по сменам работали на задонском пункте «Заготзерно», протравливали семена. Принимали участие в ремонте мебели задонского клуба, в озеленении улиц. Каждой весной и осенью проводили «День леса». Пионеры высаживали клены и липы на улицах города и сел района [2].

3Большой популярностью в начале 30-х годов пользовались выступления так называемого «шумового оркестра», созданного в одном из детских домов города Задонска. В нем были представлены самые разнообразные инструменты: от гребешков, выполнявших роль губных гармошек, и пионерского барабана до батареи бутылок с водой и свирелей.

4В пионерских отрядах Задонска с увлечением занимались тогда изучением азбуки Морзе. «Не было ни одного пионера, который не знал бы этой азбуки. Обычно в мае в городе проводились военизированные игры пионеров, где юные морзисты показывали свое умение» [2].

В 30-е годы XX века Всесоюзную пионерскую организацию окружал какой-то особый ореол романтики. Торжественно проходили пионерские сборы, начинавшиеся линейкой с выносом пионерского знамени под барабанную дробь и звуки горна – оформлению сборов, пионерской атрибутике в то время придавалось особое значение.

Пионерское движение 30-х годов прошлого века в Липецком крае, да и по всей стране, развивалось в нелегких условиях. Карточная система, большая нехватка продуктов питания, отсутствие в школах какие-либо мастерских, порой даже нехватка одежды и обуви. Но зато были дружные, целеустремленные, никогда не унывающие пионерские коллективы, которыми руководили настоящие молодые энтузиасты-комсомольцы.

Список источников:

  1. Будь готов! Памятка о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. М.: Молодая гвардия, 1981. 30 с.
  2. Начиналось так… Из истории пионерской организации Липецкой области. Липецкое книжное издательство, 1962. 48 с.

Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Торшина О.Б.

 

История одного экспоната. Необыкновенная находка крестьян села Хомяки

В далёком ледниковом периоде на территории нашего края обитали мамонты, об этом свидетельствуют многочисленные костные остатки этих огромных животных, обнаруженные почти во всех районах современной Липецкой области [1]. На нашей земле кости мамонтов находили и более 100 лет назад. В фондах ЛОКМ хранится одна из таких находок, имеющая свою особую интересную историю.

Чудо-зверь Индер

Обычно кости мамонтов обнаруживали во время проведения земляных работ или по берегам рек. Русские крестьяне, не ведавшие о представителях вымершей фауны, объясняли подобные находки по-своему.

1Известный российский археолог Сергей Николаевич Замятнин, который в 1922 году был «хранителем археологического отдела Воронежского Губернского Музея», в своей книге «Очерки по доистории Воронежского края» писал: «Среди крестьян села [Костёнки] существует несколько преданий, пытающихся объяснить эти находки. Согласно одному из них, они обязаны своим происхождением тому, что в этой местности под землей живет огромный зверь Индер, кости которого по его смерти выходят на поверхность земли. Другое предание подробно описывает печальные обстоятельства смерти чудовища, сообщая, что когда оно с детенышами проходило в этой местности и хотело перейти Дон, то река оказалась слишком глубокой для последних. Вследствие этого зверь решил выпить реку, что и сделал немедленно, но когда он обернулся к детенышам, чтобы позвать их за собою, то не выдержал и лопнул от натуги, и кости его, разлетевшиеся при этом на далекое расстояние, и поныне находятся в селе и его окрестностях» [2].

Однако крестьяне не всегда воспринимали обнаруженные кости мамонтов как останки большого неизвестного зверя, об этом свидетельствует следующая история, произошедшая в «небольшом селе» «Делеховое, Хомяки… Шовской волости, от Лебедяни в 25 верстах, от Трубетчино… в 8 верстах» [3] (ныне село Большие Хомяки Добровского района Липецкой области).

Находка крестьян села Хомяки

Историю этой необыкновенной находки описал учитель Шовского образцового училища Алексей Григорьевич Малышев. Он изложил её в своём письме от 18 ноября 1888 года, адресованном председателю Тамбовской гyбeрнской учёной архивной комиссии, историку, педагогу, одному из основателей тамбовского научного краеведения - Ивану Ивановичу Дубасову.

Алексей Григорьевич писал: «12 мая этого года (1888 - примечание автора статьи) в селе Хомяках Делеховое тож крестьяне рыли глину недалеко от церкви. Глину они и раньше рыли на этом месте, так что образовалась яма, глубиною аршина в три (3 аршина = 213,36 см - примечание автора статьи). В этот же день они захватили несколько целый берег, и прорывши с аршин (1 аршин = 71,12 см - примечание автора статьи), наткнулись на что-то твёрдое и стали обрывать осторожно этот предмет. Это «что-то» оказалось головой мамонта с двумя 2клыками, длиною клыки более двух аршин. Голова от прикосновения рассыпалась на мелкие кости, клыки же были ещё целы. Внутренняя пустота в клыках была наполнена глиной» [3]. Несмотря на то что крестьяне обнаружили целую «голову мамонта», они не считали свою находку останками неизвестного животного и даже решили, что в бивнях спрятан клад. «Крестьяне, предполагая, что это какие-то сосуды, наполненные деньгами, разбили их на части и, разумеется, денег не нашли». Затем они решили показать находку местному священнику, «но он куда-то уехал», поэтому фрагменты бивней и 2 зуба «разобрали, кто хотел, по домам» [3].

Сам Алексей Григорьевич Малышев в этот день приезжал в село Хомяки к «помещику, Мировому судье Бехтееву», у которого «учил внука». Узнав об интересной находке, учитель посетил это место и там встретился со священником и сыном Бехтеева, которые занимались раскопками и уже нашли «много костей». «Они-то и собрали части клыка и два зуба у крестьян, причём один зуб взял Бехтеев, а другой священник. Клыки оба, сильно раздробленные и далеко не целые взяты Бехтеевым» [3]. Малышев тоже взял себе фрагмент бивня мамонта, а впоследствии «переслал его в Тамбов к окончившему курс семинарии Сергею Алексеевичу Строганову, который служит, кажется, в редакции Тамбовских губернских ведомостей» [3].

Дальнейшая судьба находки

В своём письме А.Г. Малышев отмечал, что «части клыков сильно рассыпались от действия воздуха», а зубы «хорошо сохранились» [3]. О дальнейшей судьбе фрагментов бивней мамонта ничего не известно, вероятно, со временем они просто рассыпались на мелкие части (подобное очень часто происходит с необработанными костными остатками вымерших животных). А вот зубы мамонта, найденные в селе Хомяки, сохранились.

В 1909 году в городе Липецке было создано «Общество распространения научных и практических знаний имени Петра Великого», которое открыло библиотеку-читальню и «общеобразовательный» музей [4]. Первые поступления музея представляли собой разнообразные дары членов Петровского общества и жителей Липецка. Среди них был поступивший в 1909 году от священника И.В. Розанова «коренной зуб мамонта, найденный (была вырота целая челюсть, впоследствии попавшая в разные руки) близ с. Хомяки, Телиховое тож [возможно, опечатка, правильное название села Делеховое, - примечание автора статьи], Лебедянского уезда [5].

Священник И.В. Розанов (в отчётах Петровского общества указаны только его инициалы - примечание автора статьи) был членом Совета Петровского общества [5] и одним из дарителей музея, кроме того, он активно занимался сбором экспонатов, об этом свидетельствуют упоминания в отчётах предметов, переданных в музей «через» него. Второй зуб мамонта, найденный в селе Хомяки, в отчётах Петровского общества за 1909-1911 годы не упоминается.

3

Фрагменты зубов мамонта, найденных в селе Хомяки. Из фондов ЛОКМ

Со временем музей Петровского общества дал начало Липецкому областному краеведческому музею. В книге поступлений основного фонда ЛОКМ под номером 115 записаны 2 зуба мамонта, найденные «у села Хомяки Лебедянского района бывшей Рязанской области» [6]. При этом научный сотрудник музея, сделавший эту запись в 1950-е годы, отметил, что один зуб состоит из 2-х фрагментов, а второй - из 3-х.

В настоящее время эта необыкновенная находка крестьян села Хомяки входит в состав коллекции палеозоологических образцов позвоночных животных и хранится в фондах отдела природы ЛОКМ.

Список источников

  1. Климов С.М., Александров В.Н. Ландшафты и фауна млекопитающих плейстоцена Верхнего Дона // Природа Верхнего Дона. Выпуск 1. - Липецк, 1994. С. 4-17.
  2. Замятнин С.Н. Очерки по доистории Воронежского края. Каменный и бронзовый век в Воронежской губ. - Воронеж, 1922. 16 с.
  3. ГАТО. Ф. 178. Оп. 1. Д. 18. Л. 10-11.
  4. К устройству в г. Липецке Народного Дома имени Петра Великого в память 200 летия заселения города (Доклад в Липецкую Городскую Думу) - Липецк, 1908 г., 26 с.
  5. Отчёт Липецкого Петровского Общества распространения научных и практических знаний за 1909 год, - Липецк, 1910. 39 с.
  6. Книга поступлений основного фонда ЛОКМ № 1.

Зав. отделом природы Юнченко А.В.

Из истории школьной формы для девочек

На протяжении почти трех столетий в России школьная форма для девочек претерпела многочисленные изменения: от длинных платьев с корсетами до костюмов в деловом стиле. Проследить эти изменения позволяют экспонаты, хранящиеся в фондах ЛОКМ: фотографии юных гимназисток, форменная одежда советских школьниц.

Развитие женского образования

Началом женского образования в России можно назвать середину XVIII века, когда был создан Смольный институт благородных девиц, и появилось несколько частных пансионов для девушек. Но учебных заведений было так мало, что они охватывали лишь незначительное число девочек и девушек. Женское образование по-прежнему оставалось преимущественно домашним [1].

В XIX веке получили распространение средние учебные заведения закрытого типа - дворянские женские институты. Они находились в ведении «Ведомства учреждений Императрицы Марии», названного в честь супруги императора Павла I императрицы Марии Федоровны, возглавившей Воспитательное общество благородных девиц. Ведомство создавало для разных сословий особые женские учебно-воспитательные заведения.

Им были открыты дворянские женские институты сначала в Петербурге и Москве, а затем и в других городах.

В 50-х годах XIX века в большинстве губерний не было ни одного учебного заведения для девочек из небогатых семейств, а во многих - и частных женских пансионов [1].

В марте 1858 года в Санкт-Петербурге был издан Указ об учреждении первого женского училища «для приходящих девиц» (без пансиона). А уже через месяц, в апреле, открылись двери первого в России женского среднего учебного заведения, которое получило название «Мариинская женская гимназия», так как инициатором создания училища выступило «Ведомство учреждений Императрицы Марии». Вслед за Мариинской гимназией в самом Петербурге, а затем и в других городах стали открываться подобные женские учебные заведения [2].

Форма воспитанниц женских институтов и гимназий

Форменная одежда для девочек впервые была введена в Смольном институте благородных девиц. Его воспитанницы делились «по возрастам», и для каждого возраста, согласно Уставу Смольного института 1764 года, предписывалось «делать одежду особливого цвета, а именно: первого возраста девицам кофейного или коришневого, второго голубого, третьего сероватого, а четвертого белого цветов» [3]. Первым трем возрастам полагались белые передники, а самым старшим - зеленые [4]. В учебные дни воспитанницы надевали платья из полушерстяной или шерстяной ткани, а в воскресные и праздничные дни - из шелка. Платье было на корсете, с короткими рукавами и круглым вырезом ворота, украшенным кружевной оборкой; оно имело характерный силуэт: узкий, облегающий фигуру лиф, подчеркнутую линию талии и широкую юбку. Платье дополняли длинные съёмные рукава белого цвета (так называемые «рукавчики»), которые привязывались тесемками к коротким рукавам платья; пелеринка белого цвета, накинутая на плечи и завязывающаяся у горла с помощью банта, и передник с лифом, который застёгивался сзади булавками [4].

Воспитанницы института имели разное материальное положение, но, по словам одной из первых выпускниц Глафиры Алымовой, форменные платья помогали установить «полное равенство для всех, где все были подчинены одним общим правилам и где единственным отличием между воспитанницами служили достоинства и таланты» [5].

1Когда в России появились женские гимназии, сначала девочки-гимназистки приходили на занятия в обычной одежде, которая должна была быть чистой и достаточно скромной. Государственное положение о гимназической форме для девочек появилось только в 1896 году [5].

Форма воспитанниц женских институтов и гимназий была очень похожа, но в отличие от институток гимназистки любого возраста носили коричневые шерстяные платья с длинным или коротким рукавом. Платье дополнялось повседневным черным или парадным белым фартуком. В разных гимназиях и в разные годы фасоны платьев и фартуков и оттенки коричневого цвета могли достаточно сильно отличаться. При этом цвет и фасон форменного платья и фартука позволяли определить принадлежность ученицы к определенной гимназии.

В Липецкой женской гимназии, помимо белого передника, ученицы носили белую пелерину.

Школьная форма в СССР

После революции 1917 года школьная форма была отменена. Долгое время её не было просто по причине крайней бедности большинства населения. Дети посещали школу в том, что у кого было, и часто это оказывалось единственной приличной одеждой ребенка [5].

И только после Великой Отечественной войны, в 1949 году, в стране вновь была введена школьная форма. Форма советских девочек практически повторяла форму гимназисток начала XX века: коричневые платья с черными или белыми фартуками. Модельные прически были запрещены, и ученицы заплетали косы с коричневыми или черными, а по праздникам - с белыми бантами.

2Несмотря на то что ткань у всех форменных школьных платьев была, в основном, коричневого цвета, со временем появились разнообразные фасоны. Платья были прямыми, с отрезной талией, с юбками «плиссе», «солнце-клеш» и со складками; с воротничками стоечкой и отложными. Поверх обычных воротничков и манжет обязательно пришивались белые: из гипюра или кружев, вязаные или с оборочками.

В будние дни девочки носили черные фартуки, а по праздникам и на торжественные линейки надевали белые.

3Многие мамы, да и сами старшеклассницы, шили себе фартуки разнообразных моделей: с крылышками, с защипами, кружевные, с карманами и без, застегивающиеся на пуговицы, завязывающиеся сзади на банты.

И, несмотря на бытующее ныне мнение, что советская школьная форма лишала школьника индивидуальности, большинству девочек нравилось форменное платье с фартуком, и они с удовольствием ее носили. Единственное, что не нравилось всем – это то, что воротничок и манжеты быстро грязнились, и один-два раза в неделю приходилось их стирать, гладить и заново пришивать.

4В конце 1980-х была введена новая форма для старшеклассниц: темно-синий костюм-тройка, состоящий из юбки (или брюк), пиджака и жилета.

Такую форму носили ученицы восьмого-одиннадцатого классов, а у девочек с первого по седьмой класс было коричневое форменное платье, как и раньше.

После распада Советского Союза в 1992 году школьная форма была отменена, а в 1999 году введена вновь. Но в настоящее время в России не существует единой школьной формы, однако память о школьной форме СССР живет до сих пор. В последние годы у девочек-выпускниц появилась традиция надевать на последний звонок школьную форму советских времен, которую когда-то носили их бабушки или мамы: темные платья и белый кружевной фартук как символ прощания со школой.

Список источников:

  1. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М.: Гардарики, 2005. – с. 367-368
  2. Днепров Э.Д. Женское образование в России / Э.Д. Днепров, Р.Ф. Усачева. М.: Дрофа, 2009.
  3. Пономарева В.В. Быть в форме: костюм институтки как предмет одежды и идеологема. Чаcть I // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2017. № 2. С. 133-142.
  4. Савельева И.Н., Упине Н.Д. Из истории школьной формы. Женские институты в дореволюционной России (школьная форма в царской России) // Вестник ОГУ, № 5 (166). 2014. С. 42-46.
  5. Зиновьева Л.Е. Форма образа. Форменный костюм российской школьницы в прошлом и настоящем. // Теория моды: одежда, тело, культура. № 26. 2012.

Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Торшина О.Б.

 

Необычные часы из коллекции ЛОКМ

В 2020 году Липецкому областному краеведческому  музею исполнилось 111 лет. За это время фонды музея пополнились большой коллекцией часов, среди них напольные, настенные, каминные, настольные, наручные и каретные часы.

Каретные часы

В экспозиции «Купцы народ серьёзный» Липецкого областного краеведческого музея в одной из витрин выставлены небольшие часы (высотой 7 см) с ключом и футляром.

1Они принадлежали семье священника  Древне-Успенской церкви города Липецка Стефана Фёдоровича Востокова. Часы строгой благородной формы, которую называли «английской», предположительно были изготовлены во Франции в XIX веке. Каркас часов с навесной откидывающейся ручкой выполнен из металла. Стенки корпуса часов застеклены.

Картонный футляр с прорезью-окошком для циферблата часов с наружной стороны отделан тонкой кожей, внутри - бархатом. Это каретные часы, предназначенные для путешествий. Ручка использовалась как для их переноса, так и для подвешивания в карете.

2Первые каретные часы были сделаны в 1451 году парижским мастером Жаном Либуром. Звуковой сигнал дорожных часов того времени, в темноте, когда нельзя было рассмотреть циферблат, сообщал пассажирам, который час [1].

Самые знаменитые каретные часы были изготовлены в 1796 году знаменитым мастером Бреге специально для Наполеона. Это были часы с боем и репетиром, которые сообщали время только тогда, когда владелец нажимал на специальную кнопку [1]. Каретные часы славились точным механизмом, редко ломались и изготавливались лучшими часовыми мастерами. Поэтому и сам часовой механизм считался произведением искусства. Очень прочный футляр для каретных часов делался либо целиком прозрачным, либо со стеклянной верхней частью, чтобы владелец мог видеть часовой механизм.

Часы - шар

3Часы шарообразной формы с полусферическими линзами, скреплёнными между собой металлическим обручем, с ручкой завода в верхней части, поступили в Липецкий областной краеведческий музей в 1974 году. Они напоминают карманные часы, выпускавшиеся в начале ХХ века компанией «Павел Буре».

4В конце XIX – начале XX веков часы фирмы «Павел Буре» были очень популярны в России. Этому способствовала не только поддержка императорского двора (с 1879 года Павел Буре стал официальным поставщиком часов императорского двора) и государственные заказы; дело в том, что их продукция была рассчитана на самые широкие слои покупателей. Часы превратились из роскоши в предмет первой необходимости, а «Павел Буре» продавал часы для всех [2].

5Часы-шар, хранящиеся в Липецком областном краеведческом музее, имеют диаметр 17 см, с римскими цифрами на циферблате, тогда как размер карманных часов фирмы «Павел Буре» составлял 6,5 см, а на циферблате были арабские цифры. В музей шарообразные часы были переданы слесарем-монтажником «Росгазстроя» А.М. Скаковым. По его словам, «часы были сняты с колокольни Троицкого собора в городе Чаплыгине, были вынуты из стены, где были замурованы» [3].

Напольные часы в деревянном футляре

В интерьере экспозиции нашего музея «Уездный город» стоят напольные часы второй половины XIX века.

Первые напольные часы появились в 1650-1660 годах и назывались «часовой шкаф», потому что их корпус напоминал высокий шкафчик, утолщавшийся кверху – там находился циферблат, а механизм и маятник были прикрыты. Высота таких часов была значительной: в XVIII и XIX веках она  колебалась на уровне 270 см. Старые напольные часы были намного ниже, то есть имели высоту лишь около 180 см [4]. В 1670 году были разработаны длинные маятники, благодаря которым часы стали максимально точными.

6Шкаф напольных часов в большинстве случаев был творением художника-столяра и нёс на себе черты мебели этой эпохи. Еще перед 1700 годом некоторые столяры освоили технику инкрустирования – орнаментирования древесины. Это были вначале угловые звездчатые или веерные орнаменты, сложенные из желтых фрагментов самшитового дерева или из слоновой кости и черных элементов эбенового дерева.

7«Для придания часам более живого вида часто открывалось движение маятника и гирь, для чего по центру корпуса делалось окно, закрытое стеклом. В таком случае открытые для взора маятник и гири становились объектом дополнительного украшения» [5].

Для изготовления корпуса напольных часов использовали только породы дерева с высоким резонирующим эффектом – дуб, орех, бук. Это были часы с боем, число ударов которого соответствовало определённому часу. В довольно короткий срок напольные часы стали одной из основных частей интерьера гостиных и залов.

8До того как были изобретены первые механические музыкальные средства (музыкальная шкатулка появилась столетие спустя), особняк представлял собой довольно тихое место, оживляемое лишь светскими разговорами [5]. Поэтому богатые люди стали заполнять свои дома напольными часами, ведь равномерный ход этих часов создавал спокойный звуковой фон, разрушая угнетающую тишину большого дома.

Напольные часы Липецкого областного краеведческого музея имеют высоту 240 см. Футляр часов состоит их трёх частей: основания, средней части, соответствующей размеру маятника, и верхней части, увеличенной фронтонами с отверстием для циферблата, выполненного из металла, покрытого эмалью. Поверхность средней и верхней части инкрустирована желтым металлом и мастиками зелёных, розовых и белых тонов.

Все вышеперечисленные часы из коллекции ЛОКМ являются не просто инструментами для измерения времени, а подлинными произведениями искусства.

Список источников:

  1. Дорожные часы и их история. [Электронный ресурс] https://www.treeland.ru/
  2. Павелъ Буре. Часы. [Электронный ресурс] https://www.p-bure.com/history
  3. Акт поступления № 2445 от 08.04.1974 г. / ЛОКМ
  4. Михаль С. Часы. От гномона до атомных часов. М.: Знание, 1983. Электронная версия: Международная общественная организация Наука и Техника, раритетные издания, 1998.
  5. Власова Е. Победа над временем / «Мир искусств», № 3 (07), 2014.

Научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Никифорова Т.В.

«Отвечаю головой за сохранение тайны». Неизвестные документы из фондов ЛОКМ

В фонде письменных источников Липецкого областного краеведческого музея хранятся интересные документы, относящиеся к событиям 1-4 декабря 1941 года – очень сложному периоду в истории нашего края, когда велись ожесточённые бои за город Елец. Документы были найдены в 1985 году в заброшенном доме в селе Ленино Липецкого района [1]. Они представляют собой девять листков с рукописным текстом, семь из которых имеют названия «Подписка».

«Подписки»

«Подписки», судя по почерку, написаны одним человеком, но подписаны разными лицами – крестьянами колхоза имени 17-го партсъезда Ленинского сельского совета (в настоящее время – село Пады Ленинского сельского поселения Липецкого района). Среди найденных документов имеется один экземпляр, который является шаблоном для остальных. Все документы адресованы «гор. отделу Н.К.В.Д.».

1

Шаблон «Подписка», декабрь 1941 г. Из фондов ЛОКМ.

«Подписки» состоят из двух частей. Первая часть содержит обязательство хранить тайну о секретном разговоре с представителем городского отдела НКВД и «отвечать головой за разглашение тайны», в ней указаны дата и время разговора.

Вторая часть «Подписки» - более конкретная: колхозник или колхозница обязуется, например, «произвести поджёг скирдов на поле колхоза 17 партсъезда в тот момент, когда фашистские войска будут приближаться к нашему колхозу». Такие обещания дали Иван Петрович Смыков и Ирина Акимовна Берестнева.

2

Подписка Смыкова Ивана Петровича 05.12.1941 г. Из фондов ЛОКМ

3Ещё один документ свидетельствует о готовности колхозника Николая Матвеевича Вишнякова «помогать советской власти в борьбе с общим врагом и беречь «доставленные для хранения продукты – муку и мясо». Николай Матвеевич писал: «Я должен выдать эти продукты только лицу по специальному паролю».

При этом, если в первой части подписок было обязательство «отвечать головой за разглашение тайны», то во второй констатируется, что «в случае не выполнения задания я знаю, что я буду уничтожен». А ответственные за хранение продуктов в своих «Подписках» писали: «… я отвечаю перед органами Н.К.В.Д. нетолько своей  головой и жизней, но жизнями своей членом семьи» (орфография сохранена).

Документ о размещении кавалерийской части

Один из найденных в селе Ленино документов свидетельствует о размещении в колхозе имени 17-го партийного съезда кавалерийской части. Он адресован председателю колхоза товарищу Вишнякову. В самом начале декабря 1941 года в селах Елецкое и Пады стояла кавалерийская часть. Красноармейцы были определены на постой в дома сельских жителей. Содержание и обеспечение лошадей сеном выпало на долю колхозников. Кавалерийская часть находилась в этих населённых пунктах до 1942 года.

4

Распоряжение председателя Ленинского сельсовета о размещении кавалерийской части в колхозе им. 17 партсъезда от 01.12.1941 г. Из фондов ЛОКМ.

«Доверенность»

Среди девяти документов выделяется один, пожалуй, самый главный, - «Доверенность». В нём говорится о том, что Николай Матвеевич Вишняков доверяет своей жене «получить хлеб из колхоза… за 1942 год». Доверенность написана тем же почерком, что и вышеприведенные документы. Получается, что именно председатель колхоза Н.М. Вишняков был автором документов, хранящихся в музее. Сведения об этом человеке в фондах ЛОКМ отсутствуют. 

Из этих чудом сохранившихся документов мы узнали, что власти готовились к оккупации пригородных сёл города Липецка. Но сдавать без боя населенные пункты Липецкого района они не собирались, поэтому в самом начале декабря 1941 года в селах Елецкое и Пады была размещена кавалерийская часть.

К сожалению, теперь не представляется возможным выяснить, в чьём доме хранились эти документы, но, вероятнее всего, это был дом  председателя колхоза имени 17 партсъезда или председателя Ленинского сельского совета.

Список источников:

  1. Акт приема на постоянное хранение № 5324 от 18.09.1990 г. / ЛОКМ

Зав. экскурсионно-выставочным отделом Андреева Г.А.