Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

«История о том, как Петровское общество воплощало мечту о просвещении народа»

1

«Как библиотека и чтение книг служат продолжением образования школьного, так правильно устроенный музей своим разнообразным материалом должен послужить наглядным пособием в дальнейшем образовании народных масс», — в своём высказывании М. П. Трунов недаром отводит особую нишу в деле народного просвещения в равной степени как библиотекам, так и музеям.

В Липецке их связывает история возникновения.

История первой библиотеки тесно связана с именем выдающегося краеведа М. П. Трунова. Осенью 1907 г. он выступил перед Городской Думой с проектом устройства Народного Дома им. Петра Великого, при котором предполагалось организовать общедоступную библиотеку-читальню.

Она была открыта 24 мая 1909 г. по инициативе Петровского общества, и уже ко дню открытия насчитывала до 700 книг.

Так как половину читателей составляли учителя и учащиеся, оплата абонемента была минимальной, а читальный зал — бесплатным. При библиотеке Общества был даже образован отдел учебников, предназначенных для выдачи неимущим в бесплатное пользование сроком на год. По инициативе Трунова был создан Ломоносовский фонд для малоимущих крестьянских детей.

Им самим в фонд было передано около 500 томов из домашней библиотеки. Уже в 1918 г. на базе фонда с численностью около 15 тыс. томов и была создана Липецкая центральная библиотека, впоследствии — Липецкая областная универсальная научная библиотека.

Среди первых её книг сохранились: «Письма митрополита Филарета» (1896 г.), «Памятник из законов» (1803 г.), русско-немецко-французский и церковный словари, датируемые второй половиной XVIII в. Известно, что свой вклад в пополнение фонда внёс и великий писатель Л.Н. Толстой.

Именно в читальном зале библиотеки, в её застеклённых витринах, разместились первые музейные экспонаты, которые положили начало формированию фондов будущего Липецкого областного краеведческого музея. Эти книги и сегодня представлены в экспозиции нашего краеведческого музея и доступны для каждого, кто желает соприкоснуться с прошлым.

 

Специалист отдела по связям с общественностью - Ю. Лысенко; Использованная литература: Клоков А. Ю. М. П. Трунов : биогр. очерк
// Записки Липецкого областного краеведческого общества.
Вып. 2. – Липецк, 1999. – С. 161-178.

«История одного экспоната: фарфоровая панагия конца XIX- начала XX века с изображением святителя Митрофана Воронежского»

На выставке «Из истории Липецкой и Елецкой епархий» была представлена фарфоровая панагия конца XIX- начала XX века с изображением святителя Митрофана Воронежского из фондов Липецкого областного краеведческого музея.

Панагия – это иконка овальной формы, которая носится на груди поверх облачения или одежды епископами, архиепископами и митрополитами Православной Церкви. На панагии чаще всего бывает изображена Божия Матерь, но встречаются и панагии с образами Христа, Пресвятой Троицы, с Распятием, с изображением событий главных церковных праздников, а также ангелов и святых.

На панагии из фондов нашего музея изображён первый Воронежский епископ Митрофан, 400-летие со дня рождения которого будет отмечаться в этом году. Будущий святитель родился 6 ноября 1623 года на Владимирской земле и в крещении получил имя Михаил. Половину своей жизни он прожил в миру, был женат и имел детей, а в 40 лет овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Он принял монашеский постриг с именем Митрофан в Золотниковском Успенском монастыре недалеко от Суздаля. Уже через 3 года братия соседнего монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стала просить, чтобы именно Митрофан возглавил их монастырь, и эта просьба была исполнена. Затем он 7 лет возглавлял Унженскую обитель, которую посещали Патриарх Московский и всея Руси Иоаким и царь Фёдор Алексеевич. А когда по решению Московского Церковного Собора 1681-1682 гг. была образована новая Воронежская епархия, царь Фёдор предложил назначить её епископом игумена Митрофана.

Святитель Митрофан провёл на Воронежской кафедре 20 лет. Он одобрял и материально поддерживал строительство флота, предпринятое Петром I в Воронеже. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Пётр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не одобрял слишком тесного общения царя с иностранцами и бездумного восприятия их обычаев.    Святитель Митрофан скончался в 1703 году в 80-летнем возрасте, незадолго до кончины приняв схиму с именем Макарий. Он был погребён в Благовещенском соборе Воронежа с большими почестями: сам царь помогал нести гроб святителя, которого называл «святым старцем». В 1832 году святитель Митрофан был причислен к лику святых.

На фарфоровой панагии из собрания нашего музея святитель Митрофан изображён в схиме и фиолетовой епископской мантии. Правой рукой он благословляет, а в левой держит епископский посох. Его изображения в таком одеянии в иконописи встречаются очень редко. Слева вверху на панагии помещено изображение Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Этот образ, подаренный Патриархом Иоакимом, находился в келье святителя Митрофана, а впоследствии пребывал возле мощей святого.

 

Беседка из дуба Петра I

В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения первого русского императора – Петра I. Достопримечательности, связанные с его пребыванием на Липецкой земле, всегда привлекали особое внимание жителей и гостей нашего города.

В начале XX века петровские места посещали отдыхающие на Липецком курорте, фотографировали и печатали почтовые карточки с их изображениями.

В нашем музее сохранились фотографии одной из таких достопримечательностей, утраченной ещё в прошлом веке, – беседки из дуба Петра I. Эти фотографии хранятся в фонде Ф.С. Мелихова.

Ф.С. Мелихов

7Фёдор Семёнович Мелихов родился в 1881 году в Харьковской губернии. В двадцатилетнем возрасте он поступил в Московское училище Живописи, Ваяния и Зодчества, где учился у таких художников, как Н.А. Касаткин, С.В. Иванов, К.А. Коровин, В.А. Серов. После окончания училища работал в мастерской Коровина. Затем, в годы Первой мировой войны он был призван на военную службу.

После увольнения по состоянию здоровья Мелихов вместе с супругой переехал в Липецк. Здесь он работал чертёжником в Липецких аэропланных мастерских, преподавателем ИЗО(изобразительного искусства) в школах Липецка. В конце 1926 года Фёдор Семёнович был утверждён заведующим Липецким краеведческим музеем, а на собрании краеведческого общества избран секретарём этого общества; он собирал материалы о Г.В. Плеханове, о революционном движении в Липецке. Собранный им материал позволил открыть Дом-музей Г.В. Плеханова[1]. Кроме того, Фёдор Семёнович был фотографом-любителем.

Впоследствии многочисленные фотографии и открытки с видами Липецка, принадлежавшие Фёдору Семёновичу, были переданы в музей его внуком – Михаилом Фёдоровичем Мелиховым.

Дуб Петра I

Среди открыток, хранящихся в фонде Ф.С. Мелихова, есть очень интересная открытка начала XX века с фотографией беседки, сделанной из ствола дерева. В нижней части открытки по традиции того времени помещена подпись «Г. Липецк. Беседка из дуба Петра I-го в верхн. парке».

6

Открытка «Беседка из дуба Петра I-го в Верхнем парке», начало XX века.

Из фондов ЛОКМ

В 1902 году в книге «Лето на Липецком курорте» А.С. Толстов писал о Верхнем парке: «Достопримечательность его – дупло старинного дуба, в которое могут поместиться несколько человек»[2]. Наверное,«дуплом старинного дуба» он называл эту беседку, сделанную из фрагмента ствола огромного векового дерева.

До наших дней дошли легенды о появлении в городе этой необычной достопримечательности. По одной из них считалось, что царь лично посадил это дерево на склоне Железной горы. По другой легенде, Пётр I во время грозы укрылся от дождя под этим большим дубом. Заканчивались обе легенды одинаково: однажды во время грозы молния ударила в дуб, и он надломился, а из сохранившейся части ствола сделали беседку.

История беседки из дуба Петра I

Но в 1870 году в газете Липецкого курорта «Липецкий Летний Листок» была напечатана статья, в которой говорилось: «В верхнем саду в этом году прибыла одна редкость. Это монументальный отрезок дуба, из которого делается беседка. Он имеет в диаметре 14 четвертей и привезён вёрст за 200 из Грибановки Борисоглебского уезда, лесной дачи потомственных почетных граждан Хренниковых, где он рос на берегу реки Вороны, может быть, со времён Батыя, если не раньше. Дуб этот, поставленный в верхнем саду, который тоже есть дубовая роща, не одного прохожего заставит задуматься: слишком столетние дубы, окружающие его, представляются мелюзгой, веничными прутьями в сравнении с этим великаном» [3]. По-видимому, в этой статье описывалось создание липецкой достопримечательности, впоследствии получившей название «Беседка из дуба Петра I».

5Беседка уцелела во время революционных потрясений и событий гражданской войны. Об этом свидетельствует уникальная фотография из фондов нашего музея, датированная 26 октября 1928 года. Эту фотографию сделал Фёдор Семёнович Мелихов, на ней запечатлена его жена Антонина Васильевна Федотова, стоящая возле той самой беседки. Беседка немного изменилась: исчезли доски, покрывавшие её крышу, и решетчатая деревянная дверь, но фрагмент ствола дуба, из которого она была сделана, на фотографии кажется крепким.

Однако эта липецкая достопримечательность до наших дней не сохранилась. Предположительно, она исчезла в 1932 году, а располагалась примерно там, где позже была установлена парашютная вышка (в непосредственной близости от нынешнего Дворца бракосочетания).

Список источников:

1. Воспоминания Фёдора Фёдоровича Мелихова о Фёдоре Семёновиче Мелихове // ЛОКМ.

2. Толстов А.С. Лето на Липецком курорте. – М.,1902. 108 с.

3. Липецк 16 июля / Липецкий летний листок № 8, 19 июля 1870 г.

Старший научный сотрудник отдела фондов Красникова О.И.

Вышитые картины А.М. Ушаковой

Картины самодеятельного автора Аллы Ушаковой занимают особое место в музейной коллекции. Ее творчество интересно и многопланово, наполнено оптимизмом и жизнелюбием. При создании своих работ липецкая рукодельница использовала холст, краски, нити мулине, соломку и другие материалы.

11

Алла Михайловна родилась в небольшом городке Бутурлиновка Воронежской области. В Липецк приехала в конце 1950-х годов, спустя несколько лет после образования Липецкой области. С тех пор жила и работала здесь. На тенистых аллеях Нижнего парка молодая женщина познакомилась со своим будущим мужем и счастливо прожила в браке 32 года.

Рукоделием Ушакова занималась всю жизнь, причем не только вышивкой, но и вязанием, шитьем. В гардеробе мастерицы всегда можно было найти красивые и модные вещи, украшенные тончайшей вышивкой и изысканным кружевом. По профессии Алла Михайловна была инженером-строителем, но душа ее всегда тянулась к прекрасному. Полностью посвятить себя творчеству Ушакову сподвигли печальные события – в один год ушли из жизни двое ее любимых людей – муж и мама. Чтобы отвлечься от тоски, женщина погрузилась в волшебный мир рукоделия.

Любимым видом декоративно-прикладного искусства для Аллы Михайловныстала вышивка. В фондовой коллекции нашего музея представлено несколько замечательных образцов авторской вышивки. Пожалуй, наибольший простор для реализации творческих замысловдаетхудожественнаягладь.Прекрасной иллюстрацией подобной техники являются работы «Поездка на дачу» и «Заснеженная мельница», выполненные Ушаковой в 2010-х годах.

12

Глядя на вышивку Аллы Михайловны издалека, кажется, будто это полотно с произведением наивного искусства и лишь подойдя ближе, различаешь мастерскую работу вышивальщицы. Ушакова сначала рисовала эскиз, затем наносила карандашный рисунок на ткань и лишь после этого начинала «рисовать» ниткой и иголкой. В работах чувствуется удивительная гармония цвета и композиции, а особую изюминку добавляет фоновая акварельная дорисовка по холсту.Глядя на эти довольно масштабные вышитые картины, с трудом верится, что выполнены они мастером-самоучкой. Ушакова с юности привыкла учиться по книгам, журнальным статьям и лишь в более поздние годы прошла обучение на специальных курсах по вышиванию.

13Творчество Аллы Михайловны далеко от шаблонов, оно совмещает в себе различные техники и материалы. Таково декоративное панно «Троицкий собор Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря», в которомздание храма выполнено из цветной соломки в технике аппликации. Монументальность собора уравновешена изящными силуэтами берез, вышитых гладью по подкрашенному акварелью холсту.

Приковывают к себе взгляд декоративные панно в технике объемной глади. Красочные бутоны анютиных глазок и пышные соцветия сирени, кажется, готовы начать благоухать, стоит подойти к вышивке чуть ближе. Эффектная объемность в данных работах достигнута за счет вышитых элементов, прикрепленных к основе, а также с помощью собранных в пучки нитей и плетеных жгутов. [1]

14

К сожалению,Аллы Михайловны Ушаковой уже нет с нами – 4 июня 2019 года она умерла. Однако благодаря творчеству этой удивительной женщины осталась прекрасная память о ней, заключенная в ее произведениях.

Список источников:

1. https://miazar.ru/vyshivanie/obyemnaya-vyshivka-gladyu-i-sherstyanymi-nitkami/

Зав. сектором этнографии отдела фондов Е.В. Селезнева

Был такой архитектор

Недавно в фонды нашего музеяпоступили личные вещи бывшего главного архитектора Липецкой области Иона Ионовича Медведева. Его сын Сергей Ионович Медведев передал награды своего отца: орден и медали участника Великой Отечественной войны. Кроме того в собрание музея поступили: диплом об окончании института,трудовая книжка, альбом с фотографиями и рисунки.

В трудовой книжке И.И. Медведева есть запись от 22 ноября 1961 года:«Принят на должность начальника отдела по делам строительства и архитектуры» -именно так называется должность главного архитектора области.

1

Ион Ионович родился 27 сентября 1921 г. в семье крестьян-староверов в Свердловской области. Как рассказала дочь Иона Ионовича:«Дед был страстным охотником, в доме долго хранились его лыжи, обитые оленьей кожей, а дом был построен самим дедом- Ионом Милентьевичем, отцом Иона Ионовича, из настоящей лиственницы»[1]. Вероятно тогда, в детстве и появились у маленького Ионамечты строить, создавать красивые дома, улучшая жизнь вокруг.

2Когда началась Великая Отечественная война, Иону Ионовичу было всего 20 лет, в это время он служил в армии и, конечно, был отправлен на передовую. Воевал на Волховском фронте, был контужен. Служил Ион Ионович в гаубичном артиллерийском полкув звании старшего сержанта.В послужном списке старшего сержанта Медведева 35 поощрений; за отличную боевую и политическую подготовку он награжден нагрудным знаком «Отличный артиллерист».

45В служебной характеристике Иона Ионовича хвалят за подготовку расчета, за работу на боевых стрельбах, за отличную стрельбу из личного оружия. Самые почетные его награды– медаль «За боевые заслуги» и орден Отечественной войны Iстепени. Верховный Главнокомандующий генералиссимусИ.В. Сталин объявил Медведеву И.И. благодарность «за образцовое выполнение заданий командования»[4].После войны, как и большинство советских людей, Ион Ионович самоотверженно трудился, восстанавливая промышленность страны на северном Урале.

6Во время службы в армии Медведев начал рисовать. На обратной стороне старых военных карт он писал портреты своих сослуживцев. В фондах нашего музея находится один из таких портретов, его передала в музей дочь Иона Ионовича Ольга.

Именно, в армии он понял, что будет архитектором. Закончив военную службу, Ион Ионович поступил в Уральский политехнический институт, по окончании которого в 1954 году получил специальность архитектора и Диплом «с отличием».

7

После окончания института И.И.Медведев два года работал инженером-строителем в Челябинске, а в 1956 году семья переехала в Североуральск, где Ион Ионович работал заместителем главного архитектора города.

Североуральск город небольшой, почти все жители знали друг друга.Сын Иона Ионовича Сергей рассказывал:«Старожилы до сих пор помнят, как Ион Ионович высаживал лиственничную аллею в городе. Сейчас это улица Мира в Североуральске» [2].

8«Не одно воскресенье мы не сидели дома»,-вспоминает Ольга, -«походы в лес и на речку» [1]– так семья проводила свободное время. Ион Ионович любил спорт, хорошо плавал, рыбачил.«А когда родители собирались в гости»- вспоминала дочь, - «у них никогда не было проблем с подарком, папа за 30 минут рисовал портрет именинника, и подарок был готов»[1].

В должности главного архитектора Липецкой области Ион Ионовичпроработал 21 год, с ноября 1961-го по сентябрь 1982 года, до ухода на пенсию. «Свои знания и богатый опыт в проектной работе и строительстве Медведев И.И.использовал в полной мере. За короткий срок им была организована архитектурная служба в городах и селах области, разработана проектно-планировочная документация, для чего были привлечены крупные проектные организации городов Москвы, Ленинграда, Воронежа, Ростова-на-Дону и Липецка. Свою административную работу Ион Ионович активно сочетал с творческой. По его проектам был построен целый ряд крупных общественных зданий. Среди них гостиницы в г.Ельце, поселке Лев Толстой, райцентре Хлевное, реконструирован клуб в селе Плеханово. По инициативе Медведева И.И. в 1965 г. была создана организация Союза архитекторов РСФСР, в которой до 1978 г. он был бессменным председателем.

На IV и V Всесоюзных съездах архитекторов Ион Ионович избирался членом правления Союза архитекторов СССР.

9Медведев И.И. был депутатом городского Совета народных депутатов.

После ухода в 1982 г. на заслуженный отдых Ион Ионович активно участвует в создании архитектурно-проектной мастерской «Липецкарх-проект», а с 1987 г. по 1988 г. возглавляет эту творческую организацию»[3].

Ион Ионович любил жизнь, честно служил стране и людям, с которыми его сводила судьба, отдавая всего себя делу, которым занимался. В день его 60-летия друзья и коллеги подарили ему веселые шаржи: в них и боевой путь Иона Ионовича, и его студенческие годы, и работа в должности главного архитектора области.

10

Поступившие в фонды музея материалы о бывшем главном архитекторе Липецкой области Медведеве И.И. будут использованы в выставочной работе по темам советского периода истории нашего края.

Список источников:

  1. Воспоминания дочери Медведева И.И. Ольги Ионовны Бембель (Медведевой)
  2. Воспоминания сына Медведева И.И. Медведева Сергея Ионовича
  3. Газета «Ленинское знамя» от 10.02.1990 г. №35(18632) //ЛОКМ
  4. Служебная характеристика Медведева И.И.

Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Трибунских М.А.