+7 (4742) 27-02-12

Древние артефакты Липецких металлургов

Истоки возникновения и становления современного города Липецка, его благосостояния неразрывно связаны с металлургией и металлообработкой. История металлургии Липецкого края начинается в эпоху бронзы  - 4,5 тысячи лет назад. В это время разрабатываются и осваиваются технологии обработки металла, типы инструмента[1].

Эпоха бронзы

1Первые предметы из металла, появившиеся в обиходе местного населения, изготовлены из бронзы – сплава меди и олова. Это ножи, топоры, серпы, рыболовные крючки, шилья – находки весьма редкие, так как сырья для их изготовления на территории Верхнего Дона нет. 2Химический анализ бронзы позволяет сделать вывод, что его поставляли с Кавказа или Урала. К нам поступали готовые изделия или слитки и заготовки. Население Верхнего Дона освоило плавку металла, холодную ковку, рубку и заточку бронзы, а также сложные приёмы литья. Именно с помощью литья получали основную массу изделий.

Литьё производилось в каменные и керамические формы. Как правило, металл из керамических тиглей (ёмкость небольшого размера, в которой плавили металл) разливался в разъёмные (двусторонние) формы керамическими льячками (ложечками).

3Фрагменты таких литейных форм найдены во время раскопок в районе сёл Ярлуково и Двуречки. Металлургия бронзы послужила подготовительным этапом для перехода к чёрной металлургии. Печи шахтного типа, использование принудительного дутья с помощью  ручных мехов, когда воздух в домницу (печь для выплавки железа) подавался кожаными мехами по специальной керамической трубке – фурме;4

приёмы кузнечной и слесарной обработки, освоенные в эпоху бронзы – всё это нашло применение при получении и обработке железа. Возраст чёрной металлургии Верхнего Дона насчитывает 3 тысячи лет.

 Становление чёрной металлургии

На территории современной Липецкой области известны находки железных изделий I тысячелетия до новой эры, полученные из местных руд. Это серпы, топоры, наконечники стрел и дротиков, мечи и кинжалы. Наиболее интересными образцами изделий раннего железного века являются скифские мечи-акинаки.

5

Меч-акинак. Железо. Ранний железный век. Из фондов ЛОКМ.

Качество изготовления, совершенство и красота форм дополнялись декоративной отделкой клинков и рукоятей этих мечей, возраст которых достигает 2,5 и более тысяч лет. К середине I тысячелетия до новой эры металлообработка на территории Верхнего Подонья достигла высокого уровня, что свидетельствует о появлении здесь профессионалов-ремесленников.

В 3-6 в.в. новой эры территорию Верхнего Дона заселили славяне. В XII-XIV веках масштабы железоплавильного производства достигли значительных размеров, позволивших обеспечить производство необходимого количества орудий труда, оружия, бытовых предметов, украшений[1].

6Это подтверждается находками на славянском поселении у села Казинка Грязинского района в месте затопления Матырского водохранилища. В процессе археологических раскопок там обнаружены многочисленные предметы быта, изготовленные из металла, а также следы их производства в виде остатков металлургического горна (прообраз современной доменной печи), шлаков, слесарных инструментов.

В это время славяне-ремесленники не только владели всеми известными технологиями получения и обработки металла, но и совершенствовали их, так как время требовало более сложных технологий, особенно при изготовлении оружия и доспехов. Например, мастер при изготовлении кольчуги должен был освоить сразу несколько технологий. Прежде всего, ему предстояло получить сталь необходимого химического состава, отковать заготовки, а затем получить проволоку. Это требовало и определённых знаний, а также приёмов и навыков обработки металла, и достаточно сложного инструмента. Далее следовала сложная кузнечно-слесарная работа.

7Среди бытовых вещей можно отметить такие сложные и в то же время достаточно распространённые вещи, как ножи  с многослойным лезвием и трубчатые замки. Изготовление из нескольких десятков деталей миниатюрного замка и пружины к нему требовало выполнения не только сложной кузнечной и слесарной работы, но и виртуозной кузнечной сварки, умения паять медью.

Обработка цветных металлов также достигает высокого уровня. Тончайшее литьё, ковка, пайка, чеканка, гравировка, техника перегородчатой эмали позволяли получать изделия, до сих пор поражающие своей красотой и качеством исполнения.

В конце XIV века Верхнее Подонье, разорённое набегами кочевников, надолго запустело, и лишь на рубеже XVI-XVII  веков вновь было заселено. Возрождённый Елец и  основанный в 1614 году город Романов (ныне село Ленино Липецкого района) с их округой превращаются в крупные центры металлургии и металлообработки. Они снабжали металлом земли, лежащие к югу от реки Оки, успешно конкурируя с Тулой до середины XVII века.

Список источников:

  1.  Винников А.З., Синюк А.Т. Дорогами тысячелетий. Воронеж, 2003. 278 с.

Заведующая сектором дореволюционной истории З.А.Клокова   

 

От керосиновой лампы до электрической лампочки

У современного человека, привыкшего пользоваться разнообразными техническими средствами, иногда создаётся впечатление, что электричество, телевидение, радио, телефонная связь существовали всегда. Однако электричество в нашем городе впервые появилось только во второй половине XIX века.

Тогда на строящейся Юго-Восточной железной дороге стали использовать электричество, которое получали благодаря генераторам, приводимым в движение паровыми или гидравлическими двигателями. Позднее подобные электроустановки появились в домах наиболее состоятельных жителей города Липецка: городского головы М.А. Клюева, генерал-майора в отставке М.Д. Крюкова, аптекаря В.К. Вяжлинского, дворянина И.И. Сатина, основателя городского парка В.В. Быханова. В 1891 году электрические огни осветили Золотую аллею Нижнего парка [1].

Затем в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны развитие энергетики в нашем крае было приостановлено вплоть до 20-годов XX века.

1920-е годы

1В 1920-е годы стал претворяться в жизнь план ГОЭЛРО (государственный план электрификации Советской России). В фондах ЛОКМ хранятся интересные листовки того времени, рассказывающие о правилах «пользования» электричеством. Так в «Объявлении» председателя исполкома от 24 марта 1920 года сообщалось, что с 23 марта в городе Липецке будет производиться присоединение «в сеть электричества частных абонентов». При этом «Отдел Коммунального Хозяйства объявляет, что гражданам, имеющим в своих квартирах электрические установки, разрешается пользоваться освещением лишь в количестве одной лампочки силою не свыше 25 свечей на семейство. За неисполнение сего у виновных электрическое освещение будет немедленно выключаться» [2].

А в «Обязательном постановлении Липецкого Укоммунотдела 21 августа 1920 года» говорилось, что «с 1-го сего августа квартиры граждан и некоторых учреждений… будут освещаться электричеством». «Электрическое освещение подается в учреждения боевого значения, как-то продорганы: Военком, Батальон ВОХРА, Уисполком, Милиция, Политбюро, Укомпарт, Утрудком и Почтово-Телеграфная Контора, также лазареты, больницы, детские дома, остальным учреждениям пользоваться энергией воспрещается» [3]. А «в квартирах частных граждан» по-прежнему разрешалось пользоваться «лишь одной лампочкой» «силою» не «более 25 свечей». При этом «за право пользования лампочкой граждане» были обязаны «уплачивать по 100 рублей» [3]. Кроме того, подача электричества была строго ограничена по времени.

2В декабре того же года согласно «Обязательному постановлению № 7799 Липецкого Укоммунотдела», «подача энергии» «в квартиры граждан» была «продлена до 10 часов вечера». В «постановлении» указывалось, что «после сигнала к тушению граждане могут пользоваться светом не дольше 10 минут». А за неисполнение этого и других пунктов данного документа «виновные будут исключены из сети» [4].

Надо сказать, что, соблюдая все вышеуказанные ограничения, пользоваться электричеством могла только небольшая часть «частных граждан», а большинства липецких жителей электрификация ещё не коснулась.

1930-1940-е годы

В 30-е годы XX века, в период индустриализации, в Липецке началось строительство ТЭЦ (теплоэлектроцентраль). В августе 1934 года она дала первое электричество, предназначавшееся, прежде всего, для Новолипецкого металлургического завода и для домов и землянок, расположенных рядом с ним [1].

Кроме того, в 1934 году было принято решение о строительстве линии электропередачи «Липецк-Воронеж» протяженностью 137 км для передачи избыточной энергии от ТЭЦ НЛМЗ. Это было вызвано недостаточной мощностью Воронежской ГРЭС для обеспечения растущего промышленного производства города. Строительство воздушной линии электропередачи «Липецк-Воронеж» завершилось в декабре 1937 года, и уже в следующем году Воронеж стал получать электроэнергию из Липецка [5].

Однако и в этот период дома многих липчан ещё не были электрифицированы. Жительница правобережной части Липецка М.Д. Родионова рассказывала, как в 40-е годы впервые увидела электрическую лампочку у своих родственников, живших в районе современной улицы Лесной. Мария Дмитриевна вспоминала свой испуг и стремление погасить лампочку сорванным с головы платком [6].

3Это было неудивительно, так как привычным источником света для людей того времени были свечи и керосиновые лампы. Чаще всего использовались лампы семилинейные (ширина фитиля 7 линий, около 18 мм) и десятилинейные (ширина фитиля 10 линий, около 25 мм. Линия - это мера длины равная 2,54 мм). Десятилинейные давали больше света, но и потребляли больше керосина. Самыми мощными были двадцатилинейные лампы, имевшие трёхлитровый резервуар для керосина, в быту они не использовались, а освещали сцены театров или другие общественные места [7].

В годы Великой Отечественной войны процесс электрификации приостановился. М.А. Порядина, жительница с. Елецкое Липецкого района, вспоминала: «Во время войны керосина не хватало, его берегли, вместо ламп использовали «коптушечки» - это пузырёк, граммов на сто, в который наливали керосин и вставляли фитиль. При «коптушечках» и уроки делали, и шили. Про электричество знали. Наш учитель Георгий Константинович говорил: «Наступит время, когда лампочка Ильича будет не только в каждом доме, но и у коровы Белки»[8].

Энергообеспеченность Липецка начала восстанавливаться в 1943 году. В феврале 1945 года было принято Постановление Совета Народных Комиссаров СССР о развитии сельской электрификации. А полностью Липецкая область была электрифицирована только к 1970 году [1].

4

Элетромонтёры, работающие на линии электропередачи. 1966 г.

Фотография предоставлена ОСО Липецкэнерго.

В этот период вырос престиж профессии электромонтёра и электрика. О них даже появились загадки: «С когтями, а не птица».

Людям XXI века не понятно, о каких когтях идёт речь. Когтями, или кошками, называли приспособление для подъёма на электрический столб, представляющее собой крюки с зубцами.

5Кошки подобного типа бытовали до конца 70-х годов XX века. В экспозиции Липецкого областного краеведческого музея их можно увидеть в зале «Мы наш, мы новый мир построим», рассказывающем о событиях 1917-1940 годов.

В настоящее время благодаря работе энергетиков в Липецкой области решены важные социально-экономические задачи, жизнь липчан стала комфортнее и безопаснее. А о давно минувших временах без электричества жителям Липецка напоминают только керосиновые лампы и старинные подсвечники в залах экспозиции нашего музея.

Список источников:

  1. 50 лет «Липецкэнерго», Липецк, 2018.
  2. Листовка «Объявление о присоединении в сеть электричества частных абонентов». 1920 г. / ЛОКМ.
  3. Листовка «Обязательное постановление Липецкого Укоммунотдела 21 августа 1920 года» / ЛОКМ.
  4. Листовка «Обязательное постановление № 7799 Липецкого Укоммунотдела». 1920 г. / ЛОКМ.
  5. Липецкэнерго - 35 лет, Ульяновск, 1998. 272 с.
  6. Устные воспоминания Родионовой М.Д. Собраны Андреевой Г.А., 2005 год.
  7. Бровко В.П. История керосиновой лампы, М., 2020.
  8. Устные воспоминания Порядиной М.А. Собраны Андреевой Г.А., 2021 год.

Старший научный сотрудник туристического отдела Андреева Г.А.

 

 

Волшебный мир народной вышивки

Мир народной вышивки ярок и необычен, он завораживает богатством образов и красок.

В этнографической коллекции Липецкого областного краеведческого музея хранятся старинные домотканые полотенца, украшенные затейливым шитьем. Эти изделия изготовлены жительницами Липецкого края в конце XIX - начале XX столетий и демонстрируют нам не только безусловное мастерство их создательниц, но и особенности русской национальной культуры.

Ромбовидный орнамент

1

Фрагмент полотенца с вышивкой.

Тербунский р-н, с. Покровка, конец XIX - начало XX в. Из фондов ЛОКМ

Богатый орнамент из ромбовидных узоров, филигранно выполненных в технике счетного креста, украшает собой края полотенца из села Покровка Тербунского района. Ромбовидные фигуры в народной вышивке  ассоциировались с землей, плодородием. Традиционно в орнаменте используются два цвета – красный и черный. Каждый цвет несет в себе определенное значение. Красный – символизирует солнце, огонь, красоту, а черный – землю, плодородие, покой [1].

 

Цветы и знаки бесконечности

2

Фрагмент полотенца с вышивкой.

Липецкий р-н, с. Подгорное, конец XIX - начало XX в. Из фондов ЛОКМ

Полотенце-божник (так назывались полотенца, использовавшиеся для украшения икон) из села Подгорное Липецкого района вышито в технике тамбурного шва. Эта одна из древнейших разновидностей вышивок, при всей своей технологичной простоте, позволяет создавать интересные узоры и орнаменты.

На полотенце выполнена двухъярусная композиция цветочно-растительной тематики. В основе вышивки ленточный орнамент из повторяющихся цветочных элементов – это символичное изображение самой земли, матери-кормилицы русского крестьянина. Словно вырастают из почвы стилизованные изображения сказочных цветов, чередующихся между собой. Чтобы вышивка смотрелась богаче, незашитые участки полотна дополнены небольшими декоративными элементами – цветами, «ягодками», коронами. А приглядевшись к замысловатому орнаменту, можно увидеть здесь и перевернутую цифру восемь – известный в математике символ бесконечности. Этот знак встречается на старинных русских вышивках не случайно, ведь наши предки верили в его особые защитные свойства. Считалось, что символ бесконечности помогает привлечь в жизнь богатство и удачу, а незамужней девушке – встретить настоящую любовь [2].

Петушки и домики

3

Фрагмент полотенца с вышивкой.

Липецк, конец XIX - начало XX вв. Из фондов ЛОКМ

Одним из самых любимых персонажей русской народной вышивки был петух. Его вышивали на одежде, постельном белье и, конечно же, на полотенцах. Считается, что изображение петуха – это чисто мужской оберег, который дарит своему владельцу богатство, мужество и мудрость. Традиционно петушок вышивался красными нитками, иногда – зелеными и даже синими, но никогда черными. Ведь черный петух символизировал смерть.

Перед вами нарядный край полотенца с вышивкой в технике счетного креста, выполненной жительницей города Липецка на рубеже XIX-XX веков. Традиционные сочетания красного, белого и черного цветов (на фотографии видно, что нитки полиняли и приобрели темно-серый оттенок) смотрятся празднично и органично. Декоративные элементы с домиками и петушками по краю полотенца дополнены красной сатиновой полосой с эффектным крестовидным орнаментом белыми нитями. Бело-красная кружевная вставка соединяет между собой сатиновый отрез с краем полотенца. [3]

Голуби и Древо жизни

4

Фрагмент полотенца с вышивкой.

Липецкий р-н, с. Подгорное, конец XIX - начало XX в. Из фондов ЛОКМ

Приковывает к себе внимание яркими красками и изобилием мелких деталей вышивка тамбурным швом на полотенце-божнике из села Подгорное Липецкого района, датированная концом XIX - началом XX веков. Особенно выразительны изображения голубей по сторонам композиции. Плотно уложенные друг к другу стежки придают дополнительный объем вышивке и оттеняют более тонкие узоры центральной части композиции. Голубь – один из традиционных обережных символов. Наши предки верили, что изображение этой птицы на ткани способно очищать жилище от негативной энергии и привносить в дом спокойствие, умиротворение.

Центральное место в данной вышивке отведено стилизованному изображению Древа жизни с зеркально раздвоенными стволом и ветвями, усеянными листьями и фантастическими соцветиями. Древо жизни в разнообразнейших вариациях можно встретить не только на полотенцах, но и  на скатертях, предметах одежды. Считалось, что это довольно сильный оберег, защищающий от болезней, помогающий в любовных делах и укрепляющий семейное благополучие.

На представленном фрагменте полотенца видны многолучевые знаки с восемью, девятью и десятью изогнутыми концами, вышитые черными нитками. Подобные символы объединены под одним общим названием – это солярные знаки, пришедшие к нам из далекой старины. У древних славян они символизировали солнце, силы природы и в целом весь мир. А поскольку солнце воплощало собой силы света и добра, то и солярные знаки считались сильными оберегами, призванными защищать от темных сил [4].

Вышивка тамбурным швом выполнялась не только на плотных льняных тканях, но и на тонком, сетчатом материале. На фотографии фрагмента полотенца видно, что его край украшен широкой полосой тюля с разноцветными атласными аппликациями и вышивкой тамбуром белыми нитками. Чтобы сделать обрамление полотенца еще более нарядным и праздничным, мастерица  добавила цветные ленты с позументом и атласом.

Разнообразие узоров вышивок поражает и восхищает. Сложно найти два абсолютно одинаково украшенных шитьем полотенца, ведь это уникальные авторские работы. В каждом таком изделии чувствуется особый колорит и зашифрованный символический смысл, призванный открыться внимательному зрителю.

Список источников:

  1. https://rukodelkino.com/vishivka/8690-motivy-geometricheskogo-ornamenta-v-russkoy-narodnoy-vyshivke.html
  2. https://sunmag.me/interesnoe/znak-beskonechnosti.html
  3. https://www.liveinternet.ru/users/oleska2112/post410727218/
  4. https://silaamuleta.ru/slavyanskie/znachenie-simvola-oberega-derevo-zhizni-komu-podhodit-kak-nosit-i-sdelat-samomu/

Зав. сектором этнографии отдела фондов Е.В. Селезнева

Почетный гражданин нашего города М.А. Шуваев

 

В 1967 году в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции группе старых большевиков за заслуги 1перед трудящимися и вклад в развитие города было присвоено звание Почетный гражданин  города Липецка. В числе первых Почетных граждан был Михаил Аристархович Шуваев (1881-1974), участник революционных событий 1905-1906 годов, первый комиссар почты и телеграфа Липецкого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В 2021 году исполняется 140 лет со дня его рождения.

Вступив в 1903 году в ряды РСДРП, Шуваев испытал на себе все трудности и опасности революционной работы, жизнь в ссылке, каторжный труд, побег. Спасаясь от агентов царской охранки, менял адреса и страны: Сибирь - Дальний Восток –  Китай – Япония – США – Россия.

Детство

М.А. Шуваев родился 9 ноября 1881 года в семье крестьянина села Трубетчино Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне – Добровский район Липецкой области). Отец с матерью работали на сахарном заводе, принадлежавшем графу М.П. Толстому. С семи лет работал на помещичьей свекловичной плантации и Михаил, получая зарплату по 15 копеек за два дня [1]. После смерти матери отец, вновь женившись, перевез семью в Липецк. Здесь Михаил окончил церковно-приходскую школу и устроился учеником в ювелирно-часовую мастерскую, где проработал пять лет.

Революционная деятельность

2Вступление молодого рабочего-часовщика Михаила Шуваева в липецкую подпольную организацию РСДРП совпало с волной стачечного движения. В рабочей и крестьянской среде царила тревожная, напряженная атмосфера:  приближалась революция 1905 года. По заданию организации он работал в тайной типографии, находившейся на Усманской улице в доме купца Шелехова, в подвале здания мастерской дамских шляп «Венский шик».

На гектографе печатал листовки с призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Условия труда были тяжелые: часами в затхлом помещении  без дневного света, постоянно в нервном напряжении, угнетало чувство опасности. В те годы подпольщику грозили не только арест и ссылка, нередко его ожидала смертная казнь. Михаил Аристархович вспоминал: «Прокламации и листовки распространялись нами в городе среди приказчиков всех магазинов. На моем обеспечении были также небольшие предприятия: чугуно-литейный завод Милованова; спирто-водочный завод Вогау /Мариинский/; сальня купцов братьев Сидоровых и другие...» [1].

Во избежание ареста ему приходилось время от времени перебираться в Елец, где в доме наследников Милениных на Кладбищенской улице продолжалась работа по изданию брошюр и прокламаций: «От спячки – к стачке, от стачки – к вооруженному восстанию, от восстания – к победе. Таков наш путь, путь рабочего класса» [1]. В октябре 1906 года орловский губернатор сообщил в Департамент полиции, что в Ельце обнаружена тайная типография с ручным типографским станком, шрифтом и с полным набором на станке прокламации, озаглавленной «Товарищи!», которые в последнее время разбрасывались по городу [1]. В кармане Михаила Шуваева при обыске  нашли 60 прокламаций. В июле 1906 года он был осужден Московской Судебной Палатой на вечную ссылку в Сибирь. Позже стало известно, что арест Шуваева и провал тайной типографии были делом рук липецких провокаторов: ювелира Соболева и учащегося Рингольда, а также ельчан – кузнеца Драгунова и слесаря Ермакова [1].

В эмиграции

В 1911 году во время работ по прокладке шоссейной дороги в сибирской тайге политический преступник Шуваев бежал из-под стражи. Тайшет, Нижнеудинск, Иркутск, Чита, станция Маньчжурия, Харбин - начальные этапы его будущей многолетней одиссеи по городам и странам ближнего и дальнего зарубежья. Получив от надежных товарищей «железный паспорт» - законный документ, удостоверяющий личность на имя Тузовского Филиппа Дмитриевича (этот паспорт М.А. Шуваев хранил всю жизнь и после своей фамилии часто ставил подпись – Тузовский), Михаил Аристархович обосновался в китайском городе Гирин, где работал часовщиком в магазине английской фирмы «Гарри Фукс». В то время въезд в Китай никем не ограничивался. Иностранцы, проживающие в Поднебесной, подчинялись не местным законам, а законам государства, подданными которого состояли. Китайское правительство не имело права предоставлять убежище политическим иммигрантам. М.А. Шуваев вспоминал: «Когда русское посольство вздумало меня арестовать, то по всему северо-восточному Китаю был разослан следующий циркуляр: «Русско-подданный, именующий себя Тузовским, объявляется вне закона, поэтому все знающие его местоприбывание обязаны заявить в ближайшее русское консульство. Те же, кто будет давать ему убежище, будут отвечать по всем строгостям закона Российской Империи. Подпись: Крупенский. Полномочный министр Российской Империи в Пекине» [1].

Предупрежденный об угрозе ареста верными людьми Шуваев  перебрался в Дайрен (Дальний), оттуда – пароходом в Японию, в  Иокогаму, где находился патронат помощи евреям, эмигрирующим в Америку. Благодаря своим скромным познаниям в области еврейского языка, Михаил Аристархович «воспользовался теми же привилегиями, как и евреи, что дало… возможность попасть в Америку за счет американских капиталистов-миллионеров» [1]. В Сиэтле он зарабатывал на жизнь  чистильщиком вагонов на железной дороге фирмы «Northen Pacific», затем рабочим на судостроительном заводе, где  принимал участие в строительстве парохода для России.

Возвращение на родину

3В начале марта 1917 года американские газеты сообщили о февральской революции в России и отречении от престола императора Николая II. Путь на родину был свободен. В сентябре 1917 года М.А. Шуваев вернулся в Липецк и сразу же включился в борьбу за новую жизнь. При местном Совдепе он вместе с товарищами – старыми партийцами организовал первую коммунистическую ячейку, которая стала ядром растущей организации коммунистов Липецка. В мае 1918 года М.А. Шуваев был назначен комиссаром почты, телеграфа и телефонной сети Липецкого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Трудовая деятельность

4В 1920 году из-за открывшегося туберкулеза легких Михаил Аристархович уехал на лечение в Ташкент, навсегда покинув наши края. Вся его дальнейшая жизнь прошла вдалеке от родных мест: Туркестан, Северный Кавказ, Дальний Восток, Средняя Азия. В 1923 году Шуваев закончил рабфак Ташкентского университета и поступил в Петроградский лесной институт, трудился в лесной промышленности. На пенсию он вышел в 1951 году, жил в подмосковном поселке Клязьма, являлся пенсионером союзного значения. Михаил Аристархович никогда не терял связь с земляками, приезжал в Липецк, встречался с общественностью, архивными и музейными работниками. В фондах нашего музея хранятся ценнейшие документальные источники: фотографии, документы, воспоминания, переданные лично Почетным гражданином нашего города М.А. Шуваевым.

Список источников:

  1. Краткая автобиография Шуваева Михаила Аристарховича, 1955 г., машинопись / ЛОКМ

Зав. отделом истории Селезнёва Н. Е.

История одного экспоната. Брошюра «Некоторые советы командиру о поведении на службе и в быту»

В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится небольшая брошюра с интересным названием «Некоторые советы командиру о поведении на службе и в быту», выпущенная ограниченным тиражом, предположительно, в конце 1930-х годов.

Кодекс чести русского офицера

Появление в России в петровскую эпоху регулярной армии потребовало систематизации норм и правил её существования. Ещё в 1715 году царь Пётр I лично принял участие в подготовке «Артикула воинского», где были заложены правила поведения офицеров русской армии. Кроме того, «Артикул» был и сборником уголовно-правовых норм.

Этот документ состоял из 12 глав, каждая в свою очередь делилась на несколько параграфов (артикулов), иногда давалось толкование (пояснение) к артикулу. Некоторые пункты «Артикула» затем вошли в «Кодекс чести русского офицера», составленный в 1804 году, который насчитывал всего 26 пунктов.

1Через 100 лет, во время Русско-японской войны ротмистром Валентином Михайловичем Кульчинским были написаны «Советы молодому офицеру». Документ состоял из 3-х глав:

  1. Основание и сущность военной службы (включала 9 пунктов).
  2. Приезд в полк.
  3. Отношение к начальству и себе самому (включала 38 пунктов).

По сути, они стали кодексом чести русского офицера. Многие советы Кульчинского никогда не потеряют своей актуальности. Вот некоторые из них:

 «Бойся нарушить свой долг – этим навсегда, потеряешь доброе имя»;

 «Лучшая часть храбрости – осторожность»;

«Каждый решительный шаг обдумай. Исправить ошибку нельзя, а загладить трудно. «Семь раз отмерь, один – отрежь»»;

«Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь»;

 «Суметь воспользоваться хорошим советом другого - искусство не меньшее, чем дать хороший совет себе самому» [1].

Правила поведения командира Красной Армии «на службе и в быту»

При создании Красной Армии учитывалось, прежде всего, пролетарское происхождение, в её рядах оказались рабочие и крестьяне, часто – неграмотные. Но при этом советский офицер должен был стать для окружающих «примером во всем» [2]. Поэтому вопрос о правильном поведении офицеров не только по отношению к вышестоящим и подчинённым лицам, но и в обычных бытовых ситуациях был насущным. В помощь командирам Красной Армии по примеру дореволюционного кодекса чести были составлены советы о «правилах поведения на службе, в обществе и в быту» [2], которые напечатали в виде небольшой брошюры. Она называлась «Некоторые советы командиру Красной Армии о поведении на службе и в быту». В фондах нашего музея хранится один экземпляр этой брошюры.

Она была издана «Ордена Ленина Высшей школой войск НКВД», предположительно, в конце 30-х годов, остальные выходные данные отсутствуют. О самой Высшей школе НКВД известно немного, вероятно, информация была засекречена. 10 июля 1934 года на базе ОГПУ (Особого государственного политического управления) был создан общесоюзный НКВД. Осенью 1941 года планировалось расформировать Высшую школу НКВД, которая находилась в Москве, и эвакуировать личный состав в город Куйбышев. А 22 мая 1943 года она была передана в НКГБ СССР.

2Выпуск брошюры «Некоторые советы командиру о поведении на службе и в быту» на рубеже 40-х годов, наверное, был не случайным. И связано это с необходимостью «повышения авторитета командира». «Советы должны были оказать некоторую помощь командиру в его работе по привитию своему подчинённому навыков повседневного выполнения, в духе уставных требований, правил поведения на службе, в обществе и в быту» [2]. Во вступлении говорилось: «Дело чести каждого советского офицера – быть достойным этого звания и с гордостью носить свой мундир с традиционными русскими погонами» [2].

Брошюра состояла из 74 непронумерованных пунктов. Первая и значительная часть советов относилась непосредственно к военной службе, остальная – к обычной жизни, в том числе, и к жизни в семье.

3В самом начале брошюры помещён даже не совет, а указание, которое каждый офицер обязательно должен исполнить: «Тот, кто надел  военный мундир, должен помнить, что располагать собою по личному усмотрению он не может, а обязан подчинить свою жизнь и волю порядку, основанному на законах Советского Правительства и на воинских уставах, регламентирующих жизнь, быт и боевую деятельность войск» [2]. Некоторые нестареющие советы были явно заимствованы автором из дореволюционного кодекса чести: «Если тебе приказывает командир, не спрашивай даже в мыслях своих, правильно ли его приказание, а выполняй без колебаний» [2]. Другие принадлежали именно этой эпохе: «Помни указание товарища Сталина о том, что в военное время  нужно работать с удвоенной энергией. Любая работа, которую ты выполняешь в военное время, идет на обеспечение нашей победы над врагом» [2].

Отдельные пункты советов были проиллюстрированы цитатами А.В. Суворова, М.Д. Скобелева, а также М.В. Фрунзе и В.И. Ленина. Например:

«Научись повиноваться, прежде чем будешь повелевать другими. Немедленно исполняй повеление. Субординация (подчинение и повиновение) – мать дисциплины или военному искусству» (Суворов);

«Начальник, который стремится сделать все за всех сам, делает сразу два преступления: мешает другим и сам ничего не успевает» (Скобелев) [2].

Советы, касающиеся повседневной бытовой жизни, были призваны создать образ настоящего офицера – аккуратного, подтянутого и даже элегантного.

«Командиру нельзя носить кошолок, котелков, бутылок, судков и тому подобных предметов. Можно нести аккуратно упакованный свёрток или чемодан размером не более 50х30 см. Свёрток или вещь нужно нести в левой руке, правая рука должна быть всегда свободной».

«Запрещается появляться в общественных местах в невыглаженном обмундировании, с нечищеными пуговицами и сапогами, в валенках, небритым и непричёсанным» [2].

Кроме того, командир Красной Армии должен овладеть основами этикета и всегда быть вежливым с окружающими.

«При движении в трамвае, автобусе и т. п. уступай место старику, инвалиду, женщине, старшему по званию»;

«Культурный командир в своём присутствии не позволит нагибаться женщине за обронённой вещью (носовой платок, сумочка, перчатки), он поднимет её сам»;

«Не покидай обеденного стола до тех пор, пока не покушали все» [2] .

При этом он должен быть вежлив и заботлив и по отношению к членам своей семьи.

«Будь культурен в быту, уважай труд своей жены и родных, с которыми ты живешь»;  

«Уважай свою жену – боевую подругу, не превращай её в затворницу, в общественных местах старайся чаще быть с нею»;

«Будь хорошим отцом для своих детей, следи за их учебой и поведением. Распущенность твоих детей будет бросать тень на твою командирскую честь» [2].

Брошюра «Некоторые советы командиру о поведении на службе и в быту» выдержала несколько изданий. На обложке выпусков 1943-1944 годов был помещён призыв «Смерть немецким оккупантам» и количество страниц в них меньше.

История поступления брошюры в фонды ЛОКМ

4В музей брошюра поступила от Клавдии Васильевны Бурцевой – Заслуженного врача РФ, Почётного гражданина города Липецка, первого заведующего облздравотделом. После смерти своего мужа она передала в музей его материалы: фотографии, в том числе и периода Великой Отечественной войны, дипломную работу «Разгром Мамонтова и Шкуро под Воронежем и Касторной», а также некоторые документы и эту брошюру. Её муж – Александр Васильевич Бурцев был призван в Красную Армию 1 января 1939 года, воевал на Воронежском, 1-м и 4-м Украинских фронтах. С 1954 по 1961 годы А.В. Бурцев был полковником, заместителем начальника УВД Липецкой области. Вероятно, эту брошюру он получил во время учёбы в Высшей школе НКВД  в качестве пособия, поскольку такие книги не могли продаваться в магазинах.

 

Список источников:

  1. Кульчинский В.М. Советы молодому офицеру. Электронный ресурс: https://www.litmir.me/br/?b=154726&p=1
  2. Некоторые советы командиру о поведении на службе и в быту /ЛОКМ

Старший научный сотрудник отдела фондов Красникова О.И.