На протяжении почти трех столетий в России школьная форма для девочек претерпела многочисленные изменения: от длинных платьев с корсетами до костюмов в деловом стиле. Проследить эти изменения позволяют экспонаты, хранящиеся в фондах ЛОКМ: фотографии юных гимназисток, форменная одежда советских школьниц.
Развитие женского образования
Началом женского образования в России можно назвать середину XVIII века, когда был создан Смольный институт благородных девиц, и появилось несколько частных пансионов для девушек. Но учебных заведений было так мало, что они охватывали лишь незначительное число девочек и девушек. Женское образование по-прежнему оставалось преимущественно домашним [1].
В XIX веке получили распространение средние учебные заведения закрытого типа - дворянские женские институты. Они находились в ведении «Ведомства учреждений Императрицы Марии», названного в честь супруги императора Павла I императрицы Марии Федоровны, возглавившей Воспитательное общество благородных девиц. Ведомство создавало для разных сословий особые женские учебно-воспитательные заведения.
Им были открыты дворянские женские институты сначала в Петербурге и Москве, а затем и в других городах.
В 50-х годах XIX века в большинстве губерний не было ни одного учебного заведения для девочек из небогатых семейств, а во многих - и частных женских пансионов [1].
В марте 1858 года в Санкт-Петербурге был издан Указ об учреждении первого женского училища «для приходящих девиц» (без пансиона). А уже через месяц, в апреле, открылись двери первого в России женского среднего учебного заведения, которое получило название «Мариинская женская гимназия», так как инициатором создания училища выступило «Ведомство учреждений Императрицы Марии». Вслед за Мариинской гимназией в самом Петербурге, а затем и в других городах стали открываться подобные женские учебные заведения [2].
Форма воспитанниц женских институтов и гимназий
Форменная одежда для девочек впервые была введена в Смольном институте благородных девиц. Его воспитанницы делились «по возрастам», и для каждого возраста, согласно Уставу Смольного института 1764 года, предписывалось «делать одежду особливого цвета, а именно: первого возраста девицам кофейного или коришневого, второго голубого, третьего сероватого, а четвертого белого цветов» [3]. Первым трем возрастам полагались белые передники, а самым старшим - зеленые [4]. В учебные дни воспитанницы надевали платья из полушерстяной или шерстяной ткани, а в воскресные и праздничные дни - из шелка. Платье было на корсете, с короткими рукавами и круглым вырезом ворота, украшенным кружевной оборкой; оно имело характерный силуэт: узкий, облегающий фигуру лиф, подчеркнутую линию талии и широкую юбку. Платье дополняли длинные съёмные рукава белого цвета (так называемые «рукавчики»), которые привязывались тесемками к коротким рукавам платья; пелеринка белого цвета, накинутая на плечи и завязывающаяся у горла с помощью банта, и передник с лифом, который застёгивался сзади булавками [4].
Воспитанницы института имели разное материальное положение, но, по словам одной из первых выпускниц Глафиры Алымовой, форменные платья помогали установить «полное равенство для всех, где все были подчинены одним общим правилам и где единственным отличием между воспитанницами служили достоинства и таланты» [5].
Когда в России появились женские гимназии, сначала девочки-гимназистки приходили на занятия в обычной одежде, которая должна была быть чистой и достаточно скромной. Государственное положение о гимназической форме для девочек появилось только в 1896 году [5].
Форма воспитанниц женских институтов и гимназий была очень похожа, но в отличие от институток гимназистки любого возраста носили коричневые шерстяные платья с длинным или коротким рукавом. Платье дополнялось повседневным черным или парадным белым фартуком. В разных гимназиях и в разные годы фасоны платьев и фартуков и оттенки коричневого цвета могли достаточно сильно отличаться. При этом цвет и фасон форменного платья и фартука позволяли определить принадлежность ученицы к определенной гимназии.
В Липецкой женской гимназии, помимо белого передника, ученицы носили белую пелерину.
Школьная форма в СССР
После революции 1917 года школьная форма была отменена. Долгое время её не было просто по причине крайней бедности большинства населения. Дети посещали школу в том, что у кого было, и часто это оказывалось единственной приличной одеждой ребенка [5].
И только после Великой Отечественной войны, в 1949 году, в стране вновь была введена школьная форма. Форма советских девочек практически повторяла форму гимназисток начала XX века: коричневые платья с черными или белыми фартуками. Модельные прически были запрещены, и ученицы заплетали косы с коричневыми или черными, а по праздникам - с белыми бантами.
Несмотря на то что ткань у всех форменных школьных платьев была, в основном, коричневого цвета, со временем появились разнообразные фасоны. Платья были прямыми, с отрезной талией, с юбками «плиссе», «солнце-клеш» и со складками; с воротничками стоечкой и отложными. Поверх обычных воротничков и манжет обязательно пришивались белые: из гипюра или кружев, вязаные или с оборочками.
В будние дни девочки носили черные фартуки, а по праздникам и на торжественные линейки надевали белые.
Многие мамы, да и сами старшеклассницы, шили себе фартуки разнообразных моделей: с крылышками, с защипами, кружевные, с карманами и без, застегивающиеся на пуговицы, завязывающиеся сзади на банты.
И, несмотря на бытующее ныне мнение, что советская школьная форма лишала школьника индивидуальности, большинству девочек нравилось форменное платье с фартуком, и они с удовольствием ее носили. Единственное, что не нравилось всем – это то, что воротничок и манжеты быстро грязнились, и один-два раза в неделю приходилось их стирать, гладить и заново пришивать.
В конце 1980-х была введена новая форма для старшеклассниц: темно-синий костюм-тройка, состоящий из юбки (или брюк), пиджака и жилета.
Такую форму носили ученицы восьмого-одиннадцатого классов, а у девочек с первого по седьмой класс было коричневое форменное платье, как и раньше.
После распада Советского Союза в 1992 году школьная форма была отменена, а в 1999 году введена вновь. Но в настоящее время в России не существует единой школьной формы, однако память о школьной форме СССР живет до сих пор. В последние годы у девочек-выпускниц появилась традиция надевать на последний звонок школьную форму советских времен, которую когда-то носили их бабушки или мамы: темные платья и белый кружевной фартук как символ прощания со школой.
Список источников:
- Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М.: Гардарики, 2005. – с. 367-368
- Днепров Э.Д. Женское образование в России / Э.Д. Днепров, Р.Ф. Усачева. М.: Дрофа, 2009.
- Пономарева В.В. Быть в форме: костюм институтки как предмет одежды и идеологема. Чаcть I // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2017. № 2. С. 133-142.
- Савельева И.Н., Упине Н.Д. Из истории школьной формы. Женские институты в дореволюционной России (школьная форма в царской России) // Вестник ОГУ, № 5 (166). 2014. С. 42-46.
- Зиновьева Л.Е. Форма образа. Форменный костюм российской школьницы в прошлом и настоящем. // Теория моды: одежда, тело, культура. № 26. 2012.
Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Торшина О.Б.