В 2020 году Липецкому областному краеведческому музею исполнилось 111 лет. За это время фонды музея пополнились большой коллекцией часов, среди них напольные, настенные, каминные, настольные, наручные и каретные часы.
Каретные часы
В экспозиции «Купцы народ серьёзный» Липецкого областного краеведческого музея в одной из витрин выставлены небольшие часы (высотой 7 см) с ключом и футляром.
Они принадлежали семье священника Древне-Успенской церкви города Липецка Стефана Фёдоровича Востокова. Часы строгой благородной формы, которую называли «английской», предположительно были изготовлены во Франции в XIX веке. Каркас часов с навесной откидывающейся ручкой выполнен из металла. Стенки корпуса часов застеклены.
Картонный футляр с прорезью-окошком для циферблата часов с наружной стороны отделан тонкой кожей, внутри - бархатом. Это каретные часы, предназначенные для путешествий. Ручка использовалась как для их переноса, так и для подвешивания в карете.
Первые каретные часы были сделаны в 1451 году парижским мастером Жаном Либуром. Звуковой сигнал дорожных часов того времени, в темноте, когда нельзя было рассмотреть циферблат, сообщал пассажирам, который час [1].
Самые знаменитые каретные часы были изготовлены в 1796 году знаменитым мастером Бреге специально для Наполеона. Это были часы с боем и репетиром, которые сообщали время только тогда, когда владелец нажимал на специальную кнопку [1]. Каретные часы славились точным механизмом, редко ломались и изготавливались лучшими часовыми мастерами. Поэтому и сам часовой механизм считался произведением искусства. Очень прочный футляр для каретных часов делался либо целиком прозрачным, либо со стеклянной верхней частью, чтобы владелец мог видеть часовой механизм.
Часы - шар
Часы шарообразной формы с полусферическими линзами, скреплёнными между собой металлическим обручем, с ручкой завода в верхней части, поступили в Липецкий областной краеведческий музей в 1974 году. Они напоминают карманные часы, выпускавшиеся в начале ХХ века компанией «Павел Буре».
В конце XIX – начале XX веков часы фирмы «Павел Буре» были очень популярны в России. Этому способствовала не только поддержка императорского двора (с 1879 года Павел Буре стал официальным поставщиком часов императорского двора) и государственные заказы; дело в том, что их продукция была рассчитана на самые широкие слои покупателей. Часы превратились из роскоши в предмет первой необходимости, а «Павел Буре» продавал часы для всех [2].
Часы-шар, хранящиеся в Липецком областном краеведческом музее, имеют диаметр 17 см, с римскими цифрами на циферблате, тогда как размер карманных часов фирмы «Павел Буре» составлял 6,5 см, а на циферблате были арабские цифры. В музей шарообразные часы были переданы слесарем-монтажником «Росгазстроя» А.М. Скаковым. По его словам, «часы были сняты с колокольни Троицкого собора в городе Чаплыгине, были вынуты из стены, где были замурованы» [3].
Напольные часы в деревянном футляре
В интерьере экспозиции нашего музея «Уездный город» стоят напольные часы второй половины XIX века.
Первые напольные часы появились в 1650-1660 годах и назывались «часовой шкаф», потому что их корпус напоминал высокий шкафчик, утолщавшийся кверху – там находился циферблат, а механизм и маятник были прикрыты. Высота таких часов была значительной: в XVIII и XIX веках она колебалась на уровне 270 см. Старые напольные часы были намного ниже, то есть имели высоту лишь около 180 см [4]. В 1670 году были разработаны длинные маятники, благодаря которым часы стали максимально точными.
Шкаф напольных часов в большинстве случаев был творением художника-столяра и нёс на себе черты мебели этой эпохи. Еще перед 1700 годом некоторые столяры освоили технику инкрустирования – орнаментирования древесины. Это были вначале угловые звездчатые или веерные орнаменты, сложенные из желтых фрагментов самшитового дерева или из слоновой кости и черных элементов эбенового дерева.
«Для придания часам более живого вида часто открывалось движение маятника и гирь, для чего по центру корпуса делалось окно, закрытое стеклом. В таком случае открытые для взора маятник и гири становились объектом дополнительного украшения» [5].
Для изготовления корпуса напольных часов использовали только породы дерева с высоким резонирующим эффектом – дуб, орех, бук. Это были часы с боем, число ударов которого соответствовало определённому часу. В довольно короткий срок напольные часы стали одной из основных частей интерьера гостиных и залов.
До того как были изобретены первые механические музыкальные средства (музыкальная шкатулка появилась столетие спустя), особняк представлял собой довольно тихое место, оживляемое лишь светскими разговорами [5]. Поэтому богатые люди стали заполнять свои дома напольными часами, ведь равномерный ход этих часов создавал спокойный звуковой фон, разрушая угнетающую тишину большого дома.
Напольные часы Липецкого областного краеведческого музея имеют высоту 240 см. Футляр часов состоит их трёх частей: основания, средней части, соответствующей размеру маятника, и верхней части, увеличенной фронтонами с отверстием для циферблата, выполненного из металла, покрытого эмалью. Поверхность средней и верхней части инкрустирована желтым металлом и мастиками зелёных, розовых и белых тонов.
Все вышеперечисленные часы из коллекции ЛОКМ являются не просто инструментами для измерения времени, а подлинными произведениями искусства.
Список источников:
- Дорожные часы и их история. [Электронный ресурс] https://www.treeland.ru/
- Павелъ Буре. Часы. [Электронный ресурс] https://www.p-bure.com/history
- Акт поступления № 2445 от 08.04.1974 г. / ЛОКМ
- Михаль С. Часы. От гномона до атомных часов. М.: Знание, 1983. Электронная версия: Международная общественная организация Наука и Техника, раритетные издания, 1998.
- Власова Е. Победа над временем / «Мир искусств», № 3 (07), 2014.
Научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Никифорова Т.В.