+7 (4742) 27-02-12

С первых дней войны и до Парада Победы

24 июня 1945 года в Москве на Красной площади прошел Парад Победы, ставший символом триумфа советского народа. Лучшие воины Красной Армии прошли маршем по Красной площади, демонстрируя всему миру силу народа-победителя. Среди участников Парада были и наши земляки, отличившиеся в боях на разных фронтах Великой Отечественной войны. В экспозиции Липецкого областного краеведческого музея представлены личные вещи одного из них - Т.В. Панфилова, прошедшего всю войну, участвовавшего в самых страшных и кровопролитных сражениях.

Подготовка Парада Победы

Решение о проведении Парада Победы было принято 15 мая 1945 года, а 24 мая Генеральный штаб доложил И.В. Сталину свои предложения по проведению парада. Они были приняты Верховным Главнокомандующим, но Сталин назначил дату проведения через месяц – 24 июня, хотя Генштаб предлагал дать на подготовку два месяца.

В параде предстояло принять участие десяти сводным полкам, по одному от каждого фронта, а также сводному полку Военно-Морского флота, слушателям военных академий, курсантам военных училищ, войскам Московского гарнизона, военной технике и авиации.

Личный состав для участия в Параде Победы отбирали в соответствии с приказом Сталина, отдавая предпочтение бойцам и офицерам, наиболее отличившимся в боях и имевшим ордена [1].

Для проведения парада в очень короткие сроки требовалось решить множество проблем. Одной из наиболее острых была проблема строевой подготовки участников Парада: далеко не все ветераны боевых действий в этом отношении соответствовали высоким требованиям, кроме того, некоторые из них имели боевые ранения.

1

Сводный полк Ленинградского фронта во время Парада Победы на Красной площади, 1945 год. Источник изображения: https://tass.ru/v-strane/8893133

Так, например, командир знаменной группы С.А. Неустроев, который вместе с М.А. Егоровым, М.В. Кантария и А.П. Берестом должен был в начале Парада вынести Знамя Победы, не мог идеально пройти по Красной Площади, поскольку его ноги были повреждены в результате ранения. Поручать кому-то другому столь ответственное задание не стали. В итоге было принято решение отказаться от выноса Знамени Победы [2].

Самым молодым участником парада был военный летчик Аркадий Николаевич Каманин. Он родился 2 ноября 1928 года, самостоятельно начал летать в 14 лет. В 15 лет Аркадий был удостоен своей первой боевой награды – ордена Красной Звезды, позднее был награжден вторым орденом Красной Звезды, а затем и орденом Красного Знамени. Он участвовал в Параде Победы в составе сводного полка 2-го Украинского фронта. Аркадий Каманин – сын советского летчика, одного из семи первых Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за спасение экспедиции на пароходе «Челюскин», Николая Петровича Каманина [3].

Проведение Парада Победы

Несмотря на все сложности организации и сжатые сроки, Парад прошел в запланированный день 24 июня. Командовал Парадом Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, а принимал Маршал Советского Союза Г.К. Жуков.

В 10 часов 5 минут начался объезд войск. Г.К. Жуков поочередно приветствовал сводные полки и поздравлял участников Парада с победой над Германией. По поручению ЦК партии и советского правительства Георгий Константинович с трибуны поздравил советский народ и Вооруженные Силы с Победой. После этого прозвучал Гимн Советского Союза в исполнении 1400 военных музыкантов, раздались 50 залпов артиллерийского салюта, и над площадью разнеслось троекратное «Ура!».

2

Маршал Советского Союза Рокоссовский К.К. и Маршал Советского Союза Жуков Г.К. Источник изображения: https://sever-press.ru/2020/06/24/k-75-letiju-istoricheskogo-parada-pobedy-24-ijunja-1945-goda/

Торжественный марш победителей открыл К.К. Рокоссовский, вслед за ним шествовали музыканты 2-й Московской военно-музыкальной школы. Затем строем прошли сводные полки в порядке, определенном организаторами. Так сначала шел сводный полк Карельского фронта, за ним Ленинградского фронта, потом 1-го Прибалтийского и так далее по расположению фронтов с севера на юг.

После марша сводных полков на площадь вышли солдаты с трофейными немецкими знаменами. Двести вражеских знамен пало на деревянные помосты перед мавзолеем. После этого на Красную площадь вышла боевая техника. Завершился парад прохождением сводного оркестра.

3

Поверженные немецкие знамёна. Источник изображения: https://rg.ru/2020/06/19/mo-rf-opublikovalo-maloizvestnye-dokumenty-o-parade-pobedy-1945-goda.html

На протяжении двух часов участники парада находились под проливным дождем, но он не смог помешать триумфальному шествию Красной Армии. В общей сложности в параде приняли участие 12 маршалов, 249 генералов, 2536 офицеров, 31 116 сержантов и солдат.

Существует красивая легенда об участии в Параде Победы заслуженного пса из минно-розыскной службы по кличке Джульбарас. Джульбарас - легендарная собака, обнаружившая 7,5 тысяч мин и снарядов в годы войны. Но из-за ранения, полученного весной 1945 года, Джульбарас не мог самостоятельно пройти по Красной площади. Когда эта информация дошла до Сталина, Верховный Главнокомандующий приказал пронести Джульбараса на его кителе. Но это всего лишь легенда. Кинохроника и фотографии Парада не отмечают такого эпизода, хотя упустить его фотокорреспонденты, конечно, не могли.

Дорогами войны до Парада Победы

4Одним из участников Парада Победы 1945 года был наш земляк Тихон Васильевич Панфилов. Тихон Васильевич родился 10 июля 1921 года в деревне Озёрки (ныне не существует) Екатерининского сельсовета Трубетчинского района Рязанской области (ныне территория Липецкой области).

В 1939 году Панфилов Т.В. поступил в Тульское военное оружейно-техническое училище, которое окончил в звании младшего лейтенанта технической службы. В 1941 году Тихон Васильевич прибыл по назначению в 15-й мотострелковый полк 15-й танковой дивизии Киевского особого военного округа.

Тихон Васильевич Панфилов – активный участник боевых действий. За его плечами тяжелейшие сражения Великой Отечественной войны, из которых ему удалось выйти живым. Открывает этот список – оборона Киева. Эта военная операция обернулась крупной трагедией для солдат Юго-Западного фронта. Врагу удалось окружить и взять в плен большую группировку советских войск. Но для этого захватчикам пришлось задействовать дополнительные силы: так, 2-я танковая группа Вермахта была переброшена с направления центрального удара для овладения Киевом. Это позволило советскому командованию лучше подготовиться к обороне Москвы.

Но на этом боевой путь нашего прославленного земляка не закончился. Тихон Васильевич участвовал в героической обороне Сталинграда, а позже в составе Донского фронта в наступательной операции советских войск под кодовым названием «Уран».

Далее была битва на Курской дуге – крупнейшее танковое сражение в истории, а за ней - форсирование Днепра. Удача не оставляла Тихона Васильевича, уцелев в этих страшных, кровопролитных битвах, он продолжил свой боевой путь, участвуя в освобождении Прибалтики.

Командование оценило боевые заслуги Т.В. Панфилова и включило его в список участников Парада Победы 1945 года. Предположительно, он участвовал в составе сводного полка Ленинградского фронта, так как 2-й Прибалтийский фронт был упразднён 1 апреля 1945 года, а его войска вошли в состав Ленинградского фронта.

5Специально для фронтовиков, не имевших парадной формы, изготавливали мундиры для участия в Параде Победы. В общей сложности за месяц подготовки было сшито более пятнадцати тысяч комплектов парадной формы. В собрании Липецкого областного краеведческого музея имеется парадный мундир Т.В. Панфилова, изготовленный по его меркам специально к торжеству 24 июня 1945 года. Этот мундир вместе с фотографией и воспоминаниями о боевом пути Тихона Васильевича передала музею его жена.

Тихон Васильевич имеет много наград, среди которых: медаль «За оборону Киева», медаль «За оборону Сталинграда», грамота «За Героическую оборону Сталинграда», 2 медали «За Боевые заслуги», медаль «За Победу над Германией», 2 Ордена «Красной Звезды».

После Великой Отечественной войны Тихон Васильевич Панфилов до 1950 года находился в составе оккупационных советских войск в Германии. Он закончил службу в звании подполковника инженерно-технической службы, после демобилизации получил образование инженера-геолога в Воронежском государственном университете. Тихон Васильевич работал на «ТИСИЗ Липецк» (самом крупном предприятии Липецкой области в сфере инженерно-строительных изысканий для строительства). Умер Тихон Васильевич Панфилов в 1980 году [4].

Список источников:

1) Электронный ресурс URL: https://parad-pobedy-75.mil.ru/

2) Электронный ресурс URL: https://stat.mil.ru/winner_may/parad/parad1945.htm

3) Электронный ресурс URL: http://army.ric.mil.ru/Stati/item/256001/

4) Воспоминания Панфиловой Т.К. о службе и боевом пути её мужа Панфилова Т.В. // ЛОКМ.

Научный сотрудник отдела истории Черных Е.В.

 

Вещественная история Второй мировой. Эрзац-валенки

Мы продолжаем серию публикаций о вещественной истории, посвящённую 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Как уже говорилось ранее, успех военных предприятий зависит не только от оружия, но и от обмундирования, предметов быта.

В обновленной экспозиции Липецкого областного краеведческого музея «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны» представлены интересные экспонаты, собранные сотрудниками нашего музея и хранящие память о наших земляках, защищавших родину от фашистских захватчиков.

Среди экспонатов этого зала находятся два интересных предмета, привлекающие внимание посетителей. Это –эрзац-валенки.

3

Эрзац-валенки в экспозиции ЛОКМ «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны»

Положение немецких войск к зиме 1941-1942 гг.

Адольф Гитлер для нападения на СССР разработал план «Барбаросса», который предусматривал захват европейской территории СССР стремительным броском. До начала зимы предполагалось захватить Москву, столицу Советского Союза. Расчет был на то, что это сломит боевой дух советского народа, и война будет окончена.

Началась Великая Отечественная война действительно с ошеломляющих побед германского оружия. Советские войска отступали. Осенью 1941 года фашистские войска подошли к Москве,на некоторых участках фронта до столицы оставалось всего 30 км. Но командование Красной Армии сумело организовать достойную оборону и отстоять Москву. План «Барбаросса» провалился, война приобретала затяжной характер.

Немецкая армия оказалась совершенно не готова к ведению войны в зимний период. У немецких солдат было очень качественное обмундирование, но только летнее. Зима 1941 года выдалась аномально холодной, столбики термометров опустились ниже отметки 40 градусов. Большое количество немецкой техники вмерзло в грязь, танки не заводились, отказывали пулеметы. Немецкие ботинки на металлических заклепках сыграли в этих условиях злую роль. В частях вермахта с каждым днем увеличивалось количество потерь личного состава, вызванных обморожениями.

Борьба с русскими морозами в рядах вермахта

4Чтобы хоть как-то обезопасить личный состав от русских морозов, немецкое командование начало в массовом порядке изымать теплые вещи у местного населения на оккупированных территориях, забирали женские полушубки, ватники и шапки ушанки. Бывало такое, что немецкие солдаты принимали переодетых в русскую одежду сослуживцев за противника и открывали по ним огонь.

В Германии приступили к производству зимнего обмундирования,
в том числе валенок.Однако для их массового изготовления не хватало сырья и производственных мощностей. Тогда придумали дешевую альтернативу – эрзац-валенки.

Это специальная обувь, сделанная из прессованной соломы для защиты от холода на манер русских валенок. Эрзац (нем. Ersatz) – суррогат, заменитель чего-либо, в данном случае зимней обуви. На немецком – Strohschuhe, что дословно переводится, как соломенная обувь. Надевалась она поверх уставной обуви, использовалась обычно для несения караульной службы, передвигаться в такой обуви было крайне неудобно.

5Изготавливалась соломенная обувь вручную узниками концентрационных лагерей, например, в женском лагере Равенсбрюк. По 14 часов ослабленные голодом женщины и девушки плели эрзац-валенки, стирая свои руки в кровь о жесткую солому. Узницы, отказывавшиеся от работы, подлежали «утилизации», т.е. уничтожению.

6Стебли сплетались в пучки, затем из них плелись косы, которые укладывали в определенном порядке, придав форму обуви, а затем сшивали шнурком. Подошвы таких ботинок часто пропитывали смолой, чтобы предотвратить их намокание.

7Зимняя немецкая обувь изготавливалась не только из соломы, еще один вид эрзац-валенок шили из толстого войлока и кожи, на деревянной подошве.

Такая обувь тоже применялась в карауле, надевалась поверх уставных сапог, но была гораздо теплее своих соломенных аналогов и дороже в производстве.

Использование трофейных эрзац-валенок советской армией

8Для немцев крепкие морозы 1941 года оказались полной неожиданностью, в отличие от советских солдат, которые привыкли к подобным капризам природы и знали, как защитить себя от холода.

Немецкая зимняя караульная обувь казалась им нелепым изобретением, что стало плодотворной почвой для множества шуток и карикатур на тему замерзающих солдат и лошадей, поедающих немецкую соломенную обувь.

В настоящее время немецкие эрзац-валенки являются довольно редким экспонатом. В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится 4 образца подобной уникальной обуви.

9

Карикатура Бориса Ефимова «Зимний эрзац», опубликованная в одной из советских газет. 

Источник изображения: https://img-fotki.yandex.ru/get/477137/103548746.de/0_f6887_3aa0c798_XL.jpg

Экскурсовод экскурсионно-выставочного отдела Попов В.В.

Повторивший подвиг Гастелло

Отдельный раздел обновленной экспозиции нашего музея «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» посвящен отважным летчикам-землякам, внесшим большой вклад в Великую Победу, 75-летие которой отмечалось в этом году.

Особое место среди них занимает Герой России ельчанин Вячеслав Людвигович Кротевич,  который  первым на Балтике повторил подвиг Николая Гастелло.

1Вячеслав Кротевич родился 3 октября 1908 года в Ельце. Летом 1911 года жизнь провинциального города взволновало небывалое событие - первый показательный полет летчика М.М. Золотухина (уроженца с. Московка Усманского района) на аэроплане системы «Блерио». Возможно, оно поразило воображение маленького Славы и повлияло впоследствии на его решение связать свою жизнь с авиацией. В 1929 году Вячеслав поступил в военно-теоретическую школу летчиков, а через год стал курсантом Военной школы морских летчиков имени И.В. Сталина в городе Ейске.

В характеристике на курсанта Кротевича от 8 июля 1932 года было написано: «Работоспособность хорошая, темп работы быстрый. Настойчив и инициативен, не утомляется, есть стремление быть первачом» [1]. Преподаватели отмечали высокий уровень его знаний и подготовки. Не случайно после окончания обучения он несколько лет работал в этой школе инструктором.

Аэроклуб

2В 1930-е годы в СССР бурно развивалась авиация. Призыв «Комсомолец - на самолет!» нашел широкий отклик у молодежи. В городах страны открывались аэроклубы, в помощь которым были направлены сотни летчиков из авиационных школ и частей. В их числе был и Вячеслав Кротевич. С 1934 года он работал в московском аэроклубе Метростроя, где со временем был назначен начальником учебно-летной части.

Многие из тех, кого Кротевич обучал теории и практике, впоследствии были удостоены высших государственных наград, а 11из них присвоено звание Героя Советского Союза [2].

В первые дни Великой Отечественной войны большинство аэроклубовцев подали рапорты в райвоенкоматы с просьбой направить их в действующую армию. Но призвали только нескольких молодых инструкторов. В клубе обучались 120 курсантов-пилотов, которых нужно было срочно подготовить для фронта.

22 июля 1941 года немецкая авиация совершила первый налет на Москву. Аэродром аэроклуба в деревне Малые Вяземы в 40 километрах от столицы стал первым объектом бомбардировки. Было решено срочно перебазировать аэроклуб в город Кораблино Рязанской области. Когда в октябре 1941 года немцы подошли к Кораблино, последовала эвакуация в поселок Вятские Поляны Кировской области. При эвакуации начальником наземного эшелона назначили Вячеслава Кротевича. Несмотря на постоянные бомбежки, эшелон прибыл на место без потерь. В Вятских Полянах на плечи Вячеслава Людвиговича Кротевича легла большая нагрузка - налаживание учебного процесса в полевых условиях. Несмотря на все трудности, подготовка летных кадров для фронта продолжалась успешно. Летали от зари до зари, а порой и ночью.

Боевая работа

Вячеслав Людвигович неоднократно подавал рапорты с просьбой направить его в действующую армию. Весной 1942 года его просьба была удовлетворена: В.Л. Кротевич был направлен в ВВС Краснознаменного Балтийского флота.

3В жестоких боях с фашистами ярко проявились замечательные качества нашего земляка - мужество, отвага, самоотверженность, любовь к Родине, готовность в любой момент прийти на помощь товарищу. За короткое время он прошел путь от рядового летчика до заместителя командира эскадрильи. Старший лейтенант Кротевич пользовался большим авторитетом среди личного состава полка и особой любовью среди летчиков. Мастер штурмовых ударов, он нанес большой урон противнику в живой силе и технике. С 22 июля по 19 ноября 1943 года им лично уничтожено свыше 80 вражеских солдат и офицеров, 7 огневых точек, 2 зенитных орудия, 4 автомашины, 2 танка, дзот, склад боеприпасов, паровоз и 16 железнодорожных вагонов; а также в группе: потоплено 2 сторожевика, тральщик, самоходная баржа, транспорт, повреждено и сожжено 6 кораблей противника [3].

За мужество и отвагу, проявленные в боях, В.Л. Кротевич был награжден Орденом Красного Знамени. Он по праву считался одним из лучших асов дивизии.

Подвиг

В ноябре 1943 года в газете «Красный Балтийский флот» была опубликована статья капитана М. Сиднева под названием «Разгром отряда вражеских кораблей. Геройский подвиг летчика Кротевича». В ней рассказывалось о событиях, произошедших 19 ноября 1943 года в Финском заливе в районе острова Гогланд. М. Сиднев писал: « … воздушная разведка обнаружила скопление вражеских боевых кораблей. Для нанесения удара командование выслало несколько групп самолетов «Ильюшин-2». Шестерка штурмовиков, ведомая капитаном Агеенко, вылетев на задание, обнаружила три сторожевых корабля и три тральщика противника. При подходе к цели по нашим самолетам с вражеских кораблей открыли интенсивный заградительный огонь. 4Прорвав огненную завесу, летчики нанесли штурмовой удар. В результате прямого попадания бомб потоплен один сторожевой корабль. В момент штурмовки самолет старшего лейтенанта Кротевича получил прямое попадание зенитного снаряда. Самолет загорелся. Тогда отважный балтиец, на горящем самолете, с полной бомбовой нагрузкой, врезался в фашистский тральщик и взорвал его»[4]. Этот подвиг был совершен экипажем самолета Ил-2 35-го штурмового авиационного полка Краснознаменного Балтийского флота в составе   заместителя командира 2-й эскадрильи старшего лейтенанта Вячеслава Кротевича и штурмана звена младшего лейтенанта Ивана Быкова.

5Командование ВВС Краснознаменного Балтийского флота ходатайствовало перед вышестоящим начальством о присвоении В.Л. Кротевичу звания Героя Советского Союза посмертно. Однако тогда, в 1943 году, за совершенный подвиг старший лейтенант В.Л. Кротевич был награжден только орденом Отечественной войны I степени. И лишь полвека спустя Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 6 декабря 1993 года Вячеславу Людвиговичу Кротевичу за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., было присвоено знание Героя Российской Федерации.

Память

В Липецкой области бережно сохраняется память о Герое России В.Л. Кротевиче и его подвиге. В 1965 году улица Строительная в городе Липецке была переименована в улицу Кротевича. Имя Кротевича носит и одна из улиц его родного города.

В 1994 году В.Л. Кротевичу было присвоено звание Почетного гражданина города Ельца. В 2000 году в Ельце на площади Победы установлен горельеф с его изображением.

В Липецком областном краеведческом музее хранятся копия личного дела военного летчика В.Л. Кротевича, находящегося в Архиве Министерства обороны, его фотографии и копии документов.

Список источников:

  1. Копия личного дела № 276224 на военного летчика Кротевича Вячеслава Людвиговича, л.1 / ЛОКМ.
  2. Электронный ресурс: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7247
  3. Электронный ресурс: https://www.polkmoskva.ru/people/947259/
  4. Вырезка из газеты «Красный Балтийский флот» от 19.11.1943 г. со статьей «Разгром отряда вражеских кораблей. Геройский подвиг летчика Кротевич»/ ЛОКМ.

Зав. отделом истории Селезнёва Н.Е.

Женщины на войне. Анна Леонтьевна Смородинова

В Липецком областном краеведческом музее в обновлённой экспозиции «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»  экспонируется шинель и пилотка участницы Сталинградской битвы медсестры Анны Леонтьевны Смородиновой.

1В 1980 году она передала в фонды ЛОКМ свою гимнастёрку, фотографии и воспоминания «Вспоминая минувшие дни…», посвящённые 35-летию Великой Победы. 

Анна Леонтьевна Смородинова родилась в феврале 1922 года в селе Сасово Рязанской области. Когда Ане было 8 лет, она вместе с родителями переехала в Москву. После окончания Московского медицинского техникума в 1939 году Анна Смородинова  была призвана в Красную Армию и в качестве старшей медицинской сестры эвакогоспиталя принимала участие в Советско-финляндской войне. После окончания войны она была демобилизована, но военную форму пришлось снять ненадолго.

222 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Анна Леонтьевна была призвана на службу в первые дни войны. Она вспоминала: «Сборный пункт располагался в новой школе, вокруг красивые новые дома и очень жаль покидать Москву, но обстановка требовала идти на фронт. И вот первый ночлег в 40 километрах от Москвы, в школе, где совсем недавно слышался шумливый, радостный голос детворы – стоит тишина и все школьные принадлежности покрыты пылью…»

Первое назначение она получила в эвакопункт в город Горький; затем в декабре 1941 – в гарнизон хутора Вахитово Кукморского района Татарской АССР. Главной задачей была борьба с педикулёзом и сыпным тифом.

Затем ей было приказано следовать на фронт в составе 600-го стрелкового полка 147-й дивизии 62-й Армии.

Сталинградский фронт

«У каждого участника Великой Отечественной войны есть свой город. Именно свой – оставивший неизгладимый след в душе. Таким городом для меня стал Сталинград. Ведь мы стояли насмерть на подступах к этой твердыне на Волге…», – писала в своих воспоминаниях Анна Леонтьевна.

Первый бой был около хутора Маркино. А.Л. Смородинова вспоминала: «Вокруг пылало зарево, едкий дым затруднял дыхание, связь была нарушена. Сильный обстрел – невозможно поднять головы. Девушки-фельдшера нашей санчасти… проявляли мужество: раненым в тяжёлых условиях оказывалась первая необходимая медицинская помощь. Спасение раненых, вынос их с поля боя считались поступками высокой воинской доблести, такой же, какую проявляли в боях пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики». Раненых выносили в укрытие, «которым являлся сталинградский ковыль».

3Ожесточенные бои шли в Грачёвской балке в районе села Большая Осиновка и станицы Нижне-Чирская, на этом участке немцы стремились прорваться к переправе через реку Дон.

Трое суток 600-й стрелковый полк отбивал атаку за атакой. «Силы иссякли, но бои продолжались. Никто не сдавался… На третьи сутки в одном из местечек реки Чир прорвались немцы. Опять завязался жестокий бой». Анна Леонтьевна через много лет после войны вспоминала: «…раньше, мы почти  не ощущали веса раненых,… сейчас они почему-то стали тяжёлыми… Хотелось пить, кругом вода, а принести её не представлялось возможности… Воду брали из радиаторов разбитых машин».

На чётвертый день, к вечеру взорвали мост через Дон. А.Л. Смородинова была тяжело контужена, а её боевая подруга Мария Пикуль – тяжело ранена. 10 августа 1942 года после ожесточённых боев немцы окружили остатки 147-й стрелковой дивизии, Анна Смородинова и Мария Пикуль оказались в плену.

Плен

Колонна военнопленных долго шла до лагеря, находившегося на пустыре в селе Суровикино. На его территории стояли: дом, служивший комендатурой немецкой охраны, и большой сарай для военнопленных, огороженный колючей проволокой. После прибытия в лагерь уставших от перехода пленных построили в две шеренги, и на их глазах расстреляли евреев и коммунистов.

4«Как-то ночью на беспомощных, раненых и обессилевших людей посыпались бомбы. От страшного взрыва задрожала земля. Ужас охватил нас, подумали, что взрывают лагерь… Кто-то в темноте крикнул: «Лагерь бомбят русские!» – писала Анна Леонтьевна. В эту ночь погибло много военнопленных, а потом стало известно, что выжили только те, кто находились ближе к дому немецкой охраны. Оказалось, что лагерь бомбили «немецкие самолёты с красными звёздочками». Утром появились корреспонденты и фотографы, которые стали снимать, как «русские бомбят своих».

Ежедневно в лагере избивали раненых, на глазах пленных расстреливали евреев, коммунистов и закапывали, некоторые из них были ещё живы.

Советские войска наступали, и военнопленных стали готовить к отправке в стационарный лагерь, из которого выбраться было невозможно. Во время построения отобрали здоровых (таких было мало) и стали грузить в грязные вагоны, а тех, кто не мог идти – тут же расстреливали. В этой суматохе А. Смородинова и М. Пикуль бежали и удачно добрались до станции Чир. Анна Леонтьевна вспоминала: «Но ближе к линии фронта пробираться стало труднее. По неосторожности мы были выданы немцам».

Они попали в лагерь для военнопленных в станице Нижне-Чирская. «Ужасные дни и бессонные ночи. Сколько их прошло – не помню, но всем нам они казались вечностью».

Затем немцы начали отступать и угонять с собой пленных. Но Анна Смородинова и Мария Пикуль спаслись: их «укрыла хозяйка в подвале дома, который располагался на территории лагеря». 22 ноября 1942 года девушки были освобождены частями 5-й танковой бригады.

Командир бригады приказал им в одном из домов принимать раненых, так они работали до прихода медсанбата 5-й танковой бригады. После этого Особым отделом пересыльного пункта Анна и Мария были направлены в спецлагерь в город Рязань для проверки.

И снова в строю

В марте 1943 года А.Л. Смородинова «получила назначение в резерв города Москвы». Она была очень рада увидеть свой город и родных. Дверь открыла маленькая племянница и удивленно спросила: «А ты разве жива?». Родная сестра, увидев Анну, упала в обморок. Оказалось, что Анна Леонтьевна считалась пропавшей без вести.

5В апреле 1943 года А.Л. Смородинова стала старшей медицинской сестрой полевого госпиталя в 20 км от Курска. После битвы на Курской дуге вместе с нашими войсками она участвовала в освобождении польских городов: Ковель, Люблин, Пулавы, Познань, Варшава. В Ковеле ей пришлось с сапёрами из инженерной роты участвовать в разминировании нескольких зданий.

Победу лейтенант медицинской службы Смородинова встретила в пригороде Берлина – Потсдаме. Потом она продолжила свою службу в госпиталях на территории Германии и Латвии. В августе 1946 года Анна Леонтьевна была уволена в запас и вместе с мужем переехала в город Данков, где работала старшей медицинской сестрой психоневрологической больницы.

Анна Леонтьевна Смородинова была награждена медалями: «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу в Великой Отечественной войне», «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне». А самой дорогой наградой она считала медаль «За оборону Сталинграда».

Список источников:

«Вспоминая минувшие дни…». Воспоминания А.Л. Смородиновой / Липецкий областной краеведческий музей.

Научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Никифорова

Легендарный липецкий путешественник Евгений Смургис

В Липецке, в районе МЖК, есть тихая уютная улица, носящая имя Евгения Смургиса, рядом одноименная остановка. Но далеко не каждый липчанин, даже живущий на этой улице, сможет сказать, почему она так называется. А ведь Евгений Павлович Смургис – наш знаменитый липецкий путешественник, на весельной лодке прошедший все реки и озера материковой России и покоривший арктические моря русского Севера.

Дважды он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса и получил сертификаты, подтверждающие его уникальные достижения: в частности, он единственный пересек рекордную для весельных судов северную широту в 77°44', обогнув мыс Челюскин, самую северную точку нашей страны.

1

Е. Смургис. На пути к мысу Челюскин. Фото из архива Песляка Н.И.

С 1967 по 1993 год Евгений Смургис прошел на веслах 48 тысяч километров за 710 ходовых дней. Суммарную протяженность его гребного марафона до сих пор никто не превзошел.

Начало пути

Из воспоминаний Николая Ивановича Песляка, давнего друга знаменитого путешественника: «Евгений Смургис родился в Оренбурге 19 августа 1938 года, но, еще будучи мальчишкой, переехал в Липецк. В 1950 году его отца – военного летчика, участника Великой Отечественной войны, начальника летного училища, в котором, кстати, учился первый космонавт планеты Юрий Гагарин, перевели по службе в Липецк, и вместе с ним перебралась его семья: жена и двое сыновей. Женя вместе с братом с юности занимался спортом: он прекрасно катался на лыжах, был отличным пловцом и легкоатлетом. Но больше всего ему нравился бокс – он стал мастером спорта по боксу. Именно бокс воспитал в нем силу воли, твердый характер, терпение и трудолюбие.

Увлечение лодками пришло гораздо позже, когда после окончания Пермского педагогического института Евгений стал работать учителем физкультуры в школе небольшого таежного поселка Тулпан. Самым распространенным способом передвижения здесь были лодки, с которыми местные жители от мала до велика очень ловко управлялись. Молодому преподавателю физкультуры это так понравилось, что он тоже решил освоить новый для себя вид транспорта» [1].

Из материалов, переданных в Липецкий областной краеведческий музей братом Евгения, Владимиром Павловичем Смургисом: «Первую обычную весельную лодку брату помог смастерить 78-летний умелец из пермской деревни Гусиново - охотник и рыболов. Днище сделали из старого кедра, борта из еловых досок, а нос и корму – из корней елей. 8-метровая лодка могла перевезти полтонны груза, а оседала при этом в воде лишь на длину ладони. Лодку назвали «Мах-4», что означало «Махай в 4 весла» [2].

2

Макет лодки «Мах-4». Из фондов ЛОКМ.

3

Лодка «Мах-4». Фото из личного архива Песляка Н.И.

На этой лодке летом 1967 года будущий путешественник вместе с товарищем совершил свой первый лодочный поход: за несколько дней добрался до родного Липецка, причалив прямо на городском пляже. Картой ему служил школьный атлас по географии, а из навигационных приборов был только компас. Именно тогда он и «заболел» путешествиями.

Воспоминания О.Б. Торшиной

«Мне повезло, я была лично знакома с Евгением Смургисом. Он был давним другом брата моей мамы, Николая Ивановича Песляка. Женя почти каждую осень приезжал к родным в Липецк – это был своеобразный отчет, особенно перед отцом, который много сделал для развития спорта в Липецке, о так называемой «проделанной работе». В каждый свой приезд Евгений обязательно встречался с Николаем Ивановичем, а тот, в свою очередь, ездил к Смургису поохотиться в тайге (кроме всего прочего, Евгений был охотником-промысловиком), а однажды вместе с ним стал участником небывалого по протяженности лодочного путешествия через всю нашу огромную страну с запада до самого Тихого океана. Как вспоминал Николай Иванович впоследствии, во Владивостоке лодку Смургиса встречали военные моряки и последние 100 метров несли ее на руках.

4

Евгений Смургис и Николай Песляк во время лодочного путешествия.

Фото из архива Песляка Н.И.

5

При доставке лодки от одного водоема к другому помощь местной детворы неоценима.

Фото из личного архива Песляка Н.И.

Последний раз я видела Евгения Смургиса в декабре 1992 года, на дне рождения Николая Ивановича. Как всегда, подтянутый, загорелый, несмотря на зиму. Глядя на него, никому в голову не пришла бы мысль, что этот худощавый с виду мужчина обладает недюжинной силой, и что под его коричневым костюмом скрывается тело, состоящее сплошь из стальных мускулов. Как обычно, при встрече с ним, мы расспрашивали его о предстоящих планах, он рассказывал о различных необычных случаях, произошедших с ним во время путешествий (он был великолепным рассказчиком).

В одном из походов по арктическим морям произошло ЧП. Евгений высадился на льдину отдохнуть, вытащил лодку, привязал ее. Вдруг по льдине пошла трещина, причем, по иронии судьбы, именно между ним и лодкой. Кусок льдины, где была привязана лодка со всеми пожитками, откололся и стал быстро удаляться. Жене просто чудом удалось в последний момент запрыгнуть в уплывающую лодку! Не обошлось и без купания в ледяной воде. На вопрос, не страшно ли было, он ответил, что не думал об этом, главное – лодка. Вот без лодки было бы действительно страшно: мог остаться один на льдине без еды, без вещей и, главное, без связи (рация оставалась в лодке).

В другой раз повстречался он с белым медведем. Мишка пришел половить рыбку! Мы, конечно же, сразу дополнили Женин рассказ: шутили, что, то ли голодный медведь стащил рыбу у Смургиса, то ли голодный Смургис отнял рыбу у мишки! Больше склонялись ко второму варианту.

Рассказывал Евгений и о том, как японцы предложили ему полностью спонсировать один из его гребных марафонов, но при условии, что лодка пойдет под японским флагом – Смургис отказался, несмотря на то, что денег у него практически не было. Он всегда был патриотом своей страны.

В ту последнюю встречу Женя поведал нам о своем предстоящем кругосветном путешествии. Такого лодочного перехода еще не было никогда. Он намеревался за 225 дней на весельной лодке совершить кругосветное плавание. В честь данного гребного марафона был даже выпущен специальный вымпел.

6

Вымпел с указанием маршрута гребного марафона Евгения Смургиса. Из фондов ЛОКМ.

Еще Евгений говорил, что теперь, после развала Советского Союза (был 1992 год), очень сложно найти спонсоров для «кругосветки». Одним их спонсоров стал Елецкий радиотехнический завод «Эльта», сделавший специально для него средства связи и кое-какие приборы. Другой спонсор обеспечил хорошей легкой теплой одеждой. Остальное приобретал на свои средства. Мы спросили его, не боится ли он один пускаться в такое рискованное плавание. Вдруг лодка утонет или с сердцем станет плохо. Женя, как всегда с улыбкой, отвечал, что в этот раз он не один, вместе с ним поплывет сын Саша. Лодка у него новая, она непотопляемая, сделали ее по чертежам древних поморов, только вот название оставили прежним «Мах-4». А с сердцем у него все в порядке, т.к. он каждый день тренируется.

Да, не думали мы, что эта встреча будет последней! Прощаясь, пожелали ему удачи в его трудном путешествии и благополучного возвращения» [3].

Меньше, чем через год Евгения Смургиса не стало. Его жизнь трагически оборвалась за тысячи километров от Липецка, в бушующем Бискайском заливе у берегов Франции. Ему было 55 лет.

Это был удивительный человек: сильный, мужественный, отважный, достойный того, чтобы липчане о нем знали и помнили.

В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранятся материалы нашего знаменитого путешественника, переданные в 1998 году его братом Владимиром Павловичем Смургисом: макет первой лодки «Мах-4», вымпелы, посвященные кругосветному весельному плаванию, фотографии Е.П. Смургиса различных лет и др.

А лодка «Мах-4» действительно оказалась непотопляемой, и стоит она сейчас в морском музее во Франции как памятник мужеству русского путешественника.

7

Последнее плавание Евгения Смургиса (вместе с ним – сын Александр).

Лондонский мост Тауэр Бридж. Фото из архива Песляка Н.И.

Список источников:

  1. Николай Песляк. «Одиссея Евгения Смургиса». Литературный журнал «Петровский мост». № 2 – 2008 г.
  2. Личное дело Е.П. Смургиса /Липецкий областной краеведческий музей.
  3. Воспоминания Торшиной О.Б. о Евгении Смургисе.

Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Торшина О.Б.