Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

На южных рубежах. Нашествие гетмана Сагайдачного

На южных рубежах. Нашествие гетмана Сагайдачного

В Липецком областном краеведческом музее хранится серебряный грош Сигизмунда III Вазы (1566-1632). Эта серебряная монета найдена в г. Ельце в 2015 году во время археологических раскопок под руководством А.Н. Голотвина. Монета датируется 1614 годом и произведена на монетном дворе г. Кракова. На 1аверсе изображён польский герб - орёл с расправленными крыльями. Голова орла развернута влево и увенчана короной. На груди орла щит с изображением родового герба династии Вазов - сноп, напоминающий формой вазу. Эта монета является свидетелем событий Смутного времени: Польско-литовской интервенции на русскую землю.

Восточная политика Сигизмунда III и начало похода Владислава

Король польский и великий князь литовский Сигизмунд III стремился расширить владения своего государства на восток за счёт земель Московского царства. В период Смутного времени он оказывал помощь самозванцам Лжедмитрию I и Лжедмитрию II. Позже Сигизмунд III решил начать открытую «войну с Московским государством и соединить его с Речью Посполитой» [1]. Формально Русско-польская война началась в 1609 году и продолжалась до 1618 года. Апогеем войны стала открытая польская интервенция 1617-1618 гг. и нашествие казаков под предводительством гетмана Сагайдачного.

В апреле 1617 года польский королевич Владислав во главе одиннадцатитысячного войска выступил из Варшавы на Москву. В случае успеха военной компании Владислав должен был:

1) соединить Московское государство и Польшу неразрывным союзом;

2) установить между ними свободную торговлю;

3) отказаться от прав на Ливонию и Эстонию;

4) возвратить Польше и Литве отторгнутые у них земли: Смоленское княжество, города Брянск, Стародуб, Чернигов, Новгород-Северский, Рыльск, Курск, Невель и др. [2].

По мере продвижения польского корпуса вглубь московских земель, сопротивление русского войска становилось всё сильнее. Под Вязьмой Владислав принял решение остановиться и ждать подкрепления из Варшавы.

2

Поход гетмана Сагайдачного

3В августе 1618 года на помощь Владиславу отправился 20-тысячный корпус казаков под предводительством гетмана Петра Конашевича Сагайдачного [3]. Гетман повёл свои войска не прямо на Вязьму, где находился польский корпус, а в обход на Путивль. Для отвлечения московских воевод от южной границы, в районе Калуги действовал четырёхтысячный отряд во главе с полковником Михаилом Дорошенко. Путивль был взят штурмом, затем пал Рыльск. Для Сагайдачного открывался путь на Москву, но основным препятствием на этом пути была Засечная черта. Она включала в себя систему оборонительных сооружений с городами-крепостями. Следующим на пути армии Сагайдачного стоял город Ливны. Захватив Ливенскую крепость и убив её защитников, гетман двинулся к Ельцу, где соединился с отрядом Дорошенко.

Штурм Ельца

Город Елец входил в систему обороны южной границы Московского государства. Он представлял собой крепость с городовыми башнями обнесённую стеной, рвом и надолбами. Стены толщиной около 3 метров [5] были сделаны из бревенчатых срубов, заполненных землёй и камнями [3] и покрыты тёсом.

4

Осада крепости поляками и литовцами в 1612 г. Источник изображения: http://www.onegaonline.ru/seetext.php?kod=652

Оценив сильные и слабые стороны укреплений, Сагайдачный сделал вывод, что быстро взять Елец не получится. Время играло против него. В Вязьме ждал Владислав, требуя от гетмана присоединиться как можно скорее. Оставлять у себя в тылу Елецкую крепость Сагайдачный не мог. Тогда гетман прибегнул к хитрости, приказав казакам идти на штурм. После неудачных попыток взять крепость, казаки сделали вид, что отступают. Елецкий воевода Андрей Богданович Полев решил сделать вылазку, чтобы в открытом поле добить неприятеля. А когда увлеченные преследованием врага ратники отдалились от города, оставленный в засаде отряд казаков ворвался в Елец. Город был разорен и сожжен, многие его защитники, в том числе и сам воевода, погибли. Захватчикам достались богатые трофеи: запасы продовольствия, оружие, боеприпасы и 30 тысяч рублей царской казны, предназначавшиеся крымскому хану.

После Ельца пали Лебедянь и Данков. Они были взяты и разграблены отрядом казаков во главе с Дорошенко [4].

На Москву

5

Оборона крепостных стен от поляков. Источник изображения: https://mrg-online.ru/articles/smolensk-shhit-rossii/

Следующим городом на пути Сагайдачного был Михайлов. Осада Михайлова началась 16 августа и продолжалась до 6 сентября. Казаки понесли большие потери, но так и не смогли захватить крепость, были вынуждены снять осаду и оставить город. Следующим рубежом на пути к Москве была р. Ока. Помешать переправе Сагайдачного должны были русские войска во главе с воеводой Волконским. Русский воевода оказал серьёзное сопротивление противнику, но не смог справиться с поставленной задачей.

20 сентября 1618 года корпус Сагайдачного соединился с полками королевича Владислава, и 1 октября началась осада Москвы. В течение нескольких недель войска интервентов штурмовали крепость, но не достигли существенных успехов. Ни у одной из сторон не хватило сил, чтобы переломить войну в свою пользу. Начались переговоры, которые привели к заключению позорного для Московского царства Деулинского перемирия на 14,5 лет, согласно которому были сделаны значительные политические и территориальные уступки Речи Посполитой.

Рейд Сагайдачного оказался разрушительным для южнорусских земель: были убиты и угнаны в плен сотни местных жителей, сожжены села и города. Страх перед новым набегом казаков еще долго оставался в воспоминаниях современников.

Список источников:

  1. Эйльбарт Н.В. Московский поход Сигизмунда III в польских документах государственного архива Швеции // Учёные записки ЗабГГПУ. 2013. № 2 (49). С. 166-173.
  2. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Кн. 2. Т. VI-X. - Спб., 1911.
  3. Сорока Ю.В. Поход Сагайдачного на Москву. 1618 г. https://www.litmir.me/br/?b=212380&p=1
  4. Рощупкин А.Ю. Елецкая крепость на южных рубежах московского государства в конце XVI – первой половине XVII в. (строительство, восстановление, реконструкция) // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 6 (44). С. 120-124.
  5. Ракитин А.С. «В мятежное время и ныне после черкасского розоренья». Город Данков при воеводе Ф.Г. Аладьине в 1618-1619 гг. Научно-популярное издание. Центр оперативной полиграфии RD Print. Мытищи Московская область, 2017. 50 с.

 

Зав. отделом археологии Гепалов А.С.

 

Дважды кавалер ордена Александра Невского

13 мая 2021 года отмечается 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны образ этого знаменитого полководца, дипломата и святого Русской земли стал символом борьбы советского народа с немецкими захватчиками. 29 июля 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР был учреждён орден Александра Невского, которым за личную отвагу, мужество и храбрость награждено 41 685 офицеров Советской армии. Среди кавалеров этого ордена были и наши земляки. Сегодня мы вспомним одного из них – лётчика-истребителя Петра Дмитриевича Углянского, удостоенного этой высокой награды дважды.

Начало пути

Пётр Дмитриевич Углянский родился 20 июня 1920 года «в посёлке завода «Свободный Сокол» в семье рабочего» [1]. С чего же начинался жизненный путь будущего героя? В своей автобиографии он писал: «В 1935 году окончил 7 классов липецкой средней школы № 3 и поступил учиться в школу ФЗУ завода «Свободный Сокол», которую окончил в 1938 году по специальности шишельника [шишельник - специалист в литьевом производстве, подготавливающий (набивающий песком) форму для отливки какого-либо изделия]. В 1938 году поступил работать по специальности в труболитейный цех № 1 завода «Свободный Сокол» [1]. Казалось бы, за простыми словами этого документа скрывается обычная биография того времени: мальчик из рабочего района пошёл по стопам своего отца, как тысячи советских юношей учился в фабрично-заводской школе, где готовили квалифицированных рабочих, и в дальнейшем собирался трудиться на родном заводе. Но на самом деле, получая рабочую профессию, Пётр Углянский мечтал совсем о другом будущем. Его мечты были связаны с важными событиями, происходившими тогда в жизни Липецка.

Дело в том, что в 1934 году в нашем городе был создан аэроклуб Осоавиахима имени М.В. Водопьянова. Активное участие во всех его начинаниях принял завод «Свободный Сокол», на котором учился, а затем работал Углянский. «Основную роль в создании… материальной базы [аэроклуба] сыграли рабочие «Свободного Сокола», собравшие средства «на покупку самолёта, строительство парашютной вышки» [2]. «На бывших картофельных полях сёл Студёнки и Сокольское появился новый аэродром (ныне в районе стадиона «Сокол»)… Уже в июле 1935 года заводом «Свободный Сокол» был приобретён первый аэроклубовский самолёт У-2, а также комплект запасных частей к самолёту и мотору, три парашюта, учебное оборудование» [2]. Тогда при заводе работал планерный кружок, и, кроме того, у Липецкого аэроклуба появился филиал – школа лётчиков аэроклуба «Свободного Сокола», в котором без отрыва от производства начали обучение молодых рабочих завода.

Липецк того времени стал авиационным городом, в котором торжественно отмечали Всесоюзный день авиации, в праздник катали на аэроклубовском самолёте лучших ударников липецких предприятий, а газета «Липецкая коммуна» «часто публиковала заметки будущих пилотов, где они чаще всего описывали свои первые самостоятельные полёты» [2].

Неудивительно, что Пётр Углянский, как и многие липецкие юноши и девушки, мечтал о небе. В 1938 году он окончил аэроклуб имени М.В. Водопьянова и в декабре поступил в Борисоглебскую авиационную школу пилотов.

Военный лётчик

1В 1939 году П.Д. Углянский «по окончании военной школы был направлен» в 153-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа [1]. Именно с этим полком, 22 ноября 1942 года преобразованным в 28-й Гвардейский [3], был связан весь боевой путь лётчика Углянского.

В фондах ЛОКМ хранится переданная Петром Дмитриевичем Углянским фотография, на ней на фоне простого русского пейзажа запечатлена группа лётчиков: молодые открытые лица с задумчивым выражением или радостной улыбкой. На обороте подпись: «Состав эскадрильи № 1 – 153 ИАП в день начала войны 41 г. 22 июня» и приписка, сделанная его рукой: «Погибли из лучших друзей» и ниже столбик из 8 имён и фамилий…

 

 

2

Состав эскадрильи № 1 – 153 ИАП, 1941 год.  Первый слева в нижнем ряду – П.Д. Углянский. Фотография из фондов ЛОКМ.

С 22 июня 1941 года младший лейтенант Углянский вместе со своими однополчанами защищал небо Ленинграда. За первые полтора месяца войны на самолёте И-153 он совершил 133 боевых вылета [2]. 6 августа 1941 года во время воздушного боя, прикрывая атаку своего ведущего Алексея Смирнова, Пётр Углянский был вынужден вступить в поединок с ведущим пары истребителей противника. Углянскому удалось подбить вражеский «Мессершмитт», но его самолёт был сбит, а сам он – ранен, «получив при этом огнестрельно-пулевой перелом правого плеча, перелом трёх рёбер с ранением лёгкого». Позднее в госпитале была извлечена пуля из «второго поясничного позвонка» [2]. Кроме того, в результате ранения у него развился гнойный плеврит. После длительного лечения в январе 1942 года медицинская комиссия признала П.Д. Углянского инвалидом 2-й группы. Но, несмотря на это, он не отчаялся…

Преодоление

Зимой 1942 года однополчане Углянского получили из тылового госпиталя на Урале письмо, в котором он писал: «Выжил, всем врагам назло. Профессор сказал: «Небо будешь видеть только с земли». А я верю – отрастут крылья, ещё повоюем...» [4]. И осенью 1942 года Углянский, в самом деле, вернулся в родной полк, «который базировался в городе Липецке» [1].

В марте 1943 года младший лейтенант Углянский снова получил ранение – осколками снаряда авиационной пушки была травмирована кисть правой руки [2]. Но и после этого он продолжал летать, несмотря ни на что, преодолевая последствия тяжёлого ранения. Врач авиаполка писал, что П.Д. Углянский «перегрузки переносит тяжело, сильно устаёт в полёте, но летать очень любит и не обращает внимания на плохое самочувствие» [2]. Он продолжал сражаться в своём полку до самого конца войны, совершил ещё около 300 боевых вылетов, сбил 13 самолётов противника [2].

3К 9 мая 1945 года гвардии капитан Углянский был командиром эскадрильи. «За образцовое выполнение задания командования в период Великой Отечественной войны был награждён: 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, а также медалями – «За оборону города Ленинграда», «За взятие города Кёнигсберга», «За победу над Германией» [1].

Петру Дмитриевичу довелось быть участником знаменитого Парада Победы, состоявшегося 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади. Приехав в Москву на репетицию Парада, 25-летний герой сфотографировался на память в новой форме, сшитой специально для этого торжества. Теперь эта фотография хранится в фондах ЛОКМ вместе с другими материалами, переданными им в далёком 1965 году.

После войны

После Победы гвардии капитан Углянский продолжал служить в ВВС. Но в 1947 году 28-й Гвардейский истребительный авиационный полк в рамках перевооружения стал переходить на реактивные самолёты, летать на которых Петру Дмитриевичу Углянскому не позволило состояние здоровья. Он был признан «негодным к лётной работе» и уволен из армии [2].

4Пётр Дмитриевич вернулся в родной Липецк, где работал старшим мастером в труболитейном цехе № 2 завода «Свободный Сокол» и даже был награждён бронзовой медалью ВДНХ [1].

Но его боевое прошлое не было забыто, в 1965 году в Липецк пришла открытка из Калининской области, в которой командование и политотдел войсковой части № 06843 приглашали П.Д. Углянского на празднование 25-летия полка.

И Пётр Дмитриевич отправился в путь, 20 лет спустя он снова побывал и сфотографировался на Красной площади.

5

П.Д. Углянский на Красной площади, 1965 год. Фотография из фондов ЛОКМ.

А затем 23 февраля 1945 года принял участие в торжественных мероприятиях, посвящённых 47-летию Советской Армиии 25-летию своего полка. На память об этих событиях и встрече с боевыми друзьями осталась фотография, сделанная на фоне стенда, рассказывающего о боевом пути и героях 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

6

Встреча однополчан на торжественном мероприятии, посвящённом 25-летию 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка. 1965 год. Второй слева – П.Д. Углянский. Фотография из фондов ЛОКМ.

После этой встречи ему было отпущено ещё 17 лет жизни в родном городе. Пётр Дмитриевич Углянский скончался 23 февраля 1982 года и был похоронен на Сокольском кладбище города Липецка. Но память о нём живёт на страницах книг и электронных ресурсов, посвящённых советским лётчикам Второй Мировой. А его портрет, тот самый портрет молодого и жизнерадостного участника Парада Победы, можно увидеть в новом мемориальном комплексе «Дорога Памяти» (г. Москва) и в одной из витрин выставки «Искусство воевать», которая сейчас работает в нашем музее.

Список источников:

  1. Углянский П.Д. Автобиография. 1965 год / ЛОКМ
  2. Ковалёв С.Ю. Липецк авиационный (1912-1941).- Липецк, 2017. 448 с.
  3. Углянский Пётр Дмитриевич / Электронный ресурс: http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/u/uglyanski.htm
  4. Прославленному авиаполку посвящается... / Электронный ресурс: http://redakciya2005.narod.ru/txt/2008/0000175.html

Зав. отделом природы Юнченко А.В.

 

Штрихи к портрету героя на войне. Сергей Гусев

1У меня в руках пожелтевший от времени листок фронтового письма, адресованного Наташе Гусевой в город Липецк 4 ноября 1944 года. Автор письма – её старший брат, капитан Сергей Иванович Гусев. Это его последняя весточка с фронта. 18 января 1944 года заместитель командира батальона по политической части капитан Гусев Сергей Иванович в рукопашном бою за город Гумбиннен в Восточной Пруссии был смертельно ранен.

Мне выпало счастье познакомиться с родной сестрой капитана Сергея Гусева – Натальей Ивановной. Волнуясь, рассказывала она о том, что бережно с детских лет хранила её память. Её воспоминания дополняют живыми деталями то, что мы знаем о Сергее Ивановиче, о его жизни и подвигах.

Воспоминания сестры героя

Наташа (Ната) была в семье самой младшей. Сергей (старше её на 11 лет) особенно любил маленькую сестрёнку. Окончив ремесленное училище, он пошёл работать. Всякий раз спрашивал у неё: «Ну, что тебе с получки купить?». И она, провожая брата до калитки, отвечала: «булочку». Наталья Ивановна вспоминала, как подарил он ей тапочки, отрез на платье. «Он всё дарил от чистого сердца, поэтому так всё и дорого», – говорила она. «Серёжа был очень заботливый и очень для всех желанный, с ним вместе в дом как будто радость входила» [1]. Он любил петь, играл на гармошке, а младшая сестрёнка всегда была рядом, весело выводила звонким голосом частушки, приплясывала. В день его свадьбы с Марусей счастливая Наташа бежала впереди процессии в новой, подаренной братом кофте.

На третий день войны призвали в армию отца – Ивана Кузьмича. Сергей тоже рвался на фронт, и когда, наконец, его просьбу удовлетворили, он пришёл домой взволнованный, возбуждённый. Купил сестре Нате пальто и объяснил: «Может, долго придётся воевать, а старое износилось. Носи, сестрёнка…»[1]. Однажды в 42-м, когда дома одни женщины при тусклом свете керосиновой лампы с тревогой слушали «чёрную тарелку» - радио, неожиданно на пороге родного дома появился Сергей! Военная служба занесла его после тяжёлого ранения в близлежащие к Липецку края. И ему удалось выкроить два дня, чтобы повидаться с родными. Через некоторое время опять радость. 2Сергей сообщил, что пока находится недалеко, и кто-нибудь из родных может к нему приехать. Мать и невестка посмотрели друг на друга. Каждой очень хотелось сказать: «Поеду я». И каждая сдержалась. Мать рассудила так: «Поезжай, Маруся, ты ему сейчас нужнее, а о Ниночке не беспокойся» [1], - и приняла из рук счастливой невестки грудного ребёнка.

Вспоминала Наталья Ивановна и тот горький день, когда принесли похоронку. Они с Марусей как раз ездили в лес за дровами. Вернулись, Наташа - в сени. Видит – письмо, почерк чужой. Подбежала Маруся, выхватила письмо, да как закричит… «А потом посылку прислали. В ней китель, брюки, фотографии Серёжины» [1], - рассказывала Наталья Ивановна, и слёзы наполняли её глаза. Она достала ветхий листок фронтового письма.

Последнее письмо

В ноябре 1944 года в город Липецк по адресу улица Кренкеля, 4 пришло письмо для Натальи Ивановны Гусевой. Последнее письмо от её любимого брата. Долгие годы она бережно хранила этот листочек бумаги, исписанный его рукой, а потом решила передать его в фонды нашего музея.

3

Письмо С.И. Гусева. Ноябрь 1944 г. Из фондов ЛОКМ.

Вот что писал тогда своей сестре капитан Гусев:

Здравствуй, Наташа!

Ната, вчера я получил от тебя письмо, за которое тебя благодарю. Ната, моё здоровье хорошее, чувствую себя прекрасно. Готовлюсь, так же, как и вы дома, к празднику 27 годовщины Октября, правда, у меня здесь в окопе трудновато, не так как у вас далеко в тылу. Поэтому сейчас у вас город уже одевается в лозунги – лозунги, которые говорят о наших делах на фронте и в тылу за сорок месяцев Великой Отечественной войны советского народа.

Ната, привет от меня папе, маме, Марусе, Нюре, Мише, Ниночке.

Желаю успехов в твоей учёбе. Ты права, где пишешь, когда я уехал, ты училась в 5 классе, а сейчас в 8 классе. Учись и ещё раз, Ната, учись.

Пока до свидания. Целую тебя, папу, маму, Марусю, Нюрочку, Ниночку, Мишу.

4 ноября 1944 года.

Твой брат Сергей [2].

Подвиг капитана Гусева

13 января 1945 года советские войска перешли в наступление. Главный удар наносился в направлении Гумбиннен-Истенбург. Гумбиннен был превращён фашистами в мощный узел сопротивления. Был пояс укреплений на самой границе. Мало… Немцы построили Гумбинненский укреплённый пояс. И ещё несколько… Здесь в глубоких рвах и сооружениях фашисты готовились остановить наши наступающие войска. Завязались тяжёлые бои. От успеха этих боёв во многом зависела судьба Гумбиннена.

В разгар сражения из строя выбыл командир стрелковой роты 2-го батальона. Находившийся в подразделении зам. командира батальона по политической части капитан С.И. Гусев, не раздумывая, принял командование на себя.

Сержант 6-й стрелковой роты М.И. Кононов вспоминал: «Когда фашисты вплотную подошли к нашим позициям, Гусев по телефону стал вызывать огонь на себя. Это была крайняя мера, но другого выхода не было. Фашисты дрогнули и стали отходить. И в этот момент капитан Гусев с возгласами: «За Родину! Отомстим за смерть командира!» поднял роту в атаку» [3].

Атака… Спросите сегодня любого пехотинца – ветерана войны, какой бой самый тяжёлый? И почти наверняка услышите – рукопашный! Встать из окопа, который хоть и грязный, и мокрый, но надёжно защищает от пуль и осколков – от смерти, выбежать на открытое пространство и подставить себя под пули – страшно. Сделать это первым может далеко не каждый. Во время войны командир взвода, роты или политрук жил в среднем 2-3 атаки. Такой жестокий счёт у смерти.

Вернёмся к воспоминаниям сержанта 6-й стрелковой роты М.И. Кононова: «Капитан Гусев поднял нас в атаку и шёл вместе с нами в цепи, показывая личный пример бесстрашия. Я находился недалеко от него и видел, как в ближнем бою он расстреливал фашистов из автомата, потом из пистолета. По его лицу текла кровь, но он продолжал идти вперёд, увлекая за собой солдат, пока враг не обратился в бегство» [3]. Бойцы ворвались во вражеские окопы. Завязалась рукопашная схватка. На замполита Гусева навалилось сразу несколько гитлеровцев. С одним ему удалось справиться, но второй на какое-то мгновенье раньше нажал на спусковой крючок автомата и капитан Гусев упал сражённый. Отважный офицер ценой собственной жизни обеспечил выполнение задания. Справа и слева загремело мощное «ура!» - это атаковали соседние роты. Путь на Гумбиннен был открыт.

Он погиб вечером 18 января 1945 года. А через три дня 21 января над городом развевалось Красное знамя, и первым в город входил батальон, где заместителем командира по политической части был капитан С.И. Гусев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года капитану Гусеву С.И. было присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно. После окончания войны город Гумбиннен был переименован в город Гусев. В центре его у моста через реку Писсу, на высоком постаменте установлен бронзовый бюст героя. Здесь же находится и его могила. Он не дожил до Победы ровно 100 дней, но память о нём живёт в сердцах его родных и земляков-липчан.

Список источников:

  1. Воспоминания Н.И. Гусевой, записанные Овчинниковым А.В. / ЛОКМ
  2. Письмо С.И. Гусева Н.И. Гусевой от 04.11. 1944 г. / ЛОКМ
  3. Дриго С.В. Сергей Иванович Гусев. – Калининград, 1965, 10 с.

Зав. отделом региональной культуры Овчинников А.В.

 

Поэтичная живопись Алексея Липецкого

Имя нашего земляка Алексея Владимировича Липецкого (Каменского) (1887-1942) сегодня достаточно хорошо известно благодаря учреждению в нашем городе поэтической премии его имени. Типичный представитель культуры Серебряного века он воспринимается, прежде всего, как поэт, хотя одаренность Алексея Владимировича многогранна. Как и многие другие представители культуры рубежа XIX-XX веков (М. А. Волошин, И. Ф. Анненский, Е. И. Замятин) наш земляк был наделен не только поэтическим даром, но и способностью тонко чувствовать особенности родного языка (занимался собиранием произведений фольклора и диалектов нашего края) и ярким талантом рисовальщика и живописца. При этом Алексей Липецкий обладал редким для творческой личности умением четко и аккуратно вести дела и бумаги, что позволило ему успешно служить делопроизводителем уездного земства.

В литературной гостиной нашего музея можно увидеть ряд вещей, принадлежавших Алексею Липецкому.

1

Вещи А.В. Липецкого (Каменского) в экспозиции ЛОКМ «Литературная гостиная»

Это массивный письменный стол, пишущая машинка и глобус. Хорошая сохранность вещей говорит об их аккуратном использовании.

2Но более всего привлекает внимание посетителей фотопортрет нашего героя. Тонкость черт, мягкость выражения лица, задумчивость и меланхоличность выдают в нем человека романтичного, пылкого, увлекающегося и мечтательного. Все эти черты обычно и характерны для поэтов. Поэтом, автором нескольких поэтических сборников и повести в стихах «Надя Данкова» и был Алексей Липецкий. Его называли «Липецким Есениным», подчеркивая сходство с известным поэтом в искренности и простоте стиха. Наш земляк был лично знаком с Сергеем Александровичем, и Есенин положительно, тепло отзывался о его стихах. О поэзии Липецкого упоминал Сергей Есенин в своей статье «Ярославны плачут» (1915) и в письме поэту Александру Ширяевцу [1]. А литератор Николай Колоколов рассказывает такой эпизод. Прочитав строки Алексея Липецкого:

Потух закат на меди храмов.

Луна незримою рукой

Как череп выткала Адамов

На плащанице мировой.

Сергей Есенин заметил: «Хороший поэт Алексей Липецкий и хорошие образы дает в своих стихах, а известным поэтом он всё же не станет» [1]. Что позволило Есенину так сказать? Прав ли он? И если прав, то что именно помешало нашему земляку стать известным поэтом? На эти вопросы мы попытаемся найти ответы в данной статье.

Путь в искусство

Алексей Владимирович Каменский (так настоящая фамилия нашего героя) родился в Липецке 20 февраля 1887 года. Отец его, Владимир Алексеевич, был из крестьян деревни Каменное Таволжанской волости. Он стал в Липецке приказчиком торгового двора, «личным почетным гражданином Липецка». Это был человек, живущий своим умом, стремящийся, прежде всего, к материальному благополучию. Наш герой напишет о нем: «Разумник, практик, книги враг»[2] .

Видимо, совсем иного склада была мама будущего поэта, Прасковья Александровна из мещан слободы Дикой, Сырской волости. Именно от нее передались сыну романтичность, мечтательность, острота восприятия красоты природы. Первые яркие впечатления от живописных окрестностей родного города, от таинственного Каменного Лога, его заливных лугов, оврагов и многочисленных холмов в ранних поэтических строках юного Алексея:

Огромный, сумрачный, замшелый материк

Кормою выдался из глиняного ската,

Как будто здесь корабль пошел ко дну когда-то

И камнем сделался, и высох, и затих. [3]

Особая, острая восприимчивость и впечатлительность, твердая рука и стремление запечатлеть всё увиденное и поразившее привели Алексея Каменского в Петербург, в столичную художественную школу. Закончить её нашему герою не удалось из-за тяжелой болезни, но навыки, полученные в школе, внимательный взгляд на мир и людей, потребность фиксировать на бумаге все свои впечатления сделают рисование постоянным и необходимым его занятием, а небольшой альбом для набросков его верным спутником.

Однако, острота восприятия нашего героя распространялась и на происходящие в стране события. Революция 1905-1907 годов вызвала у молодого художника и поэта бурю чувств, которые нашли отражение в поэтическом сборнике «Начало» (1906). В это же время в Липецке создаётся кружок молодых поэтов, в который входили А. Липецкий, Д. Богданов, И. Турбин, В. Жуков. Главной темой, лейтмотивом всего творчества кружковцев была красота окружающего мира, а главной похвалой в посланиях друг другу – слово «красивый». Так, Владимир Жуков в отзыве на поэму Алексея Липецкого «Бездна» писал:

Красива твоя «Бездна»,

В ней бездна ярких мест,

Она весьма полезна

Как искренний протест,

Как крик души свободной…»[2]

«Крик души свободной», бунт, протест против серости, мещанства, любой несправедливости привел нашего героя к разрыву с отцом, уходу из родного дома и отъезду в Петербург. Именно здесь в 1909 году Алексей Липецкий знакомится со своим однофамильцем, уже известным писателем Анатолием Павловичем Каменским, ярким, типичным представителем декаданса. Беседы, встречи с Каменским стали во многом определяющими для молодого автора. Он чётко осознал своё литературное, художественное призвание, необходимость служения искусству. А целью, смыслом искусства Алексей Липецкий считал воссоздание прекрасного. Такое отношение к искусству, а также разносторонняя одаренность рождали яркие, живописные строки стихотворений и нежно-поэтичные наброски пейзажей и портретов.

Знакомство с широким кругом поэтов, писателей, художников в столице привело нашего героя к поискам собственного пути, оригинального и самобытного. Мистика символов хотя и заняла определенное место в поэзии Алексея Липецкого, но очень несущественное.  По природе художник, творящий с натуры, наш земляк продолжает создавать лирические стихи, написанные яркими красками:

Грустно и тихо… Вдали над лугами

Бродит туман голубыми клоками. («Пейзаж») [2]

А там – гремит, где лес сомкнулся

Зелено-бархатной резьбой,

И полог тучи развернулся

Огромно-темно-голубой.

(«Весенний гром») [2]

Но эта яркая, свежая, сочная живописность стихов была совершенно чужда новой советской власти, которой требовался, прежде всего, поэт-трибун, поэт-агитатор.

И поэт-лирик Алексей Липецкий уходит в прозу. Его повесть «Сибирка» (1927) о жизни российского крестьянства на переломе эпох схематична, идеологически верна и политизирована, так же, как и другие повести, рассказы, очерки и роман «Мельница в Карташове». И, пожалуй, по-настоящему удались в этих произведениях только пейзажи. «Заосеняло. Речка у берегов подернулась ледяными стекольцами. Пастбища опалила первая изморозь, седой стал луг, как старый дед». [2]

Попытки заняться общественной, просветительской и исследовательской деятельностью в родном городе оказали не лучшее влияние на творчество Алексея Липецкого. Стихотворения с множеством диалектных слов тяжеловесны и трудны для восприятия.

Уход в живопись

3В последнее десятилетие жизни Алексей Липецкий не пишет ни стихов, ни прозы, не переиздаёт и уже написанного. Он полностью уходит в живопись. Для многих коллег по цеху, собратьев по перу это казалось странным. Но ничего неожиданного не было в этом для самого поэта. Живописью он занимался всегда, никогда не переставал делать наброски и зарисовки с натуры. Когда-то, в 1910-х годах он был дружен с художником-передвижником Н. В. Орловым, а в конце 1920-х много беседовал с Федором Мелиховым, одним из создателей художественной студии на улице Усманской и директором краеведческого музея с 1927 года.

В литературной гостиной нашего музея экспонируется картина Алексея Липецкого «Аллея в Нижнем парке Липецка» (1930-е годы).

Написанный в реалистической манере скромно-спокойный пейзаж наполнен теплым внутренним светом, прост и изящен. Сдержанность, неброские краски, легкая дымка – всё это придаёт картине особую поэтичность, и рождает легкую грусть от чего-то несбывшегося. Но Алексея Липецкого-художника никак нельзя назвать меланхоличным. В фондах нашего музея хранятся его альбомы с зарисовками и карандашными набросками.

4Особое внимание обращает на себя пейзаж, созданный на контрасте нежно-зеленого и ярко-красного, он очень сочен, ярок и оптимистичен. Совершенно иным видится набросок Верхнего парка – мягкий и поэтичный, проникнутый задумчивостью и мечтательностью.

5Зной летнего полдня, звон июльской тишины, словно волнами, исходит от этого небольшой работы. Легкой грустью и ностальгией проникнуто изображение дома, где жил поэт.

6Дома, архитектурные сооружения в набросках Алексея Липецкого ярки и колоритны. Зарисовки нашего героя показывают, что он мастерски владел техникой живописи, умением передать перспективу и настроение.

Краски, ненужные, невозможные в стихах заиграли в живописных набросках. Но, пожалуй, не так ярко, а чуть более сдержанно и однообразно, чем в поэзии, где «золотые глаза сомов», «синие ворота», «жемчужная нега». Художник Алексей Липецкий, как будто, расстался с юношескими мечтами и принял суровую реальность, такой, как она есть.

Карандашные портреты тружеников и работниц строящегося Новолипецкого завода чётко прорисованы и очень поэтичны. Вдумчивость и серьёзность, острый взгляд и заинтересованность в работе, знания и интеллект – все это в образах земляков нашего героя. Твёрдая рука, прекрасное владение техникой рисунка, умение передать портретное сходство и индивидуальные черты характеризуют Алексея Липецкого как замечательного рисовальщика.

Screenshot 26

Портреты работников Новолипецкого металлургического завода из альбомов А. Липецкого из фондов ЛОКМ

О таланте Алексея Владимировича очень хорошо писал народный художник СССР А. М. Герасимов: «Он (Алексей Липецкий) обладает чувством цвета, композиции, рисунка и пространства, то есть всеми теми качествами, которые характеризуют подлинного художника-живописца». [2]

12

Пейзаж из альбома А. Липецкого из фондов ЛОКМ

Наш земляк, Алексей Владимирович Липецкий (Каменский) был щедро одарен. Но, пожалуй, главным его талантом было особо острое ощущение красоты и поэтичность восприятия всего окружающего. Не имея возможности показать в поэзии разные лики мира, он ушел в живопись и создал множество пейзажных зарисовок и портретов, ярких, мастерски выполненных, но, прежде всего, очень поэтичных. И хотя сегодня наш знаменитый земляк известен более, как поэт, не стоит забывать о его даре художника. Благодаря этим талантам Алексей Липецкий оставил нам такие разные живописные и поэтические портреты родных мест и интересных ему людей.

Список источников:

  1. Есенин С. А. Собрание сочинений : в 3 т. / С. А. Есенин ; - Москва : Литература : Терра-Книжный клуб, 2001. – т. 3.
  2. Липецкий А. Проза. Поэзия. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1986. – 175 с.
  3. Силаев А. Я. Алексей Липецкий / А. Я. Силаев. – Липецк : Книжное издательство, 1962. – 31 с.
  4. Цупко Т. Жил в Липецке поэт…: уважение к прошлому – фундамент будущего // Липецкая газета. – 2010. – 1 апреля.

Старший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Печурова В. Ю.

 

Липецкая филармония в конце 1960-х годов

В 60-70-х годах 20 века в Липецке учреждений культуры было не много, и все организации – драматический театр, филармония, лекторий – передавали в Липецкий областной краеведческий музей свои афиши. В настоящее время благодаря этим афишам мы можем узнать, какие артисты, певцы, музыканты гастролировали в нашем городе в то время.

История филармонии

История липецкой филармонии началась 65 лет назад, когда «на основании решения исполнительного комитета Липецкого областного Совета депутатов трудящихся № 417 от 18 июня 1956 года при Управлении культуры Липецкого облисполкома было создано концертно-эстрадное бюро». «Основными задачами концертно-эстрадного бюро являлись: эстетическое воспитание трудящихся на лучших образцах классической и народной музыки и исполнительского мастерства ведущих артистов эстрады и хоровых коллективов» [1]. Тогда бюро организовывало концерты приезжих артистов, и в нём работало всего 3 человека: директор, бухгалтер и уборщица.

Позднее «в целях улучшения концертного обслуживания населения области, Липецкое концертно-эстрадное бюро с 1 марта 1959 г. было преобразовано в Липецкую областную филармонию» [1]. В её штатном расписании появились лектор, чтец, вокалист, аккомпаниатор, инструменталист, электромонтер, рабочие сцены и даже художник-плакатист [1]. Директором и художественным руководителем был назначен Николай Семёнович Копытов. Сотрудники филармонии в основном занимались организацией концертов в Липецке и области.

7В нашем городе были концерты Надежды Юреневой, Юрия Богатикова, Эмиля Горовца, выступали: капелла бандуристов, квартет «4-Ю», джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна, Ленинградский джаз-оркестр под руководством Анисимова [2]. В Липецке проходили: концерт-беседа Максима Дунаевского, авторские концерты Тихона Хренникова, Карэна Хачатуряна, Павла Аедоницкого, Эдуарда Ханка и фортепианные вечера Н.Е. Перельмана [2]. Помимо организации концертов, в задачи филармонии входила «пропаганда лучших образцов современной классической русской и зарубежной музыки, народного исполнительского мастерства», «организация и проведение фестивалей, конкурсов, шоу-программ, творческих встреч с известными зарубежными и отечественными мастерами искусств» [1].

Затем в штатное расписание Липецкой филармонии был добавлен «артистический персонал (бригада лектория - № 1, бригада «Электрон» - № 2, бригада лилипутов - № 3)» [1]. Все штатные артисты филармонии также выступали перед липецкой публикой. «Бригадой «Электрон» в документах филармонии, хранящихся в фондах Липецкого областного архива, назывался ансамбль «Новый электрон».

Ансамбль «Новый электрон»

56В конце 60-х годов 20 века в Москве работал известный квартет  «Электрон», на основе которого его музыкальный руководитель лауреат международного конкурса исполнителей композитор Виталий Приказчиков создал новый музыкальный коллектив – «Новый электрон». Этот ансамбль работал при Липецкой областной филармонии. Он много гастролировал, в Липецке выступал на Зелёной эстраде Центрального парка культуры и отдыха (ныне – Нижний парк). Во время гастрольного тура «Новый электрон» ездил не только по Липецкой области, но и по всей стране, побывал даже в посёлках Крайнего Севера, в Карелии и Республике Коми.

В 1970 году в фонды ЛОКМ была передана афиша «Эстрадного концерта молодёжного ансамбля «Новый электрон», на которой среди участников концерта самой первой названа Алла Пугачёва [2].

Поёт Алла Пугачёва

В октябре 1969 года второй солисткой ансамбля «Новый электрон» стала Алла Пугачёва, но в Липецкой областной филармонии она проработала недолго. Именно в Липецке будущая звезда поняла, что сможет выступать и на большой сцене. И, получив приглашение от оркестра Олега Лундстрема, певица перебралась в Москву.

В 1978 году на экраны страны вышел фильм «Женщина, которая поёт» - музыкальная полубиография певицы Аллы Пугачёвой. В нём есть эпизод, когда героиня приезжает в свой дом накануне его сноса, чтобы взглянуть на чудом сохранившую афишу певицы Анны Стрельниковой. Глядя на неё, героиня фильма произносит слова: «Моя первая афиша».

8А в фонде афиш Липецкого областного краеведческого музея находится «чудом сохранившаяся» первая афиша Аллы Пугачёвой. Афиша очень скромная и лаконичная, при печати использовано всего два цвета. На ней в верхней части напечатано: «Липецкая областная филармония», ниже помещен портрет певицы и короткие слова: «Поёт Алла Пугачёва» [2].

Через 1,5 года молодая певица Алла Пугачёва навсегда покинула Липецк, а её первые афиши остались в фондах Липецкого областного краеведческого музея.

 

Список источников:

  1. Электронный ресурс https://alertino.com/ru/331779
  2. Фонд афиш ЛОКМ

Старший научный сотрудник отдела фондов Красникова О.И.