Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Пьеса Константина Симонова «Жди меня» на Липецкой сцене

23 июня 1941 года Пленум ЦК профсоюза работников искусств принял «Обращение ко всем творческим работникам», в котором задачей искусства называлось обслуживание частей действующей Армии и Военно-Морского флота. Поэтому в конце 1941 - начале 1942 года стали активно создаваться фронтовые театры и фронтовые филиалы различных стационаров.

1Вместе со всей страной отдавали свои силы борьбе за победу и работники Липецкого драматического театра. В начале войны часть труппы ушла на фронт, но, несмотря на это, театр не ослабил своей творческой деятельности. На его сцене шли спектакли, проникнутые горячим патриотическим содержанием. Поддерживал театр тесные связи и с фронтом: в годы войны были сформированы три фронтовые бригады, которые выезжали в прифронтовые полосы. Только в 1942 году театр поставил 134 спектакля и организовал 859 концертов [1]. Более 100 тысяч зрителей обслужил театр в 1943 году на своей стационарной сцене, не считая многочисленных выездов в составе концертных бригад в действующую армию [1]. При этом собранные средства шли в фонд обороны страны.

«Жди меня»

С первых дней войны творчество писателей и драматургов было подчинено общему устремлению: «Всё для фронта, всё для победы!». 2Пьесы должны были пробуждать чувство гордости за свой народ, а также вызывать ненависть по отношению к врагу, вероломно вторгнувшемуся на нашу землю.

Большую известность в эти годы приобрела поэзия Константина Михайловича Симонова, военного корреспондента газеты «Красная звезда». Впоследствии он побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Особенно популярно было его стихотворение  «Жди меня», написанное в июле 1941 года. Позже Симонов вспоминал: «У стихотворения «Жди меня» нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. 3И я написал ей письмо в стихах» [2]. Женщиной, к которой поэт обращался в своём стихотворении-письме, была его жена – киноактриса Валентина Серова. Стихотворение «Жди меня» опубликовали в газете «Правда» 14 января 1942 года. В 1943 году из-за совершенно невероятной популярности этого стихотворения Константин Симонов написал на его основе пьесу и сценарий кинофильма с одноимённым названием. Пьеса о том, как девушка ждала своего мужа с фронта несмотря на то, что ей сообщили о его гибели. И он выжил благодаря её вере и надежде.

«Жди меня» на Липецкой сцене

4В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится пожелтевшая от времени вырезка из газеты «Липецкая коммуна», датируемая 1943 годом. Это рецензия на спектакль по пьесе Константина Симонова «Жди меня».

Автор рецензии И. Орловский писал: «Недавно городской театр показал премьеру, пьесу «Жди меня» Константина Симонова. Эта пьеса, как говорил сам автор, о силе любви, о том втором внутреннем голосе веры,- вопреки рассудку и доказательствам. Верь, что «жив», когда все вокруг твердят: «Умер»! Пьеса «Жди меня» - пьеса больших внутренних переживаний, пьеса настроений.

Основное действующее лицо пьесы – Лиза. От исполнителя этой роли в значительной мере зависит успех всего спектакля. И надо сказать, что образ Лизы артисткой А.С. Чеборовской нарисован правдиво и точно. В её исполнении Лиза женственна и обаятельна.

Образ мужественного русского воина, в котором сочетаются качества отваги и геройства с большим любящим сердцем - лётчика Ермолова играет В.В. Триве. К сожалению, эта роль не совсем удачна в исполнении артиста, отчего образ несколько схематичен и бледен.

Хорошо играет роль фотокорреспондента Вайнштейна артист К.И. Полянский. Зритель любит его и радуется каждому его новому появлению на сцене. Вся роль артиста сыграна с большим сценическим тактом.

Жизненно правдивые образы созданы артистами П.М. Микулиным (профессор), А.П. Асториной (его жена), М.Г. Меняйловой (Соня), Д.Г. Корсаковым (командир партизанского отряда), Н.П. Ивановой (Паша).

Есть в постановке и шероховатости. Не совсем удачна роль инженера Панова (артист Г.А. Литвак). Артисту полностью не удалось передать трагизма положения, в котором очутился этот любящий человек. Правда, в отдельных сценах (прощание с Лизой, например) артист нашёл мягкие и задушевные тона, но это только подтверждает, что исполнитель мог создать полноценный образ.

5Кажется нам, что ниже своих возможностей на этот раз играл артист А.М. Титков (лётчик Гончаров). В исполнении много резкости, отчего образ теряет свою внутреннюю обаятельность.

В целом постановка удачна. Видно, что коллектив театра во главе с постановщиком – режиссёром М.С. Селяниным много и хорошо поработал над спектаклем. Пьеса в некоторых местах сыра, страдает шероховатостями. Режиссёр сумел устранить эти недостатки, отчего спектакль приобрёл большую динамичность и чёткость».

 

 

Список источников:

  1. Липецкий театр в годы военного лихолетья 1941-1945 гг. Электронный ресурс: //vk.com/@teatrtolstogo-lipeckii-teatr-v-gody-voennogo-liholetya-1941-1945-gg
  2. «Жди меня, и я вернусь»: манифест веры, надежды и преданности. Электронный ресурс: https://rvio.histrf.ru/activities/news/item-3116
  3. Вырезка из газеты «Липецкая коммуна», 1943 год со статьей И. Орловского «Жди меня» / ЛОКМ

Зав. отделом региональной культуры Овчинников А.В.