+7 (4742) 27-02-12

Романовская игрушка. Мастера Митины

11Романовская игрушка один из самых известных промыслов Липецкого края. Своё название она получила по месту изготовления городу Романову, который в 1779 году по Указу императрицы Екатерины II был преобразован в село. В.П. Семенов в сборнике «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (1899 г.) отмечал: «В Тамбовской губернии наиболее известна Романовская волость Липецкого уезда, где имеется 600 кустарей, занятых приготовлением глиняных горшков и игрушек» [1]. Но уже в начале 20 века гончарный промысел в селе Романово стал угасать, осталось только 12 семейств, занимающихся игрушкой.

Самой известной была семья Ивана Павловича Митина, имевшая уличное прозвище «Царьковы». Вероятное объяснение прозвища связано тоже с игрушкой.

Иван Павлович выполнил несколько сюжетных работ, изображающих царя Николая II, после чего односельчане стали называть его «Царёк».

В фондах ЛОКМ хранится тридцать три работы «романовских кустарей», которые относятся к первым музейным поступлениям, из них у семи работ – «Смерть Толстого», «За столом», «Писарь», «Толстой», «Офицер», «Волостной писарь», «Старик» – указан автор Иван Павлович Митин. Иван Павлович совершил своеобразный переворот в изготовлении игрушки, ушёл от привычных тем и стандартов исполнения.

22У него появились игрушки с изображением Николая II и Л.Н. Толстого. Почему именно эти столь противоположные личности? Сейчас достоверный ответ на этот вопрос получить нельзя. Но можно предположить, что мастер для изготовления своей игрушки использовал маски-штампы, с фарфоровых скульптурок, изображавших вышеуказанные исторические персоны. Подобную игрушку в Романове никто больше не делал.

Наибольший интерес у искусствоведов и посетителей музея вызывает композиция «Смерть Толстого», которая экспонируется в экспозиции ЛОКМ «Литературная гостиная». Мастер изобразил Л.Н. Толстого, лежащим в гробу, над ним склонилась его жена Софья Андреевна, рядом возвышается фигура Николая II. Работы И.П. Митина необычны и узнаваемы. Поскольку промысел был семейным, то мастерство игрушечника унаследовали дети и внуки.

Младший внук Ивана Павловича – Михаил Васильевич Митин, проживающий в селе Ленино, вспоминает: «Отец (Василий Иванович) ездил за глиной в поле под Студёные Хутора. Игрушки изготавливали и зимой. Лепили все. Я, как самый младший, делал колобки (заготовки). Отец не отпускал гулять, пока не 33сделаю сто штук. Готовые игрушки мать носила на рынок и продавала по пять копеек. Ещё за игрушкой приезжали перекупщики, даже из Воронежа. Им продавали по три копейки. Я в тайне от отца отсыпал игрушки лохонщикам (так называли перекупщиков) и за это получал рыболовные крючки, что в то время было большой редкостью и вызывало зависть друзей» [2].

Старший брат Михаила Васильевича – Виктор Васильевич живёт в Подмосковье и не так давно, вспоминая навыки, полученные в детстве, начал лепить свою игрушку. В.В. Митин перерабатывает известные сюжеты романовской игрушки и создаёт новые, продолжая традиции, заложенные дедом.

Виктор Васильевич передал в дар краеведческому музею 15 работ, которые в настоящее время экспонируются на выставке «Творенье добрых рук», открывшейся 17 марта 2020 года.

Осенью 2020 года в Липецком областном краеведческом музее должна состояться персональная выставка работ Виктора Васильевича Митина. Следите за рекламой, чтобы не пропустить это важное событие в культурной жизни региона.

Список источников:

  1. Семенов В.П. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. 1899.
  2. Воспоминания М.В. Митина, записанные Г.А. Андреевой 27.03.2020 г.

Зав. экскурсионно-выставочным отделом Андреева Г.А.

 

Открытка на бересте

Всем известны знаменитые новгородские берестяные грамоты, созданные в далёком 14 веке, но не все знают, что на бересте писали и рисовали и совсем недавно – всего 76 лет назад, во время Великой Отечественной войны.

В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится небольшая открытка того времени, сделанная из бересты. Этот интересный предмет передала в музей участница Великой Отечественной войны Дина Борисовна Кораблина.

Дина Борисовна Каганова

Дина Борисовна Кораблина (урожденная Каганова) родилась 26 декабря 1918 года в городе Воронеже. Но затем семья Кагановых переехала сначала в город Белев Тульской области, а потом в Липецк. Её отец – Борис Израилевич Каганов принимал участие в создании аптеки № 1 города Липецка, работал фармацевтом. Мама – Раиса Марковна Каганова была акушеркой.

1Дина с детства мечтала стать медиком, и после окончания школы в 1938 году поступила в Липецкую фельдшерско-акушерскую школу. Впоследствии она вспоминала: «Условия учёбы были трудные, очень мало было учебников» [1]. После окончания этой школы в 1940 году медицинская сестра Дина Каганова была направлена на работу «в Сокольскую больницу в кожно-венерологическое отделение» [1].

2Через год она переехала в Ленинград, где работала медсестрой в хирургическом отделении больницы имени В.В. Куйбышева. А дальше – война. Уже 23 июня 1941 года Д.Б. Каганова была мобилизована в ряды  Красной Армии, служила медсестрой в эвакогоспитале № 1014. Этот госпиталь работал в блокадном Ленинграде. Дина Борисовна вспоминала: «Было очень трудно: много налётов немецких самолётов, частые бомбёжки. Работала с бойцами, раненными в ноги и живот. Обмундирования не было, дежурили по суткам, спали не более 4 часов. Воду носили из реки Мойки. Сами стирали раненым бельё, бинты. Паёк наш состоял из 50 г. хлеба и 100 г. хлебной болтушки. Буквально голодали» [1].

В августе 1942 года Д.Б. Каганова была отправлена на передовые позиции, служила медсестрой в 128-м артиллерийском полку. В 1943 году после ранения она была демобилизована и сначала работала в военном госпитале в Ленинграде, а по окончании войны вернулась в Липецк.

Необычная открытка

3В 1988 году Дина Борисовна передала в наш музей необычную  открытку. Эта открытка размером 8,8х11,7 см нарисована не на бумаге, а на обыкновенной коре берёзы - бересте. На ней изображена землянка, в которой стоит печка-буржуйка, горит под потолком керосиновая лампа, а за столом в зимней одежде сидят двое красноармейцев, перед ними солдат с баяном в руках. В верхнем левом углу написана дата: 27.2.44 г., внизу подпись: «Вьётся в тесной печурке огонь…».  Эти слова - первая строка из очень популярной в годы войны песни «В землянке», написанной на стихи военного корреспондента газеты «Красноармейская правда» Алексея Суркова.  Он сочинил это стихотворение осенью 1941 года, а в феврале 1942 Константин Листов написал музыку. По всей видимости, бойцы, изображённые на открытке, слушают именно эту песню.

Кроме открытки на бересте Дина Борисовна передала в музей уникальные фотографии своих родителей, документы, в том числе свой комсомольский билет, который она получила в 1939 году.

Список источников:

  1. Автобиографическая справка Кораблиной Д.Б./ ЛОКМ

Старший научный сотрудник отдела фондов Красникова О.И.

 

Срубная археологическая культура

Вся территория современного Подонья обладает большим количеством археологических памятников древней и древнейшей истории. В этой статье речь пойдёт о срубной культуре. Её главным отличительным признаком является своеобразный обряд захоронения. В то время для захоронения умерших сородичей выкапывали могильную яму, в которой делали сруб.

Место и время обитания

С XVI по XI вв. до н.э. в нашем крае господствовали племена срубной культуры. Они заселили пространство от Урала до Днепра – с востока на запад, от Оки до Каспийского моря – с севера на юг. На всей этой огромной территории у срубных племён был один и тот же социально- и экономико-культурный тип. Археологи отмечают единообразие в погребальном обряде, орудиях труда и орнаменте на посуде. «До этого времени не было известно ни одной культуры, которая существовала бы на такой огромной территории с минимальными отличиями в регионах» [1].

Скотоводство и земледелие

Основными занятиями населения того времени являлись: скотоводство, охота и рыболовство, земледелие. По данным археологических исследований поселения срубной культуры отличались друг от друга хозяйственной специализацией. В обществе того времени была достаточно чётко выраженная иерархия, существовали родственные кланы. Особенности захоронений подтверждают клановую иерархию. Богатые захоронения представляли собой крупные курганы, в строительстве которых могло быть задействовано от 100 до 200 человек. Возможно, курганы строились людьми, находящимися в экономической зависимости от богатого клана.

Стабильный прирост натурального хозяйства обеспечивало скотоводство пастушеского типа. Пастухи срубной культуры разводили, в основном, крупный рогатый скот и лошадей. Второстепенная роль отводилась разведению свиней и мелкого рогатого скота. Кроме того, вспомогательную роль в развитии хозяйства имела традиционная охота. Об этом свидетельствуют кости диких животных, обнаруженные на месте древних мусорных ям поселений срубной культуры. Среди археологических находок того времени встречаются и бронзовые рыболовные крючки, что свидетельствует о занятии населения рыбной ловлей.

Существуют свидетельства выращивания злаков представителями срубной культуры [2]. Однако, земледелию, отводилась роль вспомогательного типа производства. Наличие земледельческой деятельности подтверждается  находками примитивных костяных мотыг, серпов, сделанных из бронзы; глиняных форм для их отливки и тёрочников (камней и плит для растирания семян).

Керамика

999

Предметы срубной культуры в экспозиции “Древнейшая история Липецкого края” ЛОКМ

Керамическое производство являлось неотъемлемой частью жизни населения Подонья бронзового века. Племенам срубной культуры был не известен гончарный круг, поэтому горшки лепились вручную. Орнамент наносился специальными штампами, затем посуду сушили и отправляли на обжиг. Костровый обжиг придавал глиняным изделиям красно-коричневый цвет. Керамику срубной культуры можно разделить на бытовую и ритуальную. Для бытовой посуды характерен бедный орнамент, либо полное его отсутствие.

Ритуальная посуда отличалась от бытовой своей острорёберной формой и богатым орнаментом. Её украшали сложные геометрические фигуры: зигзаги, треугольники, свастики. «Каждый род в рамках поселений обеспечивал себя керамикой самостоятельно, хотя внутри него должна была существовать специализация некоторых членов, в основном среди женщин»[3].

Металлургия

В отличие от предшествующих культур представители срубной культуры достигли более высокого уровня развития металлургического производства. Археологические данные позволяют сделать вывод о том, что в срубном обществе существовали группы профессиональных ремесленников-металлургов. Они обеспечивали своей продукцией достаточно обширные территории. Химический анализ бронзовых изделий срубной культуры показывает, что основные источники сырья – это привозной металл Южного Урала и даже Северного Казахстана. Археологи считают донские кланы металлургов своеобразной элитой срубного общества, от которой зависело процветание большей части родовых групп.

Оружие в погребениях срубной культуры встречается редко, отсюда археологии делают вывод, что войны между культурами и племенами были редким явлением. Однако довольно часто в погребениях встречаются предметы статусного характера, символы власти. Наиболее влиятельными были кланы скотоводов и «металлургов».

Большую часть ассортимента продукции металлургического производства составляли бронзовые орудия труда: «…топоры, ножи, серпы, тёсла, шилья. Все эти вещи отливались в специальных двустворчатых литейных глиняных формах»[4]. Помимо орудий труда, древние мастера создавали бронзовые украшения – кольца, браслеты, подвески. С XIII века до н. э. срубная культура вошла в период социально-экономического кризиса. Бронзовые изделия стали редкостью.

Косторезное производство

Но бронзовые изделия дорого стоили, поэтому было широко распространено косторезное дело. «Кость всегда входила в число наиболее доступных для человека материалов наряду с деревом и камнем»[5]. Из кости делали наконечники стрел, пряслица, иглы, инструменты для кожевенного производства и даже символы власти.

Символы власти – жезлы представляли собой деревянные стержни, на которые надевались костяные кольца. Костяные части жезлов были богато орнаментированы зигзагами, меандром, свастикой.

Археологические данные свидетельствуют о высокоразвитом уровне косторезного производства в срубной культуре.

Погребения срубной культуры

8888

Погребение срубной культуры

Погребальный обряд предполагал «…создание прямоугольной могильной ямы глубиной до 1 м. Дно могилы покрывали подстилкой из ткани, камыша или бересты» [6]. На эту подстилку укладывали тело умершего человека на левом боку, руки согнуты, кисти перед лицом, ноги согнуты в коленях и лежат одна над другой. Головой тело ориентировалось на север или северо-восток. В могилу к умершему человеку ставили ритуальные сосуды с заупокойной пищей, клали части тушь животных (головы или рёбра). Стоит отметить, что деревянные срубы – конструкции, давшие название культуре, в Подонье встречаются редко. В большей степени они распространены в Поволжье.

Закат срубной культуры

Завершение истории срубной культуры приходится на закат эпохи бронзы в бассейне Верхнего Дона (XII – XI вв. до н. э.). Прежде всего, причиной окончания этой эпохи является существенное изменение климата. Палеопочвоведами зафиксировано общее похолодание на обширной территории от Поднепровья до Приуралья. Количество археологических памятников этого времени  резко сокращается. Срубная культура переживает целый комплекс кризисов, как то: демографический спад, распад культурных традиций и потеря единства племён. Последние следы срубной культуры теряются в конце XII – XI вв. до н. э.

Список источников

  1. А. Н. Бессуднов, Е. Н. Мельников, Г. Л. Земцов, Р. В. Смольянинов.// Древнейшая история Липецкого края //Тула: Гриф и К, 2010. 460 стр.

Младший научный сотрудник отдела археологии Шаталов М.Б.

 

Вещественная история Второй мировой. Предметы солдатского быта

Мы продолжаем серию публикаций о вещественной истории, посвящённую 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Как показала история, успех на фронте зависит не только от мужества солдат, оружия и военной техники, но и от организации солдатского быта.

В Липецком областном краеведческом музее бережно хранятся экспонаты - нехитрые предметы солдатского быта. Они-то и расскажут о том, как жили солдаты на войне.

Помимо оружия на войне больше всего ценились три вещи: котелок, ложка и саперная лопатка – неразлучные спутники солдата на фронтовых дорогах.

Солдатский котелок

Как известно, на голодный желудок много не навоюешь! Поэтому у солдат на фронте обязательно было горячее питание. Готовилась еда на полевой кухне. «Щи да каша – пища наша» – эта пословица точно характеризует «меню» полевой кухни. Армейский котелок - вещь на войне незаменимая.

11

Котелок, найденный поисковиками на местах боев в Воловском районе. Из фондов ЛОКМ.

При раздаче пищи в полевых условиях повар первое блюдо наливал в котелок, а второе блюдо и хлеб накладывал в крышку.

Приём пищи для солдат был не просто утолением голода. В эти редкие минуты можно было немного отдохнуть, поговорить с товарищами, написать письмо домой. Солдаты ненадолго как-бы возвращались к мирной жизни.

Солдатская ложка

22Несмотря на то, что в Красной Армии ложка и котелок выдавались каждому новобранцу, многие предпочитали ложку брать с собой из дома на память о семье.

33Солдат на фронте без ложки - голодный солдат, а голодный солдат - не боец. Чтобы не путать свою ложку с чужой, красноармейцы помечали ее своими инициалами, могли даже фамилию нацарапать.

Обычно солдату в армии выдавался опознавательный медальон – маленький черный эбонитовый или металлический пенал, в котором должен был лежать специальный вкладыш со сведениями о бойце (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес, и т.д). Его называли «Смертный медальон» или «Смертник».

44Среди солдат ходило поверье, что заполнять «похоронный листок» - плохая примета, убьют в ближайшем бою. Поэтому большинство бойцов просто не заполняли этот вкладыш, а некоторые даже выбрасывали сам медальон. Зато все свои данные выцарапывали чаще всего на ложках. В наши дни, когда поисковики находят останки солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, их фамилии часто устанавливают именно по ложкам.

Вилок красноармейцам не выдавали.

55А вот немецкие солдаты пользовались и ложкой, и вилкой. Для того, чтобы столовые приборы не потерялись, предусмотрительные немцы объединили ложку с вилкой.

Саперная лопатка

На войне все оружие придумано для того, чтобы лишить человека жизни. А для сохранения жизни придумано совсем немного: ямка в земле и лопатка, которой эту ямку копали. Этот простой инструмент спас жизни многих солдат. Винтовка нужна для боя, а лопатка для жизни! Солдаты говорили: «Чуть где попал под огонь, сразу падай и окапывайся. Земля – самая надежная броня». Лопата – друг солдата.  

77Во время войны наши прадеды затачивали лопатку и шли с ней в бой, это было смертоносное оружие ближнего боя. Хорошо заточенная лопатка превращалась в подобие древнего боевого топора. Иногда ее использовали вместо сковороды для разогрева или приготовления еды. Лопаткой пользовались и как топором – она легко перерубала дерево толщиной с мужскую руку.

А вот у немцев лопатка была складная и применялась только по назначению.

66Немецкая лопатка была удобнее при копке и транспортировке, но ее нельзя было использовать как оружие ближнего боя.

Все эти предметы солдатского быта были найдены поисковиками в местах боев на территории Воловского и Тербунского районов Липецкой области. Именно они – самые беспристрастные свидетели событий той страшной войны!

 

Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Торшина О.Б.

 

 

Женщины на войне. Прожектористы

Говорят, что у войны не женское лицо. Однако в годы Великой Отечественной войны женщины воевали наравне с мужчинами: они выносили раненых с поля боя, сражались в артиллерийских батареях, летных эскадрильях, партизанских отрядах. Но больше всего девушек, около 177 тысяч, воевало в войсках противовоздушной обороны [1].

Мобилизация комсомолок 1942 года

25 марта 1942 года вышло Постановление ГКО СССР № 1488 «О мобилизации девушек-комсомолок в части ПВО», которое предписывало заменить молодыми девушками служащих в войсках ПВО мужчин. Согласно этому постановлению в армию было призвано 120 тысяч девушек-комсомолок [1].

К этому времени в Красной Армии уже воевали женщины: врачи, медсёстры, ветеринары (поскольку лошади были основной тягловой силой). Кроме того, призывались женщины, имевшие специальную техническую подготовку, и девушки, получившие звание «Ворошиловский стрелок» (они становились снайперами). Но участие женщин в боевых действиях еще нельзя было назвать массовым [1].

Мобилизация девушек позволяла использовать высвобождавшихся мужчин на передовой. В части ПВО набирали девушек в возрасте от 19 до 25 лет, с образованием не ниже 5-7 классов, а 40% мобилизованных комсомолок обязательно должны были иметь полное среднее образование, поскольку им предстояло иметь дело со сложными приборами воздушного наблюдения.

Прожекторные войска

1Прожекторные войска – это специальные подразделения, предназначенные для обеспечения боевых действий зенитной артиллерии и истребительной авиации в ночных условиях. Они освещали вражеские самолеты мощными световыми лучами.

Перед войной в прожекторные полки стали поступать усовершенствованные станции «Прожзвук-4», имевшие в своем составе звукоулавливатель и связанную с ним прожекторную установку.

Вот как описывал работу прожекторной установки участник обороны Москвы Фёдор Иванович Мещанов: «Для того чтобы прожектор осветил самолёт, надо определить, откуда и каким курсом он летит, 2слухачи наводят, дают курс и угол места, начальник станции говорит «Луч!» – тут мы его цепляем и уже дальше передаём по цепочке в зоны действия истребительной авиации и зенитных войск» [1].

Поиск вражеских самолётов в небе отнимал у прожектористов много времени и требовал высокого уровня подготовки. К тому же, на работу прожекторных частей оказывали влияние погодные условия – скорость и направление ветра, температура и влажность воздуха.

Прожектористки

О воинском подвиге прожектористок написано не так много, хотя специализированные войска участвовали в решающих сражениях под Москвой и Тулой, под Сталинградом летом 1942 года, в Берлинской операции 1945 года, а также контролировали водные рубежи в морских портах. Тем ценнее сегодня воспоминания ветерана, который принимал участие в этих боях, и может рассказать о том, что было, от первого лица.

В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится пожелтевшая от времени газета «Ленинское знамя» за 1980 год – год 35-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. На её страницах опубликованы воспоминания участника войны Сергея Паршина. Он писал: «Шёл 1942 год. В нашу прожекторную часть, стоявшую в то время в обороне в районе Воронежа, прибыла большая группа из 150  девушек-комсомолок  из Липецка. Тревожные это были дни. Враг подступал к городу. Авиация противника непрерывно бомбила наши позиции. Что и говорить нелегко приходилось даже нам, мужчинам. А тут  девушки… К тому же необученные, необстрелянные. Их пришлось обучать специальности прожекториста в короткий срок.

Девчата оказались способными, старательными. Уже через два месяца они могли самостоятельно работать на боевых постах. Это позволило позже нашему командованию перебросить прожектористов-мужчин, в том числе и меня, на Сталинградский участок фронта» [2].

С каждым новым налётом вражеской авиации росли опыт и уверенность девушек в управлении прожекторами. Тяжёлую, поистине непосильную работу взвалила на их плечи война. По воспоминаниям С. Паршина, недалеко от Курска был расположен аэродром, с которого наши самолёты часто летали в район боевых действий, не давая немцам покоя ни днём, ни ночью. « В одну из ночей фашистские бомбардировщики вылетели его бомбить. Вылетели, но не долетели…  Попав под ослепляющие лучи наших прожектористов стервятники растерялись, заметались, словно ночные бабочки. Грянули зенитки. Для многих фашистов этот вылет стал последним. Но немцы засекли наши установки, и на следующую ночь провели массированный авианалёт на наши позиции. Но мы уже успели сменить расположение зенитных батарей». (2)

Представьте себе, сколько земляных работ приходилось выполнять девушкам. Каждый раз боевому расчёту нужно было зарыть и замаскировать две специальные автомашины, предварительно сделав для них въезды и выезды. К тому же надо было выкопать окопы для прожекторов, поста управления, оборудовать землянки, индивидуальные окопы. И нередко всё это делалось под обстрелом.

Ольга Ивановна Мальцева-Безрукавникова

В числе призванных девушек-липчанок была и Ольга Ивановна Мальцева-Безрукавникова, воспоминания которой хранятся в фондах Липецкого областного краеведческого музея.

3В начале войны Ольга Ивановна была мобилизована рыть окопы, а в апреле 1942 года она попросилась на фронт и вместе с другими девчатами из Липецка была направлена в 16 отдельный прожекторный батальон, находившийся недалеко от Воронежа.

Впоследствии она вспоминала: «Нелегко было переносить непривычную нелёгкую воинскую службу, да ещё в военное время. Задача наших прожектористов состояла в том, чтобы в ночное время посредством звукоулавливателя и визуально наводить луч прожекторов на самолёты неприятеля, осветить его и дать возможность видеть зенитчикам и нашим истребителям немецкие самолеты, для их уничтожения.

Самолёты противника, пойманные лучами наших прожекторов, не видя цели, боясь наших зениток и самолётов-истребителей, удирали, сбрасывая бомбовый груз куда попало. Не раз были случаи, когда обнаруженные лучами наших прожекторов немецкие самолёты были  сбиты меткими выстрелами зенитных орудий и пулемётов.

При подходе фашистов к г. Воронежу мы выехали в направлении г. Купенска. В это время фашисты шли на Купенск со стороны Старого Оскола. Нам прожектористам - девчонкам было очень трудно: самолёты противника, обнаглев, летали над нами на бреющем полете и обстреливали нас, наши дальнобойные орудия стреляли рядом и через нас.

4Однажды нам был дан приказ следовать в другое место. Наша машина на пути застряла в непроходимой грязи. Выбиваясь из сил, наш небольшой экипаж из 6 человек вытаскивал машину с материальной частью на проезжую дорогу (машина весила полторы тонны, а прожектор и генератор - 700 кг. [3]). Непрерывная стрельба и грохот тяжелых орудий, разрывы снарядов противника сливались в сплошной ураганный гул. В это время мы получили сообщение, что в районе нашего расположения высадился немецкий десант, который занял наши окопы, из которых мы только что выбрались. Машину мы вывезли на дорогу, и командир приказал взять оружие и изготовиться к бою. В этот момент мы не помнили себя, моя подружка потеряла сознание. Я бросилась к оружию и стала отстреливаться. Я не чувствовала - стреляют ли  в меня или ещё куда-то. Я также была почти в бессознательном состоянии, стреляла из винтовки, чтобы отбиться от нападающих немецких десантников.

5Я услышала сзади какие-то крики, но о чем не понимала. Потом только поняла, когда повернувшись, увидела недалеко от меня, на бугре, немцев, стрелявших в меня. Когда они скрылись за бугром, мы сели в автомашину с прожектором и поехали, отстреливаясь от немцев. Нам удалось оторваться от фашистского десанта, и мы благополучно прибыли в заданное место, где снова развернули свою технику» [4].

После Купенска 16 отдельный прожекторный батальон прибыл в Липецк для переформирования в 5 отдельный прожекторный батальон. Из Липецка он был направлен под Курск. Там нашим девушкам пришлось нелегко: налеты немецких самолётов происходили очень часто и большими группами. По воспоминаниям Ольги Ивановны, командование выдало им противотанковые гранаты и приказало: «Ни шагу назад». «Мы девчонки поклялись умереть, но не уходить с рубежа» [4].

В 1943 году в г. Киеве их батальон вошёл в состав 42 зенитно-прожекторного полка.

6При выполнение боевого задания в Киеве Ольга Ивановна, получила ранение в левую ногу: была раздроблена стопа. Пролежав в госпитале до января 1945 года, она вернулась в Липецк к родителям. В Липецке она была признана инвалидом Великой Отечественной войны 2-ой группы.

Ольга Ивановна Мальцева-Безрукавникова писала: «Как неопытная девчонка, я испытала неимоверные трудности военного времени. Но сознание и долг перед Родиной обязывало нас переносить все трудности, все опасности и мы это делали без ропота». 

В годы Великой Отечественной войны 90 женщин стали Героями Советского Союза [5]. Но среди них не оказалось ни одной зенитчицы или прожектористки [1].

Список источников:

  1. Электронный ресурс: https://histrf.ru/biblioteka/b/zashchishchaia-niebo-niezhnymi-rukami-kak-komsomolki-sluzhili-v-pvo)
  2. С.Паршин «Где вы, боевые подруги», газета «Ленинское знамя», 1980 г.//Липецкий областной краеведческий музей.
  3. Электронный ресурс: http://pomni-vrn.ru/odna-vojna-na-dvoih/
  4. Воспоминания О.И. Мальцевой-Безруковой //Липецкий областной краеведческий музей
  5. Электронный ресурс: https://crimea.ria.ru/society/20151020/1101278876.html

Научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Никифорова Т.В.