...Уже третье поколение мастеров в г. Ельце трудится над тем, чтобы жил этот знаменитый музыкальный инструмент, третье поколение, начиная с замечательного гармониста и мастера Афанасия Ивановича Матюхина.
Гармоника елецких мастеров – «елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона.
Елецкая рояльная гармонь – мастеровая, её никогда не собирали на фабриках музыкальных инструментов. Готовую гармонику мастер «строил», вслушиваясь в звуки гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. На пороге XXI в. напевная ельчанка оказалась на грани исчезновения. Но в 2013 г. в г. Ельце открылась мастерская по изготовлению елецкой рояльной гармони. Николай Афанасьевич (сын знаменитого гармониста-рояльщика Афанасия Ивановича Матюхина), внуки: Константин и Илья решили возродить традиции старых мастеров. Самая первая рояльная гармонь из мастерской Константина Матюхина отправилась в Австрию. В 2014 г. елецкая гармошка работы знаменитого мастера Ивана Черных (1923 год), отреставрированная Матюхиными, выступила на зимней Олимпиаде в Сочи, показав всему миру ещё одну сторону многоликой российской культуры.
Елецкая рояльная гармонь-это прямой предок современного аккордеона. Например, правая клавиатура елецкой двухрядной хроматической гармоники имела все звуки полной хроматической гаммы (диезы и бемоли). Левая представляла собой выносной гриф с клавишами басов и аккордами. Мастер настраивал готовый инструмент, ориентируясь на звучание гармони-образца, которая была у каждого мастера своя, поэтому звучали «роялки» разных мастеров по-разному, имея каждая свой неповторимый колорит.
Елецкая рояльная — особая гармонь, «многоголосая». Каждая нотка — три, четыре голоса. Потому и звучит, как орган. В отличие от всех других гармоник мех здесь нужно тянуть правой рукой.
Диапазон елецкой рояльной гармоники в мелодии охватывал звуки от ноты до первой октавы до фа третьей октавы включительно. Клавиши для левой руки располагались с обеих сторон грифа. А. Новосельский в своей "Книге о гармонике" отмечает, что елецкие гармоники известны в России с конца прошлого столетия. В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранятся несколько экземпляров таких гармоник, которые при желании и умении посетителя, могут звучать.
Наша земля богата прежде всего традицией инструментальных наигрышей и разнообразием частушечных форм. Неповторимый колорит верхнедонским частушкам придает сопровождение на елецкой рояльной.
Овчинников А.В. - заведующий отделом региональной культуры ЛОКМ.