+7 (4742) 27-02-12

Профессор архитектуры И.П. Машков

Наш край – родина известного российского и советского архитектора - Ивана Павловича Машкова. В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится уникальный документ – воспоминания И.П. Машкова, написанные им в 1944 году.

«Прожито более семидесяти семи лет, - никаких дневников и записей я не вёл и только теперь задумал писать свои воспоминания. Многое, конечно, забыто, исчезло из памяти, но всё же и в таком виде может быть представит некоторый интерес для моих милых дочерей, внуков, а возможно и правнуков, а потому и посвящаю им эти записки», - писал в своих воспоминаниях И.П. Машков [1].

Детские годы

1Будущий известный архитектор родился 1 января 1867 года в городе Липецке в семье кузнеца. Его отца звали Михаил Евдокимович Соколов, мать – Евфимия Денисовна.

У Ивана сохранились тяжёлые воспоминания о детстве. Он рано потерял родителей и вместе с сёстрами был отдан сестре их матери – Татьяне Денисовне, имевшей и без того большую семью. Стали подыскивать в городе бездетную семью, которая смогла бы взять к себе на воспитание кого-нибудь из осиротевших детей. В 1875 году Иван стал приёмным сыном Павла Карповича и Наталии Ефимовны 2Машковых. «Так вместо Ивана Михайловича Соколова – я стал Иваном Павловичем Машковым», - писал в своих воспоминаниях Иван Павлович [1].

Павел Карпович Машков имел небольшой магазин на Базарной площади (ныне Первомайская улица), там же была и квартира Машковых. Приёмные родители относились к Ивану как к родному. Одним из ярких впечатлений детства были ярмарки: «Каждый год 15 августа проходила Успенская ярмарка, которая работала 3 дня. На ярмарке было много интересного для детей: сладости, фрукты, балаганы с Петрушкой» [1].

Близкой семье Машковых была семья Леонида Никандровича Великолепова, женатого на племяннице приёмной матери Ивана, Вере Алексеевне. Большое влияние на развитие Ивана оказал Леонид Никандрович, который был учителем географии и истории, а потом штатным смотрителем Липецкого уездного училища. Ещё один человек, повлиявший на судьбу Ивана Машкова - Алексей Ефимович Андреев – отец Веры Алексеевны и брат приёмной матери. Алексей Ефимович был учителем рисования и чистописания, а также землемером и строителем, затем исполнял обязанности городского архитектора.

Когда пришло время учиться грамоте, Иван Машков поступил в Липецкое уездное училище. Училище оставило у Ивана только хорошие воспоминания: «При переходе из класса в класс я получал награды – книги с надписями и подписями учителей», - вспоминал И.П. Машков.

В 1870-х годах умер приёмный отец Ивана Павловича, и приёмная мать распродала всё имущество. Первое время их приютила семья Великолеповых. В это трудное время перед Иваном Машковым встал сложный вопрос выбора дальнейшего жизненного пути. На помощь пришёл Алексей Ефимович Андреев, который научил его чертить, снимать с натуры планы местности. Приобщаясь к черчению, обмерам планов зданий, основам архитектурного проектирования, юноша проявлял незаурядные способности в области архитектуры.  

Приёмная мать Наталия Ефимовна, несмотря на все трудности, не отдала Ивана в торговое дело, а отвезла в Москву, чтобы попытаться поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1881 году Иван Павлович в возрасте 14 лет поступил в головной класс училища живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества, которое он окончил в 1885 году с малой серебряной медалью и получил большую серебряную медаль за дипломный проект. С этого времени началась активная творческая жизнь, принесшая Машкову известность.

Архитектурная деятельность

3Первые самостоятельные шаги И.П. Машков делал в качестве помощника архитекторов Александра Степановича Каминского, Константина Михайловича Быковского и Августа Егоровича Вебера. В Липецке по проектам Машкова были построены: Никольская церковь (ныне действующий Храм Николая Чудотворца на улице Площадь Торговая, 16), земская больница и женская гимназия (здания снесены), а в  Ельце - здание банка, которое является в настоящее время объектом культурного наследия регионального значения и подлежит государственной охране. В 1895 году Машков был назначен Московской городской управой на должность городского архитектора. От частных лиц и общественных организаций он получал заказы на проектирование жилых и общественных зданий.

4В Москве Машков спроектировал целый ряд общественных зданий, среди них: городской ломбард, клинический корпус в Лефортово, больничный корпус Преображенской больницы, здание обсерватории Межевого Института, Концертный зал, приспособленный позже под театр на Малой Бронной, и другие уникальные здания. В 1909 году совместно со скульптором Сергеем Михайловичем Волнухиным он создал памятник первопечатнику Ивану Фёдорову.

В 1895 году И.П. Машков был избран членом  Императорского Московского археологического общества, вскоре стал его Учёным секретарём, а затем товарищем (заместителем) председателя, занимаясь изучением, охраной и реставрацией памятников древнерусского зодчества. Благодаря содействию Ивана Павловича в 1910-х гг. была проведена реставрация иконостасов Древне-Успенской церкви в городе Липецке [2].

После революции 1917 года Машков оставил проектную деятельность и занял пост старшего архитектора отдела проектирования при Моссовете, фактически исполняя обязанности главного архитектора города. Участвовал в разработке первого Генерального плана развития «Новая Москва».

Научно-педагогическая деятельность

В 1888 году началась педагогическая деятельность И.П. Машкова в  Училище изящных искусств, затем она продолжалась в Училище живописи, ваяния и зодчества, в Московском архитектурном и строительном институтах, где он заведовал кафедрой архитектуры. Среди многочисленных учеников Машкова были знаменитые художники – Константин Фёдорович Юон, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, архитекторы – Виктор Дмитриевич Кокорин, Сергей Александрович Торопов, скульпторы – Анна Семёновна Голубкина, Сергей Тимофеевич Коненков и другие [3].

В 1930-х годах И. П. Машков писал учебники по архитектуре, консультировал советских строителей и архитекторов.

55 июля 1937 года по решению Президиума  Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) И.П. Машкову в связи с его пятидесятилетней работой в области архитектуры было присвоено звания Героя Труда [4].

Умер И.П. Машков 12 августа 1945 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

6И.П. Машков прожил долгую и плодотворную жизнь. В Липецком областном краеведческом музее хранится мемориальный фонд И.П. Машкова, в котором находятся его проекты, публикации, личные вещи. Все эти предметы передали в музей потомки Алексея Ефимовича Андреева, Леонида Никандровича Великолепова и Ивана Павловича Машкова.

В экспозиции «Уездный город» нашего музея можно увидеть личные вещи, принадлежавшие И.П. Машкову: циркуль, уровень, записную книжку.

 

 

Список источников:

  1. Воспоминания И.П. Машкова, 1944 // ЛОКМ.
  2. Электронный ресурс: http://www.gosdirekcia.ru/news?id=500.
  3. Кукрак С.И. Судьба зодчего // ЛОКМ.
  4. Архитектор И.П. Машков – Герой Труда // Архитектурная газета, №53 (197), 18 июля 1937 г.

Заведующая отделом экскурсионно-выставочной работы Ю.В. Доргобузова

 

На страже рубежей. Подводная лодка «Липецк»

Весной 2018 года в Липецкий областной краеведческий музей была доставлена необычная посылка - два больших деревянных ящика, укомплектованных специфическим материалом: аварийно-спасательным снаряжением, коммутаторами телефонной связи, книгами, учебными пособиями, инструкциями, картами. Все эти предметы – бывшее бортовое имущество подводной лодки Б-177 «Липецк» – прибыли к нам из города Полярный Мурманской области по распоряжению командира субмарины капитана 2-го ранга Андрея Николаевича Ковалева.

1

Подводная лодка «Липецк». Фотография из фондов ЛОКМ

Вскоре музей получил по электронной почте  коллекцию фотографий о жизни личного состава, его трудовых буднях и спортивных достижениях. Так началось сотрудничество  музея с экипажем подлодки, позволившее собрать большой комплекс материалов по истории Б-177 «Липецк».

История подводной лодки «Липецк»

27 июля 2021 года исполняется 30 лет со дня спуска на воду большой дизельной подводной лодки Б-177, сооруженной на судостроительных 2верфях завода «Красное Сормово» в г. Горьком (ныне – Нижний Новгород).  Испытания боевой машины проходили на Черном море в Севастополе и совпали с распадом Союза Советских Социалистических Республик,  произошедшим 26 декабря 1991 года. Украина, в состав которой входил полуостров Крым, еще раньше, в августе, объявила о своей независимости. 31 декабря 1991 года на подлодке Б-177 в Севастополе был поднят флаг Военно-Морского Флота СССР, она вошла в состав ВМФ СССР.

 

3

Подъем флага ВМФ СССР капитаном 3 ранга А.А. Жучковым г. Севастополь, 31 декабря 1991 г. Фотография из фондов ЛОКМ

С тех пор эта дата является годовым праздником корабля. 17 января 1992 года, отказавшись присягать Украине, экипаж корабля под 4командованием  капитана 3 ранга Александра Андреевича Жучкова первым на российском флоте поднял Андреевский флаг. В феврале того же года подлодка ушла из Севастополя, совершив беспрецедентный полуторамесячный переход из Черного моря в Баренцево, в город Полярный – старейшую базу Северного флота России [1].

В 1992 году подводная лодка Б-177 вошла в состав сил постоянной готовности Краснознаменного Северного флота. С тех пор экипаж неоднократно участвовал в боевых службах и учениях, выполняя задачи командования в различных акваториях Мирового океана [1]. На его счету  десятки обнаружений иностранных субмарин у российских границ, 15 боевых служб и дежурств в Норвежском и Баренцевом морях, участие в отечественных и международных испытаниях новой техники и вооружения.        

5Личный состав подлодки постоянно совершенствует свое боевое мастерство. Неоднократно Б-177 «Липецк» была признана лучшей дизельной подводной лодкой на Северном флоте; побеждала на межфлотских соревнованиях «Кубок моря» - конкурсе профессионального мастерства военных моряков; трижды завоевывала призы Главнокомандования ВМФ России по торпедной подготовке среди дизельных подводных лодок ВМФ [1]. Название «Липецк» подводная лодка Б-177 носит с 27 июня 2000 года, когда Приказом № 027 Главнокомандующего ВМФ РФ ей было присвоено имя нашего города.

 

6

Митинг в честь присвоения подводной лодке названия «Липецк», г. Полярный, декабрь 2000 г. Фотография из фондов ЛОКМ

В том же году между городской администрацией и экипажем подлодки был заключен договор о сотрудничестве. С этого времени липчане, осуществляя всестороннюю шефскую помощь экипажу субмарины, вносят свой собственный вклад в укрепление боеспособности Северного флота.

Свидетели истории

7Материалы, поступившие в 2018 году, чрезвычайно разнообразны и интересны не только рядовому посетителю, но и серьезному исследователю. Большое количество фотодокументов разных лет, книги, плакаты, карты, учебные пособия, инструкции дают полное представление о тяжелой и опасной работе подводника. Среди наиболее значимых экспонатов – памятный знак «Подводная лодка Б-177 «Липецк». 25 лет со дня подъема военно-морского флага.1991-2016»; личная книжка вахтенного офицера  капитан-лейтенанта Ковалева А.Н. (с 2007 года – командира корабля) с  записями расчетов и схем, необходимых для успешного выполнения боевых заданий и безаварийной работы субмарины.

 В коллекции также представлены:  вспомогательный якорь подлодки с повышенной держащей способностью, а также флаги ВМФ РФ: Военно-морской (Андреевский) – кормовой флаг российских военных кораблей и подводных лодок и гюйс – носовой флаг корабля, который поднимается на подлодке во время стоянки на якоре. Он представляет собой полотнище красного цвета с белым вертикальным и синим диагональным крестами, наложенными друг на друга.

Интересным экспонатом является небольшого размера стальная табличка под названием «Сигналы стуком для переговоров водолазов с личным составом подводной лодки», на которой в определенной последовательности выбиты буквы русского алфавита и соответствующие им цифры. Табличка крепится на посту гидроакустика - подводника, работающего с аппаратурой по обнаружению и определению звуковых сигналов, и используется в экстренных случаях неисправности или сбоя в системе боевого корабля.

В условиях, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья личного состава, каждый член экипажа имеет индивидуальное, подобранное строго по размеру, аварийно-спасательное снаряжение. Гидротермокостюм спасательный ГТКС-2004 разработан ЗАО «Научно-производственная фирма «Северо-Западное морское агентство» и предназначен для поддержания человека на поверхности воды в течение длительного времени. Изготовленный из ярко-оранжевого синтетического непромокаемого материала, термокостюм способен защитить от переохлаждения в воде температурой от -1 до +30 градусов в течение не менее 6 часов. Термокостюм снабжен спасательным линем (ремнем), подголовной подушкой, огнем поиска (световым сигнальным устройством) и светоотражающей лентой для облегчения обнаружения терпящего бедствие человека [2].

8Составной частью комплекта ССП (спасательного снаряжения подводника) является оранжевый резиновый гидрокомбинезон СГП-К, используемый вместе с изолирующим дыхательным аппаратом ИДА-59М для покидания подводной лодки «мокрым» путем через спасательные люки, торпедные аппараты, рубку. Это, по сути, водолазный костюм, оснащенный всем необходимым для нахождения под водой на глубине до 220 метров, а также системой, ограничивающей темп подъема с глубин для предотвращения у человека кессонной болезни [3]. Изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М  весом не менее 10 килограммов крепится к гидрокомбинезону с помощью шлангов, резиновых трубок и ремней. Он регенеративный, с замкнутым типом дыхания, в системе находится устройство (коробка) для очистки выдыхаемого углекислого газа и обогащения кислородом дыхательной газовой смеси [4].

В комплексе предметов индивидуальной защиты личного состава есть также аппараты портативные дыхательные (ПДА) в футлярах розового цвета, предназначенные для одноразового использования, противогаз и дыхательная маска к ИДА-59М. Среди бортового оборудования Б-177 «Липецк» - два судовых коммутатора советского производства СТК 8Н и 4Н, использовавшиеся для телефонной связи ГКП (главного командного пункта) с постами подлодки [5].

Этот богатый материал лёг в основу выставки «Подводная лодка «Липецк»: на страже рубежей», посвященной боевому пути доблестной субмарины, носящей имя нашего родного города.

9

Выставка «Подводная лодка «Липецк»: на страже рубежей», 2018 г. ЛОКМ

Презентация этой выставки состоялась в июле 2018 года. Почетными гостями выставки стали подводники и члены их семей, а также представители Липецкого общественного шефского совета, оказавшие музею помощь в организации выставки и комплектовании коллекции.

После окончания работы выставки сотрудничество с экипажем подводной лодки Б-177 «Липецк» продолжается, в настоящее время наш музей ожидает поступления новых экспонатов по истории доблестной субмарины.

      Список источников:

  1. Подводная лодка Б-177 «Липецк» 161 бригады подводных лодок Северного флота. Полярный, 2016. / фонды ЛОКМ
  2. Гидрокостюм спасательный ГТКС-2004. Инструкция по эксплуатации. Санкт-Петербург, 2009. /фонды ЛОКМ
  3. Гидрокомбинезон СГП-К-ОМVП40. Комплектность №1. Руководство по эксплуатации. Россия, 2000-е гг./ фонды ЛОКМ
  4. Аппарат изолирующий дыхательный ИДА-59М. Снаряжение спасательное подводника. Москва, Военное издательство, 1984. / фонды ЛОКМ
  5. Акт ПП №119 от 05.11.2018 г.

Зав. отделом истории Селезнёва Н.Е.

 

Экспонаты – космонавты

12 апреля 1961 года вошло в историю планеты Земля как день первого полета человека в космос. Советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин открыл эру освоения космического пространства, совершив свой первый, ставший впоследствии легендарным, полет.

За прошедшие десятилетия с момента первого полета в космос многое изменилось. Теперь пребывание космонавтов на околоземной орбите – довольно обыденная вещь. В 1998 году была построена Международная космическая станция (МКС), функционирующая и поныне. На сегодняшний день на борту станции работает шестьдесят пятая долговременная экспедиция, в которую входят девять человек, в том числе и трое россиян [1].

В Липецком областном краеведческом музее хранятся два экспоната-космонавта, которые побывали в космосе. Это Памятный знак Липецкой области «Развитие через инвестиции» и Флаг Липецкой области. В декабре 2015 года они были доставлены на борт МКС и шесть месяцев находились на околоземной орбите [2].

2

Слева - Памятный знак Липецкой области «Развитие через инвестиции». Справа - Флаг Липецкой области. Липецк, 2015 г. Из фондов ЛОКМ.

На Флаге Липецкой области в правом верхнем углу виден оттиск печати российского сегмента Международной космической станции с памятной датой 15 февраля 2016 года – в это время флаг находился на борту МКС. Путешествие знака и флага Липецкой области в космос было посвящено 55-летию полета первого космонавта Юрия Гагарина.

Липецкий край имеет особую связь с космонавтикой. В Липецком авиацентре в разные годы обучались и проходили переподготовку 28 членов отряда космонавтов СССР и России. В 1960-х годах переучивались в нашем авиацентре знаменитые летчики-космонавты, Герои Советского Союза Герман Титов и Алексей Леонов. А в 2002 году работал на Международной космической станции и наш земляк, уроженец Становлянского района Сергей Трещёв.

Предметы, побывавшие в космосе, экспонируются в зале открытого хранения фондов «История России в монетах» на 1 этаже. Здесь же находятся сертификаты, подтверждающие факт пребывания представленных предметов на Международной космической станции. Оба документа заверены подписью начальника центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Героя Российской Федерации летчика-космонавта Ю.В. Лончакова, который в начале 1990-х годов учился в Липецком авиацентре, осваивая новые виды авиационной техники [3].

3

Из фондов ЛОКМ

Со дня первого полета человека в космос минуло 60 лет, исследования космического пространства продолжаются и впереди нас ожидают новые интересные открытия.

Список источников:

  1. https://sputnik.by/technology/20210409/1047345994/Gagarin-doletel-do-MKS.html
  2. https://gorod48.ru/news/358209/
  3. https://lipetskmedia.ru/news/view/145060-Lipyetskiye_kosmonavti_.html

Заведующая сектором этнографии отдела фондов Е.В. Селезнева

На южных рубежах. Нашествие гетмана Сагайдачного

На южных рубежах. Нашествие гетмана Сагайдачного

В Липецком областном краеведческом музее хранится серебряный грош Сигизмунда III Вазы (1566-1632). Эта серебряная монета найдена в г. Ельце в 2015 году во время археологических раскопок под руководством А.Н. Голотвина. Монета датируется 1614 годом и произведена на монетном дворе г. Кракова. На 1аверсе изображён польский герб - орёл с расправленными крыльями. Голова орла развернута влево и увенчана короной. На груди орла щит с изображением родового герба династии Вазов - сноп, напоминающий формой вазу. Эта монета является свидетелем событий Смутного времени: Польско-литовской интервенции на русскую землю.

Восточная политика Сигизмунда III и начало похода Владислава

Король польский и великий князь литовский Сигизмунд III стремился расширить владения своего государства на восток за счёт земель Московского царства. В период Смутного времени он оказывал помощь самозванцам Лжедмитрию I и Лжедмитрию II. Позже Сигизмунд III решил начать открытую «войну с Московским государством и соединить его с Речью Посполитой» [1]. Формально Русско-польская война началась в 1609 году и продолжалась до 1618 года. Апогеем войны стала открытая польская интервенция 1617-1618 гг. и нашествие казаков под предводительством гетмана Сагайдачного.

В апреле 1617 года польский королевич Владислав во главе одиннадцатитысячного войска выступил из Варшавы на Москву. В случае успеха военной компании Владислав должен был:

1) соединить Московское государство и Польшу неразрывным союзом;

2) установить между ними свободную торговлю;

3) отказаться от прав на Ливонию и Эстонию;

4) возвратить Польше и Литве отторгнутые у них земли: Смоленское княжество, города Брянск, Стародуб, Чернигов, Новгород-Северский, Рыльск, Курск, Невель и др. [2].

По мере продвижения польского корпуса вглубь московских земель, сопротивление русского войска становилось всё сильнее. Под Вязьмой Владислав принял решение остановиться и ждать подкрепления из Варшавы.

2

Поход гетмана Сагайдачного

3В августе 1618 года на помощь Владиславу отправился 20-тысячный корпус казаков под предводительством гетмана Петра Конашевича Сагайдачного [3]. Гетман повёл свои войска не прямо на Вязьму, где находился польский корпус, а в обход на Путивль. Для отвлечения московских воевод от южной границы, в районе Калуги действовал четырёхтысячный отряд во главе с полковником Михаилом Дорошенко. Путивль был взят штурмом, затем пал Рыльск. Для Сагайдачного открывался путь на Москву, но основным препятствием на этом пути была Засечная черта. Она включала в себя систему оборонительных сооружений с городами-крепостями. Следующим на пути армии Сагайдачного стоял город Ливны. Захватив Ливенскую крепость и убив её защитников, гетман двинулся к Ельцу, где соединился с отрядом Дорошенко.

Штурм Ельца

Город Елец входил в систему обороны южной границы Московского государства. Он представлял собой крепость с городовыми башнями обнесённую стеной, рвом и надолбами. Стены толщиной около 3 метров [5] были сделаны из бревенчатых срубов, заполненных землёй и камнями [3] и покрыты тёсом.

4

Осада крепости поляками и литовцами в 1612 г. Источник изображения: http://www.onegaonline.ru/seetext.php?kod=652

Оценив сильные и слабые стороны укреплений, Сагайдачный сделал вывод, что быстро взять Елец не получится. Время играло против него. В Вязьме ждал Владислав, требуя от гетмана присоединиться как можно скорее. Оставлять у себя в тылу Елецкую крепость Сагайдачный не мог. Тогда гетман прибегнул к хитрости, приказав казакам идти на штурм. После неудачных попыток взять крепость, казаки сделали вид, что отступают. Елецкий воевода Андрей Богданович Полев решил сделать вылазку, чтобы в открытом поле добить неприятеля. А когда увлеченные преследованием врага ратники отдалились от города, оставленный в засаде отряд казаков ворвался в Елец. Город был разорен и сожжен, многие его защитники, в том числе и сам воевода, погибли. Захватчикам достались богатые трофеи: запасы продовольствия, оружие, боеприпасы и 30 тысяч рублей царской казны, предназначавшиеся крымскому хану.

После Ельца пали Лебедянь и Данков. Они были взяты и разграблены отрядом казаков во главе с Дорошенко [4].

На Москву

5

Оборона крепостных стен от поляков. Источник изображения: https://mrg-online.ru/articles/smolensk-shhit-rossii/

Следующим городом на пути Сагайдачного был Михайлов. Осада Михайлова началась 16 августа и продолжалась до 6 сентября. Казаки понесли большие потери, но так и не смогли захватить крепость, были вынуждены снять осаду и оставить город. Следующим рубежом на пути к Москве была р. Ока. Помешать переправе Сагайдачного должны были русские войска во главе с воеводой Волконским. Русский воевода оказал серьёзное сопротивление противнику, но не смог справиться с поставленной задачей.

20 сентября 1618 года корпус Сагайдачного соединился с полками королевича Владислава, и 1 октября началась осада Москвы. В течение нескольких недель войска интервентов штурмовали крепость, но не достигли существенных успехов. Ни у одной из сторон не хватило сил, чтобы переломить войну в свою пользу. Начались переговоры, которые привели к заключению позорного для Московского царства Деулинского перемирия на 14,5 лет, согласно которому были сделаны значительные политические и территориальные уступки Речи Посполитой.

Рейд Сагайдачного оказался разрушительным для южнорусских земель: были убиты и угнаны в плен сотни местных жителей, сожжены села и города. Страх перед новым набегом казаков еще долго оставался в воспоминаниях современников.

Список источников:

  1. Эйльбарт Н.В. Московский поход Сигизмунда III в польских документах государственного архива Швеции // Учёные записки ЗабГГПУ. 2013. № 2 (49). С. 166-173.
  2. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Кн. 2. Т. VI-X. - Спб., 1911.
  3. Сорока Ю.В. Поход Сагайдачного на Москву. 1618 г. https://www.litmir.me/br/?b=212380&p=1
  4. Рощупкин А.Ю. Елецкая крепость на южных рубежах московского государства в конце XVI – первой половине XVII в. (строительство, восстановление, реконструкция) // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 6 (44). С. 120-124.
  5. Ракитин А.С. «В мятежное время и ныне после черкасского розоренья». Город Данков при воеводе Ф.Г. Аладьине в 1618-1619 гг. Научно-популярное издание. Центр оперативной полиграфии RD Print. Мытищи Московская область, 2017. 50 с.

 

Зав. отделом археологии Гепалов А.С.

 

Дважды кавалер ордена Александра Невского

13 мая 2021 года отмечается 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны образ этого знаменитого полководца, дипломата и святого Русской земли стал символом борьбы советского народа с немецкими захватчиками. 29 июля 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР был учреждён орден Александра Невского, которым за личную отвагу, мужество и храбрость награждено 41 685 офицеров Советской армии. Среди кавалеров этого ордена были и наши земляки. Сегодня мы вспомним одного из них – лётчика-истребителя Петра Дмитриевича Углянского, удостоенного этой высокой награды дважды.

Начало пути

Пётр Дмитриевич Углянский родился 20 июня 1920 года «в посёлке завода «Свободный Сокол» в семье рабочего» [1]. С чего же начинался жизненный путь будущего героя? В своей автобиографии он писал: «В 1935 году окончил 7 классов липецкой средней школы № 3 и поступил учиться в школу ФЗУ завода «Свободный Сокол», которую окончил в 1938 году по специальности шишельника [шишельник - специалист в литьевом производстве, подготавливающий (набивающий песком) форму для отливки какого-либо изделия]. В 1938 году поступил работать по специальности в труболитейный цех № 1 завода «Свободный Сокол» [1]. Казалось бы, за простыми словами этого документа скрывается обычная биография того времени: мальчик из рабочего района пошёл по стопам своего отца, как тысячи советских юношей учился в фабрично-заводской школе, где готовили квалифицированных рабочих, и в дальнейшем собирался трудиться на родном заводе. Но на самом деле, получая рабочую профессию, Пётр Углянский мечтал совсем о другом будущем. Его мечты были связаны с важными событиями, происходившими тогда в жизни Липецка.

Дело в том, что в 1934 году в нашем городе был создан аэроклуб Осоавиахима имени М.В. Водопьянова. Активное участие во всех его начинаниях принял завод «Свободный Сокол», на котором учился, а затем работал Углянский. «Основную роль в создании… материальной базы [аэроклуба] сыграли рабочие «Свободного Сокола», собравшие средства «на покупку самолёта, строительство парашютной вышки» [2]. «На бывших картофельных полях сёл Студёнки и Сокольское появился новый аэродром (ныне в районе стадиона «Сокол»)… Уже в июле 1935 года заводом «Свободный Сокол» был приобретён первый аэроклубовский самолёт У-2, а также комплект запасных частей к самолёту и мотору, три парашюта, учебное оборудование» [2]. Тогда при заводе работал планерный кружок, и, кроме того, у Липецкого аэроклуба появился филиал – школа лётчиков аэроклуба «Свободного Сокола», в котором без отрыва от производства начали обучение молодых рабочих завода.

Липецк того времени стал авиационным городом, в котором торжественно отмечали Всесоюзный день авиации, в праздник катали на аэроклубовском самолёте лучших ударников липецких предприятий, а газета «Липецкая коммуна» «часто публиковала заметки будущих пилотов, где они чаще всего описывали свои первые самостоятельные полёты» [2].

Неудивительно, что Пётр Углянский, как и многие липецкие юноши и девушки, мечтал о небе. В 1938 году он окончил аэроклуб имени М.В. Водопьянова и в декабре поступил в Борисоглебскую авиационную школу пилотов.

Военный лётчик

1В 1939 году П.Д. Углянский «по окончании военной школы был направлен» в 153-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа [1]. Именно с этим полком, 22 ноября 1942 года преобразованным в 28-й Гвардейский [3], был связан весь боевой путь лётчика Углянского.

В фондах ЛОКМ хранится переданная Петром Дмитриевичем Углянским фотография, на ней на фоне простого русского пейзажа запечатлена группа лётчиков: молодые открытые лица с задумчивым выражением или радостной улыбкой. На обороте подпись: «Состав эскадрильи № 1 – 153 ИАП в день начала войны 41 г. 22 июня» и приписка, сделанная его рукой: «Погибли из лучших друзей» и ниже столбик из 8 имён и фамилий…

 

 

2

Состав эскадрильи № 1 – 153 ИАП, 1941 год.  Первый слева в нижнем ряду – П.Д. Углянский. Фотография из фондов ЛОКМ.

С 22 июня 1941 года младший лейтенант Углянский вместе со своими однополчанами защищал небо Ленинграда. За первые полтора месяца войны на самолёте И-153 он совершил 133 боевых вылета [2]. 6 августа 1941 года во время воздушного боя, прикрывая атаку своего ведущего Алексея Смирнова, Пётр Углянский был вынужден вступить в поединок с ведущим пары истребителей противника. Углянскому удалось подбить вражеский «Мессершмитт», но его самолёт был сбит, а сам он – ранен, «получив при этом огнестрельно-пулевой перелом правого плеча, перелом трёх рёбер с ранением лёгкого». Позднее в госпитале была извлечена пуля из «второго поясничного позвонка» [2]. Кроме того, в результате ранения у него развился гнойный плеврит. После длительного лечения в январе 1942 года медицинская комиссия признала П.Д. Углянского инвалидом 2-й группы. Но, несмотря на это, он не отчаялся…

Преодоление

Зимой 1942 года однополчане Углянского получили из тылового госпиталя на Урале письмо, в котором он писал: «Выжил, всем врагам назло. Профессор сказал: «Небо будешь видеть только с земли». А я верю – отрастут крылья, ещё повоюем...» [4]. И осенью 1942 года Углянский, в самом деле, вернулся в родной полк, «который базировался в городе Липецке» [1].

В марте 1943 года младший лейтенант Углянский снова получил ранение – осколками снаряда авиационной пушки была травмирована кисть правой руки [2]. Но и после этого он продолжал летать, несмотря ни на что, преодолевая последствия тяжёлого ранения. Врач авиаполка писал, что П.Д. Углянский «перегрузки переносит тяжело, сильно устаёт в полёте, но летать очень любит и не обращает внимания на плохое самочувствие» [2]. Он продолжал сражаться в своём полку до самого конца войны, совершил ещё около 300 боевых вылетов, сбил 13 самолётов противника [2].

3К 9 мая 1945 года гвардии капитан Углянский был командиром эскадрильи. «За образцовое выполнение задания командования в период Великой Отечественной войны был награждён: 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, а также медалями – «За оборону города Ленинграда», «За взятие города Кёнигсберга», «За победу над Германией» [1].

Петру Дмитриевичу довелось быть участником знаменитого Парада Победы, состоявшегося 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади. Приехав в Москву на репетицию Парада, 25-летний герой сфотографировался на память в новой форме, сшитой специально для этого торжества. Теперь эта фотография хранится в фондах ЛОКМ вместе с другими материалами, переданными им в далёком 1965 году.

После войны

После Победы гвардии капитан Углянский продолжал служить в ВВС. Но в 1947 году 28-й Гвардейский истребительный авиационный полк в рамках перевооружения стал переходить на реактивные самолёты, летать на которых Петру Дмитриевичу Углянскому не позволило состояние здоровья. Он был признан «негодным к лётной работе» и уволен из армии [2].

4Пётр Дмитриевич вернулся в родной Липецк, где работал старшим мастером в труболитейном цехе № 2 завода «Свободный Сокол» и даже был награждён бронзовой медалью ВДНХ [1].

Но его боевое прошлое не было забыто, в 1965 году в Липецк пришла открытка из Калининской области, в которой командование и политотдел войсковой части № 06843 приглашали П.Д. Углянского на празднование 25-летия полка.

И Пётр Дмитриевич отправился в путь, 20 лет спустя он снова побывал и сфотографировался на Красной площади.

5

П.Д. Углянский на Красной площади, 1965 год. Фотография из фондов ЛОКМ.

А затем 23 февраля 1945 года принял участие в торжественных мероприятиях, посвящённых 47-летию Советской Армиии 25-летию своего полка. На память об этих событиях и встрече с боевыми друзьями осталась фотография, сделанная на фоне стенда, рассказывающего о боевом пути и героях 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

6

Встреча однополчан на торжественном мероприятии, посвящённом 25-летию 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка. 1965 год. Второй слева – П.Д. Углянский. Фотография из фондов ЛОКМ.

После этой встречи ему было отпущено ещё 17 лет жизни в родном городе. Пётр Дмитриевич Углянский скончался 23 февраля 1982 года и был похоронен на Сокольском кладбище города Липецка. Но память о нём живёт на страницах книг и электронных ресурсов, посвящённых советским лётчикам Второй Мировой. А его портрет, тот самый портрет молодого и жизнерадостного участника Парада Победы, можно увидеть в новом мемориальном комплексе «Дорога Памяти» (г. Москва) и в одной из витрин выставки «Искусство воевать», которая сейчас работает в нашем музее.

Список источников:

  1. Углянский П.Д. Автобиография. 1965 год / ЛОКМ
  2. Ковалёв С.Ю. Липецк авиационный (1912-1941).- Липецк, 2017. 448 с.
  3. Углянский Пётр Дмитриевич / Электронный ресурс: http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/u/uglyanski.htm
  4. Прославленному авиаполку посвящается... / Электронный ресурс: http://redakciya2005.narod.ru/txt/2008/0000175.html

Зав. отделом природы Юнченко А.В.