+7 (4742) 27-02-12

Военный хирург И.А. Андреев

Огромный вклад в дело победы в Великой Отечественной войне внесла медицина. Людские потери могли быть намного больше, если бы не заслуги людей, которые боролись за жизни раненых и больных воинов. Подвиг медицинских работников в годы войны вызывает восхищение.

В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранятся фотографии, документы, личные вещи нашего земляка, ветерана Великой Отечественной войны, нейрохирурга Ивана Андреевича Андреева. Все эти интересные предметы передала в музей вдова И.А. Андреева Государева Зоя Петровна в 1979 году.

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков: «В условиях большой войны достижение победы над врагом зависит в немалой степени и от успешной работы военно-медицинской службы, особенно военно-полевых хирургов».

Детские годы

1Иван Андреевич родился 23 марта 1893 года в Липецке. Имена его родителей неизвестны, он был подкидышем. «Я усыновлен никем и никогда не был, а потому с детства носил фамилию случайную, т.е. моего крёстного отца, а его имя послужило мне отчеством», - писал Андреев в своём жизнеописании в 1929 году [2].

С самого детства Иван был трудолюбивым, самостоятельным, а уже с двенадцати лет был вынужден зарабатывать себе на жизнь: колол дрова, откачивал воду из подвалов, зимой чистил снег. Когда подрос, работал слесарем на чугунолитейном заводе, затем грузчиком, в телеграфных мастерских в Тамбове, служил в цирке [3].

Ветеран Первой мировой и Советско-финляндской войн

2В начале Первой мировой войны Андреев отправился на фронт в составе рабочей колонны по устройству телеграфной связи в войсковых частях. В революционном 1918 году служил морзистом в Реввоенсовете штаба 7-й армии, а затем вернулся в Липецк и стал работать в почтово-телеграфной конторе.

У Ивана Андреевича была мечта – получить музыкальное образование. Обладая прекрасным голосом, он поступил в народную консерваторию, открытую при активном участии певицы Е. А. Глинки (урожденной Губиной). Участвуя в концертах, он пел романсы М. И. Глинки, исполнял произведения П. И. Чайковского. И.А. Андреев был одним из организаторов союза «Рабис» (работников искусства) в городе, работал инструктором спорта в районном клубе «Красноармеец», вел культработу в войсках, расположенных в районе Липецка.

В 1922 году Уездный комитет командировал Андреева на рабфак в Елец. После его окончания в 1924 году он поступил в Первый Московский государственный университет на медицинский факультет. После окончания университета в 1929 году Андреев остался в Москве. Первое место работы начинающего хирурга - поликлиника Союзкурорта Наркомздрава СССР, а с 1939 года Андреев работал в центральной поликлинике Народного комиссариата здравоохранения СССР.

3Об успешной деятельности Андреева можно судить по его наградам. Во время Советско-финляндской войны Иван Андреевич был начальником хирургического госпиталя № 1844, а за отличное выполнение правительственного задания получил благодарность командования и значок «Отличник здравоохранения». Во время войны Андреев стал военврачом 2-го ранга.

Участие в Великой Отечественной войне

4В начале Великой Отечественной войны Андреев занимал должность начальника санитарной части бригады особого назначения, а затем он был главным хирургом операционного госпиталя № 3037, ведущим хирургом 676-го полевого госпиталя.

5В медицинской практике Андреева интересен один случай. Андреев сделал сложнейшую операцию генералу Н.Д. Захватаеву, от которой отказался ведущий хирург фронта, профессор Н.Н. Еланский, сочтя состояние пациента критическим. Когда поступил приказ везти Захватаева в Москву, Андреев понимал, что раненый не выдержит дороги. Операция была успешной, генерал вернулся в строй. Но за невыполнение приказа Ивана Андреевича отправили младшим врачом в 30-ю стрелковую дивизию. Однако он вскоре снова стал ведущим хирургом 676-го полевого госпиталя [3].

Война закончилась для Андреева на Дальнем Востоке. С 1946 года он работал в Центральной поликлинике Министерства здравоохранения СССР, затем научным сотрудником лаборатории биотерапии рака Академии медицинских наук СССР, а  с 1960 года трудился в центральной поликлинике Министерства здравоохранения РСФСР (ныне Национальный медико-хирургический центр им. Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения РФ).

За 40 лет работы у Ивана Андреевича было бесчисленное множество пациентов. Наиболее известные: Н.И. Веретенников (двоюродный брат В.И. Ленина), семья Ф.И. Шаляпина, кинорежиссер А.П. Довженко, актёр Б.Н. Ливанов, поэт Л.И. Ошанин [4].

Заместитель главного врача поликлиники Народного Комиссариата Здравоохранения СССР А.П. Сахаров в характеристике на доктора Андреева Ивана Андреевича писал: «За всё время своей работы Андреев проявил себя квалифицированным врачом, внимательно и чутко относящимся к больным, добросовестным работником и активным общественником» [5].

О своей жизни Андреев писал так: «Могу сказать – всё, что я мог – отдавал Родине и людям. Может быть, я был и неправ – судить не мне» [6].

6В Липецком областном краеведческом музее в обновленной экспозиции «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны» экспонируются медицинские инструменты и личные вещи И.А. Андреева: аппарат Рива-Роччи, стетоскоп, микроскоп походный, шпатель медицинский для осмотра горла, бритва опасная и нож охотничий, подаренный Андрееву актёром Борисом Ливановым.

Список источников:

  1. Липецкие медики в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: сб. материалов / составитель Г.В. Рощупкина. – 2-е изд., испр., 2015. – с.7.
  2. Краткое жизнеописание И.А. Андреева, 1929 г. // ЛОКМ.
  3. Вагина Е.С. И.А. Андреев: документы свидетельствуют // Вопросы истории и регионального краеведения: Материалы региональной научно-практической конференции (19 декабря 2012 г.; г. Липецк). – Липецк, 2012. – с.22.
  4. Багреева М. Реликвии доктора Андреева // Газета «Вечерняя Москва», 16/IX – 68 (?).
  5. Сахаров А.П. Характеристика на доктора Андреева Ивана Андреевича для представления в Райвоенкомат // ЛОКМ.
  6. Андреев И.А. Сведения о полевой работе в госпиталях №№3037 – 676 за период 1941 – 1945 гг. // ЛОКМ.

Экскурсовод экскурсионно-выставочного отдела Доргобузова Ю.В.  

На южных рубежах. Белгородская черта

Для обороны границ Русского государства от набега крымских и ногайских татар в начале XVII века была создана Белгородская черта – укреплённая оборонительная линия, включающая города-крепости, земляные валы, рвы, засеки, частоколы, непроходимые буреломы и болота – общей протяженностью 800 км. На территории Липецкого края располагались крепости Добрый, Сокольск, Романов, Белоколодск, Усмань.

1

Участок Белгородской черты

Крепости представляли собой защитные сооружения, состоящие из деревянных стен и башен. Стены в основном делались «по-острожному» из вертикальных дубовых брёвен и могли достигать высоты 6 м. Башни были четырех-, шести- и восьмигранные и выступали на 2-3 м от стены, что позволяло стрелять в стороны вдоль линии стен. Как правило, крепость строилась рядом с рекой, это дополнительно защищало её с нескольких сторон.

2

Реконструкция участка Белгородской черты

Источник изображения: http://belgorodtv.ru/?page_id=92675

Города Белгородской черты

Город Усмань был построен в 1645 году на небольшой возвышенности правого берега реки Усмань. В настоящее время это пространство между современной улицей Советской и рекой, по обе стороны улицы Интернациональной. Крепость имела 6 глухих и 2 проезжих башни. Она не сохранилась, зато сегодня можно увидеть остатки земляного вала, который находился севернее города [1].

3

Археологические раскопки Усманского вала.

Голотвин А.Н. 2015 г. [1]

Город-крепость Белоколодск был построен в 1663 году и находился на территории современного села Пады Липецкого района. Белоколодский участок состоял из 2-х линий укреплений. Сам город находился на второй, тыловой, линии, проходившей по правому берегу реки Воронеж. Одна из Белгородских годовых сметных книг содержит следующее описание города: «Белоколодский острожек построен стоячим лесом, по острогу 5 башен, в том числе 2 башни с проезжими воротами, 3 башни глухих, по мере около всего города 220 сажени, около острогу с 3 сторон воды и учинен ров в глубину 3 сажени…» [2].

4

Археологические исследования города-крепости Белоколодск.

Батракова Е.Е. 2016 г. [2]

Город Романов официально не относился к городам Белгородской черты, так как являлся вотчиной боярина Никиты Ивановича Романова – двоюродного дяди царя Алексея Михайловича. В 1652 году в вотчине Н.И. Романова было осуществлено строительство новых укреплений – построено два отдельных «города». Южный, более крупный, окружностью в 1000 метров, предназначался для служилых людей и крестьян. Второй городок был личной крепостью феодала. Романовские крепости вошли в единую линию укреплений, но управление ими продолжало оставаться в ведении Романовых. Город располагался на правом высоком берегу реки Воронеж на территории современного села Ленино Липецкого района [3].

5

Археологические исследования Романовского городища.

Бирюков И.Е. [3]

Город Сокольск располагался на территории современного Липецка в районе Свободный Сокол. Крепость была построена напротив устья реки Матыра, с двух сторон прикрывалась изгибами реки Воронеж, с третьей – озером. Гарнизон Сокольска располагал 9 железными пушками. Вместо вестового колокола для объявления тревоги использовалась специальная «пищаль вестовая», длиной в 3 аршина с четвертью (2,3 м) и весом в 48 пудов (780 кг) [4].

Город Добрый возник в 1647 году на месте села Доброе Городище. Он был построен на берегу реки Воронеж на территории современного села Доброе Добровского района Липецкой области. В крепости имелось 4 проезжие и 7 глухих башен, протяженность стен составляла 600 метров. С трех сторон – северной, западной и южной – за крепостной стеной находился ров, с востока – со стороны реки Воронеж – стояли надолбы (вкопанные в землю в несколько рядов брёвна) [4].

Стрельцы

Службу в городах-крепостях несли служилые люди: дети боярские, поместные атаманы, казаки, драгуны, стрельцы, пушкари, затинщики, воротники. Стрельцы являлись основой гарнизона любого города-крепости Московского государства XVI – начала XVIII вв. Они представляли собой пехоту, вооруженную огнестрельным оружием: пищалями, карабинами, самопалами, ружьями.

12112

Стрельцы

Источник изображения: https://yandex.kz/collections/card/5ee47fc97b2ceed8a75896ab/

Главным оружием стрельцов в течение длительного времени были фитильные пищали или мушкеты. Пищали могли весить до 7 килограммов, поэтому для стрельбы использовались специальные подставки. Дальность стрельбы составляла около 50 метров. У стрельца на специальной перевязи – берендейке находилось 12 зарядов с мерой пороха для одного выстрела. Для выстрела необходимо было поставить ружье на землю дулом вверх, засыпать заряд пороха, вкатить свинцовую пулю и вставить пыж (специальную пробку, предотвращающую высыпание заряда), после чего с помощью шомпола утрамбовать заряд. На специальную зарядную полку из пороховницы насыпался порох. Воспламенение порохового заряда производилось вручную тлеющим фитилём через особое отверстие в казённой части ствола. Чтобы освободить руку стрелка от держания фитиля, был изобретён фитильный замок в виде рычага с тлеющим фитилём. Скорострельность пищали или мушкета составляла примерно 1 выстрел в минуту.

89

В начале XVII века появились первые ружья с кремневым замком, который был более удобным в эксплуатации. В них воспламенение заряда производилось при помощи искр, высекаемых кремнем при ударе его об огнивную пластинку. В ходе боя стрельцы должны были поражать противника массированным огнем.

Русская оружейная техника в XVI – XVII вв. позволяла бороться не только с татарами, но и с поляками, и литовцами.

10

Список источников:

  1. Голотвин А.Н. Отчет о проведении археологических раскопок «Усманского земляного вала Белгородской защитной черты» в Усманском районе Липецкой области в 2015 году. Липецк. 2016.
  2. Батракова Е.Е. Отчет об археологическом обследовании укреплений «Белгородской защитной черты» в Усманском и Липецком районах Липецкой области в 2016 году. Липецк. 2017.
  3. Ивашова Н.Д. Отчёт о раскопках городища Романово на территории Липецкого района Липецкой области в 2009 году. Липецк. 2015.

    4. Загоровский В.П. Белгородская черта. Воронеж. 1969. 304 с.

Зав. отделом археологии Гепалов А.С.

Тайны кабинетного гарнитура

В 2020 году Липецкому областному краеведческому музею исполнилось 111 лет. Возраст немалый, даже для музея. За годы существования музейная коллекция пополнилась уникальными и ценнейшими экспонатами.

В каждом старинном музее есть своя собственная «изюминка», и не одна. Это экспонаты-загадки, с особой историей их появления и с безусловной культурной ценностью. Так, одной из «визитных карточек» Липецкого областного краеведческого музея является роскошный кабинетный гарнитур XIX века, украшающий собой один из экспозиционных залов.

2

3

Резной кабинетный гарнитур XIX века в экспозиции ЛОКМ «Уездный город»

Резная загадка Липецкого авиацентра

Этот великолепный мебельный комплекс поступил в музей 60 лет назад. И сразу поставил перед научными сотрудниками ряд вопросов, на некоторые из них ответы до сих пор не найдены.

В апреле 1960 года Липецким авиацентром был передан на хранение в музей дубовый гарнитур, включающий девять предметов: диван, письменный стол, двустворчатый книжный шкаф, два кресла и четыре стула. В акте передачи записана скромная легенда, согласно которой изготовили мебель крепостные мастера – отец и сын, на создание этого резного шедевра им потребовалось 20 лет.

Гарнитур Германа Геринга

Однако вопросы оставались. Как и когда мебель оказалась в Липецке? Кто был ее хозяином? Почему она хранилась в Липецком авиацентре? На эти вопросы дала ответ легенда, долгие годы бытовавшая в Липецке. По легенде гарнитур принадлежал военному деятелю нацистской Германии, летчику Герману Герингу.

Эта интересная легенда связана с реальными историческими фактами. Дело в том, что в Липецке в 1925 году была создана секретная немецкая авиационная школа для подготовки летного состава, просуществовавшая 8 лет, вплоть до осени 1933 года. За это время в ней прошли переподготовку 120 летчиков-истребителей из Германии. Многие известные немецкие асы Второй мировой войны прошли обучение и переподготовку на объекте «Л» (от слова «Липецк»). По легенде, побывал в нашем городе и будущий рейхсмаршал Великогерманского рейха Герман Геринг. Предполагалось, что великолепный гарнитур он привез с собой из Германии для обустройства собственного кабинета. Впрочем, документальных подтверждений факта пребывания Геринга в Липецке так и не было найдено, в то же время новые исследования гарнитура исключили немецкую версию происхождения мебели.

Русская работа конца XIX века

По мнению специалиста из Государственного исторического музея (г. Москва), это русская работа конца XIX века, стилизованная под западноевропейскую мебель XVI-XVII веков. Наглядное подтверждение этого мнения можно найти, внимательно приглядевшись к центральному горельефному изображению на спинке дивана. В рельефе мастерски выполнена картина известного русского живописца, академика Императорской Академии художеств Алексея Ивановича Корзухина (1835-1894) под названием «Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников». Известно, что данное живописное произведение было написано художником в 1882 году, что дает четкую границу для определения времени изготовления кабинетного гарнитура — не ранее последней четверти XIX века.

4

Резная филенка с изображением картины А.И. Корзухина

1

А.И. Корзухин "Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников".1882 г.  Частная коллекция.

Но каковы бы ни были версии о происхождении мебели, можно бесконечно долго любоваться ее красотой. Гарнитур выполнен из мореного дуба, твердого сорта древесины, обработка которой весьма трудоемка и требует от мастера максимума усилий. Однако, несмотря на особенности материала, каждый предмет мебели богато украшен затейливой резьбой, включающей в себя прямоугольные панели (филёнки) с миниатюрными картинами-горельефами. Сюжеты этих изображений можно условно разделить на три группы — мифологические, библейские и исторические. Так, стулья и кресла украшают ветхозаветные сюжеты, спинку дивана — филёнки с изображениями сцен из российской истории. В то же время массивные и монументальные письменный стол и шкаф привлекают внимание зрителя разнообразными мифологическими сюжетами.

Таков уникальный гарнитур, которым можно полюбоваться в Липецком областном краеведческом музее. Он продолжает хранить свои секреты, ведь по-прежнему остаются открытыми вопросы: кому он принадлежал, где и кем изготовлен. Возможно, однажды все тайны будут раскрыты, а, может быть, интрига сохранится и продолжит волновать наше воображение.

 Зав. сектором этнографии отдела фондов Селезнёва Е.В.

 

«Липчанин в третьем поколении» - Леонид Николаевич Туровский

В экспозиции Липецкого областного краеведческого музея, посвящённой Великой Отечественной войне, экспонируется фотография выпускного класса школы №1 города Липецка за 1941 год.

4

Выпускной класс школы № 1 города Липецк (во втором ряду в центре - Л. Туровский).

1941 г. Фотография из фондов ЛОКМ.

Её вместе с другими фотографиями и личными документами передал большой друг нашего музея, фотограф «коренной липчанин в третьем поколении», - как он говорил о себе сам – Леонид Николаевич Туровский.

1Леонид Николаевич Туровский родился 10 марта 1923 года в Липецке. 21 июня 1941 года окончил Липецкую образцовую школу № 1. С первых дней Великой Отечественной пытался добиться отправки на фронт, но в военкомате ему сказали: «Рано». Тогда он написал письма прославленному лётчику-земляку Михаилу Васильевичу Водопьянову и Всесоюзному старосте Михаилу Ивановичу Калинину с просьбой зачислить его в действующую армию. Пока ждал ответа, работал на мотороремонтном заводе, а после работы охранял военные объекты и патрулировал улицы города Липецка, так как был бойцом истребительного батальона, сформированного при особом отделе НКВД.

На фронт Леонида призвали в сентябре 1941 года, он служил в 205-м лыжном батальоне разведки. Зимой 1942 года, под Старой Руссой, возвращаясь после выполнения задания в расположение войск в составе разведгруппы, Леонид Николаевич был тяжело ранен, долго, почти год лечился. После выздоровления с отличием окончил Тамбовское военное артиллерийское техническое училище и 1 ноября 1944 года вновь был отправлен на фронт. Младший лейтенант Туровский воевал в составе отдельного 1022-го самоходного артиллерийского полка. После победы над Германией летом 1945 года он был направлен в Монголию. С боями прошёл хребты Большого Хингана, освобождал китайские города от японской Квантунской армии, снова был тяжело ранен, лечился в госпитале в Порт-Артуре.

Леонид Николаевич награждён 16-ю советскими и монгольскими орденами и медалями. После войны он служил в Китае, а затем в СССР - в городах Воронеже и Брянске. Демобилизовавшись, в 1955 году Л.Н. Туровский вернулся в Липецк, где окончил металлургический техникум. Впоследствии он работал главным механиком мясокомбината, мебельной фабрики и при этом с увлечением занимался фотографией.

2

Площадь Карла Маркса (ныне площадь Петра Великого) во время разлива. 1970 г. Фотография Л.Н. Туровского из фондов ЛОКМ.

В архиве Туровского было около 1000 негативов. Его фотографии рассказывают о Липецке, о том, как он рос и менялся. Более сотни из них отражают значимые события, происходившие в нашем городе в 1960-90-х годах. Фотографии, выполненные Л.Н. Туровским, опубликованы в «Липецкой энциклопедии», альманахах «Липчане – Великой Победе», «Липецк в солдатской шинели», «Родники Липецкие». Его персональные выставки: «Липецк вчера, сегодня, завтра», «Знакомый старый Нижний парк» – полюбились многим жителям нашего города. За патриотическую работу с молодёжью Л.Н. Туровский был награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ, ему было присвоено звание Почётного гражданина города Липецка.

Умер Леонид Николаевич 16 ноября 1997 года,  похоронен в Липецке. Его имя занесено на доску почёта на здании Тамбовского военного артиллерийского училища как имя одного из лучших выпускников.

В Липецком областном краеведческом музее хранится более двухсот фотографий, выполненных Л.Н. Туровским.

3

Начало благоустройства улицы Колхозной (ныне проспект Победы).

1967 год. Фотография Л.Н. Туровского из фондов ЛОКМ.

Они были переданы в собрание музея самим автором. Эти замечательные документы эпохи постоянно используются в выставочной работе ЛОКМ и помогают сохранить благодарную память о «коренном липчанине в третьем поколении» - Леониде Николаевиче Туровском.

Список источников

Биография Л.Н. Туровского, записанная О.И. Туровской /ЛОКМ.

Зав. сектором дореволюционной истории Клокова З.А.

Театр во время войны в воспоминаниях липецких артистов

В годы Великой Отечественной войны люди мечтали о праздниках, жаждали маленьких культурных радостей и событий. Частичку той самой гражданской жизни, свободной от убийств, разрухи, голода доносили до борющегося народа театральные учреждения, организовавшие фронтовые бригады и театры.

В фондах Липецкого областного краеведческого музея сохранились коллективные воспоминания сотрудников Липецкого театра военных лет: Н.П. Ивановой, Л.И. Тищенко, А.Л. Ефремова, Л.Д. Захаровой. Скупые строчки их рассказов дают достоверное понимание всего происходившего в эти тяжёлые годы. 

Начало войны

«Весной 1941-го года приступили к работе над сценическим воплощением «Машеньки» Афиногенова. Премьера состоялась 21 июня. Всё прошло прекрасно, настроение было приподнятое. Жизнь так много обещала работы и счастья, и никто из нас не знал тогда, что из песни «Если завтра война» можно уже убирать это спасительно-обнадёживающее «если».

«…22–го утром мы собрались на обсуждение вчерашнего спектакля, но оно было оборвано сообщением о начале войны. И жизнь каждого из нас это известие раскололо надвое: до войны и теперь. Каждый думал тогда: «А что же будет дальше? А как же это соединится - война и актёрская профессия?» В первые же дни ушли на фронт наши ребята Сухов, Зимин, Кузьмин, Стеганцев, Мурашкин, Турчин и другие». 

«В трагические дни летнего отступления 41-го года театр быстро перестраивал свою работу на военный лад. Он стал прифронтовым. Вокруг – в Воронеже, Орле, Ельце были фашисты. Мы играли каждый день, только теперь, в связи с введением комендантского часа, спектакли начинались в 17 часов. Что творилось в зрительном зале! Такой благодарной, такой сплочённой общей мыслью и судьбой публики не было ни до войны, ни после. Через город беспрерывным потоком шли воинские части, и можно без преувеличения сказать, что все они прошли и через наш театр. Иногда приходили с оружием, и, бывало, ещё шёл спектакль, а в зале раздавалась тихая команда: «На выход!», и мы знали, что наши зрители уходят на фронт, в бой. Война сплотила нас».

Военные театры в то время не имели четкого репертуара, но, тем не менее, сцены никогда не пустовали, а копилка возможных постановок систематически пополнялась произведениями, посвященными войне и победе в ней. Особенно важно отметить тот факт, что драматические произведения не были ключевыми в военные годы. Да, они являлись неотъемлемой частью репертуаров большинства военных театров, но наряду с ними были популярны постановки отечественных и зарубежных драматургов.

1

Нина Иванова – артистка Липецкого драматического театра в спектакле Карло Гольдони «Ночь ошибок».

Рисунок артиста А.М. Титкова, 1944 год. Из фондов ЛОКМ.

Театральная семья

«Выжить, не умереть с голоду, работать честно и приносить посильную помощь фронту, уберечь маленьких наших детей – да мало ль забот на наши плечи легло. Как дружно мы тогда жили, действительно одной семьёй. Не было деления на творческий состав и технических работников. Всю работу на всех делили. Очень много было выездных спектаклей. Помню 43-й год. Зима. И единственная лошадиная сила – худющая театральная лошадь Тузик – тащит за собой повозку с декорациями. А то, что нельзя уже было взвалить на Тузика, переправляли на себе, поставив ящик с декорациями на полозья. Создавались концертные бригады, играли скетчи, водевили, читали стихи. Особенно часто Симонова».

Трудные условия работы Липецкого театра в военные годы не только не остановили его творческого роста, но, напротив, способствовали еще большему идейно-художественному развитию театра. Главной задачей театра в эти годы было показать героический образ советского народа, через образы отдельных героев, поэтому в театральном репертуаре мы видим преимущественно пьесы советских авторов, которые в той или иной степени раскрывают героику военных лет.

2

Афиша спектакля К. Симонова «Русские люди». 1941 год.

Из фондов ЛОКМ.

Конечно, ни о каких особых условиях для актеров говорить не приходилось. Выступали там, где могли: на грузовиках, в окопах, землянках, в лесу. Ходили в госпитали, где не только выступали перед ранеными солдатами, но работали в качестве санитаров. Особого разнообразия грима и костюмов не было, поэтому частенько приходилось придумывать и мастерить костюмы из подручных материалов. Актеры часто выполняли двойную, а то и тройную работу одновременно: руководили работой труппы, стригли актеров и выступали на сцене. 

«Пели, танцевали. И с этими концертами, где мы только не выступали. Театр любили, артистов ждали. Отчётливо помню: 1942 год. Весна. Кругом зелёный овёс. Мы выступали в танковой части почти у передовой. Показывали «Синий платочек» В. Катаева. У орудий бойцы наготове. Зритель наш расположился в траншее. Помню, как кончился спектакль, нас забросали цветами, преподносили целыми охапками, благо цветы росли прямо в «зрительном зале».

«Самый голодный период 1942-й – 1943-й годы. Все распухли от голода. Помню день рождения у актёров Титковых. Пиршественное угощение составил суп, картошка и штофик водки на всех. Потом, когда появились огородики, варили свёклу до коричневого цвета, резали её на кубики и запекали в духовке».

Люди прифронтового театра

«Прифронтовой театр – это люди. А. А. Поварени, директор театра, человек большой культуры. Деликатнейший человек, Александр Александрович совершенно не умел ругаться. «Кошкин ты сын» и «вандалы» - вот самые резкие его выражения в минуты гнева. «Чудо вы, мои богатыри!» - любил нам говорить Поварени. Да разве обо всех расскажешь».

В прифронтовом театре ждали письма товарищей с фронта. Вот одно из них от художника театра, на пожелтевшем треугольнике обратный адрес: 557, полевая почта, часть 405, Зимин Лев Леонидович. 

«Как я уже знаю из писем, жизнь в Липецке совсем переменилась, и мне как-то не верится, что около моста, у скверика, уже не купишь папирос. Здесь ведь всё по-другому – не так, как в обыденной жизни – всё выдаётся. Поэтому все прежние впечатления законсервировались в том виде, как они были в последний день. Поэтому Липецк я представляю себе с непременным запахом малярного клея. Москву – пахнущую типографской краской. Фронт – въедливым дымом пожарищ и ночной иллюминацией трассирующих пуль. Осталось пожелать вам доброго здоровья и поздравить с Новым годом. Думаю, что в 43-ем году немецкая военная машина будет пущена под откос, и все мы, женщины и мужчины, вздохнём полной грудью. Передайте всем помнящим меня привет». 

Победа

«А победа пришла к нам в мае 45-го, но уже без многих наших товарищей. Мы тогда уже чувствовали: вот она победа, на подходе. Радио по ночам не выключали. Когда передавали сообщение о победе, мы все, конечно, рванулись к театру, разыскали флаг, и на здании театра первыми в городе укрепили Красное знамя Победы».

«А что творилось на улице? Все обнимаются, плачут, целуются, поздравляют друг друга. Когда утром того дня я пошла на рынок, то принесла оттуда полные сумки продуктов, не затратив ни одной копейки. Всё, что люди привезли продать в тот день, они раздали».

3

Липецкий драматический театр. 1949 год.

 Фотография из фондов ЛОКМ

Великая Отечественная война до сих пор живет в сердце нашего народа, который не забыл всех ужасов того времени. Но важно помнить, что даже в чудовищных военных условиях, люди, чья жизнь кардинально изменилась в июне 41-го года, оставались людьми. В них не умерла тяга к жизни, тяга к прекрасному.

Зав. отделом региональной культуры Овчинников А.В.