Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Юный герой Володя Бачурин

1В Липецком областном краеведческом музее в экспозиции «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны» представлены личные вещи юного разведчика, уроженца села Волово, пионера-героя Владимира Бачурина.

Во время Великой Отечественной войны территория Воловского района современной Липецкой области была оккупирована дважды.

В первый раз это произошло в ноябре-декабре 1941 года. На оккупированной территории свирепствовал террор, население устрашали и подавляли его волю к сопротивлению. 5 декабря 1941 года в с. Вышнее Большое  Воловского района каратели устроили показательную казнь местных жителей. По разным данным, тогда в деревянном доме было сожжено от 56 до 80 мирных жителей. С тех пор село Вышнее Большое называют «воловской Хатынью» [1]. К 15 декабря 1941 года в результате Елецкой наступательной операции территория Воловского района была освобождена от фашистских захватчиков.

Вторая оккупация была более продолжительной: с июля 1942 по январь 1943 года.  Во время второй оккупации в деревне Шатилово недалеко от села Ожога фашисты устроили концентрационный лагерь для беженцев и граждан, нарушивших комендантский час. При подходе частей Красной Армии узников расстреляли: погибло 198 человек [2]. Окончательно Воловский район был освобожден 27 января 1943 года в ходе Воронежско-Касторненской операции.

Юный разведчик

Во время оккупации наряду с взрослыми, не щадя собственной жизни, с мужеством и отвагой на защиту родного края вставали и дети. Среди них был  Володя Бачурин. Володя родился 22 мая 1928 года в селе Волово Липецкой области. Когда началась война, Володя твёрдо решил стать солдатом [3]. Вместе со своим другом Колей Пикаловым Володя занимался разведкой, собирал важные сведения для Красной Армии. Благодаря разведданным Володи Бачурина советская артиллерия дважды точно наносила удары по военным объектам противника. Когда Володя в третий раз переходил линию фронта, его схватили фашисты. После нескольких часов допроса и пыток Володю расстреляли. Одноклассница Володи Бачурина Екатерина Григорьевна Лукьянчикова вспоминала: «Когда Володи не стало, нам было очень больно, потому что мы потеряли скромного, необыкновенного парня. Он защищал нас, девчонок, никогда не давал в обиду. Очень любил стихи Некрасова, Пушкина, с удовольствием рассказывал их наизусть. Все девчонки плакали, вспоминая о нём только хорошее…» [3].

Сохранение памяти

2Жители села Волово хранят память о юном герое, отдавшем свою жизнь за родное село. На его родине около Воловской средней школы был установлен памятник пионерам-героям, а на доме, где жил Володя - мемориальная доска [4]. Улица Володи Бачурина есть и в городе Липецке. 18 ноября 1966 года улица Полярная, расположенная в Октябрьском округе нашего города, была переименована в честь юного разведчика.

Коллекция личных вещей Володи Бачурина

Коллекция личных вещей Володи Бачурина формировалась несколько лет. 

3Первые предметы поступили в ЛОКМ в 1972 году. «Ветераном комсомолии и пионерского движения» [5]  А.Ф. Коробковой были переданы в музей шило и пестик для приготовления пюре. В легенде акта приёма музейных предметов указано: «Пестик и шило были переданы А.Ф. Коробковой студентом ЛГПИ, который взял эти предметы у мамы Володи Бачурина. Шилом он подшивал валенки в годы войны» [5].

В 1975 году сотрудниками Липецкого областного краеведческого музея была организована экспедиция по местам боев Великой Отечественной войны. В ней принимали участие А.Ф. Касьянов (член экспедиции), В. Яровенко (фотограф), В.Ф. Пронин (шофер), руководила экспедицией  заместитель директора по научной работе Е.Д. Дорошенко [6].  В июне 1975 года экспедиция побывала в Воловском районе. Тогда мать пионера-героя Наталья Ивановна Бачурина передала членам экспедиции личные вещи Володи: деревянную шкатулку и его ученическую перьевую ручку.

4

 

 

 

Ручка ученическая перьевая Володи Бачурина. Из фондов ЛОКМ.

В настоящее время ручка Володи Бачурина хранится в фондах ЛОКМ, а шкатулка, пестик и шило представлены в экспозиции «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны».

Список источников:

  1. Электронный ресурс: https://lg.lpgzt.ru/aticle/pepel-volovskoy-khatyni.htm
  2. Шпакова Дарья Так хочет ветер и Вечная память // Липецкая газета: итоги недели, 2016, № 14 (11 – 17 апреля), с. 9 // ЛОКМ.
  3. Электронный ресурс: http://vpered.ucoz.org/news/navechno_v_stroju/2017-05-19-686
  4. Электронный ресурс: http://war.lib48.ru/voinskie-zakhoroneniya/volovskij-rajon/mogila-pionerov-geroev-bachurina-volodi-i-pikalova-koli-v-sele-volovo
  5. Акт приёма музейных предметов № 2214 от 25.05.1972 г. // ЛОКМ.
  6. Полевая опись № 1. Экспедиция по местам боёв Великой Отечественной войны в нашем крае (Воловский район), июнь 1975 г. // ЛОКМ.

Экскурсовод экскурсионно-выставочного отдела Доргобузова Ю.В.

 

В.М. Верховых: страницы биографии

В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится большая коллекция материалов, связанных с жизнью и деятельностью Василия Мефодьевича Верховых, нашего земляка, участника установления советской власти в Липецком крае, ветерана Первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн. Это – фотографии, документы, награды, личные вещи, некоторые из них представлены в экспозициях «Мы наш, мы новый мир построим» и «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны». Василий Мефодьевич Верховых был настоящим героем своего времени. Таких людей, как он, всем сердцем преданных делу революции и ее идеалам, еще недавно ставили в пример, на них равнялись, ими гордились…

В.М. Верховых родился в 1895 году в семье бедного крестьянина села Озерки Шехманской волости Липецкого уезда (ныне Петровский район Тамбовской области). С детских лет он работал на богатых крестьян и помещиков, затем трудился в железнодорожных мастерских станции Тихорецкая, где в 1913 году вступил в ряды РСДРП (б). В начале Первой мировой войны Василий ушёл на фронт. Дивизия, в которой он служил, участвовала во многих боевых операциях, в том числе в знаменитом Брусиловском прорыве.

За власть Советов

6Февральскую революцию Верховых встретил в Туле, в 30-м запасном  полку, куда был определен после ранения. Солдаты единодушно выбрали его в полковой комитет, членом Тульского Совета рабочих и солдатских депутатов. Ввиду политической неблагонадежности большевистски настроенных солдат командование Московского военного округа перевело полк в Харьков. Василий Мефодьевич вспоминал: «Осенью 1917 года меня командировали из Харькова в Петроград за получением директив ЦК РСДРП. Как депутат Харьковского Совета, я участвовал в историческом II съезде Советов, проходившем в момент Октябрьской революции, слушал доклад В.И. Ленина, встречался с Я.М. Свердловым. Тогда же … в составе рабочего отряда Путиловского завода участвовал в боях с белогвардейцами Краснова и Керенского под Гатчиной и Царским Селом» [1]. В апреле 1918 года В.М. Верховых возвратился в родные Озерки. «Поезжайте на Тамбовщину в свое село как возвратившийся солдат и создавайте там нашу Советскую власть снизу», - посоветовал ему В.И. Ленин [1]. На сельском сходе земляки избрали Василия председателем сельсовета, а в мае 1918 года – председателем волостного исполнительного комитета. В это время развернулась острая классовая борьба вокруг раздела крестьянами помещичьих земель. Коммунисты волости вели агитационную работу среди крестьян, организовали комитеты бедноты и партийные ячейки в селах, создали один из первых на Тамбовщине совхозов в имении бывшего помещика Тимченко. Летом 1918 года Василий Мефодьевич был делегирован в Москву на V Всероссийский съезд Советов. В Большом театре слушал он выступление В.И. Ленина, голосовал за принятие первой Советской Конституции.

Боевой 1919-й

Когда началась гражданская война, назрела необходимость создания регулярной рабоче-крестьянской Красной Армии. Осенью 1918 года В.М. Верховых был направлен в Усмань помощником уездного военного комиссара, где проводил работу по мобилизации мужского населения в Красную Армию. В начале 1919 года делегаты уездной партийной конференции избрали его председателем Усманского уездного комитета РКП (б). Много работы было у председателя – налаживание деятельности учреждений и предприятий, организация снабжения населения и армии продуктами сельского хозяйства, не сходил с повестки дня военный вопрос.                В августе 1919 года белогвардейская конница генерала Мамонтова, прорвав оборону Южного фронта, двинулась на Тамбов, Козлов, Грязи, Усмань, Елец, Воронеж. На страницах местных газет того времени мелькали по-фронтовому краткие сообщения: «создан уездный ревком во главе с  тов. Верховых»; «издан приказ № 1 по Усманской организации РКП (б) о казарменном положении»; «из членов партии, комсомольцев, рабочих формируются ударные силы боевого участка, командовать которым поручается тов. Верховых» [2].

Делегат съездов

Летом 1920 года В.М. Верховых перевели в Тамбов. Во время работы на Тамбовской земле он избирался делегатом XII и XIII съездов партии, VIII, IX, X съездов Советов РСФСР, I, II и III съездов Советов СССР, участвовал в X Всероссийской конференции РКП (б) и XIV Всесоюзной партийной конференции.

7

Тамбовская губернская делегация на IX Всероссийском съезде Советов (сидит второй справа - В.М. Верховых), Москва, 1921 г. Фотография из фондов ЛОКМ

Позднее Верховых работал в аппарате ЦК ВКП (б), парторгом ЦК ВКП (б) на ряде крупных предприятий, секретарем Дальневосточного крайкома партии, трудился на Украине, в Магнитогорске, Туле, Москве, избирался делегатом XVI и XVII съездов ВКП (б) [3]. XVII съездов ВКП (б) печально известен как «съезд расстрелянных», так как большая часть его делегатов была репрессирована. Не избежал этой участи и В.М. Верховых: он был арестован летом 1937 года после своего выступления на пленуме Московского комитета ВКП (б) и провел в застенках больше года. Затем ему удалось передать записки Р.С. Землячке и Г.И. Петровскому, которые помогли ему выйти на свободу [4].

На фронтах Великой Отечественной войны

89С первых дней Великой Отечественной войны коммунист Верховых  был на передовой. Боевое крещение он получил под белорусским городом Могилев в рядах 13-й армии, где служил политработником, комиссаром санитарного управления вплоть до 1946 года. Василий Мефодьевич прошел тяжелый путь отступления армии в боях от Могилева и победный путь от Ельца через Берлин до Праги. Он участвовал в крупнейших сражениях этой войны – на Курской дуге, Сандомирском плацдарме, на Одере, брал Берлин, освобождал Прагу. За боевые заслуги В.М. Верховых был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Чехословацкой республики «Военный Крест», медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и другими. В экспозиции «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны», в разделе, посвященном освобождению города Ельца от немецко-фашистских захватчиков, представлены фронтовая шинель и полевая сумка В.М. Верховых. Он был участником Елецкой операции - первой победоносной наступательной операции советских войск 1941 года.

Персональный пенсионер

10После войны В.М. Верховых жил и работал в Москве. С 1958 года он  был персональным пенсионером союзного значения, активно занимался общественной работой - выступал перед самой разнообразной аудиторией, на радио и в печати, делился воспоминаниями о встречах и беседах с В.И. Лениным, Ф.С. Свердловым, М.И. Калининым, Ф.Э. Дзержинским. Умер В.М. Верховых 24 июля 1985 года. При жизни он постоянно поддерживал отношения с научными сотрудниками нашего музея. Результатом этого общения стало формирование в ЛОКМ персонального фонда В.М. Верховых, насчитывающего несколько десятков единиц хранения.

 

 

Список источников:

  1. Автобиография Верховых В.М. /ЛОКМ
  2. Буклет «Солдат революции», Липецк, 1985 / ЛОКМ
  3. Личный листок по учету кадров Верховых В.М./ ЛОКМ
  4. Беляева А.Г. Воспоминания о В.М. Верховых / ЛОКМ

Зав. отделом истории Селезнёва Н.Е.

Пьеса Константина Симонова «Жди меня» на Липецкой сцене

23 июня 1941 года Пленум ЦК профсоюза работников искусств принял «Обращение ко всем творческим работникам», в котором задачей искусства называлось обслуживание частей действующей Армии и Военно-Морского флота. Поэтому в конце 1941 - начале 1942 года стали активно создаваться фронтовые театры и фронтовые филиалы различных стационаров.

1Вместе со всей страной отдавали свои силы борьбе за победу и работники Липецкого драматического театра. В начале войны часть труппы ушла на фронт, но, несмотря на это, театр не ослабил своей творческой деятельности. На его сцене шли спектакли, проникнутые горячим патриотическим содержанием. Поддерживал театр тесные связи и с фронтом: в годы войны были сформированы три фронтовые бригады, которые выезжали в прифронтовые полосы. Только в 1942 году театр поставил 134 спектакля и организовал 859 концертов [1]. Более 100 тысяч зрителей обслужил театр в 1943 году на своей стационарной сцене, не считая многочисленных выездов в составе концертных бригад в действующую армию [1]. При этом собранные средства шли в фонд обороны страны.

«Жди меня»

С первых дней войны творчество писателей и драматургов было подчинено общему устремлению: «Всё для фронта, всё для победы!». 2Пьесы должны были пробуждать чувство гордости за свой народ, а также вызывать ненависть по отношению к врагу, вероломно вторгнувшемуся на нашу землю.

Большую известность в эти годы приобрела поэзия Константина Михайловича Симонова, военного корреспондента газеты «Красная звезда». Впоследствии он побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Особенно популярно было его стихотворение  «Жди меня», написанное в июле 1941 года. Позже Симонов вспоминал: «У стихотворения «Жди меня» нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. 3И я написал ей письмо в стихах» [2]. Женщиной, к которой поэт обращался в своём стихотворении-письме, была его жена – киноактриса Валентина Серова. Стихотворение «Жди меня» опубликовали в газете «Правда» 14 января 1942 года. В 1943 году из-за совершенно невероятной популярности этого стихотворения Константин Симонов написал на его основе пьесу и сценарий кинофильма с одноимённым названием. Пьеса о том, как девушка ждала своего мужа с фронта несмотря на то, что ей сообщили о его гибели. И он выжил благодаря её вере и надежде.

«Жди меня» на Липецкой сцене

4В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится пожелтевшая от времени вырезка из газеты «Липецкая коммуна», датируемая 1943 годом. Это рецензия на спектакль по пьесе Константина Симонова «Жди меня».

Автор рецензии И. Орловский писал: «Недавно городской театр показал премьеру, пьесу «Жди меня» Константина Симонова. Эта пьеса, как говорил сам автор, о силе любви, о том втором внутреннем голосе веры,- вопреки рассудку и доказательствам. Верь, что «жив», когда все вокруг твердят: «Умер»! Пьеса «Жди меня» - пьеса больших внутренних переживаний, пьеса настроений.

Основное действующее лицо пьесы – Лиза. От исполнителя этой роли в значительной мере зависит успех всего спектакля. И надо сказать, что образ Лизы артисткой А.С. Чеборовской нарисован правдиво и точно. В её исполнении Лиза женственна и обаятельна.

Образ мужественного русского воина, в котором сочетаются качества отваги и геройства с большим любящим сердцем - лётчика Ермолова играет В.В. Триве. К сожалению, эта роль не совсем удачна в исполнении артиста, отчего образ несколько схематичен и бледен.

Хорошо играет роль фотокорреспондента Вайнштейна артист К.И. Полянский. Зритель любит его и радуется каждому его новому появлению на сцене. Вся роль артиста сыграна с большим сценическим тактом.

Жизненно правдивые образы созданы артистами П.М. Микулиным (профессор), А.П. Асториной (его жена), М.Г. Меняйловой (Соня), Д.Г. Корсаковым (командир партизанского отряда), Н.П. Ивановой (Паша).

Есть в постановке и шероховатости. Не совсем удачна роль инженера Панова (артист Г.А. Литвак). Артисту полностью не удалось передать трагизма положения, в котором очутился этот любящий человек. Правда, в отдельных сценах (прощание с Лизой, например) артист нашёл мягкие и задушевные тона, но это только подтверждает, что исполнитель мог создать полноценный образ.

5Кажется нам, что ниже своих возможностей на этот раз играл артист А.М. Титков (лётчик Гончаров). В исполнении много резкости, отчего образ теряет свою внутреннюю обаятельность.

В целом постановка удачна. Видно, что коллектив театра во главе с постановщиком – режиссёром М.С. Селяниным много и хорошо поработал над спектаклем. Пьеса в некоторых местах сыра, страдает шероховатостями. Режиссёр сумел устранить эти недостатки, отчего спектакль приобрёл большую динамичность и чёткость».

 

 

Список источников:

  1. Липецкий театр в годы военного лихолетья 1941-1945 гг. Электронный ресурс: //vk.com/@teatrtolstogo-lipeckii-teatr-v-gody-voennogo-liholetya-1941-1945-gg
  2. «Жди меня, и я вернусь»: манифест веры, надежды и преданности. Электронный ресурс: https://rvio.histrf.ru/activities/news/item-3116
  3. Вырезка из газеты «Липецкая коммуна», 1943 год со статьей И. Орловского «Жди меня» / ЛОКМ

Зав. отделом региональной культуры Овчинников А.В.

Фотоальбом «засекреченной» переписи населения

Осенью 2020 года должна была состояться очередная, двенадцатая в истории страны и третья в истории новой России, перепись населения, но она была перенесена на весну будущего года. В Липецком областном краеведческом музее прошла выставка «Создаём будущее», посвящённая этой переписи. На ней были представлены материалы нескольких переписей населения советского периода из фондов музея. Среди экспонатов выставки особое место занимал уникальный фотоальбом «Всероссийская перепись. 1937 год. Воронежская область», поступивший в наш музей в 2012 году. Его передала жительница города Липецка Раиса Матвеевна Немлихер, мать которой была счётчиком той, печально известной,  переписи.

Перепись населения 1937 года

16 января 1937 года в нашей стране была проведена единственная однодневная перепись населения. С 1 по 5 января счётчики заполнили переписные листы, а саму перепись провели 6 января с 8 утра до 12 ночи. Затем в последующие дни до 11 января проверяли правильность подсчётов и заполнения переписных листов. «Основная задача переписи заключалась в учете лишь наличного населения города и села... Центральное Управление Народно-Хозяйственного Учета (ЦУНХУ) снабдило каждый переписной лист памяткой счетчика, которая требовала вычеркивать не ночевавших по месту жительства в ночь с 5 на 6 января… Требование было связано со спецификой однодневной переписи и выдвигалось в расчете на то, что не ночевавшие дома будут переписаны в другом месте нахождения, что не всегда выполнялось на практике, и не могло не привести к некоторым неувязкам и потерям в счете населения» [1].

Для проведения однодневной переписи требовалось огромное количество счётчиков, было привлечено 1 миллион 250 тысяч человек [1]. Переписной лист включал 14 вопросов (пол, возраст, национальность, религия, грамотность и т.д.), в разработке которых принимал участие лично И.В. Сталин.

Но после подведения её итогов 25 сентября 1937 года Совет Народных Комиссаров Союза ССР  постановил: «Ввиду того, что Всесоюзная перепись населения 6 января 1937 года была произведена Центральным управлением народнохозяйственного учета Госплана СССР с грубейшим нарушением элементарных основ статистической науки, а также с нарушением утвержденных правительством инструкций… Признать  организацию  переписи  неудовлетворительной и самые материалы переписи дефектными» [2].

Итоги переписи не соответствовали ожиданиям партийного руководства: вместо ожидаемого прироста населения страны на 37 млн. человек, он составил всего 15 млн. Причин было несколько: и высокая детская смертность, и репрессии, и голод 1932-1933 годов. Но во всём обвинили руководителей переписи; в статье, опубликованной в газете «Правда», говорилось: «Враги народа сделали все для того, чтобы извратить действительную цифру населения. Они давали счетчикам вредительские указания, в результате которых многочисленные группы граждан оказались не внесенными в переписные листы» [2]. Многие руководители, принимавшие участие в переписи 1937 года, были репрессированы и расстреляны. На январь 1939 года была назначена новая перепись. А все полученные в результате переписи населения 1937 года материалы на долгие годы были засекречены и частично опубликованы только в 1990 году.

Всё связанное с засекреченной переписью активно уничтожалось, поэтому фотоальбом, сохранившийся в липецкой семье, уникален.

Уникальный альбом

2

Фотоальбом  «Всероссийская перепись. 1937 год. Воронежская область». Из фондов ЛОКМ

Фотоальбом «Всероссийская перепись. 1937 год. Воронежская область» раскладывается на три страницы. На первой странице вверху помещены портреты Ф. Энгельса и К. Маркса, на второй – В.И. Ленина и И.В. Сталина, на третьей – В.М. Молотова и М.И. Калинина. На центральной странице находятся портреты непосредственных руководителей переписи по Воронежской области: Н.И. Страутнека  - начальника областного Управления народно-хозяйственного учёта и Засухина – начальника Воронежского областного бюро переписи, а третий портрет, расположенный между ними, был очень  аккуратно вырезан.

Николай Иосифович Страутнек – латыш, родился в 1900 году в Риге. Но волею судеб оказался в Воронеже, где возглавлял кафедру народно-хозяйственного учёта. Как начальник областного Управления народно-хозяйственного учёта, он возглавил перепись населения Воронежской области. 3 декабря 1937 года он был арестован, а 5 октября 1938 года осуждён по статье 58-10 и приговорён к высшей мере наказания – расстрелу, реабилитирован 8 июля 2003 года [3].

3А вот информацию о начальнике Воронежского областного бюро переписи Засухине  найти так и не удалось. Не удалось установить даже его инициалы. Вероятно, он тоже был репрессирован, как и многие другие руководители переписи.

К сожалению, под фотографиями отсутствуют подписи, и  мы теперь не сможем узнать имена изображённых на них людей. Конечно, в альбоме должны быть и портреты тех, кто руководил переписью в нашем регионе, ведь в состав Воронежской области в 1937 году входили город Липецк и часть территории современной Липецкой области.

Но, несмотря на эти недостатки, фотоальбом представляет интерес, как свидетель того сложного периода в истории нашей страны.

Список источников:

  1. Поляков Ю.А., Жиромская В.Б., Киселев И.Н. Полвека молчания (Всесоюзная перепись населения 1937 г.). Электронный ресурс: http://ecsocman.hse.ru/data/810/785/1219/3-25.pdf.
  2. Лившиц Ф.Д. Перепись с особым местом в истории. Электронный ресурс: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0271/arxiv02.php.
  3. Книга Памяти жертв политических репрессий Воронежской области. Том 2. Воронеж: ОАО «Воронежская областная типография», 2015. С. 316.

Старший научный сотрудник отдела фондов Красникова О.И.

 

Красота и строгость японского кимоно

11Дивная и загадочная Япония не устает удивлять и восхищать своей красотой и самобытностью традиций. В числе памятников традиционно-бытовой японской культуры в коллекции Липецкого областного краеведческого музея хранится женское кимоно, датируемое началом XX века.

С японского слово «кимоно» переводится как «одежда», и в старину оно действительно обозначало любую одежду. Однако с течением времени, это слово стало применяться исключительно к традиционному японскому одеянию. А с середины XIX века кимоно стало считаться национальным японским костюмом. Кимоно популярно и в современной Японии, его надевают на свадьбы, чайные церемонии, а также во время праздничных торжеств фестиваля Сити-го-сан, проходящего осенью.

Кимоно, хранящееся в фондах нашего музея, сшито для замужней женщины, которая облачалась в него во время проведения торжественных мероприятий. Сшитое из черного шелка одеяние напоминает по своей форме халат «Т»-образного силуэта, красиво ниспадающий до самого пола. Рукава длинные, свободные, не сковывающие движения.

Согласно японской традиции, все женские кимоно шьют одного размера,  поэтому владелица кимоно должна была уметь правильно и красиво драпировать ткань на собственной фигуре, подчеркивая ее достоинства. В этом японкам помогал и по сей день помогает специальный пояс (оби́), который в несколько витков обвивает талию и завязывается сложным бантом на спине. К сожалению, в фонды нашего музея кимоно поступило без пояса.

12

Аппликации на подоле кимоно, выполненные из раскрашенного вручную шелка

Кимоно из этнографической коллекции Липецкого областного краеведческого музея сшито вручную и украшено крупными аппликациями в виде пучка развевающихся лент с перехватом из строенных колец, окаймленных золотистой тесьмой. Материалом для аппликаций послужил тончайший шелк с ручной росписью, представляющей собой стилизованные цветы и листья растений. Большая часть мотива расположена на левой передней детали, переходя на подол спины и часть правой передней детали.

13

Фрагмент аппликации на подоле кимоно. Шелк, ручная роспись

Подобные кимоно были уникальны и стоили немалых денег, а потому их берегли и надевали лишь по особенным случаям. Такое кимоно обычно служило верхней одеждой, под которую надевали более простое кимоно, из хлопчатобумажной ткани.

14Напоминанием о далеком прошлом Японии служат родовые гербы - «камоны». Родовые гербы или знаки дома представляли собой стилизованное изображение цветка, растения или животного, вписанного в окружность. Согласно японским традициям изображения камонов наносились на ткань кимоно представителей благородного сословия. Причем японки аристократического происхождения имели право носить на одежде свой семейный камон, а не символ рода мужа, и передавать его по наследству дочерям. На одном кимоно могло быть изображено от одного до пяти родовых гербов. На кимоно из фонда ЛОКМ нанесено изображение пяти камонов, каждый из которых имеет вид стилизованного цветка, заключенного в окружность.

Длинный подол кимоно без разреза, плотно обернутый вокруг талии широкий пояс значительно сковывают движения и требуют от женщины большей неторопливости и плавности, как бы вознося ее над суетностью окружающего мира. Считается, что кимоно символизирует собой не только красоту, но и этикет, демонстрируя истинно японскую сдержанность и изысканную утонченность в каждой своей линии и детали.

Список источников:

  1. Электронный ресурс: https://www.livemaster.ru/topic/266893-istoriya-kimono
  2. Электронный ресурс: https://art.mirtesen.ru/blog/43960858826/Kimono---yaponskiy-natsionalnyiy-kostyum

Зав. сектором этнографии отдела фондов Селезнёва Е.В.