+7 (4742) 27-02-12

Герой Советского Союза М.Н. Антипов

5В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранятся материалы нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза - Михаила Николаевича Антипова. Комплекс материалов, включающий фотографии, документы, письма, рассказывает о жизни и боевых подвигах М.Н. Антипова.

Будущий Герой Советского Союза родился в 1923 году в городе Липецке. Когда Мише Антипову было чуть больше десяти лет, он мечтал стать лётчиком. Его вдохновил подвиг Михаила Васильевича Водопьянова и других лётчиков, в 1934 году принимавших участие в спасении экипажа парохода «Челюскин». Во время учёбы в восьмом классе в Липецкой средней школе № 1 Михаил Антипов поступил в Липецкий аэроклуб, а уже в 1941 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков [1].

На фронтах Великой Отечественной войны6

В годы Великой Отечественной войны лётчик 707-го ночного бомбардировочного авиационного полка Михаил Антипов воевал на Северо-Западном, Брянском, 2-м и 1-м Прибалтийских фронтах [2].

Михаил начинал воевать на самолёте По-2. На этой машине он произвёл 245 успешных ночных боевых вылетов. Затем его полк был переформирован в штурмовой, и Антипов освоил знаменитый штурмовик Ил-2. На самолёте Ил-2 Михаил Антипов произвёл 84 успешных боевых вылета на штурмовку войск, техники и узлов сопротивления противника при разгроме Ясско-Кишинёвской группировки, прорыве оборонительной полосы и расширению плацдарма на р. Дунай и по уничтожению окружённой группировки противника в районе г. Будапешт [3].

В любое время суток, при любых погодных условиях лётчик Антипов бомбил врага, разведывал его позиции, обеспечивал связь, вывозил раненых. 12 декабря 1944 года, производя разведку войск противника на самолёте Ил-2 в усложнённых метеоусловиях, несмотря на плохую видимость и низкую облачность, на станции Куштар он обнаружил скопление железнодорожных эшелонов, чем доставил командованию ценные сведения и облегчил выполнение задачи остальным экипажам полка. В этот успешный вылет старший лейтенант Антипов бомбовым ударом разбил 1 паровоз [3].

Лётное мастерство

7За время Великой Отечественной войны М.Н. Антипов совершил 392 боевых вылетов [2]. Об одном из них рассказывается в наградном листе Михаила Николаевича Антипова: «11 марта 1945 года при штурмовке скопления танков и автотранспорта противника в населённом пункте д. Игар, за 3 успешных боевых вылета и 14 заходов на цель, несмотря на ожесточённый огонь противовоздушной обороны противника, умелым манёвром над целью уничтожил 1 танк, создал 1 очаг пожара, где наблюдались взрывы большой силы, поджёг автоцистерну с горючим, причём самолёт подвергся ожесточённому обстрелу, в результате чего была пробита лопасть винта, кабина лётчика, но старший лейтенант Антипов, проявив хладнокровие и мужество, благополучно дошёл на свой аэродром и произвёл нормальную посадку» [3].

О лётном мастерстве Антипова также свидетельствуют результаты инспекторской проверки. По окончанию проверки техник-лейтенант С. Егорченков сделал следующее заключение: «На проверке экипажи Антипова показали своё возросшее лётное мастерство, которое они достигли упорной работой. Дисциплина строя и организованность привели к успеху» [4].

Награды и сохранение памяти8

Родина высоко оценила мужество и героизм Антипова. Михаил Николаевич награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями [2]. За отличное выполнение боевых заданий командования, лично произведённые 245 успешных боевых вылетов на самолёте По-2 ночью и 84 успешных вылета на самолёте Ил-2, проявленные мужество, отвагу и геройство М.Н. Антипов был удостоен Правительственной награды – присвоения звания «Героя Советского Союза» [3].

После войны Антипов продолжил службу в строевых частях Военно-воздушных сил, командовав эскадрильей в Грозном. В своём письме маме от 7 февраля 1946 года он писал: «В Грозном я был только на небольших курсах. Вышел оттуда с отличным аттестатом. А дальше учиться обязательно буду. Я буду обязательно кончать академию» [5].

Но он не успел это сделать: 1 июня 1947 года при исполнении служебных обязанностей оборвалась жизнь капитана М.Н. Антипова. Он был похоронен в румынском городе Брашов [2]. Земляки Михаила Николаевича хранят память о верном сыне нашей Родины. В честь М.Н. Антипова названа улица в городе Липецке, а на Площади Героев в Мемориальном комплексе в честь воинов-героев, погибших в годы Великой Отечественной войны, установлена стела с его портретом. 

Список источников:

1. Огрызков К.Т. В памяти и в сердце навсегда. – Липецк, 2005. С.18.

2. Ковалёв С.Ю. Липецк авиационный (1912-1941). - Липецк, 2017. С. 320, 327.

3. Наградной лист Антипова М.Н. 1961 г. Копия // ЛОКМ.

4. С. Егорченков «Дисциплина и организованность привели к успеху» / Вырезка из газеты //ЛОКМ.

5. Письмо Антипова М.Н. маме от 07.02.1946 г. // ЛОКМ.

Заведующая отделом экскурсионно-выставочной работы Ю.В. Доргобузова

 

Генерал-майор артиллерии Н.Н. Великолепов

История Великой Отечественной войны знает множество примеров героических поступков советских людей, боровшихся против немецко-фашистской угрозы. Наш выдающийся земляк генерал-майор артиллерии Николай Николаевич Великолепов – прекрасный пример героической личности ушедшей эпохи. Его личные качества и военный профессионализм помогли не только защитить страну, но и оставить для потомков память о тех страшных, полных горя и надежды военных годах.

Ранние годы

1Николай Николаевич Великолепов родился 20 декабря 1902 года в уездном городе Липецке Тамбовской губернии. Н.Н. Великолепов происходил из достойного рода образованных и творческих людей, среди его предков были учителя, художники, архитекторы. Н.Н. Великолепова тоже ждала выдающаяся судьба под стать членам его рода.

Николай Великолепов окончил реальное училище и  трудовую школу 2 ступени, занимался боксоми борьбой. В 1924 году был призван на службу, с 1925 участвовал в боях с басмачами в Восточной Бухаре (ныне Таджикистан) в составе конной артиллерии 11 кавалерийской дивизии. Часто на военные операции выезжали без орудий, действовали, в основном, как сабельники. В этих сражениях, по воспоминаниям Великолепова, он «получил первое боевое крещение и первое ранение».«В 11 кавалерийской дивизии я прослужил почти двенадцать лет. В её славных рядах я получил основное обучение и воспитание, за что остался благодарен на всю жизнь»[1].

На фронтах Великой Отечественной войны

2Первый день Великой Отечественной войны застал Николая Николаевича в районе Белостока. А уже через два дня Н.Н. Великолепов получил новое назначение – начальника разведывательного отдела штаба артиллерии Западного фронта. На первомэтапе войны, который был одним из самых сложных и трагических для Красной Армии, Великолепову приходилось решать задачи противотанковой обороны.

Несмотря на то, что Николай Николаевич был работником штаба, он часто бывал на передовой, как на заре своей военной карьеры в Таджикистане. В ноябре, при обороне Москвы, Н.Н. Великолепов встречался с командующим Западным фронтом Г.К. Жуковым, от которого получил задание разведать обстановку в Солнечногорске. Великолепов отправился на разведку ночью в метель. По пути на Ленинградском шоссе встречал солдат, говоривших о захвате города, но не повернул, решив получить более точные данные. И только когда в районе села Фёдоровка Великолепов встретил своего командира полка В. Штейна, подтвердившего, что город захвачен, Николай Николаевич возвратился в штаб с докладом [2].

3

Трофейный "Маузер" Великолепова Н.Н.

В экспозиции ЛОКМ«Липецкий край в годы Великой Отечественной войны»

В январе 1942 года судьба преподнесла Н.Н. Великолепову подарок, который впоследствии стал одним из самых памятных для будущего генерал-майора артиллерии. 11-12 января,сопровождая начальника артиллерии фронта генерала И.П. Камера, Николай Николаевич находился в полосе наступления танковой группы генерала М.Е. Катукова. Здесь ему «в руки попал трофей - маузер, отобранный у гитлеровского офицера» [3]. По возвращении к генералу Камера, Великолепов доложил о выполнении своей миссии и передал ему маузер. Он тут же вернул трофей со словами: «Великолепов! Награждаю тебя маузером. Это добавок к тому ордену, что ты недавно получил. Ты - разведчик и он тебе пригодится» [3].

4

Кобура, подаренная Великолепову весной 1945 г.

В экспозиции ЛОКМ«Липецкий край в годы Великой Отечественной войны»

И действительно, по признанию Великолепова, с тех пор он не расставался с этим оружием в течение всей войны. Позже, когда ему подарили новенький маузер в кобуре с памятной надписью «Н.Н. Великолепову. г. Вена. 13 апреля 1945 г.», он не смог отказаться от старого «боевого друга», но стал использовать новую кобуру.

«После войны к маузеру у меня уже не осталось патрон, но я хранил пистолет как свою дорогую боевую реликвию» [3].

Заслуги и память

Боевой путь Николая Николаевича Великолепова был трудным и славным:Москва – Смоленск – Минск – Висла (Польша) – Будапешт (Венгрия) – Вена (Австрия). За боевые заслуги он не раз был отмечен наградами – орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Кутузова II степени, Суворова II степени, Б. Хмельницкого II степени; и многочисленными медалями. А 25 сентября 1944 годаему было присвоено звание генерал-майора артиллерии. Вместе с ним росли и его подчиненные: полки и дивизии, в которых служил Великолепов, становились гвардейскими, получали награды и почётные наименования.

24 июня 1945 года на первом в истории Параде Победы генерал-майор Николай Николаевич Великолепов возглавлял парадный батальон 19-й артиллерийской Венской ордена Кутузова дивизии прорыва Резерва Главного Командования.

5

Парадная сабля Великолепова Н.Н.

В экспозиции ЛОКМ «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны»

6В 1959 году генерал-майора Великолепова перевели в запас по состоянию здоровья. Он поселился в Воронеже, где вёл активную общественную деятельность, но и про Липецк не забывал. Николай Николаевич передал Липецкому областному краеведческому музею многие личные вещи: трофейное холодное и огнестрельное оружие, документы, фотографии. Он готовился передать музею родного города и свою парадную саблю, на ножнах которой была выгравирована надпись «Музею родного Липецка». Но не успел это сделать, после его смерти саблю передала вторая жена генерал-майора. И сейчас этот последний дар Н.Н. Великолепова вместе с его маузером и парадным кителем занимают особое место в экспозиции «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны».

Память о выдающемся земляке генерал-майоре Н.Н. Великолепове живёт в нашем городе. Одна из площадей города Липецка носит имя Н.Н. Великолепова. А многие из переданных им и его родственниками предметов представлены в экспозициях Липецкого областного краеведческого музея.

 

Список источников:

  1. Автобиография Великолепова Н.Н. // ЛОКМ.
  2. Рукописный, черновой вариант будущей книги воспоминаний «Огонь ради победы» // ЛОКМ.
  3. Великолепов Н.Н. Справка о моём пистолете системы Маузер, который передаю в музей // ЛОКМ.

Старший научный сотрудник отдела истории Черных Е.В.

 

История одного экспоната. Скифский меч

В коллекции Липецкого областного краеведческого музея хранятся восемь скифских мечей – акинаков. Все они найдены в Липецкой области и датируются I тысячелетием до н.э. Наличие акинаков на территории нашего края свидетельствует о распространении здесь скифов или скифоидных племён. Скифы – это воинственные кочевые племена, господствовавшие в южных степях междуречья Дуная и Дона в VIII-III вв. до н.э.

1

Карта расселения скифских племён

В 2007 году в селе Никольское Усманского района школьник Михаил Семаков, во время работы на огороде обнаружил меч. Благодаря археологу А.Н. Бессуднову находка не попала в частные коллекции, а была передана в Липецкий областной краеведческий музей. Акинак очень хорошо сохранился. Общая длина клинка и рукояти с навершием составляла 51 см. Меч датировался серединой VII в. до н.э. – временем освоения нашего региона скифоидными племенами. [1]

2

Архаический скифский меч из с. Никольское Липецкой области.

Из фондов ЛОКМ

Акинак выполнял не только функцию оружия, он подчёркивал высокий статус владельца и применялся для языческих ритуалов. У греческого историка Геродота (V в. до н.э.) есть подробное описание скифского жертвоприношения богу войны. Он писал, что «в каждой скифской области» воздвигнуты специальные святилища: «горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии (около 600 м), в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем способом, как скот, а по иному обряду. Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем, после заклания других животных, оканчивают обряд и удаляются. Рука же остается лежать там, где она упала, а труп жертвы лежит отдельно» [2].

3

Акинаки из фондов ЛОКМ

Большинство всех скифских клинков, найденных в Подонье, являются случайными находками. Их принадлежность к каким-либо древним поселениям не установлена; следовательно, можно сделать вывод, что они были потеряны владельцами в ходе переселения или военного похода. Установить принадлежность мечей к культовым ритуалам не представляется возможным.

Список источников:

  1. Верхнедонской археологический сборник. Выпуск 3. Липецк – Санкт-Петербург, 2007. Ворошилов А.Н., Голотвин А.Н., Осипов А.В. Архаический скифский меч из с. Никольское Липецкой области // С. 185-188.
  2. Геродот. История в девяти томах. М.: Ладомир, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. 752 с.

Зав. отделом археологии Гепалов А.С.

 

Памяти Мастера

125 августа 2001г. перестало биться сердце народного художника России Виктора Семеновича Сорокина, память о котором живет в  его  произведениях,  сердцах многочисленных почитателях его таланта.    

Это был человек большого мастерства и жизнелюбия. Обладая особым видением красоты, он будто извлекал ее из обыденной среды и переносил на  свои холсты. Прожив  долгую жизнь, художник не устал, не утратил восторга и удивления перед чудом бытия.  Он был далек от политики и социальных проблем, но его  творчество  наполнено чувством любви к Родине.

2Родился художник в Москве в 1912г. в семье царского офицера.  Рано оставшись без родителей,  он воспитывался  у родственников, затем с 10-летнего возраста в детском доме «Суханово»,  в трудовой  коммуне им. Ф.Э. Дзержинского под Москвой. Судьба подарила Виктору Семеновичу в годы  учебы в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова  замечательных наставников -  С.Герасимова, И.Грабаря, Б.Иогансона, А. Осмеркина.  Колористический талант Виктора Сорокина был замечен в студенческие годы, он восхищал педагогов и однокурсников. Блестяще защитив диплом,  он уже в 1946г.  был принят в Союз художников СССР и сразу  стал участником всесоюзной художественной выставки в Москве.    

В 1948 году В. Сорокин направлен в город Елец в качестве преподавателя живописи  Елецкого художественного училища и был благодарен судьбе за эти перемены. Этот город навсегда остался для него лучшей художественной натурой.

Один из его учеников художник из Ельца  Анатолий Климов  в своих воспоминаниях написал о  педагоге:  «Виктор  Семенович Сорокин – один из редких своеобразных педагогов, забыть которого невозможно. Его имя, его искусство, память о нем, действуют как мощный стимулятор наших поисков правды и совершенства. Он был велик талантом, скромен и беззащитен в жизни. За его жизнелюбием, уравновешенностью и спокойствием пряталось его интеллектуальное одиночество. Среди всех, нас окружавших его, не было личности равной ему. Он был один!  Его не с кем было сравнить. В творчестве он мог соперничать только с самим собой. Все сознавали силу и мощь его таланта, и любящие его  преклонялись перед ним.     Его авторитет и влияние в художественной среде было огромно».

В 1957 г. училище в Ельце  было закрыто и Виктор Семенович с семьей переезжает в Липецк, где  создавалась областная организация Союза художников. Здесь на липецкой земле в полную силу раскрылось  его творческое дарование.  Жизнь в  Липецке первые 10-15 лет была нелегкой: зрители, да и многие коллеги не  были готовы принять его живопись. Большое признание  его исключительности  пришло к  Мастеру  значительно позже.   За творческий вклад он  награжден  орденами «Трудового Красного Знамени»  и «Дружбы народов», орденом «Знак Почета»,  Золотой медалью Российской академии художеств.  В 1992г. к 80- летию художника был   открыт прижизненный  «Музей – мастерская  – Дом Мастера им. В.С.Сорокина», ставший  художественным центром Липецка.

Наступил новый этап творчества В. Сорокина.  Художник  еще  полон сил и не знает преград. Его любовь к жизни перерастает в страсть. Эти годы особенно плодотворны,  написаны такие известные  работы  «Белые пионы» 1993г,  «Дворик»   1993г, « Актриса»  1994г,« Астры» 1995г.,   и многие другие.    

20 июля 2019г. на территории  музея   открыт памятник народному художнику России В.С.Сорокину (автор памятника народный художник РФ А.Е.Вагнер), полюбившийся липчанами и ставший еще одной яркой достопримечательностью города.

3

Творческое наследие В.С.Сорокина широко пропагандируется  и изучается сотрудниками Дом Мастера. За прошедшие годы организованы десятки выставок его произведений  в  музеях Липецка, Воронежа, Брянка, Рязани, Ельца,  Спасское - Лутовиново и других. Значительно пополнился мемориальный фонд  Сорокина личными вещами,  переданными в дар  музею от сына художника А.В.Сорокина.

20 августа 2021 в  Доме Мастера откроется выставка, посвященная памяти Виктора Семеновича. В экспозиции  будут представлены  живописные и скульптурные работы из фонда Липецкого  областного краеведческого музея разных периодов творчества.  

Подготовлено научным сотрудником  М.А.Казаковой.

 

Почтовая марка в России: из XIX столетия в XXI век

4В нашу повседневную жизнь давно и прочно вошли почтовые марки, без которых невозможно отправить ни одно письмо или посылку. Но с какого времени в России стали использоваться знаки почтовой оплаты, как выглядели и менялись с течением времени? Эволюцию почтовых марок со времен правления императора Александра II до наших дней мы проследим на примере отдельных экземпляров, хранящихся в филателистическом фонде Липецкого областного краеведческого музея.

Почтовые марки в царской России
Первая почтовая марка в России появилась в середине XIX века. Образцы марок номиналами 10, 20 и 30 копеек были утверждены императором Александром II 20 октября 1857 года. В центральной части марки располагалось изображение государственного герба в голубом овале на фоне мантии, увенчанной короной. Марка была двухцветной, довольно небольшой (в высоту 27 мм), прямоугольной формы и без зубцов.
Для изготовления знаков почтовой оплаты использовались две печатные формы: с помощью одной наносилось рельефное изображение двуглавого орла в центре, а вторая использовалась для печати остального рисунка. Марки номиналом «10 коп: за лот» предназначались для оплаты писем весом в 1 лот, равнявшийся 12,8 граммам [1].5Особый интерес представляют земские марки, которые вошли в обращение с 1865 года. Земства обрели широкие права в части самоуправления, в том числе они получили возможность выпускать собственные почтовые знаки. Главным условием было не повторять в дизайне рисунок государственной почты. 121 уездная управа воспользовалась возможностью выпуска собственных марок, в том числе: Данковский уезд Рязанской губернии, Задонский уезд Воронежской губернии и Лебедянский уезд Тамбовской губернии, ныне относящиеся к территории Липецкой области [2].

Земские марки Данковского и Задонского уездов двухцветные, с зубцами, номиналом в 3 и 5 копеек, негашеные. Перекрещенные меч с ножнами над серебряной лошадью – символы города Данкова. Щит, поделенный на три яруса с изображениями двуглавого орла, вытекающей из сосуда реки Воронеж и, в нижней части, башней – герб города Задонска.
7В коллекции музея сохранились земские марки Лебедянского уезда Тамбовской губернии двух разновидностей, негашеные. Марка образца 1884 года без зубцов имеет минималистичный дизайн в виде фигурной рамки, в которой указаны лишь место выпуска марки и ее номинал.
Совсем иначе выглядит Лебедянская земская марка образца 1888 года, отпечатанная на желтой бумаге красной краской с рельефным изображением символа города Лебедяни – плывущего по водной глади лебедя. Марка довольно крупная (в длину 36 мм), без зубцов.9

10 сентября 1916 года и 1 января 1917 года были отпечатаны последние выпуски марок Российской империи.
Первая из представленных марок входит в юбилейную серию, посвященную 300-летию династии Романовых. На ней помещен портрет Николая II – последнего русского императора. Марка из музейной коллекции коричневая, гашеная, с надпечаткой нового номинала черного цвета.
А 1 января 1917 года была пущена в обращение марка с изображением герба почтово-телеграфного ведомства. В коллекции музея представлен экземпляр этого выпуска с типографской надпечаткой нового номинала и печатью гашения.

10

Почтовые марки Советского государства

7 ноября 1918 года, спустя год после Октябрьской революции, были выпущены первые революционные марки РСФСР с изображением меча, разрубающего цепь. Всего выпускалось две разновидности знаков почтовой оплаты, отличающиеся цветом и номиналом: синие – по 35 копеек и коричневые – по 70 копеек. Автором дизайна стал русский художник Р.Г. Зариньш.
10 августа 1921 года вышла в свет марка, получившая название «Освобожденный пролетарий». Великолепно проработанный дизайн представляет собой аллегорию по мотивам сказки о змееборце. Автором рисунка является М.И. Антонов, гравюра выполнена П.С. Ксидиасом. Марка из коллекции музея относится к выпуску февраля 1922 года, негашеная, без зубцов, с типографской надпечаткой красной краской нового номинала [3].11

На марке, выпущенной в июле 1950 года, изображен Государственный герб и флаг СССР. Автором дизайна стал известный советский художник-график, один из первых создателей марок Советского Союза В.В. Завьялов. Представленная марка оранжево-красная, гашеная, номиналом 40 копеек.
12В оформлении знаков почтовой оплаты находили отражение самые яркие и значимые события в истории страны, как, например, первый полет человека в космос. Апрельский выпуск 1964 года был приурочен ко Дню космонавтики. Марка многоцветная с портретом Ю.А. Гагарина и летящим кораблем «Восток».
В 1976 году появилась серия марок, посвященная отечественному ледокольному флоту. На представленном экземпляре того выпуска изображен ледокол «Владимир Ильич», который был спущен на воду в 1917 году и принял участие в нескольких экспедициях по освоению Арктики и Северного морского пути. Автором иллюстрации стал художник А.М. Аксамит, который в 1970-х годах занимал должность ответственного редактора Дирекции по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты Министерства связи СССР. Интересно, что для изготовления марки использована металлографическая печать, которая обычно используется при печати денежных знаков [4].13В выпусках советских марок особое место отведено памяти о Великой Отечественной войне. Таково издание, приуроченное к 30-летию Победы советского народа в войне 1941-1945 годов. На марке апреля 1975 года отражен самоотверженный труд советских людей в тылу. Автор рисунка Ю.К. Левиновский ярко и доходчиво воплотил в марке один из главных девизов военного времени: «Все для фронта, все для Победы!». Марка довольно крупная высотой в 60 мм, многоцветная, негашеная, номиналом в 4 копейки.
Широкое распространение в Советское время получила серия марок, посвященная жизни и деятельности В.И. Ленина – «Лениниана». В 1964 году к 94-й годовщине со дня рождения вождя мирового пролетариата была выпущена марка, признанная в тот год лучшей маркой с портретом В.И. Ленина. На представленном экземпляре крупное профильное изображение Владимира Ильича в серо-бежевых тонах с использованием металлографической печати. Дизайн марки разработан известным художником-графиком Лауреатом Сталинской премии П.В. Васильевым, создавшим целый цикл рисунков и картин, посвященных В.И. Ленину и И.В. Сталину. Номинал марки 4 копейки, виден след от гашения.

14Почтовые марки Российской Федерации

К самым ранним маркам Российской Федерации из собрания нашего музея относятся экземпляры выпусков 1993 года. Из серии «Прикладное искусство России» выделяется марка с изображением миниатюрной иконы «Димитрий Солунский», выполненной в технике ростовской финифти. Роспись эмалевыми красками возникла в Ростове во второй половине XVIII века. Первоначально живописной эмалью украшались иконы и кресты [5]. Марка многоцветная, гашеная, номиналом 100 рублей.15Для многих коллекционеров-филателистов особый интерес представляли красочные художественные марки с изображением представителей флоры и фауны. К серии «Уссурийский тигр» относится многоцветная марка с двумя тигрятами, сидящими в траве. Даурский журавль украсил одну из марок выпуска серии «Фауна мира». Обе марки номиналом 250 рублей были в обращении, о чем свидетельствуют следы от гашения.
Выпуски марок посвящались не только событиям общероссийского масштаба, но и  памятным датам регионов. Так, к 50-летию со дня образования Липецкой области была выпущена специальная юбилейная марка. На ней центральное место занимает трактор, размещенный на фоне ярких пейзажей, иллюстрирующих красоты Липецкого края. Марка 2004 года негашеная, номиналом 5 рублей.
 
16Выдающимся событием для нашей страны стало проведение XXII зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Филателия не осталась в стороне от этого громкого международного спортивного события. В частности, были выпущены новогодние марки с талисманами зимней Олимпиады и Паралимпиады Сочи-2014. На одной марке изображен Леопард, на другой – Лучик и Снежинка. Обе марки с зубцами, на самоклеющейся основе, номиналом 20 рублей.
На сегодняшний день филателистическая коллекция Липецкого областного краеведческого музея насчитывает более пяти тысяч экземпляров марок, почтовых карточек и конвертов. Каждый год фонды пополняются новыми интересными экспонатами, заслуживающими отдельного рассказа.

Список источников:
1.    https://yacollectioner.ru/pervaya-pochtovaya-marka-v-rossii/
2.    https://gufo.me/dict/philately/ЗЕМСКИЕ_ПОЧТОВЫЕ_МАРКИ
3.    https://vk.com/wall-84613078_2313
4.    https://stamps.ru/catalog/otechestvennyy-ledokolnyy-flot/vladimir-ilich
5.    http://stampsworld.ru/katalog-pochtovyh-marok/pochtovye-marki-rossii-1993/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-rossii-na-pochtovyh-markah

Зав. сектором этнографии отдела фондов Е.В. Селезнева