+7 (4742) 27-02-12

Безмен, аршин и мера

В экспозиции Липецкого областного краеведческого музея «Купцы – народ «сурьёзный»», рассказывающей о купечестве, развитии промышленного и торгового дела в нашем крае, представлены предметы, которые более ста лет назад широко использовались в торговле.В настоящее время они полностью вышли из употребления и многим нашим современникам просто незнакомы. В этой статье мы расскажемо некоторых из них.

Аршин

До конца 19 века в России практически не продавали готовую одежду, она шиласьиндивидуальнона заказ, поэтомубыла очень широко 1распространена торговля тканями. Ткани отмеряли с помощью специального инструмента, который назывался аршин. Аршин в России вошёл в употребление в 16 веке, до него использовался локоть, «равнявшийся длине руки от локтя до вытянутого среднего пальца… Однако все люди обладают разными физическими данными и возможностями. Следовательно, и расстояние от локтевого сгиба руки до кончика среднего пальца у каждого человека было индивидуальным, то и длина локтя могла колебаться от 38 до 46 см» [1].

В знаменитом энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, говорится: «Аршин есть не что иное как своего рода локоть. Аршин делился на 16 вершков, локоть же равнялся 102/3 вершкам, так что аршин был равен 1,5 локтя» [2]. В настоящее время в современной метрической системе величина аршина определяется в 71,12 см. Аршином называлась не только единица измерения длины, но и мерная линейка, на которой были нанесены деления, позволяющие измерять длину в вершках (вершок – старорусская единица измерения, равная длине основной фаланги указательного пальца, равна 4,5 см).

В витрине экспозиции нашего музея «Купцы - народ «сурьёзный»» представлены два аршина – металлический и деревянный. Деревянный аршин имеет латунные вставки, благодаря которым его можно было складывать.

На территории нашего края ткани продавались в магазинах, купеческих лавках илина ярмарках.

Купеческая лавка представляла собой небольшой магазин, торговавший самым разнообразным товаром, в том числе и тканями. Развитие промышленности и сельского хозяйства привело к увеличению торговли. В Ельце, например, «в1852 году насчитывалось уже 217 торговых лавок, в которых продавали различные товары» [3].

В Липецке торговая часть города располагалась на Воронежской горе (ныне улица Советская). Писатель А.С. Толстов, посетивший курорт «Липецкие минеральные воды» в 1901 году, вспоминал: «В гору от Вознесенской площади идёт Воронежская улица. Влево от неё, перпендикулярно к ней, идёт Усманская улица. На Усманской, Воронежской улицах и Вознесенской площади сосредоточены лучшие магазины; и некоторые из них построены и обставлены на столичный манер, например, магазины Русинова, Перелыгина, Шелихова; есть специальный книжный магазин. Почти на вершине горы находится Базарная площадь…» [4].

2Ткани можно было купить не только в лавках, но и на ярмарках. Ярмарка – один из самых древних и удобных для России способов торговли. На территории нашего края общероссийское значение имела Лебедянская ярмарка, на которую в лучшие годы привозили товар более чем на 2 миллиона рублей. Эту ярмарку изобразил на своей картинехудожник П.П. Соколов, а влитературе описал И.С. Тургенев.

В Липецке в начале ХХ века проходили две постоянные годовые ярмарки: Владимирская и Успенская; в Ельце – Тихвинская и «Апосская». На ярмарках каждому товару отводилось свое место: «для «красного» товара, галантереи, железных изделий, продовольствия и т.д. Это делалось в интересах покупателя, чтобы ему было легче найти нужный товар» [5].Вот как описывал ярмарку уроженец Задонского уезда писатель Александр Иванович Эртель: «Вот длинный ряд холщёвых и рогожных навесов. Толпятся бабы со свёртками холста… Это красный ряд. Жёлтые, зелёные, алые, пестрые, малиновые, голубые платки то отливают, то приливают в просторные балаганы, где прилавок гнётся под грузом ситца, где рябит в глазах от узоров и рисунков, где до хрипоты, до яростивыбиваются краснорядцы, обольщая добротой, дешевизной и модностью своего товара…В панском ряду меньше шума и меньше яркости; там продавцы учтивые, благоприятные и скользкие, как лини, с манерами; там сукна, шелка, драп, кашемир…» [6].

Простые ткани можно было купить и на рынке. Например, в Ельце кроме торговых лавок, магазинов было несколько рынков, в том числе мужской и женский. На женском рынке продавали холст и кружево, которые отмеряли с помощью аршина.

Безмен

3На ярмарках шла торговля самым разнообразным товаром. Для взвешивания продуктов использовались весы.

В экспозиции Липецкого областного краеведческого музея «Купцы - народ «сурьёзный»» представлены коромысловые,рычажные, пружинные весы и безмены.

Слово «безмен» произошло от тюркского «batman», что означало меру веса около 10 кг, а позже так стали называть сам прибор для его определения.

Безмен – это весы, «состоящие из металлического (железного или медного) стержня, на одном конце которого находится большое утолщение, а на другом - крючок и чашка. Взвешиваемый товар кладется на эту чашку или навешивается на крючок. На стержень надета петля из проволоки. Во время взвешивания продавец держит безмен за верхнюю часть петли и передвигает её по стержню до тех пор, пока весы не придут в равновесие»[7]. Появились безмены очень давно и, скорее всего, независимо друг от друга, в разных странах.

4При взвешивании небольшого веса безмен давал погрешность,которая составляла «от ¼ до ½ фунта» [7].А при взвешивании груза свыше 20 фунтов погрешность уже составляла 5 фунтов и более. Поэтому «В своде законов Российской империи» издания 1857 года… помещено следующее: употребление обыкновенного в мелочной торговле русского безмена повсеместно запрещено, по удобности оного к обману. Разносчикам дозволяется употребление безмена, устроенного по особенному правилу 1797 года; но употребление сего безмена в лавках запрещено» [7].Однако, несмотря на неточности при взвешивании, безменом активно продолжали пользоваться и в уличной торговле, и в быту.

5В России безмены составляли неотъемлемую часть кустарного производства. Их изготовлением занимались кузнецы по всей стране. Многие мастера были известны далеко за пределами своих губерний, а их продукция пользовалась большим спросом. Простые безмены обычно выковывали из железа. Имя мастера и место изготовления на них никогда не указывалось. Изготавливали безмены  из медного сплава. 

В экспозиции Липецкого областного краеведческого музея «Купцы – народ “сурьёзный”» представлен именной медный безмен елецкого купца Григория Назарова. «Именной» безмен изготавливался на заказ, с указанием имени купца и гарантировал точность взвешивания.

В коллекции нашего музея представлены безмены с разной формой противовесов: шар, цилиндр, «лимон» и гранёный куб.

Меры

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова есть несколько толкований слова «мера»,одно из них: мера – «сосуд для измерения сыпучих тел», например, «мера овса» [8]. В экспозиции нашего музея представлены 2 меры: деревянный горец для отпуска зерна и мера для продуктов, изготовленная из медного сплава. Металлическими мерами продавали молоко, растительное масло, керосин и спиртные напитки русского производства.На территории нашего края в 19 веке в Ельце было налажено кустарное производство железных мерок-четвериков, отличающихся прочностью и красивой отделкой.

Безмен, аршин и мера уже давно вышли из употребления, но они сыграли свою важную роль в развитии торговли и экономики нашей страны. И теперь их место в музеях, как и многих других вещей когда-то нужных и полезных.

Список источников:

  1. Локоть – мера длины. Длина локтя. Измерение локтём. [Электронный ресурс] https://fb.ru/.
  2. Энциклопедический словарь, изд. Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон, том 3. С.-Петербург. СемёновскаяТипо-Литография (И.А. Ефрона), 1891 г.
  3. Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества. Елец: МУП «Типография» г. Ельца. 2015 г.
  4. Очерк А.С. Толстова. «Лето на Липецком курорте». Москва. Типо-лит. А.В. Васильева и , Петровка, д. Обидиной. 1902 г.
  5. Чекомазова В.И. Из истории ярмарочной торговли в городе Ельце и Елецком уезде. /Труновские чтения: традиции и современность.  ЛОКМ. Липецк, 2013 г.
  6. Эртель А.И. Гарденины, их дворня, приверженцы и враги. М., 1987 г.
  7. Энциклопедический словарь, изд. Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон, том 5. С.-Петербург. Семёновская Типо-Литография (И.А. Ефрона), 1891 г.
  8. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н. Ушакова, том 2. Государственное словарно-энциклопедическое издательство «Советская энциклопедия». Москва. ОГИЗ. 1934 г.

Никифорова Т.В., научный сотрудник отдела экскурсионно-выставочной работы ОБУК «ЛОКМ».

 

Клад купца Котельникова

В одной из витрин экспозиции Липецкого областного краеведческого музея «История России в монетах и медалях» выставлены несколько серебряных монет, два серебряных кубка с позолотой и три серебряных портсигара. Эти предметы поступили в собрание музея в 2011 году, когда липецкие археологи передали в фонды Липецкого областного краеведческого музея так называемый клад купца Котельникова.

1Весной 2007 года, на склоне Соборной горы г. Липецка, перед строительными работами проводились, как это полагается, археологические раскопки, в ходе которых в фундаменте дома, находившегося на том месте в конце XIX - началеXX вв., был обнаружен клад. Он представлял собой восьмилитровый металлический котелок, внутри которого помещались 1018 серебряных монет, 48 медных монет, два серебряных кубка и три серебряных портсигара. Клад был завернут в газету от ноября 1917 года [1].

2В связи с тем, что этот клад оказался самым крупным кладом, найденном в Черноземье, в СМИ разразилась сенсация. В газетах наперебой писали о главных версиях принадлежности клада, оценивали его стоимость, сетовали на то, что студенту, обнаружившему находку, не достанется 25 % выплаты, поражались разнообразию и экзотичности некоторых монет в найденной «коллекции». Сюжет о липецком кладе вышел даже на «Первом канале»[2]. Таким образом, клад купца Котельникова стал еще и самым знаменитым кладом Липецкой области.

3

Первая версия

Это название клад получил по первой главной версии его принадлежности. Согласно архивным документам, на месте обнаружения клада в дореволюционное время находился дом знаменитого тогда липецкого купца Павла Алексеевича Котельникова [3]. Павел Алексеевич был одним из самых уважаемых людей города Липецка, в начале 90-х годов XIX века стал почетным членом Липецкого уездного попечительства, а в 1891 году был избран городским головой [4]. 4Кроме того, Павел Алексеевич был ктитором Покровского храма г. Липецка, жертвовал большие суммы денег на его благоустройство и приобретение утвари [5].

5Согласно первой версии, купец, встревоженный революционными событиями, спрятал клад в надежде на лучшие времена. Удивление вызывает характер клада, в нем находились такие монеты, как: 20 куруш Османской Империи, 8 боливийских реалов, Наполеоновские полфранка, рубль Екатерины II, монета эпохи Золотой орды, монеты с двойным номиналом для хождения в Царстве Польском. Однако большинство монет российской чеканки, преобладали николаевские рубли. 6Тот факт, что большое количество монет было уже не в ходу в начале XX  века, многие монеты сильно потерты, повреждены, имеют круглые отверстия (по всей 7видимости, некогда составляли деталь монисто), кроме того, они были спрятаны вместе с серебряными кубками и портсигарами. Это наводит на мысль, что предметы были собраны как серебряный лом. Занимался ли Павел Алексеевич Котельников сбором серебряного лома, нам неизвестно.

 8

 

 

9

Вторая версия

Вторая версия гласит, что клад был спрятан неким липецким чекистом, и серебро – не что иное, как реквизированные у богачей ценности. Версия строится на заявлении о присутствии на кубках и холщевых мешочках с николаевскими рублями инвентаризационных номеров [5]. Однако, в акте передачи клада музею эта информация не подтверждается[6].

10Еще одним аргументом является заявление о том, что после революции в бывшем доме Котельникова располагалась ячейка местного ЧК, а позже в 60-е годы XX века – военкомат [7]. Военкомат там действительно располагался, чего нельзя однозначно сказать о ячейке ЧК. В книге С.А. Разбирина о липецких контрразведчиках сказано, что «решение о создании отдела по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, мародерством и саботажем было принято 13 мая 1918 года на заседании Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Липецкого уезда», а  «штаб-квартира уездной ЧК размещалась сначала на Троицкой (ныне Коммунальной) площади, затем на углу улиц Интернациональной и Зегеля, затем – на улице Первомайской, 39» [8]. Сведений о нахождении ЧК на улице Кузнечной нет.

Таким образом, аргументация обеих версий слишком слаба, чтобы утверждать что-то однозначное, относительно того, кто все-таки спрятал клад в подвале дома купца Котельникова. Также остались неизвестными и обстоятельства, при которых клад был собран. Но все желающие смогут прийти в Липецкий областной краеведческий музей и своими глазами увидеть его в экспозиции «История России в монетах и медалях»

Список источников:

1. Мельников, Е. Н. Охранные археологические исследования в исторической части г. Липецка на ул. Кузнечная // Археологические открытия 2007 года в Липецкой области. Липецк, 2008.  С. 3.

2. https://1tv-ru.turbopages.org/1tv.ru/s/news/2007-03-28/210867-na_odnoy_iz_stroek_v_lipetske_obnaruzhen_kotelok_nabityy_starinnymi_monetami

3. Малюков Сергей. Тайна старых развалин. // Липецкая газета, 24 марта 2007 г., № 59 (22937), С. 1.

4. Юров Сергей. Липецк в прошлом. Усадьбы и их владельцы в конце XVIII – начале XX века. ­­Липецк: 2020. С. 120.

5. Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Храмы Липецка. 2006 С. 149.

6. Акт приема музейных предметов в постоянное пользование от 21 апреля 2011г. № 32 (7938).

7. https://gorod48.ru/news/6651/

8. В Липецке найден клад. // Газета МГ. – 2007, 28 марта, № 13, С 2.

9. Разбирин С.А. Государственная безопасность: из прошлого спецслужб: очерки о липецких контрразведчиках / С.А. Разбирин. - Липецк, 1999. – 239 с.

 

Женевский кабинет Г.В. Плеханова

В этом году 11 декабря исполняется 165 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка Георгия Валентиновича Плеханова. Его имя широко известно не только в России, но и далеко за её пределами. Разносторонне образованный человек, философ, видный деятель российского и международного рабочего движения, литературный и музыкальный критик, мыслитель, оратор, публицист – он был одним из самых просвещённых людей своего времени.
Усадьба, где ныне располагается мемориальный музей Г.В. Плеханова, была приобретена его отцом в 1867 году и до конца 1870-х годов находилась в собственности семьи Плехановых. Идея создания музея, посвящённого первому пропагандисту марксизма в России, принадлежит Михаилу Павловичу Трунову – основателю и первому директору липецкого краеведческого музея, собравшему обширную коллекцию по истории революционного движения в России.

История приобретения мемориальных экспонатов Дома-музея Г.В. Плеханова
В 1928 году по предложению советского правительства вдова Плеханова Розалия Марковна перевезла из-за границы библиотеку мужа, его архив, рукописи в Ленинград, где был открыт Дом Плеханова. Так сложилась жизнь Георгия Валентиновича, что 37 лет он вынужден был жить за пределами Родины и дольше всего в Женеве. В 1977 году, когда готовился к открытию липецкий Дом-музей Г.В.Плеханова, из Ленинграда нам были переданы личные вещи Георгия Валентиновича и часть предметов из его рабочего Женевского кабинета. Это не только мебель, но и книги, и вещи, которыми он пользовался.
Плехановы, по воспоминаниям современников, жили очень скромно, и приходившие к ним гости поражались бедностью обстановки. Но в семье была богатейшая библиотека, состоящая из 12 с половиной тысяч томов. Все они были расставлены на полках.

Кабинетная мебель3
Мебель Женевского кабинета представлена тремя предметами: стеллаж книжный, письменный стол и кресло. Стеллаж и стол выполнили по специальному заказу итальянские рабочие за символическую плату. Стеллаж с шестью полками,  фигурными боковинами из сосны, покрыт тёмным лаком. Стол со съёмной, достаточно большого размера – 138х98,7(см) прямоугольной крышкой, также изготовлен из сосны и покрыт тёмным лаком. Стол очень нравился Георгию Валентиновичу, так как на нём удобно размещалось большое количество нужной для работы литературы, и при необходимости его легко можно было перенести с места на место.
2Особого внимания заслуживает мягкое, покрытое тонким ковровым обивочным материалом с цветочным рисунком кресло, в котором любил отдыхать Плеханов. Кресло фабричного производства, возможно, один из самых дорогих предметов мебели в семье. Обивка в нескольких местах протёрта, заштопана, но ни сами Плехановы, ни музейные сотрудники не стали её менять. Этот факт очень красноречиво характеризует и бережное отношение  к вещам, и финансовое состояние семьи Плехановых.

Личные вещи Г.В. Плеханова
На столе находится печатная машинка системы «Mersedes» с латинским шрифтом, на которой Георгий Валентинович печатал свои работы. Машинка была подарена Дому-музею Г.В.Плеханова его дочерьми, когда музей готовился к открытию.
Слева от печатной машинки на столе - фигурный подсвечник с огарком свечи, при свете которой работал Плеханов. Розалия Марковна настолько трепетно относилась к своему покойному супругу, к сохранению памяти о нём, что даже этот огарочек привезла вместе с другими мемориальными вещами.
1Справа от печатной машинки располагается очень необычный для нашего времени предмет – подставка для карманных часов или «подчасник», как называли этот предмет в прошлом. На прямоугольной основе прикреплена ажурная вертикальная подставка с чашечкой из листьев, куда помещались карманные часы. Во время работы за столом можно было периодически отслеживать время, взглянув на стоящие рядом часы. Подставка чугунная, каслинского литья с цветочным орнаментом и изображением двух лежащих животных выглядит очень привлекательно. Плеханов не расставался с ней, куда бы он ни переезжал. По его словам, эта небольшая, выполненная в России вещица напоминала ему о Родине.
4На стене над столом висит чёрно-белая фотокопия фрески Рафаэля Санти «Афинская школа». На ней изображены самые известные и уважаемые мыслители классической эпохи, жившие в разных странах и в разное время - идеальное сообщество учителей и учеников. Эта фотокопия не случайна в Женевском кабинете Г.В. Плеханова. Произведения  практически всех этих философов он хорошо знал. Ведь, как известно, Плеханов владел в совершенстве 6 иностранными языками, а в его обширной библиотеке находились книги на 18 языках народов мира, и все они были прочитаны Георгием Валентиновичем, судя по его пометкам на полях.
Слева и справа от «Афинской школы», расположены два барельефа, выполненные скульптором Б. Шатцем в 1894 г.: слева - барельеф с портретом любимого современного ему мыслителя Карла Маркса. Барельеф вмонтирован в деревянную подставку, обтянутую бархатной бордовой тканью. С правой стороны – потрет Антона Рубинштейна, российского композитора, чью музыку хорошо знал и любил Плеханов. В музыке Георгий Валентинович очень хорошо разбирался и был замечательным музыкальным критиком. Барельеф Рубинштейна также вмонтирован в деревянную подставку, которая обтянута бархатом синего цвета.

Фотографии друзей
В нижнем ряду над столом – фотопортреты людей, с которыми Плеханов познакомился за границей. Оторванный от Родины, он радовался каждой встрече с людьми, приехавшими из России. Со знаменитым революционным писателем А.М.Горьким Плеханов познакомился в 1907 году, ездил к нему на остров Капри, где Горький лечился, читал его произведения и даже критиковал философско-религиозные воззрении  Алексея Максимовича.
В 1904 году Плеханов лечился в Швейцарии, где познакомился с приехавшим на курорт после ранений и контузии командиром легендарного крейсера «Варяг» Всеволодом Фёдоровичем Рудневым. По тому времени капитан Руднев был одним из наиболее передовых офицеров флота. Во время длительных прогулок Плеханов познакомил Всеволода Фёдоровича с основными идеями марксизма, а тот, в свою очередь, рассказывал о героизме русских моряков, о казнокрадстве части офицеров, о настроениях прогрессивной интеллигенции России.
Тесные дружеские отношения сложились у Плеханова с композитором Александром Николаевичем Скрябиным. Во время своих встреч Скрябин и Плеханов беседовали об искусстве, о Родине, говорили о революционных событиях в России в 1905 году, о вооружённом восстании в Москве.
Известный русский библиограф Николай Александрович Рубакин оказал Плеханову большую помощь в работе над «Историей русской общественной мысли», советуя в выборе книг и знакомя с новинками литературы. В свою очередь, Плеханов помогал Рубакину при подготовке его работы «Среди книг» Именно по рекомендации Плеханова, Николай Александрович включил в неё ряд произведений В.И. Ленина.
В 1909 году семья Плехановых неоднократно принимала у себя замечательного русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина. Бывая у Плехановых, Шаляпин много пел, особенно часто – русские народные песни. Георгий Валентинович позже любил рассказывать о встречах с певцом, о его таланте, творчестве.
Самую большую часть мемориального фонда Г.В. Плеханова составляют книги, посвящённые нашему великому земляку, произведения выдающихся философов и, конечно же,  статьи и книги самого Георгия Валентиновича. Небольшая часть этих изданий находится на стеллаже в Женевском кабинете Плеханова.
Все перечисленные мемориальные вещи Георгия Валентиновича представлены в экспозиции дома-музея Г.В. Плеханова.

Зав. сектором дореволюционной истории З.А. Клокова

 

Николай Россов - трагик русской сцены

В Липецком областном краеведческом музее на выставке, приуроченной к 100-летию Липецкого академического драматического театра им. Л.Н. Толстого, экспонируются раритетные театральные костюмы известного в первой половине 20 века актёра-трагика, Заслуженного артиста РСФСР Николая Петровича Россова. Костюмы, в которых артист играл свои бессмертные роли (принца Гамлета и короля Ричарда III), нашему музею передала дочь Николая Россова Людмила Николаевна.

1

Детство и юность известного актёра
       Николай Петрович Россов – наш земляк, сын небогатого усманского мещанина Петра Фёдоровича Пашутина. Его отец служил конторщиком в имении Шеншина в небольшом селе Васильевском Чемлыкской волости Усманского уезда, ныне Добринского района. Здесь и родился 28 декабря 1864 года будущий неподражаемый трагический актёр. Впоследствии фамилию Пашутин Николай Петрович поменял на творческий псевдоним Россов в надежде, что это поможет его актёрской деятельности. Детство и отрочество артиста прошли в большой нужде. Отец умер, когда мальчику было четыре года. Семья переехала сначала в Задонск, а затем в Воронеж. Николай окончил Воронежское уездное училище.
 Оставшись на попечение бабушки, он определился на работу учеником слесаря в железнодорожные мастерские станции Воронеж. Но юношу больше интересовали книги, декламирование стихов и трагических монологов. Это раздражало полуграмотного мастера, и он, застав молодого ученика на работе за чтением, так рассвирепел, что ударил мальчика головой о верстак. Последствиями этого удара были заболевание эпилепсией, от которой удалось вылечиться, и заикание, оставшееся на всю жизнь. Впоследствии заикание мешало его актёрской работе и принесло ему много страданий.

Начало творческого пути
Работа в мастерских была оставлена и, при содействии своего гимназического учителя, Николай устроился писцом в земскую управу. Жалование его в то время составляло 18 рублей в месяц, но юноша экономил деньги, чтобы попасть на спектакли приезжавших в Воронеж гастролёров. В полном одиночестве, 7-8 лет он готовил классический репертуар, стараясь перебороть своё заикание. Одновременно Николай перечитал всё, что мог достать о театре и любимых авторах.
Увлечение театром было так велико, что он, накопив 200 рублей, уехал в Москву с мечтой выступить на сцене. Вначале его приняли в Общество искусства и литературы. В то время начинающий К.С. Станиславский ставил там спектакли, и Россов репетировал роли Гамлета, Уриэля Акосты, но из-за строптивого характера, нежелания признавать и принимать догмы обучения его в буквальном смысле изгнали из театра. Россов действительно всю жизнь не принимал какие-либо театральные школы. Он называл себя актёром транса и вдохновения,  комедиантом - не в ироническом, а в возвышенном значении слова.
Определившись в частный театр известной тогда москвички Е.Н. Горевой, Россов тоже не нашёл себя. Актёры считали его «не от мира сего» и даже потешались над ним. А он упорно продолжал работать, репетировал даже по ночам, оставшись один, в театре. Но, поняв, что и в этом театре ему не пробиться, Николай Россов уехал в Пензу, где предложил себя на роль Гамлета.

  Долгожданный триумф
2И вот 18 февраля 1891 года состоялся дебют 26-летнего актёра, который имел громадный, невиданный для провинциального города, успех. Из театра Н.П. Россова вынесли на руках, да так качали и кидали, что чуть не уронили… О нём заговорила пресса, в том числе и столичная, появились публикации в театральных журналах. До сих пор никому не известный дебютант сразу получил ряд предложений.
Дав ещё несколько спектаклей в Пензе, Россов уехал в Тамбов, оттуда в Воронеж. И здесь он произвёл фурор. «Злобу дня нашего города», - отмечала губернская газета, - «в настоящее время составляют гастроли молодого талантливого артиста Николая Петровича Россова, выдвинувшегося из мрака неизвестности в прошлый сезон в Пензе…» [3].
Из Воронежа Россов отправился в Петербург, где играл в театрах Панаева, Суворина, затем вновь уехал с гастролями в провинцию. Везде играл только классические роли, ограничив себя сравнительно узким репертуаром трагедии и романтической драмы.

Талантливый актёр и литератор
3Современники в один голос отмечали, что Россов был человеком высокой культуры, к тому же весьма одарённым литератором. Он самостоятельно изучил английский язык, чтобы не только прочитать в подлиннике, но и самому сделать перевод драмы В. Шекспира «Гамлет». Кроме того, Николай Петрович изучил французский язык и перевёл на русский четыре пьесы В. Гюго. Им написано много статей по искусству, напечатанных в театральных журналах, изданы три его собственные пьесы.    
 Талантливый трагик всю свою творческую жизнь провёл в гастрольных разъездах и подолгу не мог задержаться ни в одном театре страны. Веря лишь в творческую интуицию, артист отрицал значение театральных школ, выступал на сцене по вдохновению и перевоплощался до неузнаваемости. Советское правительство по достоинству оценило благородную самоотверженную деятельность Н.П. Россова. В 1926 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
     До конца своей жизни, даже в последние годы, несмотря на глубокую старость, он мечтал о сцене. Николай Петрович Россов скончался 30 января 1945 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Когда с ним прощались старые деятели сцены, у его изголовья висела старая лиловая афиша с крупно напечатанным словом «Гамлет» – названием пьесы, с образом героя которой он прошёл всю свою жизнь.

Список источников:
1. Комяков Д. Артисты из Усмани. Новая жизнь [Усманский район].–  
    28.11.96 г
2. Театральная энциклопедия. – М., 1965. – Т. IV. – Ст. 664-665.
3. Деятели искусства: библиогр. указ. / Липецкая ОУНБ, Информ.– библиогр.
   отдел. – Воронеж, 1982. – С. 29-30.

Зав. отделом региональной культуры Овчинников А.В.

 

Преподаватель липецкой женской гимназии Н.В. Орлов

Николай Васильевич Орлов – один из подлинно народных художников русской деревни конца XIX – начала XX века.

1Картины художника-передвижника Н.В. Орлова находятся в ряде крупнейших музеев нашей страны – Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном музее современной истории России (бывший Центральный музей Революции СССР), Государственном Историческом музее и ряде других.
Одно из его живописных произведений хранится в фондах Липецкого областного краеведческого музея.

Начало творческого пути
«Николай Васильевич Орлов родился 26 апреля (8 мая по н.с.) 1863 года в селе Буйцы Епифанского уезда  бывшей Тульской губернии. Отец его умер рано, оставив жену с двумя малолетними детьми без средств к существованию. С ранних лет мальчик чутко воспринимал окружающее, видел  вопиющую нужду крестьян, несправедливость и жестокость» [1].

Будущий художник с детства проявлял большой интерес к рисованию, и, когда Коле исполнилось 13 лет, брат его матери, иконописец, взял подростка к себе в иконописную мастерскую учеником.

Мать Николая была вынуждена уехать в Москву и наняться в прислуги. Однажды Орлов приехал к ней, взяв с собой свои работы, которые увидела хозяйка матери, хорошо разбиравшаяся в живописи. Картины юноши ее заинтересовали и, показав их знакомым художникам, она посоветовала Николаю обязательно учиться.
В 1882 году девятнадцатилетний Орлов успешно сдал экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Николай был беден и не всегда мог оплатить своё обучение, но руководство Училища зачастую освобождало его от оплаты, как одаренного ученика.
2В то время в училище преподавали известные художники В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.М. Прянишников, С.А. Коровин и другие. От них Николай Васильевич перенял демократические традиции передвижничества, а позже, в 1894 году сам стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Основной темой творчества молодого живописца стало изображение невыносимо тяжелой жизни крестьянства. Эту жизнь Николай Васильевич знал не понаслышке, так как родился и вырос в деревне.

В 1887 году, закончив изучение цикла общеобразовательных предметов в Училище живописи, ваяния и зодчества, Николай Орлов женился. Валентина Валентиновна, полностью разделявшая взгляды Николая Васильевича, стала ему верной спутницей жизни.

Встреча с Л.Н. Толстым
В 1892 году Орлов в завершение своего художественного образования, представил комиссии Училища выпускную работу – картину «Умирающая», в которой очень реально и убедительно показал нищету народа и его горе. Эта работа была высоко оценена: Орлов по окончании Училища получил Большую серебряную медаль и звание классного художника.
3В 1894 году картина «Умирающая» была представлена художником на XXII Передвижной выставке Товарищества передвижников в Петербурге и произвела сильное впечатление на зрителей, в том числе и на Л.Н. Толстого. Лев Николаевич пожелал встретиться с ее автором. Здесь же на выставке и произошло знакомство Н.В. Орлова с Л.Н. Толстым.
Тематика картин молодого живописца, затрагивающая важные вопросы жизни дореволюционного крестьянства, была близка Л.Н. Толстому, который очень ценил творчество Орлова и так отзывался о нем: «Даровитый, даровитый человек! И человек, который думает сердцем. Он знает народ и любит его».
Позже, в предисловии к альбому «Русские мужики. Картины художника Н. Орлова» Лев Николаевич написал: «Орлов – мой любимый художник, а любимый он мой художник потому, что предмет его картин – мой любимый предмет. Предмет этот – это русский народ…» [1]. Семь репродукций произведений Орлова знаменитый писатель повесил в своем рабочем кабинете в усадьбе «Ясная Поляна».

«Художник-обличитель»
По окончании Училища живописи, ваяния и зодчества Орлов вместе с семьей жил в село Кулешово Калужской губернии, где в течение нескольких лет продолжал работать над картинами по крестьянской тематике. Этот период творчества Николая Васильевича наиболее плодотворный. Здесь были написаны его картины «Возвращение со службы», «Подати», «Проводы переселенцев», «Перед посевом» и ряд других.

В ноябре 1898 года художник вместе с семьей переехал под Москву, в Обираловку, но простудившись, тяжело и надолго заболел. Только спустя почти год Николай Васильевич смог снова приняться за работу над начатой ранее картиной «Попалась». Эта работа была представлена на XXVIII художественной выставке Товарищества передвижников в 1900 году. Но с выставки она продана не была, так как по своему содержанию не подходила русским меценатам. Не найдя покупателя в России, Орлов позже продал ее владельцу картинной галереи в Берлине.

В 1902 году Орлов снял квартиру-мастерскую в Москве и приступил к работе над картиной «Освятили», которая считается одним из лучших его произведений. История этой картины печальна: Орлов стал жертвой аферы прожженного американского дельца, который взялся продать картину в Америке, но забрав ее, исчез. Через некоторое время художник узнал, что его картина была продана в Сан-Франциско за 39 тысяч долларов, из которых он не увидел ни копейки.

Орлов избрал трудный путь художника-обличителя, и почти все его полотна – это протест против бесправия и эксплуатации крестьянства. Некоторые картины Орлова или не допускались на выставки, или снимались с них. Из-за специфики картин продать их было довольно сложно, поэтому у художника зачастую просто не было средств к существованию.
Конечно, уже известный к тому времени живописец Орлов мог бы легко зарабатывать на жизнь, создавая картины на модные в то время темы, но никакие материальные трудности, неудачи и лишения не могли заставить его изменить своим взглядам и идеям, которым он твердо следовал.

«В 1903 году художник познакомился со знаменитым писателем А.М. Горьким, который уделял серьезное внимание творчеству Орлова и ценил обличительный характер его картин. В трудные моменты жизни художника Горький оказывал ему моральную и материальную поддержку и нередко изыскивал для него пути и возможности к временному заработку» [1].

В поисках заработка Орлов вынужден был очень часто уезжать в различные губернии центральной России. Но где бы он ни был, художник старался использовать любую возможность для творческой работы: обдумывал сюжеты своих новых полотен, подбирал для них материал, делал различные зарисовки, писал этюды и, несмотря на постоянную нехватку материальных средств, находил возможность осуществления своих замыслов.

Липецкий период
4«В 1913 году Орлов наконец оставил вечную погоню за случайными заработками. Судьба привела уже немолодого, сложившегося художника в Липецк, где он получил место учителя рисования в женской гимназии. Вскоре он перевез сюда и свою многочисленную семью» [2].

Липецкие гимназистки очень уважали и любили Николая Васильевича. Из воспоминаний одной из учениц Н.В. Орлова: «Учась в Липецкой женской гимназии, к нам прибыл учитель рисования Николай Васильевич Орлов. Начиная с первого урока, Николай Васильевич нас очень расположил к себе своею добротою и ласкою.
5Я лично не имела призвания к рисованию, оно мне давалось с трудом, а вот с появлением Николая Васильевича, у меня были успехи и заинтересованность к рисованию. Наша детская любовь к Николаю Васильевичу с каждым днем увеличивалась… Николай Васильевич нам очень много рассказывал про жизнь крестьян, мы могли часами его слушать. Много показывал своих картин, которыми мы восхищались... С возрастом мы оценили Николая Васильевича как 6замечательного художника, да и его картины многое сказали о его переживаниях. В его картинах такая вложена искренность, что можно часами смотреть, не отрываясь. Мы, его бывшие ученицы, помним о нем, а хотелось, чтобы все наши люди узнали о замечательном художнике Орлове» [3].
В Липецком областном краеведческом музее хранятся рисунки учениц Липецкой женской гимназии, у которых преподавал рисование Николай Васильевич Орлов.

«В 1915 году в разгар первой мировой войны, Орлов критически оценивал политические события и не был склонен прославлять ратные подвиги русских солдат и призывать сражаться за «веру, царя и Отечество». Он написал картину «Портрет военного» («Проклятый 1914 год»), на которой изобразил призванного в армию человека с университетским образованием (судя по нагрудному знаку), вынужденного по необходимости покинуть привычную среду и надеть военную форму. Прообразом героя этой картины послужил один из липецких знакомых художника» [2].  
Картина «Портрет военного» представлена в разделе экспозиции ЛОКМ «Русская доблесть», посвященном Первой мировой войне 1914 года.

После Октябрьской революции
Октябрьскую революцию 1917 года Николай Васильевич встретил с радостью. Продолжая работать преподавателем рисования в Липецкой женской гимназии, переименованной после революции в Единую трудовую школу, и стремясь помочь молодой Советской власти, «он старался средствами искусства вместе с народом вести борьбу с контрреволюцией, голодом и разрухой» [4].

Николай Васильевич с присущей ему кипучей энергией стал заниматься совершенно несвойственной для него работой: художественно оформлял транспаранты для демонстраций, рисовал плакаты, призывающие народ к борьбе с голодом, с врагами революции. Для липецкого Народного дома он написал большой портрет В.И. Ленина, позже – портреты К. Маркса, Ф. Энгельса и многих выдающихся революционеров.

Живя и работая в Липецке, Орлов, будучи известным художником, с большим энтузиазмом вместе со своими товарищами-художниками оформлял народные дома и клубы, проводил беседы и читал лекции по искусству, а также принимал участие в организации изостудий для липецкой молодежи.
«В 1918 году после покушения на Владимира Ильича Ленина, когда жизни вождя угрожала опасность, Орлов послал Ильичу альбом репродукций своих картин (хранящийся теперь в библиотеке В.И. Ленина в Кремле) с дарственной надписью: «Брат мой! Желаю Вам дожить до всходов и жатвы человеческого счастья. …Чем богат, тем и рад…» [4].
В 1920 году Н.В. Орлову, желавшему участвовать в устройстве новой жизни в деревне, удалось попасть на прием к В.И. Ленину и получить разрешение на создание сельскохозяйственной артели по коллективной обработке земли на Кубани. В том же году он вместе с семьей уехал из Липецка.

Пережив всевозможные трудности организационного периода, с/х артель развивалась, показывая преимущество коллективного ведения хозяйства. Жители окрестных станиц стали интересоваться работой артели, которая, помимо всего прочего, оказывала безвозмездную помощь беднякам, что не могло не вызвать озлобления у противников Советской власти.

В конце июля 1922 года семью Орловых постигло тяжелое несчастье. Вечером в степи, по дороге к полю, на котором убирали урожай работники артели, были схвачены, а позже убиты трое детей Орлова: сын Дмитрий, дочери Софья и Елена, которой было всего 12 лет. Были похищены лошади и сельхозинвентарь – в результате всех этих событий артель прекратила свое существование.

«После произошедшей трагедии Николай Васильевич долго боролся с состоянием тяжелого нервного потрясения: уехал в Майкоп, даже некоторое время руководил изокружком, но так и не смог окончательно оправиться от такого удара» [1]. В апреле 1924 года его перевезли в Москву в связи с резким ухудшением состояния здоровья, именно там 5 августа 1924 года оборвалась жизнь художника.

Спустя три дня, «Газета «Известия» опубликовала некролог, в котором говорилось: «Николай Васильевич Орлов – автор многих картин из крестьянской жизни прошлого времени. Он знал быт и страдания крестьян, а его мастерски написанные полотна представляют большую ценность для изучения дореволюционной деревни» [1].

Так закончился жизненный и творческий путь бывшего преподавателя Липецкой женской гимназии, художника-гражданина Николая Васильевича Орлова».

Список источников:
1.    Софронов С.И. Художник-передвижник Н.В. Орлов. Москва Искусство. 1965. С.7-123
2.    Цупко Т.Д. Липецкий областной краеведческий музей. Сокровища русского искусства. Москва. Белый город. 2005. С.30
3.    Лаврова Е.М. Воспоминания о замечательном художнике Николае Васильевиче Орлове. Март 1965 г. // ЛОКМ.
4.    Письмо С.И. Софронова (мужа дочери Н.В. Орлова – Надежды Николаевны) директору Липецкого областного краеведческого музея, рукопись, 14.07.1965 г. // ЛОКМ.

Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Торшина О.Б.