В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранятся материалы нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза - Михаила Николаевича Антипова. Комплекс материалов, включающий фотографии, документы, письма, рассказывает о жизни и боевых подвигах М.Н. Антипова.
Будущий Герой Советского Союза родился в 1923 году в городе Липецке. Когда Мише Антипову было чуть больше десяти лет, он мечтал стать лётчиком. Его вдохновил подвиг Михаила Васильевича Водопьянова и других лётчиков, в 1934 году принимавших участие в спасении экипажа парохода «Челюскин». Во время учёбы в восьмом классе в Липецкой средней школе № 1 Михаил Антипов поступил в Липецкий аэроклуб, а уже в 1941 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков [1].
На фронтах Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны лётчик 707-го ночного бомбардировочного авиационного полка Михаил Антипов воевал на Северо-Западном, Брянском, 2-м и 1-м Прибалтийских фронтах [2].
Михаил начинал воевать на самолёте По-2. На этой машине он произвёл 245 успешных ночных боевых вылетов. Затем его полк был переформирован в штурмовой, и Антипов освоил знаменитый штурмовик Ил-2. На самолёте Ил-2 Михаил Антипов произвёл 84 успешных боевых вылета на штурмовку войск, техники и узлов сопротивления противника при разгроме Ясско-Кишинёвской группировки, прорыве оборонительной полосы и расширению плацдарма на р. Дунай и по уничтожению окружённой группировки противника в районе г. Будапешт [3].
В любое время суток, при любых погодных условиях лётчик Антипов бомбил врага, разведывал его позиции, обеспечивал связь, вывозил раненых. 12 декабря 1944 года, производя разведку войск противника на самолёте Ил-2 в усложнённых метеоусловиях, несмотря на плохую видимость и низкую облачность, на станции Куштар он обнаружил скопление железнодорожных эшелонов, чем доставил командованию ценные сведения и облегчил выполнение задачи остальным экипажам полка. В этот успешный вылет старший лейтенант Антипов бомбовым ударом разбил 1 паровоз [3].
Лётное мастерство
За время Великой Отечественной войны М.Н. Антипов совершил 392 боевых вылетов [2]. Об одном из них рассказывается в наградном листе Михаила Николаевича Антипова: «11 марта 1945 года при штурмовке скопления танков и автотранспорта противника в населённом пункте д. Игар, за 3 успешных боевых вылета и 14 заходов на цель, несмотря на ожесточённый огонь противовоздушной обороны противника, умелым манёвром над целью уничтожил 1 танк, создал 1 очаг пожара, где наблюдались взрывы большой силы, поджёг автоцистерну с горючим, причём самолёт подвергся ожесточённому обстрелу, в результате чего была пробита лопасть винта, кабина лётчика, но старший лейтенант Антипов, проявив хладнокровие и мужество, благополучно дошёл на свой аэродром и произвёл нормальную посадку» [3].
О лётном мастерстве Антипова также свидетельствуют результаты инспекторской проверки. По окончанию проверки техник-лейтенант С. Егорченков сделал следующее заключение: «На проверке экипажи Антипова показали своё возросшее лётное мастерство, которое они достигли упорной работой. Дисциплина строя и организованность привели к успеху» [4].
Награды и сохранение памяти
Родина высоко оценила мужество и героизм Антипова. Михаил Николаевич награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями [2]. За отличное выполнение боевых заданий командования, лично произведённые 245 успешных боевых вылетов на самолёте По-2 ночью и 84 успешных вылета на самолёте Ил-2, проявленные мужество, отвагу и геройство М.Н. Антипов был удостоен Правительственной награды – присвоения звания «Героя Советского Союза» [3].
После войны Антипов продолжил службу в строевых частях Военно-воздушных сил, командовав эскадрильей в Грозном. В своём письме маме от 7 февраля 1946 года он писал: «В Грозном я был только на небольших курсах. Вышел оттуда с отличным аттестатом. А дальше учиться обязательно буду. Я буду обязательно кончать академию» [5].
Но он не успел это сделать: 1 июня 1947 года при исполнении служебных обязанностей оборвалась жизнь капитана М.Н. Антипова. Он был похоронен в румынском городе Брашов [2]. Земляки Михаила Николаевича хранят память о верном сыне нашей Родины. В честь М.Н. Антипова названа улица в городе Липецке, а на Площади Героев в Мемориальном комплексе в честь воинов-героев, погибших в годы Великой Отечественной войны, установлена стела с его портретом.
Список источников:
1. Огрызков К.Т. В памяти и в сердце навсегда. – Липецк, 2005. С.18.
2. Ковалёв С.Ю. Липецк авиационный (1912-1941). - Липецк, 2017. С. 320, 327.
3. Наградной лист Антипова М.Н. 1961 г. Копия // ЛОКМ.
4. С. Егорченков «Дисциплина и организованность привели к успеху» / Вырезка из газеты //ЛОКМ.
5. Письмо Антипова М.Н. маме от 07.02.1946 г. // ЛОКМ.
Заведующая отделом экскурсионно-выставочной работы Ю.В. Доргобузова