Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

История одного экспоната. Скифский меч

В коллекции Липецкого областного краеведческого музея хранятся восемь скифских мечей – акинаков. Все они найдены в Липецкой области и датируются I тысячелетием до н.э. Наличие акинаков на территории нашего края свидетельствует о распространении здесь скифов или скифоидных племён. Скифы – это воинственные кочевые племена, господствовавшие в южных степях междуречья Дуная и Дона в VIII-III вв. до н.э.

1

Карта расселения скифских племён

В 2007 году в селе Никольское Усманского района школьник Михаил Семаков, во время работы на огороде обнаружил меч. Благодаря археологу А.Н. Бессуднову находка не попала в частные коллекции, а была передана в Липецкий областной краеведческий музей. Акинак очень хорошо сохранился. Общая длина клинка и рукояти с навершием составляла 51 см. Меч датировался серединой VII в. до н.э. – временем освоения нашего региона скифоидными племенами. [1]

2

Архаический скифский меч из с. Никольское Липецкой области.

Из фондов ЛОКМ

Акинак выполнял не только функцию оружия, он подчёркивал высокий статус владельца и применялся для языческих ритуалов. У греческого историка Геродота (V в. до н.э.) есть подробное описание скифского жертвоприношения богу войны. Он писал, что «в каждой скифской области» воздвигнуты специальные святилища: «горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии (около 600 м), в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем способом, как скот, а по иному обряду. Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем, после заклания других животных, оканчивают обряд и удаляются. Рука же остается лежать там, где она упала, а труп жертвы лежит отдельно» [2].

3

Акинаки из фондов ЛОКМ

Большинство всех скифских клинков, найденных в Подонье, являются случайными находками. Их принадлежность к каким-либо древним поселениям не установлена; следовательно, можно сделать вывод, что они были потеряны владельцами в ходе переселения или военного похода. Установить принадлежность мечей к культовым ритуалам не представляется возможным.

Список источников:

  1. Верхнедонской археологический сборник. Выпуск 3. Липецк – Санкт-Петербург, 2007. Ворошилов А.Н., Голотвин А.Н., Осипов А.В. Архаический скифский меч из с. Никольское Липецкой области // С. 185-188.
  2. Геродот. История в девяти томах. М.: Ладомир, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. 752 с.

Зав. отделом археологии Гепалов А.С.