Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Матвей Андреевич Шаталов – скульптор революции

Каждый, кто спускается по улице Советской к площади Революции, обязательно проходит по небольшому арочному мосту через речку Липовку. Это самый старый из существующих мостов в Липецке. Многим горожанам он известен как «горбатый мост». Еще мост известен своими барельефами на военную тематику.

111

Но мало кто знает, что барельефы на мосту через речку Липовку выполнены нашим земляком, талантливым скульптором-самоучкой Матвеем Андреевичем Шаталовым –одним из организаторов отрядов Красной гвардии в Липецком уезде, председателем Липецкого уездного исполкома Советов в 1918-1919 гг.

В центре площади Революции стоит памятник участникам установления Советской власти в Липецке, на котором увековечено имя Матвея Андреевича Шаталова.

Начало творческого пути

3Биография этого человека интересна и богата событиями. Родился он в 1885 году в селе Яблоновец Шехманской волости Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Петровский район Тамбовской области) в бедной крестьянской семье. Окончив сельскую школу в 13 лет, целых четыре года трудился на местного помещика, а затем стал работать у сельского кузнеца молотобойцем. В свободные минуты лепил из глины фигурки людей и животных.

В своей автобиографии Шаталов писал: «Осенью 1907 года был взят на военную службу в г. Петроград. Будучи на военной службе, я одновременно поступил на вечерние занятия в школу Императорского общества поощрения художеств. По окончании военной службы в 1911 году остался в Петрограде с целью окончить курсы художественной школы, поступил на работу в скульптурную мастерскую и стал мастером скульптурно-формовочных работ.

В 1914 году Первая империалистическая война прервала мою учебу и работу. Я… был мобилизован на фронт…Но моя любовь к скульптуре не ослабевала, и на фронте, где находился материал для лепки, я занимался творчеством» [1].

Талантом Матвея Андреевича, награжденного за храбрость двумя Георгиевскими крестами, восхищались не только в кавалерийском полку, где он служил. О нем и его скульптурах несколько раз писал очень популярный в то время журнал «Нива»: «Унтер-офицер Шаталов. В полку он занимался скульптурою. Чистейший самородок. Нигде и никогда ни у кого не учившийся. Но его фигурки, его солдатские жанрики, слепленные из глины, отличались движением, и это была настоящая жизнь» [2].

В Восточной Пруссии, сидя в окопах, Шаталов в полутысяче шагов от линии фронта, пользуясь речной глиной пополам с песком, лепил целые фигуры в полный рост. Это были карикатуры на немецких солдат, и немцы, узнавая их в бинокль, расстреливали эту «скульптуру окопов» [2].

Как вспоминал сослуживец Шаталова, ставший позднее известным советским писателем, Николай Тихонов: «Он был известен, и его талантом гордились. Если бы у него было специальное художественное образование, из него, несомненно, получился бы выдающийся мастер своего дела»[3].

4

 

Борец за новую жизнь

Наступил 1917 год. Февральская революция застала Шаталова в Риге. Здесь он вступил в партию большевиков. На первомайской демонстрации солдаты его полка несли красные знамена с лозунгами, написанными Матвеем Андреевичем: «Земля и воля», «Братство и единение народов», «Мир всему миру».

Затем был госпиталь, в октябрьские дни – Смольный в Петрограде. После Октябрьской революции Шаталов вернулся в родное село Яблоновец, стал председателем волостного исполкома.

В июле 1918 года на II Липецком уездном съезде Советов был избран заместителем председателя, а в ноябре этого же года – председателем липецкого исполкома.

Время было трудное, работы было много, работать было сложно. В Липецке и уезде не хватало топлива, продовольствия. Шла борьба за хлеб, организация первых советских учреждений и красноармейских отрядов. Шаталов в составе вооруженного отряда части особого назначенияучаствовал в разгроме белоказаков генерала Мамонтова, подавлении крестьянского бунта на Тамбовщине и многом другом [4].

5

Члены Липецкого уисполкома (второй справав первом ряду – М.А.Шаталов), 1919 г.

Фотография из фондов ЛОКМ

Скульптор – самородок

Удивительно, но Матвей Андреевич даже в это тяжелое время занимался скульптурой. Именно тогда он создал самые значительные свои произведения, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней: большой бюст Карла Маркса, барельеф с изображением В.И. Ленина. Сохранились фотографии с изображением скульптур «Рабочий показывает путь крестьянину», «Раздавим гидру капитализма», «Да не погасят враги зажженного факела свободной России» и другие.

6

7В первые годы после революции в новой Советской России скульптурные композиции М.А. Шаталова, наполненные революционным смыслом, пользовались большой популярностью,несмотря на то, что он был непрофессиональным скульптором. Это был настоящий скульптор-самородок.

В 1917 году в России, входящей во Всемирный почтовый союз, были даже выпущены почтовые карточки с изображением работ Шаталова, которые сталисвоеобразным средством агитации и пропаганды новых идей нового строя.

В экспозиции Липецкогообластного краеведческого музея представлены личные вещи, фотографии и инструменты скульптора, в том числе его собственные работы – рельефные портреты Толстого, Белинского, Герцена, а в фондах ЛОКМ – браунинг, принадлежавший Шаталову.

8

Скульптурные работы Матвея Андреевича Шаталова несомненно были одними из самых значительных в первые послереволюционные годы в нашей стране» [4].

Список источников.

  1. Шаталов М.А. Автобиография, 1950г.// ОБУК «ЛОКМ»,
  2. В.Кунин. Борец за новую жизнь. / Газета «За чугун» № 17 от 2 марта 1969г. Липецк.// ОБУК «ЛОКМ».
  3. Н. Тихонов. Письмо к жене М.А. Шаталова. 1967г. //ОБУК «ЛОКМ».
  4. И.Кулик. Революционер, скульптор-самоучка. / Газета «Ленинское знамя» № 266 от 14 ноября 1967 г.// ОБУК «ЛОКМ».

Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Торшина О.Б.

Филателистические выпуски из фондов ЛОКМ, посвященные Дню космонавтики

12 апреля наша страна и весь мир отмечают особый праздник – День космонавтики. В этот день 1961 года летчик-космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» впервые в мировой истории облетел Землю по орбите.Так началась эпоха активного изучения космоса посредством пилотируемых космических аппаратов. В Липецком областном краеведческом музее хранится интересная коллекция марок, выпущенных в1960-1970-е годы – в первое десятилетие освоения нашей страной космического пространства.

Над иллюстрациями марок работали самые лучшие художники Советского Союза. Так что почтовую марку вполне можно рассматривать как вид графического искусства, имеющий самого массового зрителя. В СССР почтовая атрибутика издавалась и расходилась миллионными тиражами. Яркие, красочные марки, посвященные теме освоения космического пространства, были желанным объектом коллекционирования не только для подростков, грезящих научной фантастикой, но и для взрослых людей, увлеченных филателией.

Василий Завьялов

12Одним из первых создателей почтовых марок в СССР был Василий Завьялов. За свою жизнь он создал иллюстрации более чем к 600 знакам почтовой оплаты. В музейной коллекции представлены 2 марки за авторством этого художника. Выпуск 1961 года под красноречивым названием «В космос!» и текстом «Слава труду и науке!», был выпущен незадолго до первого полета человека в космос. Вторая марка датируется 1966 годом и изображает советскую автоматическую межпланетную станцию «Луна-9», которая 3 февраля 1966 года впервые в истории человечества совершила успешную посадку на поверхности Луны и передала на землю первые панорамы лунной поверхности. [1]

Иосиф Левин

22

12 апреля 1961 года летчик-космонавт Юрий Гагарин совершил свой легендарный первый полет в космос, длившийся 108 минут, за которые корабль совершил один полный оборот вокруг Земли, после чего полет благополучно завершился. Такое грандиозное событие, конечно, нашло свое отражение и в области филателии. В апреле 1961 года в Москве была выпущена серия марок в честь полета Гагарина, автором которой стал художник-график Иосиф Левин, много работавший по космической тематике. Первой поступила в обращение 10-копеечная марка, произошло это уже на следующий день после полета Гагарина – 13 апреля. В последующие дни были выпущеныдве другие марки, составляющие серию. Марки из коллекции музея без зубцов и следов гашения. [2]

Юрий Левиновский

33

Напоминает витраж оформление марок, разработанное советским художником-графиком Юрием Левиновским из серии «День космонавтики», выпуск 1969 года. Марка со скульптурным портретом академика Сергея Павловича Королева является первой маркой с изображением главного конструктора советских ракетно-космических систем. Выпущена она была уже после смерти Королева, поскольку при жизниданные об этом выдающемся человеке были засекречены. [3]

Лесегри

44

Интересны выпуски знаков почтовой оплаты за авторством Лесегри. Это коллективноеимя сразу трех советских художников, занимавшихся иллюстрированием почтовых марок, открыток и плакатов – Борис Лебедев, Леонард Сергеев и Марк Гринберг. Этот творческий союз сформировалсяв 1957 году. За годы совместной работы Лесегри создали целый ряд знаков почтовой оплаты СССР, к числу которых относится и выпуск, посвященный групповому космическому полету сразу двух советских космонавтов в июне 1963 года – Валерия Быковского и первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.

Художники рассматривали марку как миниатюрный плакат,что прекрасно демонстрируетвыпуск 1965 года, иллюстрирующий первый выход человека в открытое космическое пространство.Первым человеком, вышедшим в космос из корабля «Восход-2», стал советский летчик-космонавт Алексей Леонов. Марка, представленная в филателистической коллекции музея без зубцов, со следами гашения. [4]

Алексей Леонов

11Не многие знают о том, что знаменитый космонавт Алексей Леонов прекрасно рисовал. Представляем вашему вниманию марку, рисунок к которой создал сам Алексей Архипович. Она относится к серии «Космическая фантастика» и называется «На Луне». Первоначально марка имела двойное название – «На Луне. Восход Земли». И действительно, на почтовой миниатюре изображены двое космонавтов на лунной поверхности, а вдали на горизонте – полукруг Земли. Как всем известно, Луна всегда обращена к Земле одной стороной, а потому второе название марки сочли ошибочным. Навесьтираж поставили запечатку, закрывающую спорные слова.

 

Андрей Соколов и Алексей Леонов

55

В1972 году вышла серия из 6 марок под названием «15лет космической эры». Для почтовых миниатюр использовались рисунки космонавта Алексея Леонова и художника-фантаста Андрея Соколова. Первоначально, по задумке авторов, эта серия должна была называться «Сегодня и завтра». В левой большей части каждой почтовой миниатюры были помещены многоцветные рисунки, демонстрирующие достижения советской космонавтики; в меньшей правой – серо-белые картины будущего. Эта серия марок была признана лучшей в 1972 году. [5]

 

Филателистическая коллекция Липецкого областного краеведческого музея постоянно пополняется. Об интересных новинках читатели узнают в следующем обзоре.

Список источников:

  1. http://www.artpanorama.su/?category=artist&id=1949&show=short
  2. https://spbmmrp.ru/o-muzee/novosti/986-pervye-v-kosmose-put-k-zvezdam-v-pochtovoj-miniatyure
  3. https://www.liveinternet.ru/users/gregoryh/rubric/2240778/page2.html
  4. http://vivacard.ru/lesegri
  5. https://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_3.htm

Подготовила зав. сектором этнографии отдела фондов Е.В. Селезнева

Безмолвные свидетели Чернобыльской катастрофы. Новые экспонаты из фондов музея

Фонды Липецкого областного краеведческого музея в настоящее время насчитывают более 300 тысяч единиц хранения. А недавно они пополнились новыми, ценными экспонатами, преданными главой Липецкой областной общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль»Михаилом Борисовичем Барвинским.

36 лет назад в ночь на 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной станции произошёл взрыв.Это была крупнейшая катастрофа в истории атомной энергетики, которая сопровождалась значительным выбросом радиоактивных веществ.В ликвидации последствий аварии приняли участиевойска химзащиты, в которых служил наш земляк – Михаил Борисович Барвинский.

М.Б. Барвинский

В 1986 году Михаил Борисович Барвинскийработал на Новолипецком комбинате. Так как в армии он был командиром роты химзащиты, то в феврале 1987года его направили в Чернобыль. Как опытный химик, Барвинскийдолжен был следить, чтобы не было переоблучения личного состава[1]. Но после получения им облучения в 18 рентген, его перевели на другую работу.

7Долгие годы Михаил Борисович хранил в домашнем архиве самое первое письмо, которое он послал своим родным после того, как определилось место его пребывания в районе Чернобыля. В этом письме он успокаивал своих близких, рассказывая о бытовых подробностях своей жизни: есть цветной телевизор (редкость по тем временам), в кинотеатре каждый день показывают фильмы, работает настоящая сауна, да и кормят хорошо[2].Единственное, о чём он не писал, так это о своей нелёгкой работе, о возникающих проблемах, которые он пытался решить.Это письмо, написанное в Чернобыле, он передал в Липецкий областной краеведческий музей.

Среди материалов, переданных Барвинским, есть и благодарность участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

8

Благодарность участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭСМ.Б. Барвинскому, 1987 г. Из фондов ЛОКМ

В этом документе говорится: «Выполняя задание Советского правительства в необычайно сложной обстановке, Вы уверенно прошли испытание на мужество и стойкость, проявили высокие морально-политические и психологические качества. Глубокое понимание личной ответственности за порученное дело помогло Вам внести достойный вклад в дело ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции. Выражаем Вам сердечную благодарность за образцовое выполнение патриотического долга перед Родиной» [3].

Ещё один новый экспонат нашего музея – удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС №729, которое старший лейтенант Барвинский получил 22 апреля 1987 года. В этом документе сказано, что «выполняя важную государственную задачу», он «проявил… мужество и самоотверженность» [4].

Кроме того, Михаил Борисович передал в ЛОКМ почётную грамоту«за образцовое выполнение патриотического долга перед Родиной за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», которой егонаградилив апреле 1987 года, и газету «Трибуна энергетика».

«Трибуна энергетика»

Газета «Трибуна энергетика» – орган парткома, объединённого профкома, комитета комсомола и администрации Управления строительства Чернобыльской АЭС, она выходила с 7 сентября 1979 года.

В номере за 14 июля 1987 года, поступившем в собрание ЛОКМ,рассказывается о буднях строителей, о передовиках производства, о поездке в Италию в составе советской делегации группы пожарных-ликвидаторов Чернобыльской аварии. В Италии советским пожарным была вручена «специальная премия за большой вклад в дело охраны окружающей среды «Золотая чайка», они побывали в разных городах страны и встретились с итальянскими пожарными[5].

9А на первой странице газеты напечатана статья под названием «В наследство от отца», в которой рассказывается необычная история. В 1986 году в редакцию газеты «Трибуна энергетика» поступило письмо на венгерском языке, но переводчика не было, и оно так и осталось непрочитанным. Тогда его авторы – семья Гец из венгерского села Балатонпакаротье, обратилась в советское посольство в Будапеште: «помогите осуществить наше искреннее желание. А хотим мы, чтобы приехала к нам на отдых какая-нибудь семья, эвакуированная из зоны Чернобыльской атомной электростанции». «Письмо советскому послу в Венгрии вмещало в себя столько добрых чувств, так сердечно высказывалось в нём желание принять у себя семью из Припяти, что… на этот раз письму «дали ход» [5].

По приглашению семьи Гец в Венгрии побывала семья Белозерцевых, работающая на Чернобыльской АЭС. После возвращения из поездки они рассказывали о «сердечной теплоте», проявленной хозяевами, о разговорах с главой семьи Гец, который «специально брал уроки русского языка у частного учителя». Иштван Гецговорил: «… Отец столько хорошего рассказывал о ваших людях. Это глубокое уважение он и мне передал в наследство» [5]. Оказывается, отец Иштвана в годы Великой Отечественной войны был мобилизован, сражался на стороне фашистской Германии и попал в советский плен. По-видимому, именно в это время он познакомился с советскими людьми, благодарную память о которых передал своему сыну.Прошли годы, и его сын Иштван на протяжении 20 дней с «сердечной теплотой» принимал в своем доме незнакомую ему советскую семью. Эта замечательная история сохранилась до наших дней благодаря статье в газете «Трибуна энергетика».

А на четвёртой странице газеты было напечатаны стихи, в том числе стихотворение нашего земляка,рядового Одесского ВСОА. Веретина – «И зацветут сады ЧАЭС».

«Не за награды и чины

Ходили мы по краю ада:

Сказала Родина: Так надо!

И мы ответили: Должны!

ЧАЭС – в истории строка,

А в нашем сердце –

Боль и память.

Гигант изранен, но воспрянет,

Чтобы работать на века» [5].

Все эти новые экспонаты, которые являются безмолвными свидетелями Чернобыльской катастрофы, можно будет увидеть на выставках в Липецком областном краеведческом музее.

Список источников:

1. Пажитных Ю. Вспомним героев Чернобыля… /Липецкие известия, №16 (1589), 21.04.2021 г.

2. Письмо М.Б. Барвинского родным от 15.02.1987 г. // ЛОКМ

3. Благодарность участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭСБарвинскому М.Б., 6.03.1987 г. // ЛОКМ

4.Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС №729, выданноеБарвинскомуМ.Б., 1987 г. // ЛОКМ

5. Трибуна энергетика, № 26 (417), 14.07.1987 г. //ЛОКМ

Старший научный сотрудник отдела фондов Красникова О.И.

Встречи с Ф.М. Достоевским в воспоминаниях П.П. Семёнова-Тян-Шанского

Далеко не все знают, что наш земляк – выдающийся учёный и общественный деятель П.П. Семёнов-Тян-Шанский был дружен с великим русским писателем Ф.М. Достоевским. Об этом свидетельствуют воспоминания Петра Петровича, в которых он описал свои встречи с Достоевским.

Встречи в С-Петербурге

В I томе Мемуаров П.П. Семёнова-Тян-Шанского «Детство и юность» Пётр Петрович рассказывал о своём знакомстве и встречах с братьями Достоевскими.

Будущий великий писатель и знаменитый путешественник познакомились в С-Петербурге. В то время Фёдор Достоевский оставил службув Петербургской инженерной команде, чтобы посвятить своюжизнь занятиям литературой, аПётр Семёнов был студентом естественного отделения Петербургского университета.Пётр снимал квартиру вместе со своим другом– будущим известным естествоиспытателем и философом-публицистом Николаем Данилевским.

1Друзья общались с молодыми учёными и начинающими поэтами и писателями, которые часто собирались у лицейского товарища Данилевского – М.В. Буташевича-Петрашевского. Пётр Петрович вспоминал: «Весь наш приятельский кружок, конечно не принимавший самого Петрашевского за сколько-нибудь серьезного и основательного человека, посещал, однако же, его по пятницам и при этом видел каждый раз, что у него появлялись все новые лица… На пятничных вечерах, кроме оживленных разговоров, в которых в особенности молодые писатели выливали свою душу, жалуясь на цензурные притеснения, в то время страшно тяготевшие над литературою, производились литературные чтения и устные рефераты по самым разнообразным научным и литературным предметам, разумеется, с тем либеральным освещением, которое недоступно было тогда печатному слову» [1].

Среди молодых писателей, посещавших по пятницам Петрашевского, был и Ф.М. Достоевский.Именно тогда состоялось знакомство П.П. Семёнова и Н.Я. Данилевского с братьями Достоевскими. Пётр Петрович впоследствии писал в своих мемуарах: «Данилевский и я познакомились с двумя Достоевскими в то время, когда Федор Михайлович сразу вошел в большую славу своим романом «Бедные люди», но уже рассорился с Белинским и Тургеневым»[1]. При этом они не были просто знакомыми, Пётр Петрович вспоминал: «Мы знали близко Достоевского в 1846-1849 годах, когда он часто приходил к нам и вёл продолжительные разговоры с Данилевским»[1].

2Какое же впечатление произвёл будущий «великий русский писатель-художник» на студента Петербургского университетаПетра Семёнова? П.П. Семёнов-Тян-Шанский не соглашался с мнением биографов того времени,«что Достоевский будто бы был очень начитанный, но необразованный человек». Напротив он считал Достоевского«образованным человеком» и упоминал о том, что«Ф.М. Достоевский знал французский и немецкий языки достаточно для того, чтобы понимать до точности все прочитанное на этих языках», в Инженерном училище «с полным успехом» изучал «высшую математику, физику, механику и технические предметы». Фёдор Михайлович много читал, «историю Карамзина знал почти наизусть», «изучая с большим интересом французских и немецких писателей, он увлекался в особенности Шиллером, Гете, Виктором Гюго, Ламартином, Беранже… перечитал много французских исторических сочинений, в том числе и историю французской революции… Во всяком случае, он был образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова, Панаева, Григоровича, Плещеева и даже самого Гоголя»[1].

При этом Достоевский был близок к простому народу: крестьянам и «разночинцам-пролетариям». По мнению Петра Петровича, «особенностью высокохудожественного творчества Ф.М. Достоевского было то, что он мог изображать, притом с необыкновенной силою, только тех людей, с которыми освоился так, как будто бы влез в их кожу, проник в их душу, страдал их страданиями, радовался их радостями»[1].

У Петрашевского «Достоевский читал отрывки из своих повестей «Бедные люди» и «НеточкаНезванова» и высказывался страстно против злоупотреблений помещиками крепостным правом».Но при этом П.П. Семёнов-Тян-Шанскийутверждал, что «революционером Достоевский никогда не был и не мог быть, но, как человек чувства, мог увлекаться чувствами негодования и даже злобою при виде насилия, совершаемого над униженными и оскорбленными, что и случилось, например, когда он увидел или узнал, как был прогнан сквозь строй фельдфебель Финляндского полка. Только в минуты таких порывов Достоевский был способен выйти на площадь с красным знаменем, о чем, впрочем, почти никто из кружка Петрашевского и де помышлял»[1].

В кружке Петрашевского обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. На собрании кружка Фёдор Достоевский прочитал публике запрещенное письмо Белинского к Гоголю. Вконце апреля 1849 года он был арестован и 8 месяцев провёл в Петропавловской крепости. Суд признал его«одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского»и приговорил к расстрелу[2]. Однако незадолго до казни петрашевцам смягчили приговор, и Ф.М. Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск.

П.П. Семёнов и Ф.М. Достоевский в 1849-1856 гг.

Следующая встреча П.П. Семёнова и Ф.М. Достоевского произошла только 7 лет спустя. Какие же важнейшие события произошли в жизни каждого из них за эти годы?

Достоевский с января 1850 по 1854 год отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости, затем был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон, расквартированный в Семипалатинске.В ноябре 1855 года Фёдора Михайловича произвели в унтер-офицеры, а после долгих хлопот его знакомых – в прапорщики.

Семёнов после окончания Петербургского университета решил посвятить свою жизнь науке. Он исследовал территорию Тамбовской и Воронежской губерний и земли Войска Донского, собрал богатейший ботанический материал, на основе которого подготовил труд «Придонская флора в её отношениях к растительности Европейской России», за успешную защиту которого получил степень магистра ботаники.

3В феврале 1849 года П.П. Семёнов был принят в Императорское Русское Географическое общество, по заданию которого 2 года спустя начал заниматься переводом I тома книги Карла Риттера «Землеведение Азии».

В 1851 году он обвенчался с Верой Александровной Чулковой. Но этот счастливый брак, основанный на взаимной любви, продлился чуть больше года. Вера Александровна заболела скоротечной чахоткой и умерла. Пётр Петрович очень тяжело переживал смерть супруги.

4В своих воспоминаниях он писал: «Посвятить все свои силы каким-нибудь тяжелым, но полезным для своего отечества подвигам – вот что казалось мне единственно возможным выходом из моего непроглядного горя. Но в чем должны были выразиться эти подвиги, и на что я чувствовал себя способным? … Работы мои по Азиатской географии привели меня в течение последних лет к обстоятельному знакомству со всем тем, что было известно о внутренней Азии. Манил меня в особенности к себе самый центральный из азиатских горных хребтов – Тян-Шань, на который еще не ступала нога европейского путешественника...»[3].

Путешествие в таинственный Тянь-Шань, о котором писал Карл Риттер,Пётр Петрович считал для себя «самым заманчивым подвигом». Оно было сопряжено с серьёзным риском для жизни, но это не остановило молодого учёного. В 1856 году П.П. Семёнов отправился в экспедицию для изучения Алтая и некоторых районов Средней Азии, главной целью которой являлся Тянь-Шань.

Встречи в Семипалатинске и Барнауле

Именно во время знаменитого путешествия Семёнова и состоялись его следующие встречи с Достоевским, описанные во II томе Мемуаров П.П. Семёнова-Тян-Шанского, который так и называется «Путешествие в Тянь-Шань».

Самая первая из них произошла в Семипалатинске, где путешественник встретил «самый предупредительный прием со стороны губернатора» и его адъютанта, «блестящего армейского офицера Демчинского». Демчинский «обрадовал» гостя «деликатно устроенным сюрпризом».

5Пётр Петрович вспоминал: Демчинский «представил совершенно неожиданно у себя на квартире одетого в солдатскую шинель дорогого мне петербургского приятеля Фёдора Михайловича Достоевского, которого я увидел первым из его петербургских знакомых после его выхода из «Мёртвого дома». Достоевский наскоро рассказал мне всё, что ему пришлось пережить со времени его ссылки»[4]. Эта встреча была радостной и очень короткой, на следующий день П. Семёнов покинул Семипалатинск.

Но через некоторое время он вернулся и«дней пять имел отраду проводить целые дни с Ф.М. Достоевским». Пётр Петрович писал: «Тут только для меня окончательно выяснилось всё его нравственное и материальное положение. Несмотря на относительную свободу, которой он уже пользовался, положение было бы всё же безотрадным, если бы не светлый луч, который судьба послала ему в его сердечных отношениях к Марье Дмитриевне Исаевой, в доме и обществе которой он находил себе ежедневное прибежище и самое теплое участие»[4]. В эти дни Фёдор Михайлович рассказал ему о своих чувствах к Марии Дмитриевне, которая «была «хороший человек» в самом высоком значении этого слова»,о своём намерении вступить с ней в брак и «сообщил… все свои планы»[4]. Друзья расстались, договорившись встретиться в Барнауле, где Пётр Петрович собирался провести зиму.

6И в самом деле, в январе 1857 года Ф.М. Достоевский приехал в Барнаул к П.П. Семёнову. Пётр Петрович вспоминал: «Списавшись заранее с той, которая окончательно решилась соединить навсегда свою судьбу с его судьбой [М.Д. Исаевой], он ехал в Кузнецк с тем, чтобы устроить там свою свадьбу до наступления Великого поста. Достоевский пробыл у меня недели две в необходимых приготовлениях к своей свадьбе»[4]. В это время друзья проводили по несколько часов в день за интересными разговорами и чтением «еще не оконченных «Записок из Мёртвого дома», дополняемых устными рассказами»[4].

Эти рассказы произвели на Петра Петровича огромное «потрясающее» впечатление, впоследствии он писал: «…я живо переносился в ужасные условия жизни страдальца, вышедшего более чем когда-либо с чистой душой и просветленным умом из тяжелой борьбы… Можно сказать, что пребывание в «Мёртвом доме» сделало из талантливого Достоевского великого писателя психолога»[4]. Пётр Петрович был свидетелем приступов эпилепсии, в то время повторявшихся у Фёдора Михайловича «довольно часто»[4], знал о его тяжёлых сомнениях и проблемах,связанных с бедностью и неопределённостью будущего. Он поддерживал друга и впоследствии писал об этом так:«Я был счастлив тем, что мне первому привелось путем живого слова ободрить его своим глубоким убеждением, что в «Записках из Мёртвого дома» он уже имеет такой капитал, который обеспечит его от тяжкой нужды, а что всё остальное придет очень скоро само собой»[4].

И Фёдор Михайлович, «оживлённый надеждой на лучшее будущее»[4], уехал в Кузнецк, где состоялось его венчание с М.Д. Исаевой. Через неделю он вернулся в Барнаул с молодой женой и пасынком и ещё две недели гостил у П.П. Семёнова, а затем снова уехал в Семипалатинск.

Послесловие

После расставания с Достоевским П.П. Семёнов продолжил своё путешествие. Ему удалось проникнуть в глубь Тянь-Шаня. Он обследовал 23 горных перевала, определил высоту 50 вершин, собрал более 300 образцов горных пород, более 1000 видов растений, большую коллекцию насекомых и ископаемых моллюсков.Результаты экспедиции в Тянь-Шань имели огромное значение для географической науки. В 1906 году в связи с 50-летием путешествия в Тянь-Шань, согласно царскому указу П.П. Семёнову было дозволено впредь именоватьсяСемёновым-Тян-Шанским.

А Ф.М. Достоевский вскоре обрёл долгожданную свободу. 17 апреля 1857 года последовал Указ о возвращении ему и другим петрашевцам всех прав, в том числе прав дворянства. В августе того же года в журнале «Отечественные записки» был опубликован рассказ «Маленький герой», написанный им ещё в Петропавловской крепости. В 1859 году Фёдор Михайлович вышелв отставку по болезни и вместе с женой покинул Семипалатинск, а затем вернулся в Петербург. В письме от октября 1859 года к своему другу А.Е. Врангелю он писал: «Знакомы ли вы с Петром Петровичем Семёновым, который был у нас в Сибири, после вас, - мой превосходный знакомый. Это прекрасный человек, а прекрасных людей надо искать. Если знакомы, то передайте ему мой поклон и расскажите ему обо мне»[5].

В своих воспоминаниях Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский писал, что «довольно скоро» встретил в Петербурге «при очень изменившихся… обстоятельствах» Ф.М. Достоевского, «если ещё не в довольстве, которым ему не суждено было пользоваться при своей жизни, то на пути к апогею его славы как одного из величайших художников слова»[4].

Этими словами заканчиваются воспоминания великого учёного о «великом русском писателе-художнике».

Список источников

  1. Семёнов-Тян-Шанский П.П. Мемуары. Т. 1: Детство и юность (1827-1855 гг.). - Петроград, 1917. С.196-197, 200-204.
  2. Электронный ресурс: https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii
  3. Семёнов-Тян-Шанский П.П. Мемуары. Т. 1: Детство и юность (1827-1855 гг.). - Петроград, 1917. С. 239.
  4. Семёнов-Тян-Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань. - М.: Географгиз, 1958.- 276 с.
  5. Электронный ресурс: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/pisma-dostoevskogo/dostoevskij-vrangelyu-4-oktyabrya-1859.htm

Источники изображений

  1. https://library.vladimir.ru
  2. https://avatars.mds.yandex.net
  3. https://dostoevskiyfm.ru

Зав. отделом природы Юнченко А.В.

Михаил Павлович Трунов – краткая биография

TrunovЛипецкому областному краеведческому музею уже более ста лет. Появлением на свет он обязан своему отцу-основателю Михаилу Павловичу Трунову. Благодаря бескорыстной деятельности этого удивительного человека в городе Липецке в начале ХХ века было создано общество распространения научных и практических знаний имени Петра I, городской краеведческий музей, архив и библиотека, превратившиеся впоследствии в учреждения культуры областного масштаба. По инициативе и непосредственном участии М.П.Трунова создан музей Г.В.Плеханова. Благодаря Трунову, смогли объединиться краеведы, были достигнуты успехи в культурно-просветительской работе. Михаил Павлович является первооткрывателем Гагаринской верхнепалеолитической стоянки, известной во всём мире, одним из первых исследователей истории Липских железоделательных заводов и курорта Липецкие минеральные воды.

Будучи врачом, Трунов на общественных началах занимался разносторонней краеведческой деятельностью. После революции 1917 года эта деятельность не стала соответствовать новым идеологическим установкам. В результате имя Трунова 50 лет находилось под запретом, и только в последние десятилетия исследователям стали доступны архивные материалы, хранившиеся под грифом «Секретно!».          

Михаил Павлович Трунов родился в городе Воронеже 21 октября 1867 года. Окончил классическую гимназию в родном городе, затем медицинский факультет Московского университета. Работая по специальности в Воронежской губернии, начал заниматься краеведением. В 1897 году пишет «Обзор состояния земской медицины в Задонском уезде», изучает историю края. В 1901 году становится членом Воронежской учёной архивной комиссии и занимается разборкой и научным описанием дел сенатского архива и архива Воронежского губернского правления, делает многочисленные открытия.

В 1901 году М.П.Трунов начал археологические исследования, но в 1903 пришлось прервать работу, так как вынужден был поменять место жительства и работать в Калужской губернии. В 1906 году «…за отказ освидетельствовать мобилизованных во время японской войны», а затем за участие в организации крестьянского союза и бойкот выборов в первую Государственную Думу был наказан высылкой в Туруханский край на 5 лет под надзор полиции. Благодаря хлопотам знакомых, наказание заменяют высылкой на 2 года с самостоятельным выбором места жительства. Так в 1906 году он оказался в Липецке.                                                                                                                             

Два года занимался частной практикой, лишённый права службы, с 1908 года работал врачом на винном складе и на курорте Липецкие минеральные воды. Живя в Липецке, Михаил Павлович сам продолжил активно заниматься краеведением и приобщил к этому жителей города. По его инициативе и личном участии было создано и 31 января 1909 года зарегистрировано Липецкое Петровское общество распространения научных и практических знаний имени Петра I.

Цели общества:

  •  «поднятие умственного и экономического развития населения Липецка и Липецкого уезда …               
  •  изучение местного края на основании историко-археологических, этнографических и статистических исследований».

Председателем общества был избран Липецкий городской голова Митрофан Алексеевич Клюев, а товарищем (заместителем) председателя Михаил Павлович Трунов. 24 мая обществом была открыта библиотека-читальня, в одной из комнат которой размещались первые экспонаты музея. Комплектованием фондов библиотеки и музея активно занимался Михаил Павлович, передавая в них книги из домашней библиотеки и экспонаты, а также собирая пожертвования от жителей города.

«Собирая всё важное, новое из современной культуры и разыскивая старое, мы дадим возможность последующим поколениям понять нашу жизнь, свяжем с собою культурную жизнь наших предков и наших потомков в неразрывную цепь», - писал Трунов. Приняв февральскую революцию 1917 года как «волшебную сказку», работая врачом, он по-прежнему активно занимался краеведением: в музее Петровского общества, затем заведующим Липецким народным музеем, а 7 декабря 1919 года вновь объединяет краеведов в Липецком краеведческом обществе. В 1919 году Михаил Павлович создал единый централизованный архив и до 1924 года занимал должность уполномоченного губернского архива по Липецкому уезду. Условия жизни в то время – тяжелейшие: голод, страшная дороговизна, дефицит продовольствия и промышленных товаров, неотапливаемые помещения зимой. И в этих условиях: «Я работаю одновременно по Уздравотделу и Наробразу: состою районным врачом г.Липецка, школьным врачом в четырёх школах, заведую музеем, состою уездным уполномоченным по архивному делу, заведую Липецким историческим архивом, состою председателем Липецкого общества изучения местного края …», - пишет Михаил Павлович. И не смотря на подвижнический труд на благо государства, новая власть находит к чему придраться – не то происхождение. В 1919 году был муниципализирован дом Труновых, в нём четырежды проводились обыски, дважды Трунова допрашивали. Но он продолжил работать. Организовал выставку революционного движения в России, собирал материалы о Г.В.Плеханове для создания музея Плеханова.

На Тамбовской губернской краеведческой конференции в 1924 году работу Липецкого музея под руководством М.П.Трунова охарактеризовали, как выдающуюся. Занимался Трунов и охраной памятников. В 1924 году им было сделано важное археологическое открытие уникальной верхнепалеолитической стоянки в селе Гагарино (ныне Задонский район).

В 1925 году плодотворная работа краеведа была остановлена ОГПУ. Арест навсегда лишил Михаила Павловича возможности работать в музее. Но и находясь в ссылке, он продолжал заниматься краеведением.

Возвратившись в Липецк в 1930 году, Трунов продолжил свою неутомимую деятельность по изучению края. Ему удаётся даже оформить пенсию по выслуге лет, но в это время начинаются массовые репрессии против верующих, краеведов, офицерства.

Михаила Павловича арестовали 15 февраля 1931 года. По приговору суда «Трунова Михаила Павловича… заключить в концлагерь сроком на 5 лет, с заменой высылкой в Западную Сибирь на тот же срок». По ходатайству рабочих и служащих завода «Свободный Сокол», начальника Липецкстроя Александрова, Льва Дейча, врача Рогинского, который лечил М.И.Калинина, было вынесено решение о досрочном освобождении М.П.Трунова от наказания.

Михаил Павлович вместе с семьёй переехал в посёлок Лисий Нос под Ленинградом и работал в больнице посёлка Лахта. Но даже издалека он продолжил заботиться о музее, о судьбе Древне-Успенской церкви в Липецке, переписывался с краеведами Б.П.Княжинским, В.И.Жуковым, Н.Н.Шелеховым. Коллеги также не забывали Михаила Павловича, интересовались его судьбой, всегда тепло вспоминали о нём. Через много лет после смерти Трунова Н.Н.Шелехов писал: « Это был … принципиальный, честный старый русский интеллигент; борец за просвещение обездоленного народа и заступник за него».

Жизнь Михаила Павловича оборвалась трагически 6 ноября 1942 года в больнице при станции Бабаево Вологодской области по пути в эвакуацию. И даже после смерти имя этого замечательного человека, настоящего патриота находилось под запретом. Вопрос о реабилитации краеведов поднимался неоднократно, но лишь в 1978 году дело было прекращено « За отсутствием события преступления…»

Зав. сектором дореволюционной истории Клокова З.А.