Николай Васильевич Орлов – один из подлинно народных художников русской деревни конца XIX – начала XX века.
Картины художника-передвижника Н.В. Орлова находятся в ряде крупнейших музеев нашей страны – Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном музее современной истории России (бывший Центральный музей Революции СССР), Государственном Историческом музее и ряде других.
Одно из его живописных произведений хранится в фондах Липецкого областного краеведческого музея.
Начало творческого пути
«Николай Васильевич Орлов родился 26 апреля (8 мая по н.с.) 1863 года в селе Буйцы Епифанского уезда бывшей Тульской губернии. Отец его умер рано, оставив жену с двумя малолетними детьми без средств к существованию. С ранних лет мальчик чутко воспринимал окружающее, видел вопиющую нужду крестьян, несправедливость и жестокость» [1].
Будущий художник с детства проявлял большой интерес к рисованию, и, когда Коле исполнилось 13 лет, брат его матери, иконописец, взял подростка к себе в иконописную мастерскую учеником.
Мать Николая была вынуждена уехать в Москву и наняться в прислуги. Однажды Орлов приехал к ней, взяв с собой свои работы, которые увидела хозяйка матери, хорошо разбиравшаяся в живописи. Картины юноши ее заинтересовали и, показав их знакомым художникам, она посоветовала Николаю обязательно учиться.
В 1882 году девятнадцатилетний Орлов успешно сдал экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Николай был беден и не всегда мог оплатить своё обучение, но руководство Училища зачастую освобождало его от оплаты, как одаренного ученика.
В то время в училище преподавали известные художники В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.М. Прянишников, С.А. Коровин и другие. От них Николай Васильевич перенял демократические традиции передвижничества, а позже, в 1894 году сам стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Основной темой творчества молодого живописца стало изображение невыносимо тяжелой жизни крестьянства. Эту жизнь Николай Васильевич знал не понаслышке, так как родился и вырос в деревне.
В 1887 году, закончив изучение цикла общеобразовательных предметов в Училище живописи, ваяния и зодчества, Николай Орлов женился. Валентина Валентиновна, полностью разделявшая взгляды Николая Васильевича, стала ему верной спутницей жизни.
Встреча с Л.Н. Толстым
В 1892 году Орлов в завершение своего художественного образования, представил комиссии Училища выпускную работу – картину «Умирающая», в которой очень реально и убедительно показал нищету народа и его горе. Эта работа была высоко оценена: Орлов по окончании Училища получил Большую серебряную медаль и звание классного художника.
В 1894 году картина «Умирающая» была представлена художником на XXII Передвижной выставке Товарищества передвижников в Петербурге и произвела сильное впечатление на зрителей, в том числе и на Л.Н. Толстого. Лев Николаевич пожелал встретиться с ее автором. Здесь же на выставке и произошло знакомство Н.В. Орлова с Л.Н. Толстым.
Тематика картин молодого живописца, затрагивающая важные вопросы жизни дореволюционного крестьянства, была близка Л.Н. Толстому, который очень ценил творчество Орлова и так отзывался о нем: «Даровитый, даровитый человек! И человек, который думает сердцем. Он знает народ и любит его».
Позже, в предисловии к альбому «Русские мужики. Картины художника Н. Орлова» Лев Николаевич написал: «Орлов – мой любимый художник, а любимый он мой художник потому, что предмет его картин – мой любимый предмет. Предмет этот – это русский народ…» [1]. Семь репродукций произведений Орлова знаменитый писатель повесил в своем рабочем кабинете в усадьбе «Ясная Поляна».
«Художник-обличитель»
По окончании Училища живописи, ваяния и зодчества Орлов вместе с семьей жил в село Кулешово Калужской губернии, где в течение нескольких лет продолжал работать над картинами по крестьянской тематике. Этот период творчества Николая Васильевича наиболее плодотворный. Здесь были написаны его картины «Возвращение со службы», «Подати», «Проводы переселенцев», «Перед посевом» и ряд других.
В ноябре 1898 года художник вместе с семьей переехал под Москву, в Обираловку, но простудившись, тяжело и надолго заболел. Только спустя почти год Николай Васильевич смог снова приняться за работу над начатой ранее картиной «Попалась». Эта работа была представлена на XXVIII художественной выставке Товарищества передвижников в 1900 году. Но с выставки она продана не была, так как по своему содержанию не подходила русским меценатам. Не найдя покупателя в России, Орлов позже продал ее владельцу картинной галереи в Берлине.
В 1902 году Орлов снял квартиру-мастерскую в Москве и приступил к работе над картиной «Освятили», которая считается одним из лучших его произведений. История этой картины печальна: Орлов стал жертвой аферы прожженного американского дельца, который взялся продать картину в Америке, но забрав ее, исчез. Через некоторое время художник узнал, что его картина была продана в Сан-Франциско за 39 тысяч долларов, из которых он не увидел ни копейки.
Орлов избрал трудный путь художника-обличителя, и почти все его полотна – это протест против бесправия и эксплуатации крестьянства. Некоторые картины Орлова или не допускались на выставки, или снимались с них. Из-за специфики картин продать их было довольно сложно, поэтому у художника зачастую просто не было средств к существованию.
Конечно, уже известный к тому времени живописец Орлов мог бы легко зарабатывать на жизнь, создавая картины на модные в то время темы, но никакие материальные трудности, неудачи и лишения не могли заставить его изменить своим взглядам и идеям, которым он твердо следовал.
«В 1903 году художник познакомился со знаменитым писателем А.М. Горьким, который уделял серьезное внимание творчеству Орлова и ценил обличительный характер его картин. В трудные моменты жизни художника Горький оказывал ему моральную и материальную поддержку и нередко изыскивал для него пути и возможности к временному заработку» [1].
В поисках заработка Орлов вынужден был очень часто уезжать в различные губернии центральной России. Но где бы он ни был, художник старался использовать любую возможность для творческой работы: обдумывал сюжеты своих новых полотен, подбирал для них материал, делал различные зарисовки, писал этюды и, несмотря на постоянную нехватку материальных средств, находил возможность осуществления своих замыслов.
Липецкий период
«В 1913 году Орлов наконец оставил вечную погоню за случайными заработками. Судьба привела уже немолодого, сложившегося художника в Липецк, где он получил место учителя рисования в женской гимназии. Вскоре он перевез сюда и свою многочисленную семью» [2].
Липецкие гимназистки очень уважали и любили Николая Васильевича. Из воспоминаний одной из учениц Н.В. Орлова: «Учась в Липецкой женской гимназии, к нам прибыл учитель рисования Николай Васильевич Орлов. Начиная с первого урока, Николай Васильевич нас очень расположил к себе своею добротою и ласкою.
Я лично не имела призвания к рисованию, оно мне давалось с трудом, а вот с появлением Николая Васильевича, у меня были успехи и заинтересованность к рисованию. Наша детская любовь к Николаю Васильевичу с каждым днем увеличивалась… Николай Васильевич нам очень много рассказывал про жизнь крестьян, мы могли часами его слушать. Много показывал своих картин, которыми мы восхищались... С возрастом мы оценили Николая Васильевича как замечательного художника, да и его картины многое сказали о его переживаниях. В его картинах такая вложена искренность, что можно часами смотреть, не отрываясь. Мы, его бывшие ученицы, помним о нем, а хотелось, чтобы все наши люди узнали о замечательном художнике Орлове» [3].
В Липецком областном краеведческом музее хранятся рисунки учениц Липецкой женской гимназии, у которых преподавал рисование Николай Васильевич Орлов.
«В 1915 году в разгар первой мировой войны, Орлов критически оценивал политические события и не был склонен прославлять ратные подвиги русских солдат и призывать сражаться за «веру, царя и Отечество». Он написал картину «Портрет военного» («Проклятый 1914 год»), на которой изобразил призванного в армию человека с университетским образованием (судя по нагрудному знаку), вынужденного по необходимости покинуть привычную среду и надеть военную форму. Прообразом героя этой картины послужил один из липецких знакомых художника» [2].
Картина «Портрет военного» представлена в разделе экспозиции ЛОКМ «Русская доблесть», посвященном Первой мировой войне 1914 года.
После Октябрьской революции
Октябрьскую революцию 1917 года Николай Васильевич встретил с радостью. Продолжая работать преподавателем рисования в Липецкой женской гимназии, переименованной после революции в Единую трудовую школу, и стремясь помочь молодой Советской власти, «он старался средствами искусства вместе с народом вести борьбу с контрреволюцией, голодом и разрухой» [4].
Николай Васильевич с присущей ему кипучей энергией стал заниматься совершенно несвойственной для него работой: художественно оформлял транспаранты для демонстраций, рисовал плакаты, призывающие народ к борьбе с голодом, с врагами революции. Для липецкого Народного дома он написал большой портрет В.И. Ленина, позже – портреты К. Маркса, Ф. Энгельса и многих выдающихся революционеров.
Живя и работая в Липецке, Орлов, будучи известным художником, с большим энтузиазмом вместе со своими товарищами-художниками оформлял народные дома и клубы, проводил беседы и читал лекции по искусству, а также принимал участие в организации изостудий для липецкой молодежи.
«В 1918 году после покушения на Владимира Ильича Ленина, когда жизни вождя угрожала опасность, Орлов послал Ильичу альбом репродукций своих картин (хранящийся теперь в библиотеке В.И. Ленина в Кремле) с дарственной надписью: «Брат мой! Желаю Вам дожить до всходов и жатвы человеческого счастья. …Чем богат, тем и рад…» [4].
В 1920 году Н.В. Орлову, желавшему участвовать в устройстве новой жизни в деревне, удалось попасть на прием к В.И. Ленину и получить разрешение на создание сельскохозяйственной артели по коллективной обработке земли на Кубани. В том же году он вместе с семьей уехал из Липецка.
Пережив всевозможные трудности организационного периода, с/х артель развивалась, показывая преимущество коллективного ведения хозяйства. Жители окрестных станиц стали интересоваться работой артели, которая, помимо всего прочего, оказывала безвозмездную помощь беднякам, что не могло не вызвать озлобления у противников Советской власти.
В конце июля 1922 года семью Орловых постигло тяжелое несчастье. Вечером в степи, по дороге к полю, на котором убирали урожай работники артели, были схвачены, а позже убиты трое детей Орлова: сын Дмитрий, дочери Софья и Елена, которой было всего 12 лет. Были похищены лошади и сельхозинвентарь – в результате всех этих событий артель прекратила свое существование.
«После произошедшей трагедии Николай Васильевич долго боролся с состоянием тяжелого нервного потрясения: уехал в Майкоп, даже некоторое время руководил изокружком, но так и не смог окончательно оправиться от такого удара» [1]. В апреле 1924 года его перевезли в Москву в связи с резким ухудшением состояния здоровья, именно там 5 августа 1924 года оборвалась жизнь художника.
Спустя три дня, «Газета «Известия» опубликовала некролог, в котором говорилось: «Николай Васильевич Орлов – автор многих картин из крестьянской жизни прошлого времени. Он знал быт и страдания крестьян, а его мастерски написанные полотна представляют большую ценность для изучения дореволюционной деревни» [1].
Так закончился жизненный и творческий путь бывшего преподавателя Липецкой женской гимназии, художника-гражданина Николая Васильевича Орлова».
Список источников:
1. Софронов С.И. Художник-передвижник Н.В. Орлов. Москва Искусство. 1965. С.7-123
2. Цупко Т.Д. Липецкий областной краеведческий музей. Сокровища русского искусства. Москва. Белый город. 2005. С.30
3. Лаврова Е.М. Воспоминания о замечательном художнике Николае Васильевиче Орлове. Март 1965 г. // ЛОКМ.
4. Письмо С.И. Софронова (мужа дочери Н.В. Орлова – Надежды Николаевны) директору Липецкого областного краеведческого музея, рукопись, 14.07.1965 г. // ЛОКМ.
Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Торшина О.Б.