Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Преподаватель липецкой женской гимназии Н.В. Орлов

Николай Васильевич Орлов – один из подлинно народных художников русской деревни конца XIX – начала XX века.

1Картины художника-передвижника Н.В. Орлова находятся в ряде крупнейших музеев нашей страны – Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном музее современной истории России (бывший Центральный музей Революции СССР), Государственном Историческом музее и ряде других.
Одно из его живописных произведений хранится в фондах Липецкого областного краеведческого музея.

Начало творческого пути
«Николай Васильевич Орлов родился 26 апреля (8 мая по н.с.) 1863 года в селе Буйцы Епифанского уезда  бывшей Тульской губернии. Отец его умер рано, оставив жену с двумя малолетними детьми без средств к существованию. С ранних лет мальчик чутко воспринимал окружающее, видел  вопиющую нужду крестьян, несправедливость и жестокость» [1].

Будущий художник с детства проявлял большой интерес к рисованию, и, когда Коле исполнилось 13 лет, брат его матери, иконописец, взял подростка к себе в иконописную мастерскую учеником.

Мать Николая была вынуждена уехать в Москву и наняться в прислуги. Однажды Орлов приехал к ней, взяв с собой свои работы, которые увидела хозяйка матери, хорошо разбиравшаяся в живописи. Картины юноши ее заинтересовали и, показав их знакомым художникам, она посоветовала Николаю обязательно учиться.
В 1882 году девятнадцатилетний Орлов успешно сдал экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Николай был беден и не всегда мог оплатить своё обучение, но руководство Училища зачастую освобождало его от оплаты, как одаренного ученика.
2В то время в училище преподавали известные художники В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.М. Прянишников, С.А. Коровин и другие. От них Николай Васильевич перенял демократические традиции передвижничества, а позже, в 1894 году сам стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Основной темой творчества молодого живописца стало изображение невыносимо тяжелой жизни крестьянства. Эту жизнь Николай Васильевич знал не понаслышке, так как родился и вырос в деревне.

В 1887 году, закончив изучение цикла общеобразовательных предметов в Училище живописи, ваяния и зодчества, Николай Орлов женился. Валентина Валентиновна, полностью разделявшая взгляды Николая Васильевича, стала ему верной спутницей жизни.

Встреча с Л.Н. Толстым
В 1892 году Орлов в завершение своего художественного образования, представил комиссии Училища выпускную работу – картину «Умирающая», в которой очень реально и убедительно показал нищету народа и его горе. Эта работа была высоко оценена: Орлов по окончании Училища получил Большую серебряную медаль и звание классного художника.
3В 1894 году картина «Умирающая» была представлена художником на XXII Передвижной выставке Товарищества передвижников в Петербурге и произвела сильное впечатление на зрителей, в том числе и на Л.Н. Толстого. Лев Николаевич пожелал встретиться с ее автором. Здесь же на выставке и произошло знакомство Н.В. Орлова с Л.Н. Толстым.
Тематика картин молодого живописца, затрагивающая важные вопросы жизни дореволюционного крестьянства, была близка Л.Н. Толстому, который очень ценил творчество Орлова и так отзывался о нем: «Даровитый, даровитый человек! И человек, который думает сердцем. Он знает народ и любит его».
Позже, в предисловии к альбому «Русские мужики. Картины художника Н. Орлова» Лев Николаевич написал: «Орлов – мой любимый художник, а любимый он мой художник потому, что предмет его картин – мой любимый предмет. Предмет этот – это русский народ…» [1]. Семь репродукций произведений Орлова знаменитый писатель повесил в своем рабочем кабинете в усадьбе «Ясная Поляна».

«Художник-обличитель»
По окончании Училища живописи, ваяния и зодчества Орлов вместе с семьей жил в село Кулешово Калужской губернии, где в течение нескольких лет продолжал работать над картинами по крестьянской тематике. Этот период творчества Николая Васильевича наиболее плодотворный. Здесь были написаны его картины «Возвращение со службы», «Подати», «Проводы переселенцев», «Перед посевом» и ряд других.

В ноябре 1898 года художник вместе с семьей переехал под Москву, в Обираловку, но простудившись, тяжело и надолго заболел. Только спустя почти год Николай Васильевич смог снова приняться за работу над начатой ранее картиной «Попалась». Эта работа была представлена на XXVIII художественной выставке Товарищества передвижников в 1900 году. Но с выставки она продана не была, так как по своему содержанию не подходила русским меценатам. Не найдя покупателя в России, Орлов позже продал ее владельцу картинной галереи в Берлине.

В 1902 году Орлов снял квартиру-мастерскую в Москве и приступил к работе над картиной «Освятили», которая считается одним из лучших его произведений. История этой картины печальна: Орлов стал жертвой аферы прожженного американского дельца, который взялся продать картину в Америке, но забрав ее, исчез. Через некоторое время художник узнал, что его картина была продана в Сан-Франциско за 39 тысяч долларов, из которых он не увидел ни копейки.

Орлов избрал трудный путь художника-обличителя, и почти все его полотна – это протест против бесправия и эксплуатации крестьянства. Некоторые картины Орлова или не допускались на выставки, или снимались с них. Из-за специфики картин продать их было довольно сложно, поэтому у художника зачастую просто не было средств к существованию.
Конечно, уже известный к тому времени живописец Орлов мог бы легко зарабатывать на жизнь, создавая картины на модные в то время темы, но никакие материальные трудности, неудачи и лишения не могли заставить его изменить своим взглядам и идеям, которым он твердо следовал.

«В 1903 году художник познакомился со знаменитым писателем А.М. Горьким, который уделял серьезное внимание творчеству Орлова и ценил обличительный характер его картин. В трудные моменты жизни художника Горький оказывал ему моральную и материальную поддержку и нередко изыскивал для него пути и возможности к временному заработку» [1].

В поисках заработка Орлов вынужден был очень часто уезжать в различные губернии центральной России. Но где бы он ни был, художник старался использовать любую возможность для творческой работы: обдумывал сюжеты своих новых полотен, подбирал для них материал, делал различные зарисовки, писал этюды и, несмотря на постоянную нехватку материальных средств, находил возможность осуществления своих замыслов.

Липецкий период
4«В 1913 году Орлов наконец оставил вечную погоню за случайными заработками. Судьба привела уже немолодого, сложившегося художника в Липецк, где он получил место учителя рисования в женской гимназии. Вскоре он перевез сюда и свою многочисленную семью» [2].

Липецкие гимназистки очень уважали и любили Николая Васильевича. Из воспоминаний одной из учениц Н.В. Орлова: «Учась в Липецкой женской гимназии, к нам прибыл учитель рисования Николай Васильевич Орлов. Начиная с первого урока, Николай Васильевич нас очень расположил к себе своею добротою и ласкою.
5Я лично не имела призвания к рисованию, оно мне давалось с трудом, а вот с появлением Николая Васильевича, у меня были успехи и заинтересованность к рисованию. Наша детская любовь к Николаю Васильевичу с каждым днем увеличивалась… Николай Васильевич нам очень много рассказывал про жизнь крестьян, мы могли часами его слушать. Много показывал своих картин, которыми мы восхищались... С возрастом мы оценили Николая Васильевича как 6замечательного художника, да и его картины многое сказали о его переживаниях. В его картинах такая вложена искренность, что можно часами смотреть, не отрываясь. Мы, его бывшие ученицы, помним о нем, а хотелось, чтобы все наши люди узнали о замечательном художнике Орлове» [3].
В Липецком областном краеведческом музее хранятся рисунки учениц Липецкой женской гимназии, у которых преподавал рисование Николай Васильевич Орлов.

«В 1915 году в разгар первой мировой войны, Орлов критически оценивал политические события и не был склонен прославлять ратные подвиги русских солдат и призывать сражаться за «веру, царя и Отечество». Он написал картину «Портрет военного» («Проклятый 1914 год»), на которой изобразил призванного в армию человека с университетским образованием (судя по нагрудному знаку), вынужденного по необходимости покинуть привычную среду и надеть военную форму. Прообразом героя этой картины послужил один из липецких знакомых художника» [2].  
Картина «Портрет военного» представлена в разделе экспозиции ЛОКМ «Русская доблесть», посвященном Первой мировой войне 1914 года.

После Октябрьской революции
Октябрьскую революцию 1917 года Николай Васильевич встретил с радостью. Продолжая работать преподавателем рисования в Липецкой женской гимназии, переименованной после революции в Единую трудовую школу, и стремясь помочь молодой Советской власти, «он старался средствами искусства вместе с народом вести борьбу с контрреволюцией, голодом и разрухой» [4].

Николай Васильевич с присущей ему кипучей энергией стал заниматься совершенно несвойственной для него работой: художественно оформлял транспаранты для демонстраций, рисовал плакаты, призывающие народ к борьбе с голодом, с врагами революции. Для липецкого Народного дома он написал большой портрет В.И. Ленина, позже – портреты К. Маркса, Ф. Энгельса и многих выдающихся революционеров.

Живя и работая в Липецке, Орлов, будучи известным художником, с большим энтузиазмом вместе со своими товарищами-художниками оформлял народные дома и клубы, проводил беседы и читал лекции по искусству, а также принимал участие в организации изостудий для липецкой молодежи.
«В 1918 году после покушения на Владимира Ильича Ленина, когда жизни вождя угрожала опасность, Орлов послал Ильичу альбом репродукций своих картин (хранящийся теперь в библиотеке В.И. Ленина в Кремле) с дарственной надписью: «Брат мой! Желаю Вам дожить до всходов и жатвы человеческого счастья. …Чем богат, тем и рад…» [4].
В 1920 году Н.В. Орлову, желавшему участвовать в устройстве новой жизни в деревне, удалось попасть на прием к В.И. Ленину и получить разрешение на создание сельскохозяйственной артели по коллективной обработке земли на Кубани. В том же году он вместе с семьей уехал из Липецка.

Пережив всевозможные трудности организационного периода, с/х артель развивалась, показывая преимущество коллективного ведения хозяйства. Жители окрестных станиц стали интересоваться работой артели, которая, помимо всего прочего, оказывала безвозмездную помощь беднякам, что не могло не вызвать озлобления у противников Советской власти.

В конце июля 1922 года семью Орловых постигло тяжелое несчастье. Вечером в степи, по дороге к полю, на котором убирали урожай работники артели, были схвачены, а позже убиты трое детей Орлова: сын Дмитрий, дочери Софья и Елена, которой было всего 12 лет. Были похищены лошади и сельхозинвентарь – в результате всех этих событий артель прекратила свое существование.

«После произошедшей трагедии Николай Васильевич долго боролся с состоянием тяжелого нервного потрясения: уехал в Майкоп, даже некоторое время руководил изокружком, но так и не смог окончательно оправиться от такого удара» [1]. В апреле 1924 года его перевезли в Москву в связи с резким ухудшением состояния здоровья, именно там 5 августа 1924 года оборвалась жизнь художника.

Спустя три дня, «Газета «Известия» опубликовала некролог, в котором говорилось: «Николай Васильевич Орлов – автор многих картин из крестьянской жизни прошлого времени. Он знал быт и страдания крестьян, а его мастерски написанные полотна представляют большую ценность для изучения дореволюционной деревни» [1].

Так закончился жизненный и творческий путь бывшего преподавателя Липецкой женской гимназии, художника-гражданина Николая Васильевича Орлова».

Список источников:
1.    Софронов С.И. Художник-передвижник Н.В. Орлов. Москва Искусство. 1965. С.7-123
2.    Цупко Т.Д. Липецкий областной краеведческий музей. Сокровища русского искусства. Москва. Белый город. 2005. С.30
3.    Лаврова Е.М. Воспоминания о замечательном художнике Николае Васильевиче Орлове. Март 1965 г. // ЛОКМ.
4.    Письмо С.И. Софронова (мужа дочери Н.В. Орлова – Надежды Николаевны) директору Липецкого областного краеведческого музея, рукопись, 14.07.1965 г. // ЛОКМ.

Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Торшина О.Б.

 

Альбом Мушкетова

Быстро меняется наша жизнь, уходят в прошлое предметы, которые когда-то были в каждой семье. Альбомы с картонными листами, часто с пергаментной бумагой между ними, хранили историю рода, в основном, семейные фотографии, а иногда открытки, репродукции картин. Слово «альбом» происходит от латинского слова «белый», белыми были его чистые листы, которые каждый мог заполнить по своему усмотрению – стихами, рисунками, фотографиями.
Среди альбомов были и прекрасные подарочные издания. В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится именно такой уникальный альбом, принадлежавший И.В. Мушкетову.

Уникальный альбом
5Альбом большого формата, крышки обтянуты фиолетовым бархатом, по углам металлические фигурные накладки, обрез золотого цвета, частично сохранился замок, на который он должен был закрываться. На его обложке золотыми буквами вытеснена надпись: «Профессору Ивану Васильевичу Мушкетову отъ Липецкого городского общества». На первой странице штампы различных библиотек и надпись: «Материалы к истории города Липецка, Тамбовск. губ. и Липецких минеральных вод. Альбом фотографий. 1883 г.» [1].
На картонных листах альбома приклеены чёрно-белые фотографии видов Липецка – 31 фотография размером 18 х 25 см и одна панорамная, причём перечня фотографий нет. Автор всех снимков – «фотограф Цаплин в Липецке» и только на панорамном снимке есть инициалы – В. Цаплин [1]. Каждая фотография заключена в узкую рамочку, углы которой украшены растительным орнаментом. Подписи под фотографиями отсутствуют, и теперь не всегда можно узнать  место, представленное на снимке. 2
Листая страницы этого альбома, мы невольно совершаем путешествие в прошлое: в Липецк последней четверти 19 века. На первом снимке – общий вид небольшого уездного города, на остальных запечатлены здания, которые теперь стали памятниками истории и архитектуры: Христорождественский собор, Древне-Успенская церковь, курортная гостиница.
Конечно, в альбоме помещена и фотография самого первого липецкого памятника – памятника Петру I на Петровском спуске. На нескольких снимках мы видим панораму уникального места нашего города – Каменного лога, по склонам которого теснились маленькие, крытые соломой домики.

Этот красивый альбом с видами города был подарен «Липецким городским обществом» на память «профессору Ивану Васильевичу Мушкетову» [1].

3Профессор Мушкетов
Иван Васильевич Мушкетов – известный русский учёный, профессор Петербургского горного института, путешественник, член Императорского Географического общества.
Ему было отпущено всего 52 года, но за это время он снискал мировую славу, стал одним из выдающихся русских географов и геологов. Именем Мушкетова названы горные хребты, ледники, вулканы, проливы и железнодорожная станция. Родился он в 1850 году в станице Алексеевской округа Войска Донского, в семье казака. После окончания Новочеркасской гимназии учился в Петербургском горном институте (как стипендиат Войска Донского). Ещё во время учёбы Иван занялся научными исследованиями в области геологии и географии. После окончания института он много путешествовал по Уралу, Средней Азии, открыл ряд месторождений полезных ископаемых. Именно по его инициативе в России была создана служба наблюдений и прогнозов землетрясений, организованы сейсмические станции. За исследования, охватившие всю нагорную часть Туркестанского края, в 30-летнем возрасте И.В. Мушкетов получил высшую награду Русского Географического общества – золотую Константиновскую медаль.
1А три года спустя в июле 1883 года Иван Васильевич Мушкетов прибыл в Липецк. Исследователь истории Липецкого курорта, известный краевед и создатель нашего музея М.П. Трунов писал: «В 1883 г. правительство командировало проф. Мушкетова для геологического обследования» [2]. В выданном ему отпускном документе было указано: «…Геологический комитет, согласно ходатайству Медицинского департамента командирует Ваше благородие на 3 месяца для исследования геологических условий Липецких минеральных источников с выдачей Вам для прогонов до города Липецка и обратно 162 рубля 18 копеек…» [3].
В течение трёх летних месяцев Иван Васильевич объехал весь уезд, провёл общее геологическое и гидрологическое обследование, составил геологическую карту Липецкого уезда, изучил водоносные горизонты и дал объяснение образованию минеральной воды.
А.С. Толстов в своей книге «Лето на Липецком курорте» (1902 год) писал: «Исследования профессора Мушкетова показали, что главной основной или коренной слой минеральной воды залегает по северо-восточному склону Воронежской горы под валунными отложениями, в толщах меловых пород» [4]. А директор Липецких минеральных вод Н.Н. Макшеев на страницах своей книги «Липецк, минеральные воды и грязелечебница» (1900 год) приводил слова Мушкетова: «Липецкие источники драгоценны особенно потому, что они дают большое количество холодной железистой воды темпер. 7-9 градусов Цельсия, в которой так нуждается наша лучшая бальнеологическая станция Железноводск». При этом Мушкетов сравнивал липецкую воду с водой железноводских источников и отмечал, что «содержание углекислой закиси железа в водах липецких источников в 5-6 раз больше, чем в воде железноводских источников» [5].
Отчёт об исследованиях И.В. Мушкетов опубликовал в «Трудах геологического комитета» (т. I, №4) под названием «Геологический очерк Липецкого уезда в связи с минеральными источниками г. Липецка».
4Исследования профессора Мушкетова имели не только научное значение, они сыграли важную роль в дальнейшем развитии Липецкого курорта. До его приезда действующие источники «почти иссякли» [6] и уже не удовлетворяли возрастающую потребность курорта в минеральной воде, поэтому он «заложил в некоторых местах шурфы, где потом были вырыты колодцы минеральной воды» [4]. Источник № 7, заложенный на месте шурфа Мушкетова, впоследствии обеспечивал минеральной водой бюветное здание и дал в три раза больше минеральной воды, чем все источники, действовавшие до этого.
В сентябре 1883 года члены правления курорта Липецкие минеральные воды послали в Геологический комитет благодарственное письмо, в котором говорилось: «…будучи свидетелями энергичных и неусыпных трудов старшего геолога Комитета адъюнкт-профессора Ивана Васильевича Мушкетова… долгом считаем выразить свою искреннюю признательность Комитету за столь внимательный и счастливый выбор на пользу общественному делу в упрочении лечебной станции в городе Липецке…» [3].
В память о работах по изучению липецких источников, проведённых И.В. Мушкетовым, Липецкое городское общество и преподнесло ему такой замечательный подарок – альбом с видами города Липецка.

Список источников:
1)    Альбом «Профессору Ивану Васильевичу Мушкетову отъ Липецкого городского общества», 1883 г. // ЛОКМ
2)    Липецкий курорт Центрально-Черноземной области 1803-1928. К 125-летию со дня основания. - Липецк, 1928. 46 с.
3)    Яблонский А. Исследователь Липецких минеральных вод // Добрый вечер. – 2005. – 26 янв. (№ 4). – С. 7.
4)    Толстов А.С. Лето на Липецком курорте. - М., 1902. 108 с.
5)    Макшеев Н.Н. Липецк, минеральные воды и грязелечебница. - М., 1900. 90 с.
6)    Мушкетов Иван Васильевич / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Том XX. – С-Пб, 1897. С. 254.

Старший научный сотрудник отдела фондов Красникова О.И.

 

Народный депутат М.В. Водопьянов

В Липецком областном краеведческом музее хранится персональный фонд нашего земляка, знаменитого полярного летчика, одного из первых Героев Советского Союза М.В. Водопьянова (1899 – 1980).

Среди фотографий и документов фонда - три объемные, пожелтевшие от времени, папки, прошитые тонкой хлопчатобумажной нитью. Это – «переписка по депутатским делам» за 1939 и 1940 годы, которую вел Михаил Васильевич Водопьянов как депутат Верховного Совета СССР.

 Депутат М.В. Водопьянов
    После беспрецедентной операции по спасению челюскинцев в 1934  году и полетов на Северный полюс 1936-1937 годов популярность Водопьянова в 3стране была очень велика, а на его родине, в Липецком крае, вообще не имела границ. Простой крестьянский паренек из села Студенки (ныне – город Липецк), сумевший осуществить свою мечту о небе и стать героем - покорителем Севера, он пользовался огромной любовью и уважением земляков. Михаил Васильевич, несмотря на занятость, не раз приезжал в Липецк. В музее экспонируются фотографии, на которых легендарный летчик запечатлен на трибуне во время демонстрации, среди пионеров, артистов драматического театра, руководителей Новолипецкого завода,  персонала Липецкого курорта и отдыхающих, курсантов аэроклуба имени М.В. Водопьянова, колхозников…    

Неудивительно, что в 1937 году земляки выдвинули его кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР первого созыва по Липецкому избирательному округу. На митинге рабочих Станкостроя 24 октября была принята следующая резолюция: «Мы просим нашего земляка М.В. Водопьянова – покорителя стихий суровой Арктики – дать свое согласие баллотироваться кандидатом в Совет Союза по Липецкому избирательному округу» [1]. Такое же решение приняли трудящиеся на общих собраниях в десятках других колхозов, предприятий и учреждений Липецкого избирательного округа.

В радиограмме землякам, выдвинувшим его кандидатуру, Михаил Васильевич ответил: «Нет2 слов для того, чтобы я мог передать вам всю мою радость и гордость за столь высокое доверие, оказанное мне Вами… Ваше решение принимаю и даю Вам обещание высоко носить почетное звание депутата Верховного Совета, бороться не покладая рук за дальнейшее процветание нашей счастливой, могучей и непобедимой родины» [1].

Депутатская переписка
О том, что М.В. Водопьянов полностью оправдал доверие избирателей, свидетельствует обширная депутатская переписка, содержащая сотни обращений по самым разным вопросам. Это и оказание помощи в строительстве школ, библиотек, больниц, дорог, мостов, детских садов и яслей; содействие в снабжении предприятий и колхозов нужными материалами, налаживание работы торговых заведений для бесперебойного снабжения населения продовольствием, благоустройство улиц…

В частности, интересно письмо Гусева (имя и отчество не указаны), бывшего сослуживца Водопьянова по дивизиону воздушных кораблей «Илья Муромец» в 1919 году. Как председателя комитета улицы 20-летия Октября, бывшей «Гусиновки», в липецком пригородном селе Дикое, его беспокоила жуткая антисанитария, связанная с отсутствием на улице водопровода и электричества, пожары, «колодцы с лягушками» и, как следствие - малярия, ставшая распространенной болезнью среди односельчан. «Подходит осень, - писал он, - грязь по колено, темнота, люди, идущие с работы поздно ночью и на работу, изваляются, пока доберутся, проклинают все на свете, а причем Советская власть? когда здесь все зависит от людей в горсовете». Председатель уличного комитета просил депутата посодействовать провести на его улице свет и воду, «а мы здесь будем еще веселее работать и трудиться на благо нашей Родины» [2].

Часто просьбы носили личный характер – решить жилищный вопрос, получить санаторное лечение, поступить в учебное заведение, устроиться на работу, определить ребенка в ясли, продвинуть авторское изобретение, восстановить незаконно уволенного, разыскать неплательщика алиментов, увеличить размер пенсии, переселиться на Дальний Восток, вызволить из тюрьмы…
1Далеко не все обращения к депутату были машинописными, большинство из них написаны от руки и не всегда понятным почерком, особенно, если автор послания - малограмотная крестьянка или ребенок. Михаил Васильевич старался ответить на каждое письмо, направлял депутатские запросы в различные инстанции для решения поставленной перед ним задачи. Сегодня, просматривая депутатскую переписку Водопьянова, удивляешься тому, скольким землякам он смог помочь, сколько решил «неразрешимых» проблем, с которыми люди, не получив помощи на местах, обращались к нему.

Просьбы избирателей
В сентябре 1939 года к депутату обратилась липецкая комсомолка Мария Карташева, потерявшая надежду самостоятельно добиться улучшения своего положения через местные органы ВЛКСМ. Она трудилась на заводе № 61, работа ее не удовлетворяла, квартиры не было, средств на жизнь не хватало, алиментов с бывшего мужа за двоих детей она не получала. После вмешательства депутата Водопьянова, о чем свидетельствует письмо и.о. секретаря 4Липецкого горкома ВЛКСМ А. Проскурникова, подшитое к материалам переписки, дела у липецкой комсомолки наладились: «…сейчас [в ноябре 1939 г.] Мария Семеновна работает на заводе № 61 в кладовой инструментальщицей, получает 190 рублей в месяц, имеет двоих детей, которые находятся в яслях, а также получает с мужа на детей, живет она в квартире с одной девушкой комсомолкой…, площадь комнаты, занимаемая ими, составляет 21 кв.м. … тов. Карташева претензий  к комитету …и горкому ВЛКСМ не имеет, квартира, а также и  заработная плата ее удовлетворяет» [2].

А вот письмо Лидии Боевой, ученицы 6-В класса средней школы № 5 города Липецка: «Дорогой Михаил Васильевич! Большое спасибо Вам, что удовлетворили мою просьбу. Благодаря Вам я пробыла 25 дней в городском пионерском лагере на Станкострое. За эти дни… я хорошо отдохнула, поправилась на 1 кг. 100 г. И теперь я уверена, что новый учебный 1940/1941 г. окончу на «отлично» [2]. Как видим, для М.В. Водопьянова не было главных и второстепенных вопросов.

Внимательно относился он и к письмам земляков, в которых содержались просьбы об оказании помощи в лечении тяжелых заболеваний. По ходатайству депутата в августе 1939 года была отправлена на курортное лечение липчанка Коваленко Я.Н., больная полиартритом [2]; Липецким городским отделом здравоохранения в феврале 1940 года поставлен на очередь в детский костно-туберкулезный санаторий малолетний Михаил Зиновьев, страдающий туберкулезом кости правой ноги [3]; определен на лечение в люпозорий с неизлечимой в то время болезнью - волчанкой лица, житель нашего города Погорелов А.А. [3]. Причем, до вмешательства  Водопьянова, все «крики о помощи» этих людей Липецкий городской отдел здравоохранения игнорировал. Помог Михаил Васильевич получить направление на курортное лечение и 20-летнему липчанину Ивану Пашкову, страдающему запущенной формой ревматизма суставов [3]; добился выделения инвалидной коляски бывшему рабочему металлургического завода «Свободный Сокол» Федору Ивановичу Зайцеву, о проблемах со здоровьем которого депутату рассказал в своем послании доктор Михаил Павлович Трунов, создатель и первый директор Липецкого городского музея [3].  

Обращения родственников репрессированных
Обращались к Водопьянову и бывшие сослуживцы – летчики, угодившие в маховик массовых репрессий 1930-х годов. Среди переписки за 1940 год есть письмо некоего Бориса, называвшего Михаила Васильевича своим другом и благодарившего его за оказанную помощь. «Вот уже два года я мучаюсь в неволе, - писал он, - и мечтаю сбросить ужасную маску, надетую на мое лицо… Совесть моя перед Родиной чиста как кристалл, и жду только случая возможно скорее всеми  последними своими силами… на деле еще раз доказать это» [3].

Множество писем получал М.В. Водопьянов от людей, чьи родственники подверглись репрессиям. В августе 1939 года депутату пришло письмо  от сирот  села Ямани Дрязгинского района Воронежской области – Наумовых: Михаила 14 лет, Марии 12 лет, Николая 7 лет и Тамары 1 года, с просьбой сообщить им сведения об их отце, Наумове Василии Семеновиче, арестованном Липецким НКВД 31 декабря 1937 года. «Матери у нас нету, - писал старший брат, - умерла 12 июля 1939 года. Мы… остались одни, трудоспособных из нас нет ни одного. Мы… разутые и раздетые и есть тоже нам нечево…» [2]. Дети не знали, за что забрали их отца и хотели знать, жив он или нет.
5В июне 1940 года к Водопьянову обратилась с заявлением липчанка Марина Ивановна Дубовицкая. Она просила разобраться в деле ее мужа, осужденного в феврале 1938 года местными органами НКВД к 10 годам лагерей по статье 58 пункт 10 (антисоветская агитация и пропаганда) за то, что он, якобы, замазал мазутом портрет М.В. Водопьянова, «висевший на дверях тракторной мастерской овощесовхоза». Муж ее, Михаил Егорович Дубовицкий, 1915 года рождения, работал трактористом в совхозах более 6 лет, хорошо зарабатывал и был ударником, причин совершать данное преступление не имел. Дубовицкая считала, что это злые шутки, или происки настоящих врагов народа.  «Вам известно по городу Липецку, - писала она, - что начальник НКВД и его помощники осуждены за издевательства над народом…» [3].

Ходатайствовала за своего супруга и жительница села Студенки города Липецка Евдокия Владимировна Ласкателева. Ее муж, Фарафонов Петр Акимович, в 1933 году был осужден на 10 лет за кражу хлеба с винокуренного завода. И хотя во время кражи он находился дома, а кражу совершили другие, известные всем, лица, по ложной характеристике, написанной председателем сельсовета Сушковым И.Г., невинно понес наказание. Автор письма была уверена, что таким образом Сушков отомстил ей за то, «что не пошла за него замуж». Она также писала о том, что осталась одна с тремя детьми в возрасте от 9 лет и ниже, и на свою зарплату, получаемую в студеновском каменном карьере имени Водопьянова, не могла их одеть, обуть и даже прокормить…[3].

Летом 1940 года к депутату Водопьянову обратилась жительница г. Ленинграда Наталья Борисовская, дочь Владимира Савича Борисовского, последнего директора курорта «Липецкие минеральные воды». Ее единственный брат, доцент Ленинградского индустриального института Сергей Борисовский в 1937 году был осужден Комиссией НКВД и Прокуратурой СССР по статье 58 пункт 8, 17 (террористическая деятельность, изготовление и хранение с целью распространения агитационной литературы контрреволюционного характера), приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. В 1938 году был расстрелян (и до сегодняшнего дня не реабилитирован) Леонид Михайлович Заковский, начальник УНКВД по Ленинградской и Московской областям, входивший в состав Особой Тройки УНКВД СССР. Борисовская просила Михаила Васильевича передать «в собственные руки товарища Сталина» ее заявление по поводу оправдания брата, как жертвы произвола Заковского и его подручных. Предваряя свою просьбу, она сообщила и о заслугах своего отца, в течение 16 лет возглавлявшего Липецкий курорт, и расписала по пунктам все его деяния на благо нашего города: крокетная площадка и изба-читальня в Нижнем парке, две музыкальные эстрады в Верхнем и Нижнем парках, две пристани и лодочный перевоз на пруду Петра Великого, очистка пруда и засыпка дамбы от реки Воронеж, расширение ванного здания, установка светящегося электрического фонтана, введение кумысолечения, доставка особой грязи с Кавказа, организация гастролей в Липецке столичных артистов - вот лишь часть этого перечня [3].  Судя по отсутствию в переписке обращения Н.В. Борисовской к И.В. Сталину, просьбу ее Водопьянов выполнил.

В феврале 1940 года к Водопьянову обратилась Опарина А.М., супруга бывшего председателя Липецкого райисполкома Александра Васильевича Кузнецова, арестованного 14 февраля 1938 года, 16 апреля того же года осужденного и высланного в лагерь особого режима. С тех пор вестей от него она не получала и просила совета, что ей предпринять для розыска мужа. В своем письме на шести страницах Опарина подробно рассказала депутату о его трудовой биографии, что «он с работой справлялся и район вывел из прорыва, и даже районная газета писала после ареста через три недели, что за последние два года есть по сельскому хозяйству большие достижения, в частности по животноводству…» [3]. Она была уверена, что мужа оговорили, и он, по своей сути, не мог быть врагом Советской власти. На депутатский запрос от 2 апреля 1940 года Прокурору Воронежской области о местонахождении Кузнецова А.В. был получен ответ, что Кузнецов А.В.  выбыл 5 апреля 1938 года в тюрьму г. Воронежа, и далее ни слова о его  дальнейшей судьбе [3]. Документы, хранящиеся в Государственном Архиве Липецкой области свидетельствуют, что Кузнецов Александр Васильевич, 1900 года рождения, русский, из рабочих, член ВКП (б) с февраля 1919 года, был обвинен в причастности к троцкистской контрреволюционной деятельности, и по материалам, сфальсифицированным в ходе следствия, 16 апреля 1938 года в г. Воронеже приговорен Военной Коллегией Верховного Суда СССР к расстрелу. 22 апреля 1938 года приговор был приведен в исполнение (Кузнецов А.В. полностью реабилитирован 27 июля 1957 года).

Подобных обращений в депутатской переписке немало. Матери, жены, дети осужденных за уголовные и политические преступления просили Водопьянова установить местопребывание своих родных, а также ходатайствовать о возвращении их домой. Конечно, помочь в таких случаях удавалось далеко не каждому. Запрашивая следственные материалы, Михаил Васильевич часто получал ведомственные отписки с формулировкой  «отказать в пересмотре дела». Но иногда с подобной формулировкой он соглашался сам.

Справедливое наказание
Весной 1940 года Водопьянов получил письмо от Будюкина Серафима Михайловича, называвшего себя братом Михаила Васильевича, который просил знаменитого родственника похлопотать о его освобождении из исправительно-трудового лагеря. Он попал туда за многократные пьяные выходки, находясь на военной службе. Будюкин писал, что испытывает чувство стыда за свое незавидное положение перед братом-героем, мол, кому-то по судьбе большие награды, а кому – тюрьма, но считал при этом, что его оговорили. Водопьянов провел тщательное расследование дела и установил, что бывший красноармеец Будюкин систематически нарушал воинскую дисциплину, часто находился в нетрезвом виде, самовольно отлучался из части, оскорблял старших по званию. За угон и повреждение военной грузовой машины, ночной дебош и драку с дежурным офицером был отдан под трибунал и приговорен к трем годам ИТЛ без поражения в правах.  Депутат нашел, «что приговор вынесен правильно, т.к. другие меры воздействия, связанные с неоднократной пьянкой, не оказали должного результата» [3].
И не имело значения родственник к нему обращался или чужой человек, ни одно письмо депутат Верховного Совета СССР Михаил Васильевич Водопьянов не оставил без ответа, разбираясь во всех тонкостях проблемы, поставленной перед ним избирателем. Занимаясь депутатской работой, он находил время и для профессиональной деятельности, продолжая исследовательские полеты на Северный полюс.

Список источников:
1.    Листовка агитационная «12 декабря – день выборов в Верховный Совет СССР». 1937 г. / ЛОКМ
2.    Переписка по депутатским делам. 1939 г. / ЛОКМ
3.    Переписка по депутатским делам. 1940 г. / ЛОКМ

Зав. отделом истории Селезнёва Н.Е.

История эволюции утюга

Пожалуй, одной из неотъемлемых вещей в бытовой жизни любого человека является утюг. Современные модели – легкие, многофункциональные, удобные в использовании и требуют лишь наличия в доме электричества. Утюги XXI века разительно отличаются от своих более ранних предшественников, помогавших людям проглаживать одежду свыше ста лет тому назад. В нашей статье мы проследим эволюцию утюга на примере некоторых экспонатов, хранящихся в фондах Липецкого областного краеведческого музея.

 

Рубель

1Приспособления, с помощью которых люди минувших столетий гладили белье, весьма непривычны для взгляда современного человека. Одним из таких необычных приспособлений является рубель.Плоская удлиненная доска с ручкой и зубчатой поверхностью одной из сторон – таково незамысловатое устройство рубеля. С помощью этого деревянного приспособления крестьяне в русских деревнях гладили одежду и белье из плотного домотканого льна.

3

Как же происходил процесс глажения ткани рубелем? Мятую одежду или фрагмент ткани оборачивали вокруг катка-скалки, после чего проходились по ней ребристой поверхностью рубеля, как бы раскатывая. После такой глажки даже плохо постиранное белье приобретало белоснежный вид. Недаром сохранилась пословица: «Не мытьем, так катаньем!»
Рубели немного отличались своим внешним видом. Некоторые экземпляры расширялись к концу, у других – свободный край снабжен загнутым выступом.

4Но главным отличием и украшением любого рубеля была резьба по дереву, мастерски выполненная местными умельцами на гладкой стороне деревянной пластины. Орнаменты были самыми разнообразными, но к наиболее излюбленным узорам относились солярные знаки.

Слово «солярный» происходит от латинского solaris, что значит – солнечный, следовательно, солярные символы – это знаки, символизирующие собой солнце. На представленных в данной статье фотографиях рубелей изображены солярные знаки в виде окружностей с шестью лепестками-спицами внутри – данный символ назывался «Громовое колесо». Примечательно, что знакам солнца приписывались защитные свойства, именно поэтому изображения данных символов в большинстве своем наносились именно на бытовые предметы, чтобы оградить человека и его вещи от злых сил [1].

Утюг чугунный5

Первое письменное упоминание о металлическом утюге на Руси относится еще к середине XVII века. Так, в книге записей расходов царского двора имеется пометка, согласно которой 10 февраля 1636 года кузнец Иван Трофимов за 5 алтынов изготовил железный утюг специально для царской палаты [2].
Самые первые металлические утюги были цельнолитые. Чтобы погладить вещь с помощью такого утюга, его предварительно следовало раскалить. Для этого утюг помещался в горячую печь или ставился на раскаленные угли. Нагревались они не менее получаса и довольно быстро остывали. А поскольку не только корпус, но и ручки у них металлические, то, прежде чем начать глажку, за раскаленную ручку утюга брались специальной тканевой прихваткой.

В коллекции музея представлено несколько экземпляров подобных утюгов. Несмотря на свой довольно компактный размер (длина подошвы – 18 см) утюги весьма увесистые, каждый из них весит 3 кг.

 

Утюг чугунный духовой («жаровый»)
6В XVIII веке появились металлические утюги, имеющие полый корпус для заполнения углем. Такие утюги подразделялись на «швейцарские» и «английские», по названию стран, в которых были изобретены. «Швейцарскими» назывались простые пустотелые утюги без отверстий в корпусе. «Английские» утюги были дополнительно усовершенствованы трубой или отверстиями по бокам корпуса для циркуляции воздуха, благодаря чему угли дольше оставались раскаленными.
Удобство подобного устройства было относительным, поскольку для лучшей вентиляции воздуха в процессе глажки приходилось часто размахивать утюгом, что порой приводило к просыпанию угля прямо на одежду [3].

Фондовая коллекция музея включает в себя различные образцы «жаровых» утюгов, фотографии двух из которых представлены вниманию читателя. Помимо специальных отверстий для вентиляции в корпусе и деревянных ручек, бросается в глаза еще один элемент в одном из утюгов, а именно – специальная труба для усиления тяги. Кстати, подобное новшество в строении утюга способствовало предохранению рук от ожогов, благодаря отводу лишнего тепла.
Угольный утюг использовался в России довольно долго – вплоть до середины XX столетия.

 

Утюг электрический 9

В середине XX века на смену тяжелым цельнометаллическим и угольным утюгам пришли более удобные и легкие в использовании электрические утюги. В Советском Союзе самые первые электрические утюги появились в конце 1940-х годов. Конечно, те первые экземпляры значительно отличались от современных моделей, прежде всего отсутствием терморегулятора. При подключении утюга к сети следовало самостоятельно следить за уровнем его нагревания. Как только утюг достаточно раскалялся, штепсель извлекался из розетки и осуществлялся процесс глажки, а при остывании, соответственно, снова нужно было подключаться к электрической сети [4].

Гораздо удобнее в использовании стали экземпляры, появившиеся в 1970-х годах и снабженные специальным барабаном, позволявшим регулировать температуру нагревания подошвы утюга в зависимости от вида проглаживаемой ткани [5].

8
Советские утюги отличались от современных моделей и своим весом. Многие из них весили до 2 кг, и было это неспроста, ведь дополнительный вес помогал лучше проглаживать плотные натуральные ткани.

Прогресс не стоит на месте, и каждый год появляются все новые и новые интересные и усовершенствованные модели техники, призванные облегчить выполнение домашних дел. Но порой стоит немного замедлить бег современной жизни и кинуть взгляд в прошлое, вспомнив с чего все начиналось.

 

 Список источников

  1. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., изд-во «Наука», 1987 г., 790 с.
  2. https://zen.yandex.ru/media/tostr/kto-kogda-i-pochemu-pridumal-utiug-udivitelnaia-istoriia-odnogo-gadjeta-5f579c5122e26e081a83d233
  3. https://artefact.culture.ru/ru/subject/utyug-33
  4. https://life-ussr.ru/technika/sovetskie-utyugi/
  5. https://fb.ru/article/467697/sovetskiy-utyug---istoriya-vidyi-evolyutsiya

 

Зав. сектором этнографии отдела фондов Е.В. Селезнёва

 

Художник Н.Н. Жуков о войне

1

Н.Н. Жуков на фронте. 1941 г. Фотография из фондов ЛОКМ

В Липецком областном краеведческом музее хранится фонд замечательного советского художника, почётного гражданина города Ельца - Николая Николаевича Жукова. В нём представлены его личные фотографии, рисунки, репринтные издания плакатов и рисунков, газетные статьи о Николае Николаевиче, переданные в музей его дочерью. Несмотря на то, что местом рождения художника является город Москва, жители Липецкой области считают его своим земляком, так как детские и юношеские годы Николая Жукова прошли в Ельце.

В 1930 году Николай окончил художественное училище в Саратове, затем прошёл действительную службу в армии и после переехал в Москву, где работал художником-иллюстратором. Наверное, не многим известно, что рисунок на пачке знаменитых когда-то папирос «Казбек» выполнен молодым Жуковым [1].

Фронтовые будни

Великая Отечественная война – особая страница в жизни каждого советского человека. С самого её начала рядовой Николай Жуков - в действующей армии. Он работал фронтовым художником в газете Калининского фронта, а с 1943 года стал корреспондентом газеты «Правда». Уже в самом начале войны Жуков выполнил более 100 рисунков.

«Война требует оружия, хлеба, снарядов... А тут – листок бумаги. Я понимал, что он тоже может быть оружием, только надо доказать это на деле», – вспоминал Н.Н. Жуков через много лет после войны [2].

2Именно в это время был создан хорошо известный плакат «Отстоим Москву!». В октябре 1941 года Н.Н. Жуков и В.С. Климашин нарисовали его всего за одну ночь. Утром эскиз отнесли в издательство, и уже через несколько дней его увидели и мирные жители, и воины Красной Армии. Плакат поднимал воинский дух и вселял веру в неизбежную победу над врагом.

3Ещё одна, не менее знаменитая работа Жукова - «Немецкий танк здесь не пройдёт!» - художественное произведение потрясающей силы, зовущее людей на подвиг во имя Родины, выполнена в 1943 году.

В том же 1943 году Николай Жуков занял должность руководителя студии военных художников имени М.Б. Грекова. Студия работала постоянно: художники находились на передовой, бывали в партизанских соединениях, иллюстрировали готовящиеся к выходу военные книги и рассказы, выпускали плакаты.

Как позже вспоминал художник: «Мы двигались вместе с боевыми частями и были свидетелями полного разгрома немцев, начиная от форсирования реки Прони, взятия Могилёва, освобождения Минска, Вильно и выхода на Неман. Зная немецкую организованность, дисциплину, мы поражались мощи наших ударов. Разбиты все боевые порядки немцев, на всех дорогах брошенная техника, обозы, повсюду следы огромной паники... Мы все сделали тогда просто огромное количество рисунков...» [2].

В 1943 году за серию рисунков о войне Николай Николаевич был удостоен Сталинской премии. День Победы капитан Жуков встретил в столице Австрии – Вене.

За время войны Николай Жуков выполнил сотни графических рисунков. В своих работах он в полной мере отразил практически все нюансы Великой Отечественной войны. На его рисунках – простые солдаты, партизаны, работники госпиталей, мирные жители - женщины, дети и старики – именно они вынесли на своих плечах все тяготы самой страшной войны 20 века.

6Мастерски выполнены зарисовки военных будней, фронтовых дорог. Не остались без внимания художника разрушенные деревни и города Советского Союза, а также руины европейских городов, через которые проходил долгий, полный опасностей войны, путь талантливого художника. На территории Чехословакии, освобождённой от фашистов, Николай Николаевич запечатлел сцену встречи и братания советского и чешского солдат.

В центре композиции – два солдата: слева – советский, в пилотке, с автоматом за плечами, справа - чешский. За плечами у него винтовка. Чех радушно обнимает русского, а наш крепко жмёт руку братскому чешскому солдату. На заднем плане, вверху – перекрещенные серп и молот, как символ дружбы между нашими странами после войны.

В 1968 году этот рисунок по просьбе автора был передан в наш музей и в данное время экспонируется на выставке «Суровые краски войны», посвящённой Победе СССР в Великой Отечественной войне.

4Ещё на фронте началась дружба Н.Н. Жукова и талантливого советского журналиста и писателя Бориса Полевого, которая продолжалась всю их дальнейшую жизнь. В 1946 году Б. Полевой написал «Повесть о настоящем человеке», прототипом главного героя которой стал 23-летний мужественный советский военный лётчик Алексей Маресьев. Во время войны Маресьеву после обморожения ампутировали ступни обеих ног, но он, преодолев невероятные трудности, смог снова летать, бить врага и стать лучшим лётчиком гвардейского истребительного полка. Повесть приобрела огромную популярность. Её иллюстрировали около 20 художников, но работы Николая Николаевича были признаны лучшими (за них он получил вторую Сталинскую премию).

Нюрнбергский процесс

В 1946 году Жуков по заданию газеты «Правда» работал на Нюрнбергском процессе, где за 40 дней выполнил несколько сотен 5рисунков, изобразив всех действующих лиц процесса – подсудимых, защитников, судей, журналистов. Его рисунки стали ценным документальным материалом для изучения главного суда над главарями фашистской Германии. Впоследствии эти зарисовки стали иллюстрациями к книге Бориса Полевого «В конце концов», повествующей о Нюрнбергском процессе. За работы, выполненные в считанные минуты, Жукова стали называть мастером молниеносно быстрого рисунка.

После участия в Нюрнбергском процессе Николай Николаевич вспоминал, как он был горд за то, что присутствовал на суде над ненавистными фашистами, развязавшими эту страшную войну. Он чувствовал себя, по его словам, делегатом от миллионов погибших на войне, чтобы выказать чувство презрения и ненависти при помощи своего основного «оружия» - карандаша.

Творчество после Победы

Послевоенные годы были для художника очень плодотворными. Николай Николаевич продолжал тему Ленинианы (по мнению многих критиков, именно у Жукова образ Ленина получился «самым человечным»), свою очень трогательную тему детства. Художник принимал участие в огромном количестве выставок и, зачастую, получал высшие награды за свои работы, отправлялся в заграничные командировки и, без устали, рисовал. Появилось множество его рисунков с видами иностранных и Российских городов, очень высоко оценённых зрителями и критикой. Но тема войны осталась, по-прежнему, одной из самых значимых в творчестве именитого художника.

В 1951 году Н.Н. Жуков стал лауреатом Государственной премии СССР, в 1955 – удостоен звания Народный художник РСФСР, в 1963 – Народный художник СССР.

Талантливый советский живописец, иллюстратор, график, плакатист, необыкновенно жизнелюбивый и добрый человек Николай Николаевич Жуков умер в 1973 году.

С двумя наиболее известными репринтными копиями плакатов Н.Н. Жукова посетители Липецкого областного краеведческого музея могут познакомиться в обновлённой экспозиции, посвящённой 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Список источников:

1.topwar.ru›…voennyy-hudozhnik-nikolay-zhukov.html

2.http://communist-ml.ru/archives/3111

Зав. сектором дореволюционной истории З.А. Клокова