Каждый, кто спускается по улице Советской к площади Революции, обязательно проходит по небольшому арочному мосту через речку Липовку. Это самый старый из существующих мостов в Липецке. Многим горожанам он известен как «горбатый мост». Еще мост известен своими барельефами на военную тематику.
Но мало кто знает, что барельефы на мосту через речку Липовку выполнены нашим земляком, талантливым скульптором-самоучкой Матвеем Андреевичем Шаталовым –одним из организаторов отрядов Красной гвардии в Липецком уезде, председателем Липецкого уездного исполкома Советов в 1918-1919 гг.
В центре площади Революции стоит памятник участникам установления Советской власти в Липецке, на котором увековечено имя Матвея Андреевича Шаталова.
Начало творческого пути
Биография этого человека интересна и богата событиями. Родился он в 1885 году в селе Яблоновец Шехманской волости Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Петровский район Тамбовской области) в бедной крестьянской семье. Окончив сельскую школу в 13 лет, целых четыре года трудился на местного помещика, а затем стал работать у сельского кузнеца молотобойцем. В свободные минуты лепил из глины фигурки людей и животных.
В своей автобиографии Шаталов писал: «Осенью 1907 года был взят на военную службу в г. Петроград. Будучи на военной службе, я одновременно поступил на вечерние занятия в школу Императорского общества поощрения художеств. По окончании военной службы в 1911 году остался в Петрограде с целью окончить курсы художественной школы, поступил на работу в скульптурную мастерскую и стал мастером скульптурно-формовочных работ.
В 1914 году Первая империалистическая война прервала мою учебу и работу. Я… был мобилизован на фронт…Но моя любовь к скульптуре не ослабевала, и на фронте, где находился материал для лепки, я занимался творчеством» [1].
Талантом Матвея Андреевича, награжденного за храбрость двумя Георгиевскими крестами, восхищались не только в кавалерийском полку, где он служил. О нем и его скульптурах несколько раз писал очень популярный в то время журнал «Нива»: «Унтер-офицер Шаталов. В полку он занимался скульптурою. Чистейший самородок. Нигде и никогда ни у кого не учившийся. Но его фигурки, его солдатские жанрики, слепленные из глины, отличались движением, и это была настоящая жизнь» [2].
В Восточной Пруссии, сидя в окопах, Шаталов в полутысяче шагов от линии фронта, пользуясь речной глиной пополам с песком, лепил целые фигуры в полный рост. Это были карикатуры на немецких солдат, и немцы, узнавая их в бинокль, расстреливали эту «скульптуру окопов» [2].
Как вспоминал сослуживец Шаталова, ставший позднее известным советским писателем, Николай Тихонов: «Он был известен, и его талантом гордились. Если бы у него было специальное художественное образование, из него, несомненно, получился бы выдающийся мастер своего дела»[3].
Борец за новую жизнь
Наступил 1917 год. Февральская революция застала Шаталова в Риге. Здесь он вступил в партию большевиков. На первомайской демонстрации солдаты его полка несли красные знамена с лозунгами, написанными Матвеем Андреевичем: «Земля и воля», «Братство и единение народов», «Мир всему миру».
Затем был госпиталь, в октябрьские дни – Смольный в Петрограде. После Октябрьской революции Шаталов вернулся в родное село Яблоновец, стал председателем волостного исполкома.
В июле 1918 года на II Липецком уездном съезде Советов был избран заместителем председателя, а в ноябре этого же года – председателем липецкого исполкома.
Время было трудное, работы было много, работать было сложно. В Липецке и уезде не хватало топлива, продовольствия. Шла борьба за хлеб, организация первых советских учреждений и красноармейских отрядов. Шаталов в составе вооруженного отряда части особого назначенияучаствовал в разгроме белоказаков генерала Мамонтова, подавлении крестьянского бунта на Тамбовщине и многом другом [4].
Члены Липецкого уисполкома (второй справав первом ряду – М.А.Шаталов), 1919 г.
Фотография из фондов ЛОКМ
Скульптор – самородок
Удивительно, но Матвей Андреевич даже в это тяжелое время занимался скульптурой. Именно тогда он создал самые значительные свои произведения, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней: большой бюст Карла Маркса, барельеф с изображением В.И. Ленина. Сохранились фотографии с изображением скульптур «Рабочий показывает путь крестьянину», «Раздавим гидру капитализма», «Да не погасят враги зажженного факела свободной России» и другие.
В первые годы после революции в новой Советской России скульптурные композиции М.А. Шаталова, наполненные революционным смыслом, пользовались большой популярностью,несмотря на то, что он был непрофессиональным скульптором. Это был настоящий скульптор-самородок.
В 1917 году в России, входящей во Всемирный почтовый союз, были даже выпущены почтовые карточки с изображением работ Шаталова, которые сталисвоеобразным средством агитации и пропаганды новых идей нового строя.
В экспозиции Липецкогообластного краеведческого музея представлены личные вещи, фотографии и инструменты скульптора, в том числе его собственные работы – рельефные портреты Толстого, Белинского, Герцена, а в фондах ЛОКМ – браунинг, принадлежавший Шаталову.
Скульптурные работы Матвея Андреевича Шаталова несомненно были одними из самых значительных в первые послереволюционные годы в нашей стране» [4].
Список источников.
- Шаталов М.А. Автобиография, 1950г.// ОБУК «ЛОКМ»,
- В.Кунин. Борец за новую жизнь. / Газета «За чугун» № 17 от 2 марта 1969г. Липецк.// ОБУК «ЛОКМ».
- Н. Тихонов. Письмо к жене М.А. Шаталова. 1967г. //ОБУК «ЛОКМ».
- И.Кулик. Революционер, скульптор-самоучка. / Газета «Ленинское знамя» № 266 от 14 ноября 1967 г.// ОБУК «ЛОКМ».
Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Торшина О.Б.