В Липецке, в районе МЖК, есть тихая уютная улица, носящая имя Евгения Смургиса, рядом одноименная остановка. Но далеко не каждый липчанин, даже живущий на этой улице, сможет сказать, почему она так называется. А ведь Евгений Павлович Смургис – наш знаменитый липецкий путешественник, на весельной лодке прошедший все реки и озера материковой России и покоривший арктические моря русского Севера.
Дважды он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса и получил сертификаты, подтверждающие его уникальные достижения: в частности, он единственный пересек рекордную для весельных судов северную широту в 77°44', обогнув мыс Челюскин, самую северную точку нашей страны.
Е. Смургис. На пути к мысу Челюскин. Фото из архива Песляка Н.И.
С 1967 по 1993 год Евгений Смургис прошел на веслах 48 тысяч километров за 710 ходовых дней. Суммарную протяженность его гребного марафона до сих пор никто не превзошел.
Начало пути
Из воспоминаний Николая Ивановича Песляка, давнего друга знаменитого путешественника: «Евгений Смургис родился в Оренбурге 19 августа 1938 года, но, еще будучи мальчишкой, переехал в Липецк. В 1950 году его отца – военного летчика, участника Великой Отечественной войны, начальника летного училища, в котором, кстати, учился первый космонавт планеты Юрий Гагарин, перевели по службе в Липецк, и вместе с ним перебралась его семья: жена и двое сыновей. Женя вместе с братом с юности занимался спортом: он прекрасно катался на лыжах, был отличным пловцом и легкоатлетом. Но больше всего ему нравился бокс – он стал мастером спорта по боксу. Именно бокс воспитал в нем силу воли, твердый характер, терпение и трудолюбие.
Увлечение лодками пришло гораздо позже, когда после окончания Пермского педагогического института Евгений стал работать учителем физкультуры в школе небольшого таежного поселка Тулпан. Самым распространенным способом передвижения здесь были лодки, с которыми местные жители от мала до велика очень ловко управлялись. Молодому преподавателю физкультуры это так понравилось, что он тоже решил освоить новый для себя вид транспорта» [1].
Из материалов, переданных в Липецкий областной краеведческий музей братом Евгения, Владимиром Павловичем Смургисом: «Первую обычную весельную лодку брату помог смастерить 78-летний умелец из пермской деревни Гусиново - охотник и рыболов. Днище сделали из старого кедра, борта из еловых досок, а нос и корму – из корней елей. 8-метровая лодка могла перевезти полтонны груза, а оседала при этом в воде лишь на длину ладони. Лодку назвали «Мах-4», что означало «Махай в 4 весла» [2].
Макет лодки «Мах-4». Из фондов ЛОКМ.
Лодка «Мах-4». Фото из личного архива Песляка Н.И.
На этой лодке летом 1967 года будущий путешественник вместе с товарищем совершил свой первый лодочный поход: за несколько дней добрался до родного Липецка, причалив прямо на городском пляже. Картой ему служил школьный атлас по географии, а из навигационных приборов был только компас. Именно тогда он и «заболел» путешествиями.
Воспоминания О.Б. Торшиной
«Мне повезло, я была лично знакома с Евгением Смургисом. Он был давним другом брата моей мамы, Николая Ивановича Песляка. Женя почти каждую осень приезжал к родным в Липецк – это был своеобразный отчет, особенно перед отцом, который много сделал для развития спорта в Липецке, о так называемой «проделанной работе». В каждый свой приезд Евгений обязательно встречался с Николаем Ивановичем, а тот, в свою очередь, ездил к Смургису поохотиться в тайге (кроме всего прочего, Евгений был охотником-промысловиком), а однажды вместе с ним стал участником небывалого по протяженности лодочного путешествия через всю нашу огромную страну с запада до самого Тихого океана. Как вспоминал Николай Иванович впоследствии, во Владивостоке лодку Смургиса встречали военные моряки и последние 100 метров несли ее на руках.
Евгений Смургис и Николай Песляк во время лодочного путешествия.
Фото из архива Песляка Н.И.
При доставке лодки от одного водоема к другому помощь местной детворы неоценима.
Фото из личного архива Песляка Н.И.
Последний раз я видела Евгения Смургиса в декабре 1992 года, на дне рождения Николая Ивановича. Как всегда, подтянутый, загорелый, несмотря на зиму. Глядя на него, никому в голову не пришла бы мысль, что этот худощавый с виду мужчина обладает недюжинной силой, и что под его коричневым костюмом скрывается тело, состоящее сплошь из стальных мускулов. Как обычно, при встрече с ним, мы расспрашивали его о предстоящих планах, он рассказывал о различных необычных случаях, произошедших с ним во время путешествий (он был великолепным рассказчиком).
В одном из походов по арктическим морям произошло ЧП. Евгений высадился на льдину отдохнуть, вытащил лодку, привязал ее. Вдруг по льдине пошла трещина, причем, по иронии судьбы, именно между ним и лодкой. Кусок льдины, где была привязана лодка со всеми пожитками, откололся и стал быстро удаляться. Жене просто чудом удалось в последний момент запрыгнуть в уплывающую лодку! Не обошлось и без купания в ледяной воде. На вопрос, не страшно ли было, он ответил, что не думал об этом, главное – лодка. Вот без лодки было бы действительно страшно: мог остаться один на льдине без еды, без вещей и, главное, без связи (рация оставалась в лодке).
В другой раз повстречался он с белым медведем. Мишка пришел половить рыбку! Мы, конечно же, сразу дополнили Женин рассказ: шутили, что, то ли голодный медведь стащил рыбу у Смургиса, то ли голодный Смургис отнял рыбу у мишки! Больше склонялись ко второму варианту.
Рассказывал Евгений и о том, как японцы предложили ему полностью спонсировать один из его гребных марафонов, но при условии, что лодка пойдет под японским флагом – Смургис отказался, несмотря на то, что денег у него практически не было. Он всегда был патриотом своей страны.
В ту последнюю встречу Женя поведал нам о своем предстоящем кругосветном путешествии. Такого лодочного перехода еще не было никогда. Он намеревался за 225 дней на весельной лодке совершить кругосветное плавание. В честь данного гребного марафона был даже выпущен специальный вымпел.
Вымпел с указанием маршрута гребного марафона Евгения Смургиса. Из фондов ЛОКМ.
Еще Евгений говорил, что теперь, после развала Советского Союза (был 1992 год), очень сложно найти спонсоров для «кругосветки». Одним их спонсоров стал Елецкий радиотехнический завод «Эльта», сделавший специально для него средства связи и кое-какие приборы. Другой спонсор обеспечил хорошей легкой теплой одеждой. Остальное приобретал на свои средства. Мы спросили его, не боится ли он один пускаться в такое рискованное плавание. Вдруг лодка утонет или с сердцем станет плохо. Женя, как всегда с улыбкой, отвечал, что в этот раз он не один, вместе с ним поплывет сын Саша. Лодка у него новая, она непотопляемая, сделали ее по чертежам древних поморов, только вот название оставили прежним «Мах-4». А с сердцем у него все в порядке, т.к. он каждый день тренируется.
Да, не думали мы, что эта встреча будет последней! Прощаясь, пожелали ему удачи в его трудном путешествии и благополучного возвращения» [3].
Меньше, чем через год Евгения Смургиса не стало. Его жизнь трагически оборвалась за тысячи километров от Липецка, в бушующем Бискайском заливе у берегов Франции. Ему было 55 лет.
Это был удивительный человек: сильный, мужественный, отважный, достойный того, чтобы липчане о нем знали и помнили.
В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранятся материалы нашего знаменитого путешественника, переданные в 1998 году его братом Владимиром Павловичем Смургисом: макет первой лодки «Мах-4», вымпелы, посвященные кругосветному весельному плаванию, фотографии Е.П. Смургиса различных лет и др.
А лодка «Мах-4» действительно оказалась непотопляемой, и стоит она сейчас в морском музее во Франции как памятник мужеству русского путешественника.
Последнее плавание Евгения Смургиса (вместе с ним – сын Александр).
Лондонский мост Тауэр Бридж. Фото из архива Песляка Н.И.
Список источников:
- Николай Песляк. «Одиссея Евгения Смургиса». Литературный журнал «Петровский мост». № 2 – 2008 г.
- Личное дело Е.П. Смургиса /Липецкий областной краеведческий музей.
- Воспоминания Торшиной О.Б. о Евгении Смургисе.
Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Торшина О.Б.