В 2020 году Липецкому областному краеведческому музею исполнилось 111 лет. Возраст немалый, даже для музея. За годы существования музейная коллекция пополнилась уникальными и ценнейшими экспонатами.
В каждом старинном музее есть своя собственная «изюминка», и не одна. Это экспонаты-загадки, с особой историей их появления и с безусловной культурной ценностью. Так, одной из «визитных карточек» Липецкого областного краеведческого музея является роскошный кабинетный гарнитур XIX века, украшающий собой один из экспозиционных залов.
Резной кабинетный гарнитур XIX века в экспозиции ЛОКМ «Уездный город»
Резная загадка Липецкого авиацентра
Этот великолепный мебельный комплекс поступил в музей 60 лет назад. И сразу поставил перед научными сотрудниками ряд вопросов, на некоторые из них ответы до сих пор не найдены.
В апреле 1960 года Липецким авиацентром был передан на хранение в музей дубовый гарнитур, включающий девять предметов: диван, письменный стол, двустворчатый книжный шкаф, два кресла и четыре стула. В акте передачи записана скромная легенда, согласно которой изготовили мебель крепостные мастера – отец и сын, на создание этого резного шедевра им потребовалось 20 лет.
Гарнитур Германа Геринга
Однако вопросы оставались. Как и когда мебель оказалась в Липецке? Кто был ее хозяином? Почему она хранилась в Липецком авиацентре? На эти вопросы дала ответ легенда, долгие годы бытовавшая в Липецке. По легенде гарнитур принадлежал военному деятелю нацистской Германии, летчику Герману Герингу.
Эта интересная легенда связана с реальными историческими фактами. Дело в том, что в Липецке в 1925 году была создана секретная немецкая авиационная школа для подготовки летного состава, просуществовавшая 8 лет, вплоть до осени 1933 года. За это время в ней прошли переподготовку 120 летчиков-истребителей из Германии. Многие известные немецкие асы Второй мировой войны прошли обучение и переподготовку на объекте «Л» (от слова «Липецк»). По легенде, побывал в нашем городе и будущий рейхсмаршал Великогерманского рейха Герман Геринг. Предполагалось, что великолепный гарнитур он привез с собой из Германии для обустройства собственного кабинета. Впрочем, документальных подтверждений факта пребывания Геринга в Липецке так и не было найдено, в то же время новые исследования гарнитура исключили немецкую версию происхождения мебели.
Русская работа конца XIX века
По мнению специалиста из Государственного исторического музея (г. Москва), это русская работа конца XIX века, стилизованная под западноевропейскую мебель XVI-XVII веков. Наглядное подтверждение этого мнения можно найти, внимательно приглядевшись к центральному горельефному изображению на спинке дивана. В рельефе мастерски выполнена картина известного русского живописца, академика Императорской Академии художеств Алексея Ивановича Корзухина (1835-1894) под названием «Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников». Известно, что данное живописное произведение было написано художником в 1882 году, что дает четкую границу для определения времени изготовления кабинетного гарнитура — не ранее последней четверти XIX века.
Резная филенка с изображением картины А.И. Корзухина
А.И. Корзухин "Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников".1882 г. Частная коллекция.
Но каковы бы ни были версии о происхождении мебели, можно бесконечно долго любоваться ее красотой. Гарнитур выполнен из мореного дуба, твердого сорта древесины, обработка которой весьма трудоемка и требует от мастера максимума усилий. Однако, несмотря на особенности материала, каждый предмет мебели богато украшен затейливой резьбой, включающей в себя прямоугольные панели (филёнки) с миниатюрными картинами-горельефами. Сюжеты этих изображений можно условно разделить на три группы — мифологические, библейские и исторические. Так, стулья и кресла украшают ветхозаветные сюжеты, спинку дивана — филёнки с изображениями сцен из российской истории. В то же время массивные и монументальные письменный стол и шкаф привлекают внимание зрителя разнообразными мифологическими сюжетами.
Таков уникальный гарнитур, которым можно полюбоваться в Липецком областном краеведческом музее. Он продолжает хранить свои секреты, ведь по-прежнему остаются открытыми вопросы: кому он принадлежал, где и кем изготовлен. Возможно, однажды все тайны будут раскрыты, а, может быть, интрига сохранится и продолжит волновать наше воображение.
Зав. сектором этнографии отдела фондов Селезнёва Е.В.