Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Вещественная история Второй Мировой. Обмундирование

В этом году наша страна отмечает юбилейную дату: 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, Победы советского народа над нацистской Германией и ее союзниками.

О войне можно рассказывать по-разному: показать кадры военной хроники, взрывы бомб, сожженные деревни и разрушенные города, рассказать о героях войны: взрослых и совсем юных, о победах и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали свою страну выжившие в Великой Отечественной Войне.

Мы расскажем вам о войне при помощи экспонатов, бережно хранящихся в Липецком областном краеведческом музее. Это – подлинные вещи, принадлежавшие нашим землякам - солдатам Великой Отечественной.

Часть из них была передана нашему музею самими участниками войны или их родственниками, часть – обнаружена при раскопках в местах боевых действий на территории нашего края. Все эти предметы несут горькую память о войне.

Когда мы говорим о войне, перед глазами сразу встает образ солдата  в военной форме: гимнастёрке и пилотке.

И именно об обмундировании, от которого на фронте зачастую зависело здоровье и самочувствие бойцов, сегодня пойдет речь.

Только получив форму, новобранец чувствовал себя настоящим солдатом. 

Офицерам и солдатам Красной Армии выдавали повседневную, боевую и парадную форму, которая была летней и зимней. 

Главной принадлежностью всех видов формы одежды военнослужащих оставалась гимнастёрка, которая стала почти идеальной полевой одеждой наших защитников Отечества.

Гимнастёрка 

IMG 3743Название «гимнастёрка» происходит от названия «гимнастическая рубаха». Гимнастёрка появилась именно в России, в других странах ее не было. В середине 19 века Россия вела Крымскую войну: в Крыму жара, а наши солдатики в суконных мундирах! Но у них были рубахи для занятий гимнастикой (физподготовкой) из белой тонкой ткани.

В связи с жарой солдатам разрешили носить не мундиры, а эти «гимнастические рубахи», но пристегнуть к ним погоны. Так рубахи  превратились в гимнастёрки. В начале 20 века (1904 – 1905 годах) их стали окрашивать в защитный цвет (хаки).

Покрой гимнастёрки, напоминающий народную крестьянскую рубаху, был одинаковым как для солдат, так и для офицеров.

В армии бытовало поверье, что гимнастёрка, в которой солдат уходил на фронт из дома и в которую ему мать или жена нередко зашивали крестики, была «счастливой». И солдат старался надевать ее каждый раз, когда предстоял тяжелый бой с врагом.

Погоны 

IMG 4096Погоны в русской армии появились при Петре I. Носили их только солдаты. Причем, погон был один. Он пришивался на левое плечо и застегивался на пуговицу для того, чтобы не сползала лямка тяжелой сумки с чугунными гранатами или патронами, перекинутая через плечо. Позднее погон стало два, так как сумка сменилась ранцем с двумя лямками. 

После Октябрьской революции в 1917 году в Советской России погоны отменили: они стали ассоциироваться с царской армией, белыми офицерами.

И только в начале 1943 года в Красной армии ввели новую военную форму, главной отличительной чертой которой снова стали погоны. Введение погон сразу выделило командиров. На советских погонах были звездочки, по которым и стали определять звание.

Погоны – не просто деталь одежды: они являются знаком воинского достоинства и воинской чести.

В Липецком областном краеведческом музее хранятся повседневные погоны генерал-майора артиллерии Николая Николаевича Великолепова, который родился и учился в городе Липецке. Николай Николаевич прошел всю войну от первого до последнего дня, участвовал в историческом параде Победы на Красной площади Москвы 24 июня 1945 года. Именем Н.Н. Великолепова названа одна из площадей города Липецка.

Пилотка

IMG 3735Пожалуй, главным символом войны стала солдатская пилотка. 

Пилотка – это изобретение британцев для своих летчиков. Во время полетов пилоты носили кожаные шлемы, которые оберегали летчика от переохлаждения и защищали голову от ударов. На земле же в теплом шлеме было жарко, а ходить без головного убора во всех армиях мира не принято. Пилотам нужна была легкая шапочка, которую можно носить с собой, сворачивать и надевать после посадки.

В русской авиации такие шапочки для летчиков стали называть «полётка», но это название не прижилось, а появилось «пилотка». Лётный головной убор очень понравился русским солдатам, и через несколько лет его стали носить солдаты всех родов войск.

В Красной Армии пилотки обычно носили в теплое время года. На пилотке спереди крепилась красная звёздочка.

Каска

IMG 3757Стальной шлем СШ-40 – так официально называлась солдатская каска, которая была очень прочной и надежной. Выпускали такие каски в годы войны на одном из уральских заводов. Благодаря качеству стали и форме каски каждый осколок и пуля, попав в неё, отскакивали в сторону, не оставляя трещин.

Перед отправкой на фронт каждая партия касок обязательно проходила проверку. Из партии брали одну каску и стреляли по ней в тире. Каска ставилась на расстоянии 25-30 метров от стрелка, на ней чертился крестик, а затем снайпер стрелял по нему из винтовки.

Если пуля пробивала каску, выбраковывалась вся партия.

Таким очень практичным, прочным и удобным было обмундирование советских солдат и офицеров, воинов-победителей.

Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Торшина О.Б.

 

Дорогами памяти. Высота «Огурец»

Высота «Огурец»! Высота!

Никому не известная даже.

Средь России границей легла

Между смертью и жизнью нашей.

В. Томилин

В годы Великой Отечественной войны кровопролитные бои велись на территории Воловского района Липецкой области рядом с селом Ломигоры. Здесь находилась высота 194.0, которая за свою схожесть по конфигурации на карте получила название «Огурец». С неё полностью просматривалась советская оборона и дороги, ведущие в тыл наших войск, поэтому высота «Огурец» имела важное стратегическое значение. После ожесточенных боёв 3 июля 1942 года советские войска были вынуждены оставить высоту 194.0.

Немецкий гарнизон закрепился на ней и успешно отражал атаки красноармейцев. В октябре 1942 года, когда фронт стабилизировался, захватить высоту было приказано войскам 13-й армии под командованием генерала Н.П. Пухова. В ночь с 13 на 14 октября бойцы Красной Армии выбили немцев и заняли высоту, но 14 октября немцы при поддержке артиллерии и танков четыре раза шли на штурм. Красноармейцам удалось удержать высоту только двое суток, отразив при этом около 20 атак. Оставшиеся бойцы вместе с командиром вызвали огонь на себя. Связистка 132-й стрелковой дивизии Нина Андреева передала сообщение: «В наших руках остался один блиндаж, кругом немцы. Вызываю огонь на себя. Сообщаю координаты». Позже она ещё раз вышла на связь: «В блиндаж рвутся немцы. Нас трое. Все радисты. Взрываем себя противотанковыми гранатами. Прощайте» [1].

За три дня штурма и удержания высоты «Огурец» Красная Армия потеряла более тысячи солдат и офицеров, затем до 26 января 1943 года попыток штурма высоты 194.0 нашими войсками не предпринималось. А 28 января 1943 года в ходе Воронежско-Касторненской наступательной операции 2-й батальон 109-го стрелкового полка 74-й стрелковой дивизии, которым командовал старший лейтенант В.С. Быков, штурмом овладел стратегической высотой.

Официальных сведений о количестве погибших солдат и офицеров на высоте «Огурец» до сих пор нет. Предположительно, в ходе боев с декабря 1941 по январь 1943 года там погибло около 5 тысяч советских военнослужащих [1].

Подвиг героических защитников высоты 194.0 не был забыт; начиная с 1960-х годов в этих местах работали исследовательские и поисковые экспедиции. Именно в это время на высоте был установлен первый памятник.

Экспедиция сотрудников Липецкого областного краеведческого музея

235525Летом 1975 года сотрудниками Липецкого областного краеведческого музея была организована экспедиция по местам боев Великой Отечественной войны. В ней принимали участие Касьянов А.Ф. (член экспедиции), Яровенко В. (фотограф), Пронин В.Ф. (шофер), руководила экспедицией  заместитель директора по научной работе Дорошенко Е.Д. 18 июня экспедиция побывала в Воловском районе на высоте «Огурец». Члены экспедиции обнаружили и затем передали в фонды ЛОКМ немецкие гильзы, осколки снарядов, крышку диска советского автомата, крышку диска ручного пулемета, хвостовое оперение мин [2].

Исследования экспедиционного клуба «Неунываки»

19 марта 1965 года в городе Липецке был создан военно-патриотический клуб «Неунываки». На протяжении нескольких десятков лет участники клуба исследовали места боёв в Воловском районе. 

3453452Благодаря их энтузиазму были установлены имена советских воинов, погибших на высоте «Огурец», и торжественно захоронены останки павших бойцов. В настоящее время на территории мемориального комплекса «Высота 194.0 Огурец» и мемориалов окрестных сёл находится более тридцати братских могил.

Несколько десятилетий продолжается и сотрудничество поисково-экспедиционного клуба «Неунываки» с Липецким областным краеведческим музеем. Члены клуба передали в музей многочисленные предметы, обнаруженные в местах боёв на территории Липецкой и других областей. 7 июля 2015 года руководителем военно-патриотического клуба 3453245Владимиром Федоровичем Татарниковым была передана в фонды нашего музея коллекция предметов советского и иностранного вооружения в количестве 22 единиц. Среди них было оружие, найденное на высоте «Огурец»: пистолет Браунинг Хай Пауэр (Бельгия), пистолет Ортгис (Германия), сигнальный пистолет Вальтер (Германия).

Сигнальный пистолет (разговорное название – ракетница) появился в конце XIX века. Он использовался для управления воинскими частями. Ракетница подавала сигналы с помощью специальных светошумовых и световых зарядов.

В Липецком областном краеведческом музее хранится и 7,62-мм самозарядная винтовка системы Токарева образца 1938 года (СВТ-38), найденная неподалёку от высоты «Огурец» в с. Юрское.

34535

7,62-мм самозарядная винтовка системы Токарева образца 1938 года, найденная неподалёку

от высоты «Огурец» в с. Юрское. Из фондов ЛОКМ.

СВТ-38 была разработана советским конструктором оружия Федором Васильевичем Токаревым. Вес винтовки со штыком составлял более 4,5 кг, длина равнялась 1583 мм. Емкость магазина: 10 патронов. Скорострельность: 25 выстрелов в минуту. Прицельная дальность: 1500 м. Массовый выпуск таких винтовок начался с 1 октября 1939 года на Тульском оружейном заводе.

Сохранение памяти

345345Память о советских воинах, героически сражавшихся на высоте «Огурец», бережно сохраняется и в наше время. В 2018 году Липецкий областной Совет депутатов постановил: «Присвоить участку местности «Высота 194.0» («Огурец»), расположенному на территории сельского поселения Ломигорский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области, почетное звание Липецкой области «Рубеж воинской доблести» [3].

Сохранить историческую память помогает мемориальный комплекс «Высота 194.0 Огурец» и обновленная экспозиция нашего музея «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны», один из разделов которой посвящен этой высоте. 

В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Липецком областном краеведческом музее разработан цикл историко-краеведческих мероприятий, одно из которых называется «Бои на Липецкой земле» и рассказывает, в том числе и о боях на высоте 194.0. Предметы, найденные на высоте «Огурец», используются в качестве наглядного материала и при проведении мероприятия «Предметы нам расскажут о войне» и других мероприятий этого цикла. 

Список источников:

  1. Электронный ресурс: https://itogi.lpgzt.ru/aticle/upokoilis-na-vysote-194-0.htm
  2. Полевая опись № 1. Экспедиция по местам боёв Великой Отечественной войны в нашем крае (Воловский район), июнь 1975 г. // ЛОКМ.
  3. О присвоении участку местности «Высота 194.0 («Огурец»), расположенному на территории сельского поселения Ломигорский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области, почетного звания Липецкой области «Рубеж воинской доблести»: постановление 15-й сессии Липецкого областного Совета депутатов 6-го созыва № 525-пс от 25.04.2018 // Липецкая газета. – 2018. – 4 мая – С. 10.

Экскурсовод экскурсионно-выставочного отдела Доргобузова Ю.В.

 

Подвиг Владислава Титова

В конце 60-х годов прошлого века на сцене Липецкогообластного драматического театра была поставлена инсценировка повестиВ. Титова«Всем смертям назло». История создания этой книги необычна, ведь её написал человек, который стоял на грани жизни и смерти и вышел победителем.

«Всем смертям назло»

1Это было первое, частично автобиографическое, произведение нашего земляка Владислава Андреевича Титова.В своей повести он описал реальные события, произошедшие с ним лично, когда он работал на шахте «Северная» в Донбассе. В роли главного героя Сергея Петроваон показал самого себя. Именно он перенёс страшные испытания, стал Screenshot 1инвалидом в 26 лет, тяжело переживал своё ущербное положение и страдал. В какой-то момент Титову захотелось поделиться своими мыслями и изложить их на бумаге, так появилась повесть «Всем смертям назло».

Советский театральный режиссёр, актёр и драматургК.Д.Миленко, прочитав повесть в журнале, обратился к бывшему шахтёру с просьбой разрешить инсценировать это произведение. Впоследствии Миленко писал: «Узнав о моём намерении создать пьесу по повести «Всем смертям назло», Владислав Андреевич сначала категорически отверг эту затею» [1]. Однако режиссёру удалось убедить его.

Инсценировка была поставлена сначала в Липецке, а затем в Ворошиловграде (Луганске), Донецке, Кемерово, Киеве, Житомире, Борисоглебске. А сама повесть была переведена на иностранные языки.

Подвиг

2В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится необычноеписьмо. Оно было написано 24 октября 1972года Владиславом Титовым своим родителям – Андрею Антоновичу и Анастасии Алексеевне Титовым, а также братьям и сёстрам[2]. Письмо обращает на себя внимание своим почерком и различными «закорючками» между строк. И только узнав о судьбе его автора, понимаешь, как технически сложно было его написать. Письмо было написано шариковой ручкой, но держал её Владислав не руками, а зубами. Обе руки были ампутированы.

Владислав Андреевич – наш земляк, родился в 1934 году в деревне Калиновка Добринского района, которая ныне не существует. После окончания школы он уехал в Донбасс,закончил там горный техникум и остался работать горным мастером.

В жизни всегда есть место подвигу. Наверное, В.Титов не думал, что место подвигу найдется и в его жизни. 14 апреля 1960 года в Донбассе, в нескольких километрах от Макеевки,на шахте «Северная»произошла авария.Вагонетка, упавшая с рельсов, высекла искру из кабеля. Огонь побежал к трансформатору, что неминуемо привело бык взрыву. В это время в шахте работали люди…

Владислав бросился к щитку и обесточил его, получив при этом мощный удар электрическим током.Однако кабель продолжал гореть, тогда Титов накрыл собой горящий кабель и погасил огонь.Взрыва не произошло…

Владислав Андреевич получил тяжёлые ожоги, но выжил, он провёл в больнице несколько месяцев, перенёс несколько сложных операций. Удалось спасти обожжённую правую ногу, но врачам пришлось ампутироватьему обе руки.

Новая жизнь

3А дальше началось самое трудное – нужно было научиться жить в новых обстоятельствах. И ему удалось это сделать, несмотря на многочисленные трудности и боль. Титов научился включать и настраивать телевизор, магнитофон. И даже … писать. Сначала он пытался писать, зажав карандаш пальцами правой ноги, потом – зажав карандаш специально приспособленным протезом правой руки. Но протез не слушался, и тогда он взял карандаш в зубы. Месяцы упорных тренировок, и Владислав смог писать по 5,8,12 страниц в день.А после того, как шахтёры подарили ему печатную машинку, он стал печатать с помощью палочки, которой нажимал на клавиши. В фондах нашего музея хранится ещё один необычный предмет – палочка, с помощью которой Владислав Андреевич переставлял фигуры во время игры в шахматы.

4Перенести все тяготы ему помогла его жена – Рита, которая постоянно была рядом. Именно ей он решил посвятить рассказ, но небольшой рассказ перерос в повесть. Повесть «Всем смертям назло» впервые была опубликована в журнале «Юность» в 1967 году. Позднее режиссёр, Заслуженный артист РСФСР К.Д. Миленко в соавторстве с В.А. Титовым написал одноимённую героическую драму в трёх действиях.

В.А. Титов написал ещё несколько произведений: «Ковыль-трава степная», «Жизнь прожить», «В родной земле корням теплее», «Проходчики» и другие. Он был награждён орденами «Дружбы народов», «Знак почёта», стал Лауреатом Государственной премии УССР им. Т.Г.Шевченко, Всесоюзного литературного конкурса им. Н.А.Островского.Не стало писателя 30 апреля 1987года.

А в августе 1988 года мать героя Анастасия Алексеевна Титова передала в Липецкий областной краеведческий музей материалы своего сына [3].

Список источников:

  1. Миленко К. Всем смертям назло / журнал Театральная жизнь, № 7, 1972 г. с. 22.
  2. Письмо В.А. Титова родителям от 24.10.1972года / ЛОКМ
  3. Акт передачи на постоянное хранение № 4953 от 05.08.1988 года. / ЛОКМ

Старший научный сотрудник отдела фондов Красникова О.И.

Японская ритуальная ваза периода Мэйдзи

 

Музейные коллекции таят в себе много интересных и необычных вещей, каждая из которых имеет свою историю. Достойное место в фонде прикладного искусства нашего музея занимает металлическая ритуальная ваза, изготовленная мастером в далекой Японии в конце XIX века. 

2132323Сама форма изделия экзотична и напоминает о самобытности и уникальности японской культуры. Шестигранная в сечении, грушевидных очертаний ваза украшена полосами рельефного чешуйчатого орнамента, напоминающего кожу неведомой рептилии. «Чешуйки» перемежаются декоративными элементами, выполненными в технике «клуазоне». Эта эффектная техника перегородчатой эмали является уникальным феноменом периода Мэйдзи (период в истории Японии с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года). Технология изготовления перегородчатой эмали заключается в нанесении рисунка на основу из медного сплава или бронзы, после чего тонкой металлической проволокой обводится контур и производится заливка эмали в получившиеся ячейки, а далее - обжиг и шлифовка изделия.

Основание вазы в форме расширенного книзу шестигранника, украшено поясом стилизованного растительного орнамента, также выполненного в технике перегородчатой эмали. Фигурные вертикальные ручки по бокам вазы сделаны в виде изогнувших спины драконов. Дракон – один из основных мифологических персонажей Страны восходящего солнца, традиционно олицетворявший как силы созидания, так и разрушения.

123123

Фрагмент орнаментального фриза в технике «клуазоне»с изображением маски демона

232323Любуясь орнаментальными фризами на тулове вазы, не сразу замечаешь в пересечениях разноцветных полос изображение звериной маски. Этот сюжет взят с древних ритуальных предметов династии Чжоу (эпоха в истории Китая, время правления династии рода Цзи – с 1045 по 221 годы до н. э.) и представляет собой изображение маски демона Тао-Тие (в Японии – Тотецу). Согласно восточной мифологии это существо с одной головой и двумя туловищами своим обликом походило одновременно на тигра, дракона и человека. По наиболее распространенной версии, Тао-Тие - прожорливый кровожадный демон, олицетворение жадности и порока. Изображение маски этого чудовища можно встретить на большинстве культовых бронзовых предметов, использовавшихся во время церемоний жертвоприношений в честь духов предков.

На дне вазы, с внешней стороны, рельефное клеймо с иероглифами. Это аналог европейской подписи автора изделия, который в Японии и Китае имеет название «тэнкоку» - уникальная, именная печать мастера-изготовителя изделия.

 Зав. сектором этнографии отдела фондов Селезнёва Е.В.

 

Из истории завода «Свободный Сокол»

 

С XVIII века Липецк был довольно известным металлургическим центром России. Наш край полностью обеспечивал Липские железоделательные заводы сырьем. Руда добывалась на рудниках, находившихся в черте современного города Липецка. Для производства древесного угля, необходимого заводам, вырубались окрестные леса. Но в 1795 году, когда леса на десятки километров вокруг города оказались уничтожены, заводы были закрыты. 

Первые шаги на пути создания завода

IMG 5791Во второй половине XIX века в Липецке возобновилась разработка железной руды. Эксплуатация рудных ископаемых сулила большие прибыли. 

Предводитель Липецкого дворянства, помещик Александр Михайлович Кожин, узнав о результатах исследований профессора И.В. Мушкетова, обнаружившего в 1885 году в Липецком уезде железную руду на малой глубине, провёл на территории своего имения в районе села Знаменское самостоятельные изыскания при помощи выписанных им специалистов.

Убедившись в наличии в этом районе залежей железной руды недалеко от поверхности земли, Кожин заключил выгодный для себя договор с городским головой М.Г. Покровским на аренду городской земли за низкую плату. Затем А.М. Кожин заключил аналогичные договоры с крестьянскими общинами окрестных сёл и деревень. Обеспечив себя договорами на аренду земель, он не нашёл поддержки у российских предпринимателей и решил использовать иностранный капитал. 

25 сентября 1898 года А.М. Кожин заключил с бельгийскими подданными Павлом Шмидтом, Леоном Гюбертом и Реймондом Ренаром соглашение о продаже им своих прав на разработку и добычу «железнорудных залежей и всякого рода ископаемых» в его имении при селе Знаменском, деревнях Кузминке и Вешаловке. Бельгийцам удалось привлечь к этому проекту крупных капиталистов, в результате чего 28 января 1899 года в городе Льеже было создано бельгийское акционерное «Тамбовское анонимное горное и металлургическое общество» (ТАГИМО) с основным капиталом в 6 миллионов рублей. Директором общества был назначен  Реймонд Иосифович Ренар. 

Начало деятельности Сокольского завода

56da02f4bd3e9206d2dc7c329ef1fbe9Общество сразу приступило к работе: за первый год его существования было добыто 12 миллионов пудов руды, а осенью 1899 года в селе Сокольском состоялась закладка Сокольского металлургического завода. 25 марта 1900 года на заседании Городской Думы обсуждался вопрос о продаже городской земли под устройство завода бельгийцам Бернару, Матье и Мельхнору.

10 октября 1900 года был устроен праздник по случаю завершения строительных работ. По первоначальному проекту главного конструктора бельгийца Филипара предполагалось поставить четыре домны с ежегодной выплавкой чугуна в 3 млн. пудов, но средств хватило только на две. Конструктивно домны оказались неудачными, были допущены просчёты при строительстве, поэтому  удалось запустить только одну печь. Вторую домну ввели в строй  почти  два года спустя – 15 июля 1902 года, но через 11 месяцев и она была остановлена, выплавив за это время 2 445 593 пуда чугуна. Завод прекратил работу, рабочие были уволены.

Промышленный застой в России с 1910 сменился подъёмом, усилился приток иностранных капиталов. Группа бельгийских капиталистов во главе с Эвраром, крупным владельцем шахт, находившихся на территории Донецкого угольного бассейна, скупив акции своих прогоревших предшественников, решила создать новое общество и пустить Сокольский завод. Получив одобрение, владельцы нового общества со старым названием приступили к работе.

25432

Общий вид Сокольского металлургического завода, 1912 год.

Фотография из фондов ЛОКМ

26 сентября 1911 года заработала первая доменная печь, а 1 февраля 1913 года – вторая. Работы велись только на местной руде и известняке. Производительность печей была низкой из-за постоянной нехватки кокса. Печи работали только днём, на ночь их приходилось останавливать.

Сокольский завод в 1915-1923 годах

С началом Первой Мировой войны снабжение коксом ещё более ухудшилось. Заводу угрожала полная остановка. Чтобы обеспечить выполнение военного заказа, на завод приехал военный министр Д.С. Шуваев. По его совету директора завода Саркисянца заменили более энергичным – Б.В. Толли – бывшим главным инженером Енакиевского завода. А главным бухгалтером завода был бельгиец Жорж Бришан.

В 1916 году была проведена реконструкция одной из печей, но ни смена руководства, ни частичная реконструкция не внесли заметных улучшений. Печи по-прежнему  часто останавливались из-за экономии топлива для выполнения военных заказов. Начиная с 1915 года, завод производил чугунные мины «Дюмезиле» с железными клёпаными стабилизаторами к 58-миллиметровому миномёту по заказам Харьковского военно-промышленного комитета и Петроградского завода «Атлас». Всего было изготовлено 23000 мин. 

Военные заказы поступали, но топлива по-прежнему не хватало, с каждым месяцем всё острее ощущался недостаток рабочей силы – каждый день со станции Чугун отправлялись на фронт эшелоны с мобилизованными.

В первые месяцы Советской власти Сокольский завод и Липецкие рудники были национализированы и перешли в непосредственное ведение Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), получив название «Государственный Сокольский металлургический завод и железные рудники».

Старое руководство завода во главе с директором Толли эмигрировало за границу, оставив предприятие без денег, сырья и топлива.  Более полутора миллионов рублей долга, почти бездействующие цеха – в таком состоянии достался завод государству. В январе 1923 года сокольцы на одном из собраний решили дать своему заводу название «Свободный сокол».

Зав. сектором дореволюционной истории Клокова З.А.