+7 (4742) 27-02-12

Подвиг Владислава Титова

В конце 60-х годов прошлого века на сцене Липецкогообластного драматического театра была поставлена инсценировка повестиВ. Титова«Всем смертям назло». История создания этой книги необычна, ведь её написал человек, который стоял на грани жизни и смерти и вышел победителем.

«Всем смертям назло»

1Это было первое, частично автобиографическое, произведение нашего земляка Владислава Андреевича Титова.В своей повести он описал реальные события, произошедшие с ним лично, когда он работал на шахте «Северная» в Донбассе. В роли главного героя Сергея Петроваон показал самого себя. Именно он перенёс страшные испытания, стал Screenshot 1инвалидом в 26 лет, тяжело переживал своё ущербное положение и страдал. В какой-то момент Титову захотелось поделиться своими мыслями и изложить их на бумаге, так появилась повесть «Всем смертям назло».

Советский театральный режиссёр, актёр и драматургК.Д.Миленко, прочитав повесть в журнале, обратился к бывшему шахтёру с просьбой разрешить инсценировать это произведение. Впоследствии Миленко писал: «Узнав о моём намерении создать пьесу по повести «Всем смертям назло», Владислав Андреевич сначала категорически отверг эту затею» [1]. Однако режиссёру удалось убедить его.

Инсценировка была поставлена сначала в Липецке, а затем в Ворошиловграде (Луганске), Донецке, Кемерово, Киеве, Житомире, Борисоглебске. А сама повесть была переведена на иностранные языки.

Подвиг

2В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится необычноеписьмо. Оно было написано 24 октября 1972года Владиславом Титовым своим родителям – Андрею Антоновичу и Анастасии Алексеевне Титовым, а также братьям и сёстрам[2]. Письмо обращает на себя внимание своим почерком и различными «закорючками» между строк. И только узнав о судьбе его автора, понимаешь, как технически сложно было его написать. Письмо было написано шариковой ручкой, но держал её Владислав не руками, а зубами. Обе руки были ампутированы.

Владислав Андреевич – наш земляк, родился в 1934 году в деревне Калиновка Добринского района, которая ныне не существует. После окончания школы он уехал в Донбасс,закончил там горный техникум и остался работать горным мастером.

В жизни всегда есть место подвигу. Наверное, В.Титов не думал, что место подвигу найдется и в его жизни. 14 апреля 1960 года в Донбассе, в нескольких километрах от Макеевки,на шахте «Северная»произошла авария.Вагонетка, упавшая с рельсов, высекла искру из кабеля. Огонь побежал к трансформатору, что неминуемо привело бык взрыву. В это время в шахте работали люди…

Владислав бросился к щитку и обесточил его, получив при этом мощный удар электрическим током.Однако кабель продолжал гореть, тогда Титов накрыл собой горящий кабель и погасил огонь.Взрыва не произошло…

Владислав Андреевич получил тяжёлые ожоги, но выжил, он провёл в больнице несколько месяцев, перенёс несколько сложных операций. Удалось спасти обожжённую правую ногу, но врачам пришлось ампутироватьему обе руки.

Новая жизнь

3А дальше началось самое трудное – нужно было научиться жить в новых обстоятельствах. И ему удалось это сделать, несмотря на многочисленные трудности и боль. Титов научился включать и настраивать телевизор, магнитофон. И даже … писать. Сначала он пытался писать, зажав карандаш пальцами правой ноги, потом – зажав карандаш специально приспособленным протезом правой руки. Но протез не слушался, и тогда он взял карандаш в зубы. Месяцы упорных тренировок, и Владислав смог писать по 5,8,12 страниц в день.А после того, как шахтёры подарили ему печатную машинку, он стал печатать с помощью палочки, которой нажимал на клавиши. В фондах нашего музея хранится ещё один необычный предмет – палочка, с помощью которой Владислав Андреевич переставлял фигуры во время игры в шахматы.

4Перенести все тяготы ему помогла его жена – Рита, которая постоянно была рядом. Именно ей он решил посвятить рассказ, но небольшой рассказ перерос в повесть. Повесть «Всем смертям назло» впервые была опубликована в журнале «Юность» в 1967 году. Позднее режиссёр, Заслуженный артист РСФСР К.Д. Миленко в соавторстве с В.А. Титовым написал одноимённую героическую драму в трёх действиях.

В.А. Титов написал ещё несколько произведений: «Ковыль-трава степная», «Жизнь прожить», «В родной земле корням теплее», «Проходчики» и другие. Он был награждён орденами «Дружбы народов», «Знак почёта», стал Лауреатом Государственной премии УССР им. Т.Г.Шевченко, Всесоюзного литературного конкурса им. Н.А.Островского.Не стало писателя 30 апреля 1987года.

А в августе 1988 года мать героя Анастасия Алексеевна Титова передала в Липецкий областной краеведческий музей материалы своего сына [3].

Список источников:

  1. Миленко К. Всем смертям назло / журнал Театральная жизнь, № 7, 1972 г. с. 22.
  2. Письмо В.А. Титова родителям от 24.10.1972года / ЛОКМ
  3. Акт передачи на постоянное хранение № 4953 от 05.08.1988 года. / ЛОКМ

Старший научный сотрудник отдела фондов Красникова О.И.

Японская ритуальная ваза периода Мэйдзи

 

Музейные коллекции таят в себе много интересных и необычных вещей, каждая из которых имеет свою историю. Достойное место в фонде прикладного искусства нашего музея занимает металлическая ритуальная ваза, изготовленная мастером в далекой Японии в конце XIX века. 

2132323Сама форма изделия экзотична и напоминает о самобытности и уникальности японской культуры. Шестигранная в сечении, грушевидных очертаний ваза украшена полосами рельефного чешуйчатого орнамента, напоминающего кожу неведомой рептилии. «Чешуйки» перемежаются декоративными элементами, выполненными в технике «клуазоне». Эта эффектная техника перегородчатой эмали является уникальным феноменом периода Мэйдзи (период в истории Японии с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года). Технология изготовления перегородчатой эмали заключается в нанесении рисунка на основу из медного сплава или бронзы, после чего тонкой металлической проволокой обводится контур и производится заливка эмали в получившиеся ячейки, а далее - обжиг и шлифовка изделия.

Основание вазы в форме расширенного книзу шестигранника, украшено поясом стилизованного растительного орнамента, также выполненного в технике перегородчатой эмали. Фигурные вертикальные ручки по бокам вазы сделаны в виде изогнувших спины драконов. Дракон – один из основных мифологических персонажей Страны восходящего солнца, традиционно олицетворявший как силы созидания, так и разрушения.

123123

Фрагмент орнаментального фриза в технике «клуазоне»с изображением маски демона

232323Любуясь орнаментальными фризами на тулове вазы, не сразу замечаешь в пересечениях разноцветных полос изображение звериной маски. Этот сюжет взят с древних ритуальных предметов династии Чжоу (эпоха в истории Китая, время правления династии рода Цзи – с 1045 по 221 годы до н. э.) и представляет собой изображение маски демона Тао-Тие (в Японии – Тотецу). Согласно восточной мифологии это существо с одной головой и двумя туловищами своим обликом походило одновременно на тигра, дракона и человека. По наиболее распространенной версии, Тао-Тие - прожорливый кровожадный демон, олицетворение жадности и порока. Изображение маски этого чудовища можно встретить на большинстве культовых бронзовых предметов, использовавшихся во время церемоний жертвоприношений в честь духов предков.

На дне вазы, с внешней стороны, рельефное клеймо с иероглифами. Это аналог европейской подписи автора изделия, который в Японии и Китае имеет название «тэнкоку» - уникальная, именная печать мастера-изготовителя изделия.

 Зав. сектором этнографии отдела фондов Селезнёва Е.В.

 

Из истории завода «Свободный Сокол»

 

С XVIII века Липецк был довольно известным металлургическим центром России. Наш край полностью обеспечивал Липские железоделательные заводы сырьем. Руда добывалась на рудниках, находившихся в черте современного города Липецка. Для производства древесного угля, необходимого заводам, вырубались окрестные леса. Но в 1795 году, когда леса на десятки километров вокруг города оказались уничтожены, заводы были закрыты. 

Первые шаги на пути создания завода

IMG 5791Во второй половине XIX века в Липецке возобновилась разработка железной руды. Эксплуатация рудных ископаемых сулила большие прибыли. 

Предводитель Липецкого дворянства, помещик Александр Михайлович Кожин, узнав о результатах исследований профессора И.В. Мушкетова, обнаружившего в 1885 году в Липецком уезде железную руду на малой глубине, провёл на территории своего имения в районе села Знаменское самостоятельные изыскания при помощи выписанных им специалистов.

Убедившись в наличии в этом районе залежей железной руды недалеко от поверхности земли, Кожин заключил выгодный для себя договор с городским головой М.Г. Покровским на аренду городской земли за низкую плату. Затем А.М. Кожин заключил аналогичные договоры с крестьянскими общинами окрестных сёл и деревень. Обеспечив себя договорами на аренду земель, он не нашёл поддержки у российских предпринимателей и решил использовать иностранный капитал. 

25 сентября 1898 года А.М. Кожин заключил с бельгийскими подданными Павлом Шмидтом, Леоном Гюбертом и Реймондом Ренаром соглашение о продаже им своих прав на разработку и добычу «железнорудных залежей и всякого рода ископаемых» в его имении при селе Знаменском, деревнях Кузминке и Вешаловке. Бельгийцам удалось привлечь к этому проекту крупных капиталистов, в результате чего 28 января 1899 года в городе Льеже было создано бельгийское акционерное «Тамбовское анонимное горное и металлургическое общество» (ТАГИМО) с основным капиталом в 6 миллионов рублей. Директором общества был назначен  Реймонд Иосифович Ренар. 

Начало деятельности Сокольского завода

56da02f4bd3e9206d2dc7c329ef1fbe9Общество сразу приступило к работе: за первый год его существования было добыто 12 миллионов пудов руды, а осенью 1899 года в селе Сокольском состоялась закладка Сокольского металлургического завода. 25 марта 1900 года на заседании Городской Думы обсуждался вопрос о продаже городской земли под устройство завода бельгийцам Бернару, Матье и Мельхнору.

10 октября 1900 года был устроен праздник по случаю завершения строительных работ. По первоначальному проекту главного конструктора бельгийца Филипара предполагалось поставить четыре домны с ежегодной выплавкой чугуна в 3 млн. пудов, но средств хватило только на две. Конструктивно домны оказались неудачными, были допущены просчёты при строительстве, поэтому  удалось запустить только одну печь. Вторую домну ввели в строй  почти  два года спустя – 15 июля 1902 года, но через 11 месяцев и она была остановлена, выплавив за это время 2 445 593 пуда чугуна. Завод прекратил работу, рабочие были уволены.

Промышленный застой в России с 1910 сменился подъёмом, усилился приток иностранных капиталов. Группа бельгийских капиталистов во главе с Эвраром, крупным владельцем шахт, находившихся на территории Донецкого угольного бассейна, скупив акции своих прогоревших предшественников, решила создать новое общество и пустить Сокольский завод. Получив одобрение, владельцы нового общества со старым названием приступили к работе.

25432

Общий вид Сокольского металлургического завода, 1912 год.

Фотография из фондов ЛОКМ

26 сентября 1911 года заработала первая доменная печь, а 1 февраля 1913 года – вторая. Работы велись только на местной руде и известняке. Производительность печей была низкой из-за постоянной нехватки кокса. Печи работали только днём, на ночь их приходилось останавливать.

Сокольский завод в 1915-1923 годах

С началом Первой Мировой войны снабжение коксом ещё более ухудшилось. Заводу угрожала полная остановка. Чтобы обеспечить выполнение военного заказа, на завод приехал военный министр Д.С. Шуваев. По его совету директора завода Саркисянца заменили более энергичным – Б.В. Толли – бывшим главным инженером Енакиевского завода. А главным бухгалтером завода был бельгиец Жорж Бришан.

В 1916 году была проведена реконструкция одной из печей, но ни смена руководства, ни частичная реконструкция не внесли заметных улучшений. Печи по-прежнему  часто останавливались из-за экономии топлива для выполнения военных заказов. Начиная с 1915 года, завод производил чугунные мины «Дюмезиле» с железными клёпаными стабилизаторами к 58-миллиметровому миномёту по заказам Харьковского военно-промышленного комитета и Петроградского завода «Атлас». Всего было изготовлено 23000 мин. 

Военные заказы поступали, но топлива по-прежнему не хватало, с каждым месяцем всё острее ощущался недостаток рабочей силы – каждый день со станции Чугун отправлялись на фронт эшелоны с мобилизованными.

В первые месяцы Советской власти Сокольский завод и Липецкие рудники были национализированы и перешли в непосредственное ведение Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), получив название «Государственный Сокольский металлургический завод и железные рудники».

Старое руководство завода во главе с директором Толли эмигрировало за границу, оставив предприятие без денег, сырья и топлива.  Более полутора миллионов рублей долга, почти бездействующие цеха – в таком состоянии достался завод государству. В январе 1923 года сокольцы на одном из собраний решили дать своему заводу название «Свободный сокол».

Зав. сектором дореволюционной истории Клокова З.А.

Создатель заповедника «Галичья гора»

В этом году исполняется 95 лет уникальной природной достопримечательности нашего края – заповеднику «Галичья гора». В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранятся материалы, принадлежавшие учёному, которого по праву можно назвать создателем этого заповедника, – Владимиру Николаевичу Хитрово.

 Детские годы

Представитель древнего дворянского рода Владимир Николаевич Хитрово родился 8 января 1879 года в Санкт-Петербурге. Отец будущего учёного Николай Михайлович Хитрово был капитаном артиллерии, а мать Елизавета Викторовна (урождённая Клебек) – певицей Мариинского оперного театра, она обладала прекрасными вокальными способностями и исполняла ведущие партии. Но поскольку брак с оперной певицей для офицера гвардейского полка считался неравным, офицерское собрание поставило влюблённым условие: или она покидает театр, или он уходит в отставку. Тогда Елизавета Викторовна была вынуждена пожертвовать своей карьерой, и они поженились.

Но семейное счастье было недолгим: Елизавета Викторовна скончалась от злокачественного белокровия, когда сыну Володе было 3 года, а младшей дочери Маше - 2. После смерти матери воспитанием детей занимался отец, лето они проводили в имении бабушки Марии Алексеевны в селе Муратово Орловской губернии. Именно там Володя увлёкся изучением природы, начал собирать гербарий и определять растения. В то время он уже различал около 300 видов и пытался самостоятельно найти ответы на интересующие его вопросы из жизни растений.

В 11 лет Володя Хитрово поступил в 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию, а через 3 года его отец стал генерал-майором, и семья переехала на новое место его службы – в город Таганрог. В Таганрогской гимназии под руководством преподавателя физики Е.М. Грохольского мальчик не только с интересом изучал естественные науки, но и учился искусству фотографии, которое стало одним из главных увлечений всей его жизни.

Начало научной деятельности

После окончания гимназии Владимир Хитрово поступил на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета, в котором ботанику преподавал известный учёный Сергей Гаврилович Навашин. Во время учёбы Хитрово решил посвятить свою жизнь изучению флоры, именно тогда он провёл первые исследования и написал самую первую в своей жизни научную статью о луговой растительности Орловской губернии.

32434В 1902 году, окончив университет, он стал работать при кафедре С.Г. Навашина сначала лаборантом, а затем ассистентом. Имение в Муратово, в котором прошло его детство, Владимир Хитрово превратил в настоящий центр исследования природы Орловской губернии.

Приезжавшие в Муратово исследователи, в том числе известные российские учёные, жили в усадьбе, занимались сбором и обработкой научного материала.

И, конечно, Муратовская ботаническая база была своеобразным штабом изучения луговой растительности, проводившегося В.Н. Хитрово. А с 1903 года у него появился ещё один постоянный объект исследования.

Исследования Галичьей горы

В 1882 году В.Я. Цингер и Д.И. Литвинов побывали в урочище Галичья гора в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Задонский район Липецкой области) и обнаружили там 17 видов растений, которые прежде встречались только высоко в горах Средиземноморья, Кавказа, Алтая и Сибири. Этот ботанический феномен привлёк внимание учёных, на Галичью гору приезжали известные российские ботаники, но во время кратковременных посещений они не могли полностью изучить загадочное урочище. Его первооткрыватель Д.И. Литвинов рекомендовал молодому учёному Хитрово заняться исследованиями флоры Галичьей горы.

Летом 1903 года Владимир Хитрово трижды посетил это урочище, а затем стал регулярно приезжать туда. Для удобства изучения он разделил Галичью гору на 11 участков, подробно описал и сфотографировал каждый из них. Владимир Николаевич побывал на Галичьей горе 13 раз, собрал богатый материал и дополнил список растений урочища, составленный профессором С.И. Ростовцевым, 146 видами.

IMG 20200526 0002Итогом большой работы стал «Путеводитель по Галичьей горе», увидевший свет в 1913 году. В нём, помимо списка растений, включавшего 503 вида, В.Н. Хитрово привёл ценные сведения по геологии, почвам, климату и истории этого уникального природного объекта. Издание было проиллюстрировано серией прекрасных фотографий, сделанных автором.

В Липецком областном краеведческом музее хранится подлинный макет листа из этого «Путеводителя». Он представляет собой лист картона, на котором Владимир Николаевич приклеил фотографии и сделал подписи.

Научная фотография

В.Н. Хитрово считал необходимым фотографировать объекты своих исследований для того, чтобы потом по этим фотографиям можно было проследить изменения ландшафтов и растительного покрова. Каждая фотография обязательно дополнялась подробной информацией о месте и времени съёмки. Владимир Николаевич писал:

«… всякий снимок точно зарегистрированный – документ, ценность которого со временем возрастает…»

В.Н. Хитрово «Путеводитель по Галичьей горе» [1]

IMG 20200526 0003

Панорама Галичьей горы, выполненная В.Н. Хитрово. Из фондов ЛОКМ

Он сделал 78 фотографий и 3 панорамы Галичьей горы [2], а всего в 1929 году фотоархив Хитрово включал около 7000 фотографий [1], запечатлевших Галичью гору, Муратовскую ботаническую станцию и другие объекты его исследований. В настоящее время сохранилась лишь очень малая часть этого уникального собрания. 15 фотографий, сделанных Владимиром Николаевичем Хитрово, находится в фондах нашего музея. На них изображены урочище Галичья гора и его исследователи, а также интересные природные объекты Елецкого уезда.

Создание заповедника

В.Н. Хитрово не только изучал Галичью гору, но и неоднократно поднимал вопрос о её охране. Впервые с предложением взять Галичью гору под охрану выступил академик И.П. Бородин в 1909 году. Впоследствии он неоднократно писал о необходимости создания в России природоохранных территорий и указывал среди природных объектов, нуждающихся в охране, «знаменитую в флористическом отношении Галичью гору в Елецком уезде Орловской» губернии [3].

В 1917 году известный географ Вениамин Петрович Семёнов-Тян-Шанский предложил «организовать заповедники по типу американских национальных парков» [4], в составленный им список будущих государственных заповедников была включена и Галичья гора. Обсуждение этого проекта состоялось в октябре 1917 года, но затем революционные события не позволили воплотить его в жизнь.

В.Н. Хитрово в 1915 году был мобилизован на фронт, во время Первой мировой войны он участвовал в организации госпитальной службы, а после Октябрьской революции работал учителем в Муратово. К изучению Галичьей горы Владимир Николаевич вернулся в 1923 году. В это время на северном участке урочища Галичья гора образовался большой каменный карьер, в котором добывали известняк для строительных целей; редким растениям угрожала опасность. Хитрово обращался в Главнауку и другие инстанции и добился успеха: Галичью гору официально признали сначала ботаническим памятником природы, а затем 25 апреля 1925 года – заповедником. Так заповедник «Галичья гора» стал первым заповедником Центрального Черноземья и седьмым заповедником в России.

546Летом 1925 года в новом заповеднике начались первые научные исследования, которые под руководством В.Н. Хитрово проводили студентки МГУ П.П. Жудова и Т.М. Попова. Профессор Орловского университета Хитрово стал первым научным руководителем заповедника «Галичья гора», он продолжал исследовать и фотографировать заповедное урочище до 1930 года.

В сентябре 1929 года Владимир Николаевич принимал участие в Первом Всероссийском съезде по охране природы, где выступил с сообщением о заповеднике «Галичья гора».

Сибирский период деятельности

В 1931 году В.Н. Хитрово был репрессирован и приговорён к 5-летней высылке в Сибирь. По окончании высылки в 1938 году Владимир Николаевич приехал в Орёл, чтобы передать в дар педагогическому институту гербарий, насчитывавший 1116 видов растений и 20 тысяч гербарных листов, и подготовить свои научные материалы к отправке багажом на новое место жительства. При оформлении проездных документов на железнодорожном вокзале учёного арестовали, около года он провёл в Орловском централе без предъявления обвинения, только весной 1939 года был освобожден и вернулся в Сибирь.

IMG 20200610 0001Там Владимир Николаевич работал на Омской областной станции животноводства, а затем стал старшим научным сотрудником Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства.

Научная и творческая деятельность В.Н. Хитрово была удивительно многообразна, он написал 250 трудов, среди которых были статьи по флористике, геоботанике, луговедению, метеорологии, гидрологии, оптике, математике, фотографии, землеустройству, социологии, искусству, филологии, этнографии и психологии.

За многочисленные научные труды в 1946 году Владимиру Николаевичу Хитрово без защиты диссертации была присвоена учёная степень доктора биологических наук. А через 3 года он внезапно скончался от сердечного приступа.

Член-корреспондент Академии наук СССР профессор Б.М. Козополянский писал:

«Несомненно, Хитрово был светлейшей личностью, всю жизнь отдавший науке, Родине. Кое-что у него будут вспоминать в истории отечественной науки вечно» [5].

Именно Б.М. Козополянский предложил присвоить заповеднику «Галичья гора» имя В.Н. Хитрово, его поддержали многие известные учёные, но это так и не осуществилось.

Список источников

  1. Сарычев В.С., Нестеров Ю.А. Фотографическое наследие В.Н. Хитрово // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология, 2007. № 2. С. 122-124.
  2. Хитрово В.Н. Стереоатлас фотодокументов Галичьей горы и других примечательных мест района заповедника, машинопись. // ЛОКМ.
  3. Академик Бородин И.П. Охрана памятников природы. С-Пб, 1914. 31 с. 
  4. Семёнов-Тян-Шанский В.П. Пояснение к докладной записке «О типах местностей, в которых необходимо учредить заповедники типа американских национальных парков», 17 октября 1917 г. Рукопись, фотокопия. // ЛОКМ.
  5. Данилов В.И. Учёный В.Н. Хитрово. Тула, 1985. 103 с.

Зав. отделом природы Юнченко А.В.

 

Там, где лира и гудок…

 

«Там, где лира и гудок,

на гуляньях будет толк».

(старинная поговорка)

В собрании Липецкого областного краеведческого музея есть уникальный фонд музыкальных инструментов, включающий, в том числе и  редкие старинные инструменты. Среди них - изобретённые народом в средние века струнные смычковые инструменты - гудок и колёсная лира.

125На гудке в старину аккомпанировали хоровому пению, сопровождали народные песни, а также играли в ансамбле вместе с другими музыкальными инструментами. Гудок и колёсная лира - родственные струнные инструменты. На гудке музыкант извлекает звуки с помощью трёх струн и пучка конских волос,   в виде тетивы лука, а на лире смычком служит деревянное колесо с натёртым канифолью ободом. С помощью рукоятки колесо вращается, задевает и приводит в звучание все струны одновременно.

Именно на колёсной лире исполняли свои незамысловатые мелодии странствующие крестьяне-слепцы с поводырями. Назывались они лирники или «калики перехожие».

124Гудок имеет корпус грушевидной формы с плоским дном. При игре инструмент держат вертикально, чаще всего опирая его о колено. Смычком водят по всем трём струнам сразу. Мелодию извлекают на третьей крайней струне. Такое, хоть и примитивное, многоголосие было необходимо бродячему музыканту для сопровождения исполняемой мелодии. 

Гудок бытовал и в крестьянской среде, и среди разудалого скоморошества. Этот инструмент неоднократно пытались переделывать и ввести в состав русских народных оркестров, но, в конце концов, пришли к убеждению, что всякое усовершенствование гудка приведёт к скрипке.

Гудок и колёсная лира не просто хранятся в фондах нашего музея, а наряду со многими народными инструментами звучат в интерактивных мероприятиях. Эти редкие и достаточно сложные музыкальные инструменты были изготовлены современным мастером – И.П. Пашковым. 

15Игорь Петрович Пашков родился в городе Липецке в 1960 году, всю сознательную жизнь посвятил музыке и народному творчеству. Он - профессиональный столяр-модельщик, в молодости играл в эстрадном ансамбле, занимался рисованием.

Игорь Петрович -  талантливый мастер по изготовлению древнерусских струнных и духовых музыкальных инструментов. Его выступления в фольклорном ансамбле «Вера» сопровождались игрой на многих из них, что придавало выступлениям коллектива неповторимый тембр, красочность и колорит.123

Фольклорный ансамбль «Вера». 6 июня 2015 г.

Зав. отделом региональной культуры Овчинников А.В.