Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Красота и строгость японского кимоно

11Дивная и загадочная Япония не устает удивлять и восхищать своей красотой и самобытностью традиций. В числе памятников традиционно-бытовой японской культуры в коллекции Липецкого областного краеведческого музея хранится женское кимоно, датируемое началом XX века.

С японского слово «кимоно» переводится как «одежда», и в старину оно действительно обозначало любую одежду. Однако с течением времени, это слово стало применяться исключительно к традиционному японскому одеянию. А с середины XIX века кимоно стало считаться национальным японским костюмом. Кимоно популярно и в современной Японии, его надевают на свадьбы, чайные церемонии, а также во время праздничных торжеств фестиваля Сити-го-сан, проходящего осенью.

Кимоно, хранящееся в фондах нашего музея, сшито для замужней женщины, которая облачалась в него во время проведения торжественных мероприятий. Сшитое из черного шелка одеяние напоминает по своей форме халат «Т»-образного силуэта, красиво ниспадающий до самого пола. Рукава длинные, свободные, не сковывающие движения.

Согласно японской традиции, все женские кимоно шьют одного размера,  поэтому владелица кимоно должна была уметь правильно и красиво драпировать ткань на собственной фигуре, подчеркивая ее достоинства. В этом японкам помогал и по сей день помогает специальный пояс (оби́), который в несколько витков обвивает талию и завязывается сложным бантом на спине. К сожалению, в фонды нашего музея кимоно поступило без пояса.

12

Аппликации на подоле кимоно, выполненные из раскрашенного вручную шелка

Кимоно из этнографической коллекции Липецкого областного краеведческого музея сшито вручную и украшено крупными аппликациями в виде пучка развевающихся лент с перехватом из строенных колец, окаймленных золотистой тесьмой. Материалом для аппликаций послужил тончайший шелк с ручной росписью, представляющей собой стилизованные цветы и листья растений. Большая часть мотива расположена на левой передней детали, переходя на подол спины и часть правой передней детали.

13

Фрагмент аппликации на подоле кимоно. Шелк, ручная роспись

Подобные кимоно были уникальны и стоили немалых денег, а потому их берегли и надевали лишь по особенным случаям. Такое кимоно обычно служило верхней одеждой, под которую надевали более простое кимоно, из хлопчатобумажной ткани.

14Напоминанием о далеком прошлом Японии служат родовые гербы - «камоны». Родовые гербы или знаки дома представляли собой стилизованное изображение цветка, растения или животного, вписанного в окружность. Согласно японским традициям изображения камонов наносились на ткань кимоно представителей благородного сословия. Причем японки аристократического происхождения имели право носить на одежде свой семейный камон, а не символ рода мужа, и передавать его по наследству дочерям. На одном кимоно могло быть изображено от одного до пяти родовых гербов. На кимоно из фонда ЛОКМ нанесено изображение пяти камонов, каждый из которых имеет вид стилизованного цветка, заключенного в окружность.

Длинный подол кимоно без разреза, плотно обернутый вокруг талии широкий пояс значительно сковывают движения и требуют от женщины большей неторопливости и плавности, как бы вознося ее над суетностью окружающего мира. Считается, что кимоно символизирует собой не только красоту, но и этикет, демонстрируя истинно японскую сдержанность и изысканную утонченность в каждой своей линии и детали.

Список источников:

  1. Электронный ресурс: https://www.livemaster.ru/topic/266893-istoriya-kimono
  2. Электронный ресурс: https://art.mirtesen.ru/blog/43960858826/Kimono---yaponskiy-natsionalnyiy-kostyum

Зав. сектором этнографии отдела фондов Селезнёва Е.В.