Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Дважды кавалер ордена Александра Невского

13 мая 2021 года отмечается 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны образ этого знаменитого полководца, дипломата и святого Русской земли стал символом борьбы советского народа с немецкими захватчиками. 29 июля 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР был учреждён орден Александра Невского, которым за личную отвагу, мужество и храбрость награждено 41 685 офицеров Советской армии. Среди кавалеров этого ордена были и наши земляки. Сегодня мы вспомним одного из них – лётчика-истребителя Петра Дмитриевича Углянского, удостоенного этой высокой награды дважды.

Начало пути

Пётр Дмитриевич Углянский родился 20 июня 1920 года «в посёлке завода «Свободный Сокол» в семье рабочего» [1]. С чего же начинался жизненный путь будущего героя? В своей автобиографии он писал: «В 1935 году окончил 7 классов липецкой средней школы № 3 и поступил учиться в школу ФЗУ завода «Свободный Сокол», которую окончил в 1938 году по специальности шишельника [шишельник - специалист в литьевом производстве, подготавливающий (набивающий песком) форму для отливки какого-либо изделия]. В 1938 году поступил работать по специальности в труболитейный цех № 1 завода «Свободный Сокол» [1]. Казалось бы, за простыми словами этого документа скрывается обычная биография того времени: мальчик из рабочего района пошёл по стопам своего отца, как тысячи советских юношей учился в фабрично-заводской школе, где готовили квалифицированных рабочих, и в дальнейшем собирался трудиться на родном заводе. Но на самом деле, получая рабочую профессию, Пётр Углянский мечтал совсем о другом будущем. Его мечты были связаны с важными событиями, происходившими тогда в жизни Липецка.

Дело в том, что в 1934 году в нашем городе был создан аэроклуб Осоавиахима имени М.В. Водопьянова. Активное участие во всех его начинаниях принял завод «Свободный Сокол», на котором учился, а затем работал Углянский. «Основную роль в создании… материальной базы [аэроклуба] сыграли рабочие «Свободного Сокола», собравшие средства «на покупку самолёта, строительство парашютной вышки» [2]. «На бывших картофельных полях сёл Студёнки и Сокольское появился новый аэродром (ныне в районе стадиона «Сокол»)… Уже в июле 1935 года заводом «Свободный Сокол» был приобретён первый аэроклубовский самолёт У-2, а также комплект запасных частей к самолёту и мотору, три парашюта, учебное оборудование» [2]. Тогда при заводе работал планерный кружок, и, кроме того, у Липецкого аэроклуба появился филиал – школа лётчиков аэроклуба «Свободного Сокола», в котором без отрыва от производства начали обучение молодых рабочих завода.

Липецк того времени стал авиационным городом, в котором торжественно отмечали Всесоюзный день авиации, в праздник катали на аэроклубовском самолёте лучших ударников липецких предприятий, а газета «Липецкая коммуна» «часто публиковала заметки будущих пилотов, где они чаще всего описывали свои первые самостоятельные полёты» [2].

Неудивительно, что Пётр Углянский, как и многие липецкие юноши и девушки, мечтал о небе. В 1938 году он окончил аэроклуб имени М.В. Водопьянова и в декабре поступил в Борисоглебскую авиационную школу пилотов.

Военный лётчик

1В 1939 году П.Д. Углянский «по окончании военной школы был направлен» в 153-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа [1]. Именно с этим полком, 22 ноября 1942 года преобразованным в 28-й Гвардейский [3], был связан весь боевой путь лётчика Углянского.

В фондах ЛОКМ хранится переданная Петром Дмитриевичем Углянским фотография, на ней на фоне простого русского пейзажа запечатлена группа лётчиков: молодые открытые лица с задумчивым выражением или радостной улыбкой. На обороте подпись: «Состав эскадрильи № 1 – 153 ИАП в день начала войны 41 г. 22 июня» и приписка, сделанная его рукой: «Погибли из лучших друзей» и ниже столбик из 8 имён и фамилий…

 

 

2

Состав эскадрильи № 1 – 153 ИАП, 1941 год.  Первый слева в нижнем ряду – П.Д. Углянский. Фотография из фондов ЛОКМ.

С 22 июня 1941 года младший лейтенант Углянский вместе со своими однополчанами защищал небо Ленинграда. За первые полтора месяца войны на самолёте И-153 он совершил 133 боевых вылета [2]. 6 августа 1941 года во время воздушного боя, прикрывая атаку своего ведущего Алексея Смирнова, Пётр Углянский был вынужден вступить в поединок с ведущим пары истребителей противника. Углянскому удалось подбить вражеский «Мессершмитт», но его самолёт был сбит, а сам он – ранен, «получив при этом огнестрельно-пулевой перелом правого плеча, перелом трёх рёбер с ранением лёгкого». Позднее в госпитале была извлечена пуля из «второго поясничного позвонка» [2]. Кроме того, в результате ранения у него развился гнойный плеврит. После длительного лечения в январе 1942 года медицинская комиссия признала П.Д. Углянского инвалидом 2-й группы. Но, несмотря на это, он не отчаялся…

Преодоление

Зимой 1942 года однополчане Углянского получили из тылового госпиталя на Урале письмо, в котором он писал: «Выжил, всем врагам назло. Профессор сказал: «Небо будешь видеть только с земли». А я верю – отрастут крылья, ещё повоюем...» [4]. И осенью 1942 года Углянский, в самом деле, вернулся в родной полк, «который базировался в городе Липецке» [1].

В марте 1943 года младший лейтенант Углянский снова получил ранение – осколками снаряда авиационной пушки была травмирована кисть правой руки [2]. Но и после этого он продолжал летать, несмотря ни на что, преодолевая последствия тяжёлого ранения. Врач авиаполка писал, что П.Д. Углянский «перегрузки переносит тяжело, сильно устаёт в полёте, но летать очень любит и не обращает внимания на плохое самочувствие» [2]. Он продолжал сражаться в своём полку до самого конца войны, совершил ещё около 300 боевых вылетов, сбил 13 самолётов противника [2].

3К 9 мая 1945 года гвардии капитан Углянский был командиром эскадрильи. «За образцовое выполнение задания командования в период Великой Отечественной войны был награждён: 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, а также медалями – «За оборону города Ленинграда», «За взятие города Кёнигсберга», «За победу над Германией» [1].

Петру Дмитриевичу довелось быть участником знаменитого Парада Победы, состоявшегося 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади. Приехав в Москву на репетицию Парада, 25-летний герой сфотографировался на память в новой форме, сшитой специально для этого торжества. Теперь эта фотография хранится в фондах ЛОКМ вместе с другими материалами, переданными им в далёком 1965 году.

После войны

После Победы гвардии капитан Углянский продолжал служить в ВВС. Но в 1947 году 28-й Гвардейский истребительный авиационный полк в рамках перевооружения стал переходить на реактивные самолёты, летать на которых Петру Дмитриевичу Углянскому не позволило состояние здоровья. Он был признан «негодным к лётной работе» и уволен из армии [2].

4Пётр Дмитриевич вернулся в родной Липецк, где работал старшим мастером в труболитейном цехе № 2 завода «Свободный Сокол» и даже был награждён бронзовой медалью ВДНХ [1].

Но его боевое прошлое не было забыто, в 1965 году в Липецк пришла открытка из Калининской области, в которой командование и политотдел войсковой части № 06843 приглашали П.Д. Углянского на празднование 25-летия полка.

И Пётр Дмитриевич отправился в путь, 20 лет спустя он снова побывал и сфотографировался на Красной площади.

5

П.Д. Углянский на Красной площади, 1965 год. Фотография из фондов ЛОКМ.

А затем 23 февраля 1945 года принял участие в торжественных мероприятиях, посвящённых 47-летию Советской Армиии 25-летию своего полка. На память об этих событиях и встрече с боевыми друзьями осталась фотография, сделанная на фоне стенда, рассказывающего о боевом пути и героях 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

6

Встреча однополчан на торжественном мероприятии, посвящённом 25-летию 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка. 1965 год. Второй слева – П.Д. Углянский. Фотография из фондов ЛОКМ.

После этой встречи ему было отпущено ещё 17 лет жизни в родном городе. Пётр Дмитриевич Углянский скончался 23 февраля 1982 года и был похоронен на Сокольском кладбище города Липецка. Но память о нём живёт на страницах книг и электронных ресурсов, посвящённых советским лётчикам Второй Мировой. А его портрет, тот самый портрет молодого и жизнерадостного участника Парада Победы, можно увидеть в новом мемориальном комплексе «Дорога Памяти» (г. Москва) и в одной из витрин выставки «Искусство воевать», которая сейчас работает в нашем музее.

Список источников:

  1. Углянский П.Д. Автобиография. 1965 год / ЛОКМ
  2. Ковалёв С.Ю. Липецк авиационный (1912-1941).- Липецк, 2017. 448 с.
  3. Углянский Пётр Дмитриевич / Электронный ресурс: http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/u/uglyanski.htm
  4. Прославленному авиаполку посвящается... / Электронный ресурс: http://redakciya2005.narod.ru/txt/2008/0000175.html

Зав. отделом природы Юнченко А.В.