В Липецком областном краеведческом музее на выставке, приуроченной к 100-летию Липецкого академического драматического театра им. Л.Н. Толстого, экспонируются раритетные театральные костюмы известного в первой половине 20 века актёра-трагика, Заслуженного артиста РСФСР Николая Петровича Россова. Костюмы, в которых артист играл свои бессмертные роли (принца Гамлета и короля Ричарда III), нашему музею передала дочь Николая Россова Людмила Николаевна.
Детство и юность известного актёра
Николай Петрович Россов – наш земляк, сын небогатого усманского мещанина Петра Фёдоровича Пашутина. Его отец служил конторщиком в имении Шеншина в небольшом селе Васильевском Чемлыкской волости Усманского уезда, ныне Добринского района. Здесь и родился 28 декабря 1864 года будущий неподражаемый трагический актёр. Впоследствии фамилию Пашутин Николай Петрович поменял на творческий псевдоним Россов в надежде, что это поможет его актёрской деятельности. Детство и отрочество артиста прошли в большой нужде. Отец умер, когда мальчику было четыре года. Семья переехала сначала в Задонск, а затем в Воронеж. Николай окончил Воронежское уездное училище.
Оставшись на попечение бабушки, он определился на работу учеником слесаря в железнодорожные мастерские станции Воронеж. Но юношу больше интересовали книги, декламирование стихов и трагических монологов. Это раздражало полуграмотного мастера, и он, застав молодого ученика на работе за чтением, так рассвирепел, что ударил мальчика головой о верстак. Последствиями этого удара были заболевание эпилепсией, от которой удалось вылечиться, и заикание, оставшееся на всю жизнь. Впоследствии заикание мешало его актёрской работе и принесло ему много страданий.
Начало творческого пути
Работа в мастерских была оставлена и, при содействии своего гимназического учителя, Николай устроился писцом в земскую управу. Жалование его в то время составляло 18 рублей в месяц, но юноша экономил деньги, чтобы попасть на спектакли приезжавших в Воронеж гастролёров. В полном одиночестве, 7-8 лет он готовил классический репертуар, стараясь перебороть своё заикание. Одновременно Николай перечитал всё, что мог достать о театре и любимых авторах.
Увлечение театром было так велико, что он, накопив 200 рублей, уехал в Москву с мечтой выступить на сцене. Вначале его приняли в Общество искусства и литературы. В то время начинающий К.С. Станиславский ставил там спектакли, и Россов репетировал роли Гамлета, Уриэля Акосты, но из-за строптивого характера, нежелания признавать и принимать догмы обучения его в буквальном смысле изгнали из театра. Россов действительно всю жизнь не принимал какие-либо театральные школы. Он называл себя актёром транса и вдохновения, комедиантом - не в ироническом, а в возвышенном значении слова.
Определившись в частный театр известной тогда москвички Е.Н. Горевой, Россов тоже не нашёл себя. Актёры считали его «не от мира сего» и даже потешались над ним. А он упорно продолжал работать, репетировал даже по ночам, оставшись один, в театре. Но, поняв, что и в этом театре ему не пробиться, Николай Россов уехал в Пензу, где предложил себя на роль Гамлета.
Долгожданный триумф
И вот 18 февраля 1891 года состоялся дебют 26-летнего актёра, который имел громадный, невиданный для провинциального города, успех. Из театра Н.П. Россова вынесли на руках, да так качали и кидали, что чуть не уронили… О нём заговорила пресса, в том числе и столичная, появились публикации в театральных журналах. До сих пор никому не известный дебютант сразу получил ряд предложений.
Дав ещё несколько спектаклей в Пензе, Россов уехал в Тамбов, оттуда в Воронеж. И здесь он произвёл фурор. «Злобу дня нашего города», - отмечала губернская газета, - «в настоящее время составляют гастроли молодого талантливого артиста Николая Петровича Россова, выдвинувшегося из мрака неизвестности в прошлый сезон в Пензе…» [3].
Из Воронежа Россов отправился в Петербург, где играл в театрах Панаева, Суворина, затем вновь уехал с гастролями в провинцию. Везде играл только классические роли, ограничив себя сравнительно узким репертуаром трагедии и романтической драмы.
Талантливый актёр и литератор
Современники в один голос отмечали, что Россов был человеком высокой культуры, к тому же весьма одарённым литератором. Он самостоятельно изучил английский язык, чтобы не только прочитать в подлиннике, но и самому сделать перевод драмы В. Шекспира «Гамлет». Кроме того, Николай Петрович изучил французский язык и перевёл на русский четыре пьесы В. Гюго. Им написано много статей по искусству, напечатанных в театральных журналах, изданы три его собственные пьесы.
Талантливый трагик всю свою творческую жизнь провёл в гастрольных разъездах и подолгу не мог задержаться ни в одном театре страны. Веря лишь в творческую интуицию, артист отрицал значение театральных школ, выступал на сцене по вдохновению и перевоплощался до неузнаваемости. Советское правительство по достоинству оценило благородную самоотверженную деятельность Н.П. Россова. В 1926 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
До конца своей жизни, даже в последние годы, несмотря на глубокую старость, он мечтал о сцене. Николай Петрович Россов скончался 30 января 1945 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Когда с ним прощались старые деятели сцены, у его изголовья висела старая лиловая афиша с крупно напечатанным словом «Гамлет» – названием пьесы, с образом героя которой он прошёл всю свою жизнь.
Список источников:
1. Комяков Д. Артисты из Усмани. Новая жизнь [Усманский район].–
28.11.96 г
2. Театральная энциклопедия. – М., 1965. – Т. IV. – Ст. 664-665.
3. Деятели искусства: библиогр. указ. / Липецкая ОУНБ, Информ.– библиогр.
отдел. – Воронеж, 1982. – С. 29-30.
Зав. отделом региональной культуры Овчинников А.В.