В этом году отмечается 75-летие Великой Победы. С тех пор сохранилось множество воспоминаний, документов и фотографий. Во время войны военные журналисты сообщали в газетах последние новости о событиях на фронте и подвигах, совершаемых советскими воинами, свидетельством которых выступали, конечно, фотографии. Одним из известных фотокорреспондентов был наш земляк – Иван Александрович Нарциссов, который прошел с фотоаппаратом всю войну до самого Берлина. На его снимках есть и суровые фронтовые будни, и жизнь, и смерть, и милые сердцу минуты досуга, и торжество Великой Победы.
Родился Иван Александрович в Липецке 17 апреля 1913 года. В 1939 году от ЦК комсомола он был направлен в город Фрунзе Киргизской ССР (в настоящее время г. Бишкек), где начал свой творческий путь в молодежной газете «Комсомолец Киргизии».
За год до начала Великой Отечественной войны он был призван в армию и служил в Киргизии радистом. Как только началась война, его часть перебросили на фронт. Свое боевое крещение он получил в Смоленской области, в боях за город Ельня. Иван Александрович получил осколочное ранение, отказался от госпитализации и вернулся к товарищам на фронт. Фотокорреспондент Нарциссов работал в таких газетах как «За Победу!», «Советский гвардеец», «Бой за Родину» и других, сотрудничал с ТАСС.
Роль фотокорреспондентов в годы Великой Отечественной войны чрезвычайно важна. Потому что именно они освещали события, происходившие на фронте, они помогали каждому солдату почувствовать свое единство со всей армией, ощутить себя частью огромной общности людей, у которого одна общая цель – Победа.
Человек с фотоаппаратом в руках имеет преимущество пред другими очевидцами событий, возможность получить доказательство того, что видит, более того, он сам выбирает, что требует доказательств, а что нет. Но есть еще одна особенность – фотограф не является участником событий. Иногда можно слышать критические рассуждения относительно феномена геройства на войне: если было так много подвигов, то почему мы не видим фотографий, на которых они запечатлены. Но разве мог фотокорреспондент держать в руках фотоаппарат, когда его товарищи все как один идут в атаку, когда не условно, а на самом деле возникает выбор между жизнью и смертью. Как известно, фотокоры шли в атаку вместе со всеми, а фотоаппарат доставали, когда появлялась возможность. Об этом, собственно, и говорится в знаменитой советской военной песне: «С лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом…». Так и наш герой воевал наравне со всеми. Более того, как писал И.А. Нарциссов в своих воспоминаниях, пока все отдыхали по ночам, он в отгороженном закутке проявлял пленку, а бывало, что приходилось это делать и в промерзшей землянке, вытягивая задубевшую пленку теплым дыханием.
До наших дней дошло множество динамичных фотографий, на которых запечатлены и военные преступления фашистов, и боевые действия, и подвиги. Это стало возможным благодаря развитию фототехники. Советские фотографы отдавали предпочтение трофейным немецким фотоаппаратам. Лучшим считался фотоаппарат Лейка 2, портативный фотоаппарат небольших размеров, со складывающимся объективом, который помещался в нагрудном кармане гимнастерки. Иван Александрович около 1943 года заполучил знаменитую трофейную «Лейку», которую впоследствии передал в музей своего родного города. Сейчас «Лейка» И. А. Нарциссова занимает почетное место в обновленной экспозиции «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны».
В Липецкий областной краеведческий музей Иваном Александровичем было передано около 100 фотографий, сделанных в годы Великой Отечественной войны. И.А. Нарциссов – довольно известный военный фотограф, его снимки, хранящиеся в фондах нашего музея, можно встретить и на страницах современных школьных учебников по истории.
Рассматривая фотоснимки И.А. Нарциссова, трудно остаться равнодушным к тому, о чем они повествуют.
Вот перед нами Иван Михаленко, совсем юный воин, который уничтожил в бою пять фашистов и был награжден медалью «За отвагу».
А на следующей фотографии изображена тяжелая работа связистов, которые в любых условиях, рискуя своей жизнью, прокладывают связь, без которой даже сильнейшая армия будет бессильна.
Сколько надежды внушали советским воинам фотографии, на которых видны примеры поражения фашистского оружия.
И.А. Нарциссов много снимал снайперов. На снимке известный советский снайпер Тумугаш Абдыбеков принимает легендарную винтовку, из которой он лично уничтожит 297 гитлеровцев.
У снайперов и фотокорреспондентов есть одна общая черта – они ценят качественную оптику, которая позволяет делать точные выстрелы.
В самом начале войны нарком иностранных дел В.М. Молотов произнес: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Фотографии Нарциссова – это выстрелы агитационной войны, которые были доказательством слов советского дипломата, поднимали боевой дух и укрепляли надежду на скорое поражение ненавистного фашизма.
А только представьте, что чувствовал советский воин, когда видел, что до Берлина советским войскам осталось всего 23 км.
В своих воспоминаниях Иван Александрович писал об ужасах, сопровождавших войну до самого конца, о полуразрушенном Берлине. Он вспоминал, что «каждый, кто посещал Рейхстаг, расписывался на внешних стенах и колоннах. Наши люди оставляли надписи, суровые, полные ненависти к врагу и горячей любви и преданности матери-Родине. На высоте поднятой руки уже все было исписано» [1. С. 40]. Нарциссов тоже оставил там свою надпись.
Очень символичной является фотография И.А. Нарциссова на фоне Триумфальной Колонны – символа побед и объединения Германии. 75 лет назад в поверженном Берлине на ее фоне фотографировались советские солдаты.
Из Берлина И.А. Нарциссов привез не только фотографии на фоне полуразрушенного Рейхстага и Колонны Победы, но и ключ от одного из кабинетов Рейхстага, как символ окончательной, безоговорочной победы над врагом.
Этот ключ он также передал в Липецкий областной краеведческий музей и в настоящее время его можно увидеть в обновленной экспозиции «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны».
Иван Александрович был награждён медалью «За боевые заслуги», двумя орденами «Красной Звезды», удостоен и других наград. После войны продолжал работать в Липецких газетах фотокорреспондентом. Умер в 1986 году.
Список источников:
- Нарциссов И.А. В объективе война. Записки фронтового журналиста. // Нарциссов А.С., Нарциссова М.И. Война крупным планом. Фронтовые архивы Ивана Нарциссова / Нарциссов А.С., Нарциссова М.И. – Липецк, 2010. –160 с.
Экскурсовод экскурсионно-выставочного отдела Попов В.В.