Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Пистолет-пулемёт Шпагина

 

2020 год объявлен Годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Липецкий областной краеведческий музей организует цикл историко-краеведческих мероприятий, посвящённых истории Липецкого края в годы Великой Отечественной войны. Во время проведения мероприятий будут демонстрироваться подлинные экспонаты того времени из фондов нашего музея. Одним из самых интересных экспонатов является пистолет-пулемёт Шпагина или ППШ-41.

ppsha

Предшественником ППШ был советский пистолет-пулемёт Дегтярёва (ППД), созданный в 30-х годах. Во время советско-финской войны (30 ноября 1939 – 13 марта 1940 гг.) он продемонстрировал свои преимущества в ближнем бою. Тем не менее, у ППД был серьёзный недостаток – сложность конструкции, которая вела к удорожанию производства.

Необходимость создания более совершенного образца пистолета-пулемёта была продиктована внешней политикой. Обстановка в Европе заставляла СССР готовиться к войне. В 1940 году Наркомат вооружения дал запрос на создание пистолета-пулемёта, детали которого изготавливались бы при минимальной механической обработке. Требовался новый образец оружия, более простой и дешёвый в производстве, чем ППД.

Накануне войны в начале 1941 года на вооружение Красной армии был принят пистолет-пулемёт Шпагина. Это оружие внешне напоминало ППД, но качественно было уже другого свойства. ППШ был значительно дешевле в производстве за счёт использования при его изготовлении прогрессивных для того времени методов: штамповки и точечной сварки. Это позволило сократить время производства оружия в 4 раза. При изготовлении ППШ не требовалось ни специального оборудования, ни высокоточного измерительного инструмента, ни большого количества квалифицированной рабочей силы, поэтому делать ППШ можно было на предприятиях, малоприспособленных для оружейного производства.

Screenshot 2

Характеристики:

Калибр: 7,62 мм.

Вес без магазина – 3,5 кг.

Темп стрельбы: 1000 выст./мин.

Боевая скорострельность – 100 выст./мин.

Ёмкость магазина – 71 или 35 патронов.

Вес с магазином около 5,5 кг.

Начальная скорость пули: 500 м/с.

Одной из особенностей конструкции ППШ являлось то, что его ствол был заключён в металлический кожух для защиты рук стрелка от ожогов. Передняя часть защитного кожуха имела скос, который играл роль компенсатора, противодействующего смещению ствола вверх во время стрельбы. В результате кучность стрельбы ППШ по сравнению с ППД увеличилась на 70%.

В начале Великой Отечественной войны на фронте остро чувствовалась нехватка этого оружия. В первые месяцы войны запас пистолетов-пулемётов был столь мал, что их распределением занимался лично Сталин. Но уже к 1943 году количество ППШ соответствовало нуждам фронта. Это оружие стало по-настоящему массовым. Бойцы полюбили пистолет-пулемёт Шпагина, который был надёжен в бою и прост в обслуживании.

Для ППШ использовался пистолетный патрон. Пистолетные патроны были наиболее эффективны на небольшом расстоянии порядка 100 м, при этом пистолет-пулемёт позволял создать плотность огня значительно больше, чем у винтовки.

Огромная скорострельность и большая ёмкость магазина, обеспечивали высокую плотность огня. Эти замечательные качества пистолета-пулемёта стали его неоценимым преимуществом. В условиях городского боя ППШ оказался незаменим.

Опыт боёв первого периода войны показал, что круглый магазин, рассчитанный на 71 патрон, из-за своего большого веса не всегда был удобен. Поэтому с 1942 года ППШ стал комплектоваться магазином коробчатого типа на 35 патронов. Такие магазины заряжались быстрее и проще, были надёжнее и удобнее при переноске.

Screenshot 3

ППШ стал самым массовым автоматическим оружием Красной армии во время Великой Отечественной войны. За годы войны было выпущено более 6 млн. единиц этого пистолета-пулемёта, который стал неотъемлемой частью образа советского воина-освободителя. ППШ увековечен в агитационных плакатах, кинофильмах, памятниках советским солдатам.  С пистолетом-пулемётом Шпагина в руках советские солдаты дошли до Берлина и торжественным маршем прошли по Красной площади в Москве во время Парада Победы в 1945 году.

Зав. отделом археологии Гепалов А.С.

Женщины на войне. Анна Фурсова

1

 

В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится книга «Они победили смерть», написанная бывшими узницами женского концлагеря Равенсбрюк.  На обратной стороне обложки сделана дарственная надпись:

«Областному краеведческому музею от бывшей узницы концлагеря Равенсбрюк, - лагеря смерти с применением всех средств уничтожения: газокамеры, крематория и др. Сама испытала все на себе и видела своими глазами. Освобождена Советскими войсками 30 апреля 1945 года. г. Липецк 10 августа 1961 г. Фурсова Анна Алексеевна».

Анна Алексеевна Фурсова родилась и выросла в городе Липецке. После окончания Липецкого медицинского техникума она пять с половиной лет работала операционной медицинской сестрой, а затем поступила в Воронежский медицинский институт. Когда началась Великая Отечественная война, студентка 3-го курса Анна Фурсова была мобилизована и 28 июня 1941 года прибыла в Севастополь.

Оборона Севастополя

2А.А. Фурсова служила в 41-м инфекционном военно-морском госпитале Черноморского флота. Сначала он был инфекционным, но с августа 1941 года начали поступать раненые. В фондах нашего музея хранятся воспоминания Анны Алексеевны об этом периоде её жизни. Она писала, что личный состав госпиталя не только оказывал помощь раненым, но и постоянно занимался боевой подготовкой: «изучали пистолет, винтовку, приёмы боя» [1]. Кроме того медики учились водить машину, чтобы если будет необходимо заменить шофёра во время эвакуации раненых. Врачи и медсёстры работали в операционной во время бомбёжек, артобстрелов и обстрелов из дальнобойных орудий. 

В сентябре 1941 года госпиталь перебазировался в штольни Инкермана. Инкерманские штольни – это катакомбы, возникшие на окраине Севастополя в результате добычи известняка. Перед началом обороны Севастополя в них разместился большой подземный город, в котором были предприятия, мастерские, школы, госпитали, и жили тысячи людей.

Весь личный состав 41-го госпиталя участвовал в подготовке подземных помещений: цементировали полы, оборудовали палаты и операционные. 31 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя немецкими войсками. 

В это время медицинский персонал сутками работал в операционных и перевязочных. Анна Алексеевна вспоминала: «Казалось, мы не уставали, все мысли были о том, лишь бы оказать скорее помощь и прекратить страдания раненых» [1]. Начальник операционного блока А.А. Фурсова вместе с водителем и аптекарем ездила за медикаментами и медицинскими инструментами на аптечный склад в Сахарной балке. По дороге они проезжали так называемую «зону смерти» - место, которое постоянно обстреливалось немцами, все трое были ранены, но, несмотря на это, продолжали работать. 

3Однажды во время операции Анна Алексеевна упала в обморок и долго не приходила в себя. Проведя обследование, терапевт поставил диагноз: порок сердца. Фурсову решили комиссовать и отправить с ранеными на «большую землю». Но она отказалась: «Мне не позволила моя совесть уехать, когда на счету каждые руки» [1]. 

В последние дни обороны Севастополя  в районе Новой бухты она перевязывала раненых на поле боя. 4 июля 1942 года рядом взорвалась бомба, её отбросило взрывной волной. Очнувшись на рассвете, Анна Алексеевна услышала немецкую речь и поняла, что в город вошли немцы. Она успела уничтожить документы, фотографии и направление на учёбу в медицинскую академию.

А дальше был плен и концлагерь Равенсбрюк. Вместе с ней в этот лагерь попали многие врачи и медсёстры их госпиталя.

Равенсбрюк

4

Концлагерь Равенсбрюк находился в 90 километрах от Берлина. Он был основан в 1939 году как женский, но позднее рядом создали небольшой лагерь для мужчин и ещё один для девочек. 

5Всех прибывающих в Равенсбрюк женщин раздевали и досматривали, а потом в любое время года они без одежды по несколько часов ожидали во дворе лагеря своей очереди в баню. После бани узницы получали лагерную одежду: платья, удлинённые куртки и тяжёлые шлёпанцы. 

6Каждой из них присваивался номер и выдавался винкель – перевернутый треугольник из ткани, в центре которого была буква, указывающая национальность.

Например, польский винкель представлял собой красный треугольник с буквой «Р», русский - красный с буквой «R». В феврале 1943 года в Равенсбрюк впервые привезли 543 женщин из СССР: военнопленных врачей, медицинских сестёр, связисток, участвовавших в боях за Крым. Они отказались носить треугольник с буквой «R»: «Вы не разъедините нас по национальности, мы советские граждане». Тогда для них сделали красные винкели «SU» - «Советский Союз» [2].

7Кроме того все славяне носили нашивку «Ost» . Номер, винкель и «Ost» нашивались на одежду, чтобы лагерная охрана могла распознавать принадлежность заключённых к определённой категории.

Анна Алексеевна Фурсова сохранила и передала свой винкель, личный номер и нашивку «Ost» в Липецкий областной краеведческий музей, эти предметы представлены в одной из витрин обновлённой экспозиции «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны».

Узницы Равенсбрюка жили и работали в тяжелейших условиях. Подъём в лагере был в 4 утра, заключённые получали по половине стакана заменявшего кофе водянистого напитка и после переклички отправлялись на работу. Они были обязаны трудиться в швейных и кожевенных цехах, находившихся на территории лагеря. Рабочий день продолжался от 12 до 14 часов с перерывом на обед, который состоял из 0,5 литра воды с брюквой или картофельными очистками. Вечером после переклички, продолжавшейся несколько часов, узницы получали кофе и 200 грамм хлеба. Все неспособные работать узники подлежали уничтожению [3].

В Равенсбрюке занимались медицинскими экспериментами над заключёнными: им вводили бактерии, вызывавшие гангрену, наблюдали за течением болезни, а затем тестировали на них медицинские препараты.

В 1939-1945 годах через концлагерь Равенсбрюк прошло 130 тысяч женщин и несколько сот детей из стран Европы, 90 тысяч человек было уничтожено[2].

8

Карточка А.А. Фурсовой, по воспоминаниям её внучки Анны, была отложена в списки на сожжение. Но женщина, которая оформляла эти списки, из личной симпатии к Анне Алексеевне убрала её карточку, и тем самым спасла ей жизнь [4].

В экспозиции нашего музея выставлена самодельная записная книжка Анны Алексеевны, со стихами, которые помогли ей выжить в этих страшных условиях:

Сквозь осенний туман,

Мне под небом стемневшим,

Слышен крик журавлей всё яснее и ясней

Сердце к ним понеслось

Издалека летевшей

Из далёкой страны, из родимых степей.

Вот всё ближе и ближе,

И громче рыдая

Словно скорбную весть они мне принесли

Из какого же вы? Не с родного ли края?

Прилетели сюда на ночлег журавли. 

30 апреля 1945 года концлагерь Равенсбрюк был освобождён Красной Армией.

После войны Анна Алексеевна была награждена медалями «За оборону Севастополя» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», проживала в Липецке и работала врачом Липецкой городской санэпидемстанции. 

Список источников:

  1. Воспоминания А.А. Фурсовой//Липецкий областной краеведческий музей.
  2. Георгий Зотов. Черепа под водой. Репортаж из бывшего концлагеря Равенсбрюк. [Электронный ресурс] ttps://aif.ru/society/history/cherepa_pod_vodoy_reportazh_iz_byvshego_konclagerya_ravensbryuk
  3. Страшные факты о женском концлагере Равенсбрюк. [Электронный ресурс] https://pressa.tv/interesnoe/39309-strashnye-fakty-o-zhenskom-konclagere-ravensbryuk-11-foto.html.  
  4. Бессмертный полк. Севастополь. [Электронный ресурс] https://www.moypolk.ru/soldier/fursova-anna-alekseevna

Научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Никифорова Т.В.

 

Живописец Евгений Иноземцев

 530A7957Слыша в весеннем небе пение жаворонка, не задумываешься: как, почему звенит, заливается звонкоголосый певец полей? Просто радуешься. Замедляешь шаги, и в высоте выискиваешь взглядом трепещущий живой комок, рассыпающий чистые мелодичные звуки. Это счастье слышать как звенит в поднебесье жаворонок. Картины Евгения Иноземцева очаровывают, создают впечатление такого же природного пения цветов. Живопись его сочная, радостная волнует тайной непостижимости, что само по себе — признак подлинного искусства. Все так просто, органично, естественно в этих пейзажах и натюрмортах, и вместе с тем, они являют собой такое колористическое совершенство, полнозвучие цвета и емкость музыки, что невольно думаешь о тайне непостижимости — ТАЛАНТЕ.

Натюрморты художника,- живописные произведения, приближающиеся к совершенству. Краски его палитры, передавая и самые звучные, нарядные и скромные фоновые цвета натуры, взимообогащаются под влиянием среды, отсветов-рефлексов. Его натюрморты будят своим видом острый вкус к жизни, раскрывают колористическое богатство материального мира. Таинство материала влечет к себе художника, преданного натуре, наделенного большим живописным даром.

Иноземцев — сторонник и продолжатель великого реалистического искусства натюрморта. Он считал, что натюрморт — это не только средство постижения законов гармонии, экзерсис («учиться восприятию колорита, натуры»), но и картина. Если картина — художественное прочтение жизни, то натюрморт — фрагмент этой жизни. Натюрморты Иноземцева помимо того, что в них заключена полнокровная, трепетная красота современной реалистической живописи, - всякий раз еще и окно в большой мир: они пробуждают поток жизненных ассоциаций, говорят об эстетических пристрастиях, темпераменте, о творческой зрелости художника.

 530A7886В жизни и творчестве Евгения Иноземцева, можно сказать, я не посторонний наблюдатель. Развитие его в искусстве прошло на моих глазах и, в какой-то степени, при моем личном участии. Моя жизнь связана с ним творческой близостью и личной дружбой.

С Иноземцевым я познакомился в 1984 году в орловском художественном училище, где Евгений показал себя как человек незаурядных способностей к живописи, композиции и рисунку. Учился он хорошо, старательно, был любознательным, выделялся как колорист и был большим тружеником в искусстве. Работал Иноземцев с большим напором, очень продуктивно. Он поражал меня своей творческой ненасытностью. Постоянно работал на пленере, приносил массу этюдов на просмотры, где обычно возникали интересные беседы об искусстве, о мастерстве, о творчестве  художников.

Помню, часто вспоминались такие имена: Суриков, Репин, Сорокин. Евгений постоянно находился под обаянием их творчества, что не могло не отразиться на его собственных работах. Но у Иноземцева уже тогда намечалось что-то свое. Можно сказать, что у него был свой мир, свои любимые темы, отмеченные большой влюбленностью во все русское. Его искусство стало поэтично, душевно, реалистично.

Иноземцев — талантливый художник, прирожденный живописец, художник ищущий, враг всего фальшивого.

На фоне нынешней современной живописи с ее разнообразием течений, почерков, приемов, Иноземцев выделяется своим чисто живописным видением и темпераментом талантливого пейзажиста. Его пейзажи напоены изысканным колоритом и поэзией окружающей природы.

Немногое из наших живописцев так проникновенно правдиво и с таким подлинно художественном вкусом передают красоту, структуру и состояние пейзажного мотива.

Пейзажи Иноземцева не только красивы, но и глубоко содержательны, серьезны и образны. Они пробуждают в зрителе хорошие, благородные чувства и доставляют эстетическую радость.

Замечательно, что в лице Евгения Иноземцева русское искусство обрело художника, для которого живопись единственная на всю жизнь страсть человека.

О Иноземцеве можно без тени сомнения говорить как о личности в искусстве хотя бы потому, что это художник, который рано почувствовал призвание колориста, способного пережитое, передуманное, перечувствованное, личное, так страстно концентрированно выразить средствами реалистической живописи.

Михаил Моисеев, художник

222Особое внимание, которое уделяет Иноземцев натюрморту, вполне объяснимо. Конкретика предметного мира, его осязаемость, весомость привлекают художника, образуя ту среду, в которой его живописная манера воспринимается очень органично. «Тихая жизнь вещей» не вызывает обостренной потребности её истолковывать, объяснять, интерпретировать, и это близко художественному темпераменту Иноземцева — сдержанному, обстоятельному, даже тяготеющему к некоей отстранённости от эмоциональной оценки изображаемых объектов. Возможности живописного языка занимают Иноземцева больше, чем поиск потенциальных смыслов и аллюзий. И это созвучно традициям профессионального образования в Орловском художественном училище имени Г.Г. Мясоедов, где мастер учился. Среди его педагогов — Геннадий Николаевич Кузнецов, Михаил Клавдиевич Никифоров, Андрей Ильич Курнаков (мастерскую которого он часто посещал). Орловское училище сформировало и определяющие качества его живописной культуры — интерес к наследию русской реалистической школы, дар колориста, пластичность композиционного мышления. 

Андрей Ломоносов, искусствовед

111В большинстве своем художники апеллируют к вечности, считается, что их искусство способны оценить лишь будущие поколения. Художественное высказывание Евгения Иноземцева нашло свое место и стало частью современного контекста, расширившего границы городского художественного пространства. Из простых элементов мира Иноземцев конструирует гармоничные созвучия, отображая жизнь в интерпретации реальности, прибегая к языку фигуративного искусства, к приемам традиционной живописи. Его живописные полотна носят доверительный характер, отражают различные настроения: они вдумчивы, наполнены внутренней тишиной, покоряют особой эстетикой гармонии и покоя, сдержанной эмоциональностью. Но вместе с тем заставляют искать высшие смыслы бытия, обозначать границы между земным и небесным, где пространство и время становятся особенными - неземными, неопознанными.

Традиционные для художника жанры «Натюрморт» и «Пейзаж» отличаются сложной фактурой и деликатной цветовой палитрой, в которых автор раскрывает версию личной реальности. Эта реальность является доминантой ценности ежедневного существования, которая наполнена медитативным созерцанием и глубоким размышлением. Каждая работа - это микрокосмос, маленькая вселенная, существующая по собственным законам с различными субстанциальными объектами. Мироощущение и темперамент художника, выбор тем и техника живописи роднит с той художественной средой, которая непосредственно окружала автора, это искусство Виктора Сорокина, Александра Сорочкина, Виктора Королева. В этом мы наблюдаем мощный коммуникативный процесс. Общение художников в определенной культурной среде существовавшей традиции пространственного реализма - еще одно важное условие успеха, в котором формировался творческий спектр художественных практик Евгения Иноземцева.

Татьяна Аркадьевна Кроль, искусствовед, член Международной Ассоциации искусствоведов, член Союза художников РФ, член Творческого Союза художников РФ.

333Выживать и конкурировать в липецком художественном пространстве нелегко: у нас очень сильное художественное представительство. Но мне показалось, что он ни с кем не конкурировал, никому не завидовал, ни под кого не подстраивался. Пожалуй, все же подстраивался – вне профессиональной деятельности. Жена его в то время, человек широкой культурной эрудиции, посещала, например, концерты, и Евгения я тоже с ней встречала в концертных залах. Теперь понимаю: ему естественнее было бы оставаться в мастерской. Хотя, кто знает, откуда художник черпает впечатления?

Помню несколько визитов его к нам, конечно, благодаря Светлане. Немногословный и, как говорят, на своей волне, он оживал, и, смею думать, ему было интересно наше общество.

Я пару раз покупала у него работы в подарок другим людям, а в результате неизменно он приносил заодно и мне в подарок свою работу. Так и у меня поселились пастель, масло, акварель, карандаш – достойные не только и не столько моих стен.

Спасибо, Женя, за профессиональную щедрость, оставившую нам такую красоту и показавшую оттенки бесконечного мира, и за личную щедрость, наполнившую мой дом истинно человеческим.

Татьяна Федоровна Игнатенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования ИпиО ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

 

 

Абашевская археологическая культура

На территории современной Липецкой области в древнейшее время проживали различные историко-культурные общности, которые современные учёные выделяют в отдельные археологические культуры. Одной из самых известных и интересных культур была абашевская. Абашевская культура – это археологическая культура бронзового века (вторая половина III тыс. до к. э. – начало II тыс. до н. э.). Территория распространения абашевской археологической культуры была очень обширной. Абашевские племена заселили территорию европейской части России от Калужской области до юга Башкортостана. Своё название они получили от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены погребения этой культуры.

Время бытования абашевской культуры в бассейне Дона датируется c XXI по XVII вв. до н. э.   Период возникновения изучен слабо. Гораздо больше сведений у учёных о времени рассвета данных племён. 

Научные данные археологи получают в результате раскопок древних поселений и могильников. На территории Липецкого края обнаружено около 200 поселений Абашевской культуры.

Скотоводство и земледелие

Главным занятием абашевцев было скотоводство пастушеского типа.  Скотоводство данного типа предполагало существование долговременных поселений с расположенными по близости пастбищами. Абашевцы селились на открытых участках пойменных террас. Основой их хозяйства являлось разведение крупного рогатого скота. При этом они разводили лошадей, свиней, коз и овец. Небольшое количество останков костей лошадей на поселениях свидетельствует о том, что они использовались как ездовые и тягловые животные, а не в качестве источника пищи. Рыболовство и охота большой роли не играли.

Абашевцы не занимались земледелием. Среди находок орудий труда встречаются серпы. Их наличие можно объяснить использованием для заготовки зимнего корма скоту.

Керамика

abashevskaya 8Абашевцы лепили посуду без гончарного круга в ручную. Керамика абашевцев сильно отличается от образцов гончарных изделий других культур эпохи бронзы. Для них характерно следование традициям, поэтому за 400 лет форма и орнамент посуды сохранялись в неизменном традиционном стиле. От гончарных изделий других культур  абащевцев отличает примесь толчёной ракушки в глине. Среди форм посуды выделяется колоковидная. У таких сосудов верхняя часть шире середины. Кухонная керамика в основном представлена посудой в форме усечённого конуса. Для погребального ритуала специально создавались сосуды со сложным геометрическим орнаментом.

Косторезное производство

Большую роль в хозяйстве играли изделия, сделанные из кости: иглы, шилья, приспособления для обработки шкур животных, наконечники стрел, поясные пряжки, застёжки для одежды, украшения и ритуальные предметы. О достаточно высоком уровне косторезного производства свидетельствует орнаментация на предметах. Основным орнаментом являлся геометрический узор. Среди находок огромный интерес представляют псалии – костяные элементы конской узды. Выполненные в виде дисков, они имели отверстия, в которые вставлялись шипы для лучшего управления лошадьми.

Металлургия

lite1Развитие металлургии Абашевской культуры связано с их проникновением на Урал, богатый меднорудными месторождениями. На территории нашего края использовался приуральский и северокавказский металл. Общины производили предметы для собственных нужд: предметы вооружения, украшения и орудия труда. Если позволяли ресурсы, то мастера изготавливали изделия на импорт. Производственный процесс в металлургии абашевцев можно разделить на 2 этапа. Сначала мастер отливал заготовку в литейной форме, затем дорабатывал орудие  с помощью шлифования и ковки. Массового производства и торговли бронзовыми предметами на нашей территории не было.

Абашевские погребения

raskopki1Абашевские погребения делятся учёными на грунтовые (без надмогильных сооружений) и подкурганные. Представителей элиты хоронили в больших прямоугольных могилах, над которыми насыпались курганы –земляные насыпи. Стены могильных ям располагали строго по сторонам света.  Воинские и жреческие захоронения являлись наиболее «престижными».

Воины сражались на колесницах. Есть мнение, что они появились у абашевцев едва ли не раньше, чем у других народов евразийской степи и лесостепи. Встречаются захоронения абашевцев вместе с колесницами. Во время погребального обряда рядом с могилой убивали лошадей, которые должны были нести колесницу в загробный мир. Археологические находки позволяют сделать вывод, что социальная организация абашевских племён была представлена властью военных вождей.

Вопрос о дальнейшей судьбе абашевских племён остаётся открыт. Предполагается, что эта археологическая культура вошла в состав новой – срубной культуры.

Литература:

  1. Бессуднов А. Н., Мельников Е. Н., Земцов Г. Л., Смольянинов Р. В. Древнейшая история Липецкого края. – Тула: Гриф и Л, 2010.
  2. Статья: «Абашевская культурно-историческая общность» Е.П. Михайлов. http://enc.cap.ru/?t=publ&hry=112&lnk=106

 Младший научный сотрудник отдела археологии Шаталов М.Б.

 

Он защищал Порт-Артур

027В 1961 году в Липецкий областной краеведческий музей участником русско-японской войны (1904-1905) Иваном Ивановичем Гринцевичем было передано множество интереснейших предметов: документы и карты, письма, альбомы с фотографиями, акварельные рисунки на рисовой бумаге и многое другое.

Иван Иванович Гринцевич принимал участие в самом продолжительном сражении русско-японской войны – обороне Порт-Артура. 

Историческая справка:

В 1898 году Российская Империя арендовала у Китая южную часть Ляодунского полуострова с городом Порт-Артур. Цель – создание военно-морской базы тихоокеанского флота России для противостояния Японии.  

В январе 1904 года начались первые боевые столкновения русско-японской войны, вскоре японская армия осадила Порт-Артур на 329 дней. Командующий крепостью генерал Анатолий Михайлович Стессель вопреки решению военного совета и желанию обороняющих крепость солдат и офицеров сдал крепость японцам, подписав акт о капитуляции.

1520769762 1Японские войска за все время осады потеряли более 110 тысяч человек, в то время как потери защитников крепости составили около 8 тысяч человек. Японский генерал Ноги, который командовал взятием крепости, плакал, делая доклад своему императору, потери были слишком велики. Для японского военного это был позор, который можно смыть только кровью. Ноги попросил разрешения императора совершить сеппуку – ритуальное самоубийство, на что получил отказ. Только после смерти императора, когда запрет больше не имел силы, генерал Ноги совершил задуманное.

Наравне с другими российскими солдатами и офицерами защищал  Порт-Артур подпоручик Иван Иванович Гринцевич. В 1940-60-х гг. ХХ века Он жил и работал в г. Лебедяни (ныне территория Липецкой области).

В Липецком областном краеведческом музее находится мемориальный фонд И.И. Гринцевича, в котором хранится множество любопытнейших экспонатов. Некоторые из них, выставлены в зале ЛОКМ «Русская доблесть».

Родился Иван Иванович Гринцевич в 1879 году в Рязани. В 1899 году отправился на срочную службу в 137-й пехотный Неженский полк. В 1900 г. был командирован на учебу в Казанское пехотное юнкерское училище, конкурсный выпускной экзамен выдержал успешно, в 1902 году получил звание подпоручика. Почти сразу после окончания училища направлен в 14-й Восточно-Сибирский стрелковый полк, сформированный для охраны Ляодунского полуострова.

Подразделение, которым командовал Гринцевич, защищало последний оплот обороны крепости Порт-Артур - сопку Большое Орлиное гнездо, где находилась батарея, которая в упор вела огонь по атакующим японцам. После боя 19 декабря 1904 года из 70 русских солдат этой батареи в живых осталось 6. Сдачу крепости Иван Иванович встретил тяжело раненым, в своих воспоминаниях он пишет: 

«Оборона крепости завершилась позорной сдачей» 

Офицерам, в том числе и Гринцевичу, было предложено отправиться на Родину, написав расписку о том, что они никогда больше не будут участвовать в боевых действиях против Японии. В телеграмме от Его Императорского Величия Николая Второго разрешалось воспользоваться льготой или разделить участь низших чинов, добровольно отправившись в плен, что и сделал подпоручик Гринцевич, не желая уронить офицерской чести. Такой поступок у японцев вызвал глубокое уважение.

043В экспозиции зала Липецкого областного краеведческого музея  «Русская доблесть» помещена расписка И.И. Гринцевича о том, что он обязуется соблюдать комендантский час, не помышлять побега и не нарушать установленного порядка. Это позволяло ему свободно путешествовать по территории Японии.

aqQg2TsBCw0В плену Иван Иванович долгое время восстанавливал здоровье. Пленные получали 6 рублей ежемесячно от японского правительства и 50 рублей от французского консула, эти деньги уходили на лекарства и стол. Удивительно, кстати, что Франция проявляла живой интерес к событиям на российско-японском фронте. Французы восхищались героизмом русских воинов, проявленным при обороне крепости Порт-Артур. Анри Симон, издатель французской газеты стал инициатором сбора средств для чествования защитников Порт-Артура. Было собрано порядка 100 тысяч франков, на эти деньги была выпущена медаль «Защитникам Порт-Артура». Однако вручали ее без права ношения, потому что медаль не имела государственного статуса.

JRdelbUli9k

Такой награды был удостоен и Иван Гринцевич.

213123

Находясь в Японии, Иван Иванович занялся писательским трудом. Вместе с товарищами издавал газету «Листок военнопленного»,  которая является редчайшим образцом рукописного самиздата. В плену Иван Иванович провел год и привез с собой рукописи двух книг. Под псевдонимом Г. Артуров в 1913 году издал книгу «На жниве смерти», где он с удивительной проникновенностью рассказывает о тяготах военной жизни. А в 1914 году Гринцевич издает вторую книгу «В стране хризантем: Повесть из японской жизни», о нахождении в японском плену. 

Кроме того он и сам стал прототипом литературного героя. Писатель А. Степанов в письме жене Гринцевича писал: 

А. Степанов [Исторический журнал. – 1964. – № 12. – с. 69.] "...О подвиге Вашего мужа я знал и взял его за прообраз последней обороны Большого Орлиного гнезда в своей книге "Порт-Артур" 

Иван Иванович участвовал также и в Первой мировой войне, на Турецком фронте. За отличие в боях получил чин капитана, затем подполковника. Был награжден орденом Святой Анны 2 степени. По возвращении с Турецкого фронта в 1918 году был демобилизован Советским правительством. С 1919 по 1923 год проходил службу в Красной Армии специалистом по подготовке кадров. 

062

 0452

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1960-е гг. работал в различных государственных учреждениях города Лебедянь, находящегося с 1954-го года в составе Липецкой области –  так судьба этого интересного человека была связана с нашим краем. В Липецком областном краеведческом музее хранится не только фонд И. И. Гринцевича, но и добрая память о нем.

Экскурсовод экскурсионно-выставочного отдела Попов В.В.