+7 (4742) 27-02-12

Живописец Евгений Иноземцев

 530A7957Слыша в весеннем небе пение жаворонка, не задумываешься: как, почему звенит, заливается звонкоголосый певец полей? Просто радуешься. Замедляешь шаги, и в высоте выискиваешь взглядом трепещущий живой комок, рассыпающий чистые мелодичные звуки. Это счастье слышать как звенит в поднебесье жаворонок. Картины Евгения Иноземцева очаровывают, создают впечатление такого же природного пения цветов. Живопись его сочная, радостная волнует тайной непостижимости, что само по себе — признак подлинного искусства. Все так просто, органично, естественно в этих пейзажах и натюрмортах, и вместе с тем, они являют собой такое колористическое совершенство, полнозвучие цвета и емкость музыки, что невольно думаешь о тайне непостижимости — ТАЛАНТЕ.

Натюрморты художника,- живописные произведения, приближающиеся к совершенству. Краски его палитры, передавая и самые звучные, нарядные и скромные фоновые цвета натуры, взимообогащаются под влиянием среды, отсветов-рефлексов. Его натюрморты будят своим видом острый вкус к жизни, раскрывают колористическое богатство материального мира. Таинство материала влечет к себе художника, преданного натуре, наделенного большим живописным даром.

Иноземцев — сторонник и продолжатель великого реалистического искусства натюрморта. Он считал, что натюрморт — это не только средство постижения законов гармонии, экзерсис («учиться восприятию колорита, натуры»), но и картина. Если картина — художественное прочтение жизни, то натюрморт — фрагмент этой жизни. Натюрморты Иноземцева помимо того, что в них заключена полнокровная, трепетная красота современной реалистической живописи, - всякий раз еще и окно в большой мир: они пробуждают поток жизненных ассоциаций, говорят об эстетических пристрастиях, темпераменте, о творческой зрелости художника.

 530A7886В жизни и творчестве Евгения Иноземцева, можно сказать, я не посторонний наблюдатель. Развитие его в искусстве прошло на моих глазах и, в какой-то степени, при моем личном участии. Моя жизнь связана с ним творческой близостью и личной дружбой.

С Иноземцевым я познакомился в 1984 году в орловском художественном училище, где Евгений показал себя как человек незаурядных способностей к живописи, композиции и рисунку. Учился он хорошо, старательно, был любознательным, выделялся как колорист и был большим тружеником в искусстве. Работал Иноземцев с большим напором, очень продуктивно. Он поражал меня своей творческой ненасытностью. Постоянно работал на пленере, приносил массу этюдов на просмотры, где обычно возникали интересные беседы об искусстве, о мастерстве, о творчестве  художников.

Помню, часто вспоминались такие имена: Суриков, Репин, Сорокин. Евгений постоянно находился под обаянием их творчества, что не могло не отразиться на его собственных работах. Но у Иноземцева уже тогда намечалось что-то свое. Можно сказать, что у него был свой мир, свои любимые темы, отмеченные большой влюбленностью во все русское. Его искусство стало поэтично, душевно, реалистично.

Иноземцев — талантливый художник, прирожденный живописец, художник ищущий, враг всего фальшивого.

На фоне нынешней современной живописи с ее разнообразием течений, почерков, приемов, Иноземцев выделяется своим чисто живописным видением и темпераментом талантливого пейзажиста. Его пейзажи напоены изысканным колоритом и поэзией окружающей природы.

Немногое из наших живописцев так проникновенно правдиво и с таким подлинно художественном вкусом передают красоту, структуру и состояние пейзажного мотива.

Пейзажи Иноземцева не только красивы, но и глубоко содержательны, серьезны и образны. Они пробуждают в зрителе хорошие, благородные чувства и доставляют эстетическую радость.

Замечательно, что в лице Евгения Иноземцева русское искусство обрело художника, для которого живопись единственная на всю жизнь страсть человека.

О Иноземцеве можно без тени сомнения говорить как о личности в искусстве хотя бы потому, что это художник, который рано почувствовал призвание колориста, способного пережитое, передуманное, перечувствованное, личное, так страстно концентрированно выразить средствами реалистической живописи.

Михаил Моисеев, художник

222Особое внимание, которое уделяет Иноземцев натюрморту, вполне объяснимо. Конкретика предметного мира, его осязаемость, весомость привлекают художника, образуя ту среду, в которой его живописная манера воспринимается очень органично. «Тихая жизнь вещей» не вызывает обостренной потребности её истолковывать, объяснять, интерпретировать, и это близко художественному темпераменту Иноземцева — сдержанному, обстоятельному, даже тяготеющему к некоей отстранённости от эмоциональной оценки изображаемых объектов. Возможности живописного языка занимают Иноземцева больше, чем поиск потенциальных смыслов и аллюзий. И это созвучно традициям профессионального образования в Орловском художественном училище имени Г.Г. Мясоедов, где мастер учился. Среди его педагогов — Геннадий Николаевич Кузнецов, Михаил Клавдиевич Никифоров, Андрей Ильич Курнаков (мастерскую которого он часто посещал). Орловское училище сформировало и определяющие качества его живописной культуры — интерес к наследию русской реалистической школы, дар колориста, пластичность композиционного мышления. 

Андрей Ломоносов, искусствовед

111В большинстве своем художники апеллируют к вечности, считается, что их искусство способны оценить лишь будущие поколения. Художественное высказывание Евгения Иноземцева нашло свое место и стало частью современного контекста, расширившего границы городского художественного пространства. Из простых элементов мира Иноземцев конструирует гармоничные созвучия, отображая жизнь в интерпретации реальности, прибегая к языку фигуративного искусства, к приемам традиционной живописи. Его живописные полотна носят доверительный характер, отражают различные настроения: они вдумчивы, наполнены внутренней тишиной, покоряют особой эстетикой гармонии и покоя, сдержанной эмоциональностью. Но вместе с тем заставляют искать высшие смыслы бытия, обозначать границы между земным и небесным, где пространство и время становятся особенными - неземными, неопознанными.

Традиционные для художника жанры «Натюрморт» и «Пейзаж» отличаются сложной фактурой и деликатной цветовой палитрой, в которых автор раскрывает версию личной реальности. Эта реальность является доминантой ценности ежедневного существования, которая наполнена медитативным созерцанием и глубоким размышлением. Каждая работа - это микрокосмос, маленькая вселенная, существующая по собственным законам с различными субстанциальными объектами. Мироощущение и темперамент художника, выбор тем и техника живописи роднит с той художественной средой, которая непосредственно окружала автора, это искусство Виктора Сорокина, Александра Сорочкина, Виктора Королева. В этом мы наблюдаем мощный коммуникативный процесс. Общение художников в определенной культурной среде существовавшей традиции пространственного реализма - еще одно важное условие успеха, в котором формировался творческий спектр художественных практик Евгения Иноземцева.

Татьяна Аркадьевна Кроль, искусствовед, член Международной Ассоциации искусствоведов, член Союза художников РФ, член Творческого Союза художников РФ.

333Выживать и конкурировать в липецком художественном пространстве нелегко: у нас очень сильное художественное представительство. Но мне показалось, что он ни с кем не конкурировал, никому не завидовал, ни под кого не подстраивался. Пожалуй, все же подстраивался – вне профессиональной деятельности. Жена его в то время, человек широкой культурной эрудиции, посещала, например, концерты, и Евгения я тоже с ней встречала в концертных залах. Теперь понимаю: ему естественнее было бы оставаться в мастерской. Хотя, кто знает, откуда художник черпает впечатления?

Помню несколько визитов его к нам, конечно, благодаря Светлане. Немногословный и, как говорят, на своей волне, он оживал, и, смею думать, ему было интересно наше общество.

Я пару раз покупала у него работы в подарок другим людям, а в результате неизменно он приносил заодно и мне в подарок свою работу. Так и у меня поселились пастель, масло, акварель, карандаш – достойные не только и не столько моих стен.

Спасибо, Женя, за профессиональную щедрость, оставившую нам такую красоту и показавшую оттенки бесконечного мира, и за личную щедрость, наполнившую мой дом истинно человеческим.

Татьяна Федоровна Игнатенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования ИпиО ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

 

 

Абашевская археологическая культура

На территории современной Липецкой области в древнейшее время проживали различные историко-культурные общности, которые современные учёные выделяют в отдельные археологические культуры. Одной из самых известных и интересных культур была абашевская. Абашевская культура – это археологическая культура бронзового века (вторая половина III тыс. до к. э. – начало II тыс. до н. э.). Территория распространения абашевской археологической культуры была очень обширной. Абашевские племена заселили территорию европейской части России от Калужской области до юга Башкортостана. Своё название они получили от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены погребения этой культуры.

Время бытования абашевской культуры в бассейне Дона датируется c XXI по XVII вв. до н. э.   Период возникновения изучен слабо. Гораздо больше сведений у учёных о времени рассвета данных племён. 

Научные данные археологи получают в результате раскопок древних поселений и могильников. На территории Липецкого края обнаружено около 200 поселений Абашевской культуры.

Скотоводство и земледелие

Главным занятием абашевцев было скотоводство пастушеского типа.  Скотоводство данного типа предполагало существование долговременных поселений с расположенными по близости пастбищами. Абашевцы селились на открытых участках пойменных террас. Основой их хозяйства являлось разведение крупного рогатого скота. При этом они разводили лошадей, свиней, коз и овец. Небольшое количество останков костей лошадей на поселениях свидетельствует о том, что они использовались как ездовые и тягловые животные, а не в качестве источника пищи. Рыболовство и охота большой роли не играли.

Абашевцы не занимались земледелием. Среди находок орудий труда встречаются серпы. Их наличие можно объяснить использованием для заготовки зимнего корма скоту.

Керамика

abashevskaya 8Абашевцы лепили посуду без гончарного круга в ручную. Керамика абашевцев сильно отличается от образцов гончарных изделий других культур эпохи бронзы. Для них характерно следование традициям, поэтому за 400 лет форма и орнамент посуды сохранялись в неизменном традиционном стиле. От гончарных изделий других культур  абащевцев отличает примесь толчёной ракушки в глине. Среди форм посуды выделяется колоковидная. У таких сосудов верхняя часть шире середины. Кухонная керамика в основном представлена посудой в форме усечённого конуса. Для погребального ритуала специально создавались сосуды со сложным геометрическим орнаментом.

Косторезное производство

Большую роль в хозяйстве играли изделия, сделанные из кости: иглы, шилья, приспособления для обработки шкур животных, наконечники стрел, поясные пряжки, застёжки для одежды, украшения и ритуальные предметы. О достаточно высоком уровне косторезного производства свидетельствует орнаментация на предметах. Основным орнаментом являлся геометрический узор. Среди находок огромный интерес представляют псалии – костяные элементы конской узды. Выполненные в виде дисков, они имели отверстия, в которые вставлялись шипы для лучшего управления лошадьми.

Металлургия

lite1Развитие металлургии Абашевской культуры связано с их проникновением на Урал, богатый меднорудными месторождениями. На территории нашего края использовался приуральский и северокавказский металл. Общины производили предметы для собственных нужд: предметы вооружения, украшения и орудия труда. Если позволяли ресурсы, то мастера изготавливали изделия на импорт. Производственный процесс в металлургии абашевцев можно разделить на 2 этапа. Сначала мастер отливал заготовку в литейной форме, затем дорабатывал орудие  с помощью шлифования и ковки. Массового производства и торговли бронзовыми предметами на нашей территории не было.

Абашевские погребения

raskopki1Абашевские погребения делятся учёными на грунтовые (без надмогильных сооружений) и подкурганные. Представителей элиты хоронили в больших прямоугольных могилах, над которыми насыпались курганы –земляные насыпи. Стены могильных ям располагали строго по сторонам света.  Воинские и жреческие захоронения являлись наиболее «престижными».

Воины сражались на колесницах. Есть мнение, что они появились у абашевцев едва ли не раньше, чем у других народов евразийской степи и лесостепи. Встречаются захоронения абашевцев вместе с колесницами. Во время погребального обряда рядом с могилой убивали лошадей, которые должны были нести колесницу в загробный мир. Археологические находки позволяют сделать вывод, что социальная организация абашевских племён была представлена властью военных вождей.

Вопрос о дальнейшей судьбе абашевских племён остаётся открыт. Предполагается, что эта археологическая культура вошла в состав новой – срубной культуры.

Литература:

  1. Бессуднов А. Н., Мельников Е. Н., Земцов Г. Л., Смольянинов Р. В. Древнейшая история Липецкого края. – Тула: Гриф и Л, 2010.
  2. Статья: «Абашевская культурно-историческая общность» Е.П. Михайлов. http://enc.cap.ru/?t=publ&hry=112&lnk=106

 Младший научный сотрудник отдела археологии Шаталов М.Б.

 

Он защищал Порт-Артур

027В 1961 году в Липецкий областной краеведческий музей участником русско-японской войны (1904-1905) Иваном Ивановичем Гринцевичем было передано множество интереснейших предметов: документы и карты, письма, альбомы с фотографиями, акварельные рисунки на рисовой бумаге и многое другое.

Иван Иванович Гринцевич принимал участие в самом продолжительном сражении русско-японской войны – обороне Порт-Артура. 

Историческая справка:

В 1898 году Российская Империя арендовала у Китая южную часть Ляодунского полуострова с городом Порт-Артур. Цель – создание военно-морской базы тихоокеанского флота России для противостояния Японии.  

В январе 1904 года начались первые боевые столкновения русско-японской войны, вскоре японская армия осадила Порт-Артур на 329 дней. Командующий крепостью генерал Анатолий Михайлович Стессель вопреки решению военного совета и желанию обороняющих крепость солдат и офицеров сдал крепость японцам, подписав акт о капитуляции.

1520769762 1Японские войска за все время осады потеряли более 110 тысяч человек, в то время как потери защитников крепости составили около 8 тысяч человек. Японский генерал Ноги, который командовал взятием крепости, плакал, делая доклад своему императору, потери были слишком велики. Для японского военного это был позор, который можно смыть только кровью. Ноги попросил разрешения императора совершить сеппуку – ритуальное самоубийство, на что получил отказ. Только после смерти императора, когда запрет больше не имел силы, генерал Ноги совершил задуманное.

Наравне с другими российскими солдатами и офицерами защищал  Порт-Артур подпоручик Иван Иванович Гринцевич. В 1940-60-х гг. ХХ века Он жил и работал в г. Лебедяни (ныне территория Липецкой области).

В Липецком областном краеведческом музее находится мемориальный фонд И.И. Гринцевича, в котором хранится множество любопытнейших экспонатов. Некоторые из них, выставлены в зале ЛОКМ «Русская доблесть».

Родился Иван Иванович Гринцевич в 1879 году в Рязани. В 1899 году отправился на срочную службу в 137-й пехотный Неженский полк. В 1900 г. был командирован на учебу в Казанское пехотное юнкерское училище, конкурсный выпускной экзамен выдержал успешно, в 1902 году получил звание подпоручика. Почти сразу после окончания училища направлен в 14-й Восточно-Сибирский стрелковый полк, сформированный для охраны Ляодунского полуострова.

Подразделение, которым командовал Гринцевич, защищало последний оплот обороны крепости Порт-Артур - сопку Большое Орлиное гнездо, где находилась батарея, которая в упор вела огонь по атакующим японцам. После боя 19 декабря 1904 года из 70 русских солдат этой батареи в живых осталось 6. Сдачу крепости Иван Иванович встретил тяжело раненым, в своих воспоминаниях он пишет: 

«Оборона крепости завершилась позорной сдачей» 

Офицерам, в том числе и Гринцевичу, было предложено отправиться на Родину, написав расписку о том, что они никогда больше не будут участвовать в боевых действиях против Японии. В телеграмме от Его Императорского Величия Николая Второго разрешалось воспользоваться льготой или разделить участь низших чинов, добровольно отправившись в плен, что и сделал подпоручик Гринцевич, не желая уронить офицерской чести. Такой поступок у японцев вызвал глубокое уважение.

043В экспозиции зала Липецкого областного краеведческого музея  «Русская доблесть» помещена расписка И.И. Гринцевича о том, что он обязуется соблюдать комендантский час, не помышлять побега и не нарушать установленного порядка. Это позволяло ему свободно путешествовать по территории Японии.

aqQg2TsBCw0В плену Иван Иванович долгое время восстанавливал здоровье. Пленные получали 6 рублей ежемесячно от японского правительства и 50 рублей от французского консула, эти деньги уходили на лекарства и стол. Удивительно, кстати, что Франция проявляла живой интерес к событиям на российско-японском фронте. Французы восхищались героизмом русских воинов, проявленным при обороне крепости Порт-Артур. Анри Симон, издатель французской газеты стал инициатором сбора средств для чествования защитников Порт-Артура. Было собрано порядка 100 тысяч франков, на эти деньги была выпущена медаль «Защитникам Порт-Артура». Однако вручали ее без права ношения, потому что медаль не имела государственного статуса.

JRdelbUli9k

Такой награды был удостоен и Иван Гринцевич.

213123

Находясь в Японии, Иван Иванович занялся писательским трудом. Вместе с товарищами издавал газету «Листок военнопленного»,  которая является редчайшим образцом рукописного самиздата. В плену Иван Иванович провел год и привез с собой рукописи двух книг. Под псевдонимом Г. Артуров в 1913 году издал книгу «На жниве смерти», где он с удивительной проникновенностью рассказывает о тяготах военной жизни. А в 1914 году Гринцевич издает вторую книгу «В стране хризантем: Повесть из японской жизни», о нахождении в японском плену. 

Кроме того он и сам стал прототипом литературного героя. Писатель А. Степанов в письме жене Гринцевича писал: 

А. Степанов [Исторический журнал. – 1964. – № 12. – с. 69.] "...О подвиге Вашего мужа я знал и взял его за прообраз последней обороны Большого Орлиного гнезда в своей книге "Порт-Артур" 

Иван Иванович участвовал также и в Первой мировой войне, на Турецком фронте. За отличие в боях получил чин капитана, затем подполковника. Был награжден орденом Святой Анны 2 степени. По возвращении с Турецкого фронта в 1918 году был демобилизован Советским правительством. С 1919 по 1923 год проходил службу в Красной Армии специалистом по подготовке кадров. 

062

 0452

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1960-е гг. работал в различных государственных учреждениях города Лебедянь, находящегося с 1954-го года в составе Липецкой области –  так судьба этого интересного человека была связана с нашим краем. В Липецком областном краеведческом музее хранится не только фонд И. И. Гринцевича, но и добрая память о нем.

Экскурсовод экскурсионно-выставочного отдела Попов В.В.

 

«Русская тетрадь» В. Гаврилина ( 55-лет со дня первого исполнения в России)

1Вокальный цикл Валерия Гаврилина «Русская тетрадь» из восьми песен на народные слова для меццо-сопрано и фортепиано (1965 г.) — одно из самых интересных произведений «новой фольклорной волны» в отечественной музыке второй половины XX века. Созданный 55 лет назад, совсем молодым тогда композитором, вокальный цикл «Русская тетрадь» по-прежнему вызывает интерес и эмоциональный отклик у исполнителей и слушателей своим глубоким психологизмом, искренностью проявления чувств и замечательной музыкой. Сделав героиней произведения молодую женщину, потерявшую любимого, композитор как бы домыслил и обобщил конкретный случай (безвременная смерть юноши), давший ему творческий импульс к созданию вокального цикла. Трагедия оборвавшейся жизни усилена трагедией женщины, оставшейся жить, но утратившей смысл существования.

Обучаясь на старших курсах Ленинградской консерватории, Валерий  Гаврилин увлекся фольклором и отправился в экспедицию по деревням страны с целью понять особенности русской души, проникнуться атмосферой сельской местности и приобрести материал для работы. К этому времени студент Гаврилин уже много успел сочинить, но именно сейчас, находясь под впечатлением от разоренных деревень и проникнутых тоской женских песен с мечтой о лучшей доле, он пришел к выводу о цели собственного творчества. Свою миссию, как композитора, он видел в синтезе классических музыкальных канонов с бытовой, народной мелодией, в недрах которой скрыты настоящие сокровища поэтической эстетики. Запись некоторых страдальческих народных песен молодой композитор сделал в Усманском районе Липецкой области в 1961 году.

2Первое исполнение вокального цикла «Русская тетрадь» состоялось на Ленинградской сцене в январе 1965 года. Композитор не случайно пригласил на дебют своего вокального произведения солистку Ленконцерта Надежду Юреневу. Певица обладала высоким профессиональным мастерством, глубоким знанием в области жанра и стиля, высокой интеллектуальностью и незаурядной художественной одарённостью. Своим исполнением народных песен, обработанных Валерием Гаврилиным, Надежда Юренева раскрыла не только текст сочинения, но и его подтекст, заставляя каждого по-новому вслушиваться даже в знакомую музыку. Её голос звал куда-то в среднерусскую полосу, на ржаные поля, на расцвеченные цветами луга…ведь она сама родилась в сельской местности и до 12 лет прожила в русской глубинке, в старинной Усмани (недалеко от Липецка).  Детство, проведённое в глубинке России, в городе Усмани – дало возможность будущей певице незаметно для себя воспринять богатейший мир русской народной песни, что впоследствии так ярко сказалось в исполнении вокального цикла.

В Липецком областном краеведческом музее в январе 2020 года открылась выставка «Актриса вокальных интонаций».

Гости Липецкого областного краеведческого музея на выставке познакомятся с историей создания цикла народных песен «Русская тетрадь» композитора  Валерия Александровича  Гаврилина, а также смогут увидеть концертное платье певицы, фотографии из её семейного архива.

Зав. отделом региональной культуры Овчинников А.В.

 

Жизнь в творчестве

001Андрей Петрович Мистюков (28 октября 1919—20 апреля 1987). Заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор и музыкальный организатор, знаток и хранитель национального песенного искусства.

Родился 28 октября 1919 года в селе Величаевском Левокумского района Ставропольского края. В 1938 поступил в Свердловский педагогический институт. В том же году осуждён и приговорён к трём годам заключения за создание есенинского кружка. В 1942—1946 работал музыкальным руководителем ансамбля в ремесленном училище Магнитогорска. В 1952 закончил дирижёрско-хоровое отделение Киевской консерватории и начал работу в Государственном Воронежском русском народном хоре в качестве главного хормейстера.

 9597 8С 1957 года жил и работал в Липецке. Создал ансамбль песни и пляски профтехобразования. Основатель (1962) и многолетний руководитель народного хора новолипецких металлургов. В 60-х годах, в хоре под его управлением работала хореографическая группа в которой танцевала юная Г. П. Шелякина. В 1968-1973 - концертмейстер и художественный руководитель Государственного Воронежского русского народного хора. В 1973 вернулся в Липецк и вновь возглавил хор новолипецких металлургов.

За большой личный вклад в развитие народного песенного творчества и культурного просвещения трудящихся А. П. Мистюков награждён золотой медалью ВДНХ (1975). Ему было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР» (1960) и «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1981). С 1987 русский народный хор новолипецких металлургов носит имя А. П. Мистюкова.

В 2006 году постановлением городского совета имя А. П. Мистюкова присвоено новой улице в 28-м микрорайоне Липецка.

С 1991 года в Липецкой области проводится Всероссийский фестиваль народного творчества имени заслуженного деятеля искусств РСФСР А.П. Мистюкова.