Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Волшебный мир народной вышивки

Мир народной вышивки ярок и необычен, он завораживает богатством образов и красок.

В этнографической коллекции Липецкого областного краеведческого музея хранятся старинные домотканые полотенца, украшенные затейливым шитьем. Эти изделия изготовлены жительницами Липецкого края в конце XIX - начале XX столетий и демонстрируют нам не только безусловное мастерство их создательниц, но и особенности русской национальной культуры.

Ромбовидный орнамент

1

Фрагмент полотенца с вышивкой.

Тербунский р-н, с. Покровка, конец XIX - начало XX в. Из фондов ЛОКМ

Богатый орнамент из ромбовидных узоров, филигранно выполненных в технике счетного креста, украшает собой края полотенца из села Покровка Тербунского района. Ромбовидные фигуры в народной вышивке  ассоциировались с землей, плодородием. Традиционно в орнаменте используются два цвета – красный и черный. Каждый цвет несет в себе определенное значение. Красный – символизирует солнце, огонь, красоту, а черный – землю, плодородие, покой [1].

 

Цветы и знаки бесконечности

2

Фрагмент полотенца с вышивкой.

Липецкий р-н, с. Подгорное, конец XIX - начало XX в. Из фондов ЛОКМ

Полотенце-божник (так назывались полотенца, использовавшиеся для украшения икон) из села Подгорное Липецкого района вышито в технике тамбурного шва. Эта одна из древнейших разновидностей вышивок, при всей своей технологичной простоте, позволяет создавать интересные узоры и орнаменты.

На полотенце выполнена двухъярусная композиция цветочно-растительной тематики. В основе вышивки ленточный орнамент из повторяющихся цветочных элементов – это символичное изображение самой земли, матери-кормилицы русского крестьянина. Словно вырастают из почвы стилизованные изображения сказочных цветов, чередующихся между собой. Чтобы вышивка смотрелась богаче, незашитые участки полотна дополнены небольшими декоративными элементами – цветами, «ягодками», коронами. А приглядевшись к замысловатому орнаменту, можно увидеть здесь и перевернутую цифру восемь – известный в математике символ бесконечности. Этот знак встречается на старинных русских вышивках не случайно, ведь наши предки верили в его особые защитные свойства. Считалось, что символ бесконечности помогает привлечь в жизнь богатство и удачу, а незамужней девушке – встретить настоящую любовь [2].

Петушки и домики

3

Фрагмент полотенца с вышивкой.

Липецк, конец XIX - начало XX вв. Из фондов ЛОКМ

Одним из самых любимых персонажей русской народной вышивки был петух. Его вышивали на одежде, постельном белье и, конечно же, на полотенцах. Считается, что изображение петуха – это чисто мужской оберег, который дарит своему владельцу богатство, мужество и мудрость. Традиционно петушок вышивался красными нитками, иногда – зелеными и даже синими, но никогда черными. Ведь черный петух символизировал смерть.

Перед вами нарядный край полотенца с вышивкой в технике счетного креста, выполненной жительницей города Липецка на рубеже XIX-XX веков. Традиционные сочетания красного, белого и черного цветов (на фотографии видно, что нитки полиняли и приобрели темно-серый оттенок) смотрятся празднично и органично. Декоративные элементы с домиками и петушками по краю полотенца дополнены красной сатиновой полосой с эффектным крестовидным орнаментом белыми нитями. Бело-красная кружевная вставка соединяет между собой сатиновый отрез с краем полотенца. [3]

Голуби и Древо жизни

4

Фрагмент полотенца с вышивкой.

Липецкий р-н, с. Подгорное, конец XIX - начало XX в. Из фондов ЛОКМ

Приковывает к себе внимание яркими красками и изобилием мелких деталей вышивка тамбурным швом на полотенце-божнике из села Подгорное Липецкого района, датированная концом XIX - началом XX веков. Особенно выразительны изображения голубей по сторонам композиции. Плотно уложенные друг к другу стежки придают дополнительный объем вышивке и оттеняют более тонкие узоры центральной части композиции. Голубь – один из традиционных обережных символов. Наши предки верили, что изображение этой птицы на ткани способно очищать жилище от негативной энергии и привносить в дом спокойствие, умиротворение.

Центральное место в данной вышивке отведено стилизованному изображению Древа жизни с зеркально раздвоенными стволом и ветвями, усеянными листьями и фантастическими соцветиями. Древо жизни в разнообразнейших вариациях можно встретить не только на полотенцах, но и  на скатертях, предметах одежды. Считалось, что это довольно сильный оберег, защищающий от болезней, помогающий в любовных делах и укрепляющий семейное благополучие.

На представленном фрагменте полотенца видны многолучевые знаки с восемью, девятью и десятью изогнутыми концами, вышитые черными нитками. Подобные символы объединены под одним общим названием – это солярные знаки, пришедшие к нам из далекой старины. У древних славян они символизировали солнце, силы природы и в целом весь мир. А поскольку солнце воплощало собой силы света и добра, то и солярные знаки считались сильными оберегами, призванными защищать от темных сил [4].

Вышивка тамбурным швом выполнялась не только на плотных льняных тканях, но и на тонком, сетчатом материале. На фотографии фрагмента полотенца видно, что его край украшен широкой полосой тюля с разноцветными атласными аппликациями и вышивкой тамбуром белыми нитками. Чтобы сделать обрамление полотенца еще более нарядным и праздничным, мастерица  добавила цветные ленты с позументом и атласом.

Разнообразие узоров вышивок поражает и восхищает. Сложно найти два абсолютно одинаково украшенных шитьем полотенца, ведь это уникальные авторские работы. В каждом таком изделии чувствуется особый колорит и зашифрованный символический смысл, призванный открыться внимательному зрителю.

Список источников:

  1. https://rukodelkino.com/vishivka/8690-motivy-geometricheskogo-ornamenta-v-russkoy-narodnoy-vyshivke.html
  2. https://sunmag.me/interesnoe/znak-beskonechnosti.html
  3. https://www.liveinternet.ru/users/oleska2112/post410727218/
  4. https://silaamuleta.ru/slavyanskie/znachenie-simvola-oberega-derevo-zhizni-komu-podhodit-kak-nosit-i-sdelat-samomu/

Зав. сектором этнографии отдела фондов Е.В. Селезнева