В этом году исполнилось 295 лет со дня рождения известного всему православному миру святого и духовного писателя - святителя Тихона Задонского. Задонским его называют потому, что последний период жизни святого был связан с городом Задонском. Именно там святитель Тихон провёл более 13 лет и написал духовные книги, которыми восхищались Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский. В Задонске святитель Тихон скончался, был похоронен, а спустя почти 80 лет причислен к лику святых и прославлен.
Начало пути
Будущий святитель родился в 1724 году в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии и при крещении был назван Тимофеем. Его отец - Савелий Кириллович, служивший дьячком в Никольском храме Короцка, умер, когда мальчик был совсем маленьким. Вспоминая своё детство, святитель Тихон писал:
«Как я начал себя помнить, в доме при матери нашей было нас четыре брата и две сестры, отца своего я не помню. Старший брат был дьячком, средний взят на военную службу, а мы все ещё малы были и жили в великой бедности» [1].
Тима старался помогать матери, целыми днями он работал на поле у богатого соседа, который давал ему за это продукты. В 8-9 лет мальчик уже хорошо знал, что такое голод и тяжёлый крестьянский труд.
В 1738 году Тимофей был принят в славянскую школу при Новгородском архиерейском доме, а через два года в числе 100 «наиболее способных к наукам» [2]
Антониев монастырь в Новгороде
учеников зачислен в семинарию, открывшуюся в Новгородском Антониевом монастыре. Во время обучения в семинарии он получил фамилию, в документах разных лет упоминается два варианта: Соколовский или реже – Соколов. Тимофей Соколовский хорошо учился, много читал и проявлял О его одарённости свидетельствует тот факт, что, ещё не окончив курса семинарии, он уже стал преподавать в ней греческий язык.
Преподаватель Новгородской семинарии
После окончания обучения Тимофей Савельевич Соколовский остался в Новгородской семинарии в качестве преподавателя греческого языка и риторики. Часть своего небольшого жалованья он тратил на содержание овдовевшей старшей сестры, которая жила в крайней бедности. Родственники уговаривали его жениться и стать священником, но не к этому стремилась душа Тимофея. Во время преподавания в новгородской семинарии его жизнь неоднократно подвергалась смертельной опасности, вот как описывал один из таких случаев сам святитель Тихон:
«Когда я был учителем, архимандрит Александре-Свирского монастыря пригласил нас, учителей, к себе в гости… По приезде в монастырь я один из любопытства пошел на колокольню осмотреть окрестности монастыря, которые точно прекрасны. Не опробовав перил, оперся на них, а они вдруг упали на землю, меня же будто кто толкнул назад, и я упал к колоколам полумертвым. Едва опомнясь, с трудом мог я сойти с колокольни и дойти до архимандричьей келлии. «Что ты изменился в лице, Тимофей Савельевич? - спрашивали товарищи. - Посмотри в зеркало, братец, ты похож на мертвеца». Я отвечал им: «Пожалуйте чашку чаю и после того скажу». Напившись чаю, повел их к колокольне, - там перила лежали разбитые вдребезги. «Так и мне бы быть разбиту», - сказал я» [3].
После чудесных случаев избавления от смерти Тимофей Савельевич сделал окончательный выбор и решил посвятить свою жизнь служению Богу.
Монашеский постриг и служение
В 34 года Тимофей Савельевич Соколовский принял монашеский постриг, в котором получил новое имя – Тихон. Через две недели монах Тихон был рукоположен в иеродиакона, а через несколько месяцев - в иеромонаха. Вскоре после этого ему пришлось покинуть родную семинарию потому, что по просьбе Тверского епископа Афанасия он был переведён в Тверскую епархию.
Тверская семинария
В Твери иеромонах Тихон стал настоятелем Желтикова, а потом Отроча монастыря и ректором Тверской семинарии. Он честно трудился и не только не мечтал о большем, но и стремился к уединению; впоследствии святитель Тихон рассказывал:
«Я никогда и не мыслил о важном сане… У меня были мысли непременно куда-нибудь удалиться в пустынный монастырь, постричься в монахи и проводить уединенную жизнь… Близ г. Твери была монастырская вотчина и при ней роща; положение места - прекрасное и уединенное; я имел намерение в этой роще выстроить себе келлию для уединения» [4].
Однако мечтам об уединении не суждено было осуществиться: его ожидало рукоположение в епископа. Это знаменательное событие состоялось 13 мая 1761 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга и сразу после него последовало новое назначение - викарием архиепископа Новгородского. Поскольку архиепископ Новгородский Димитрий постоянно находился в столице, то 37-летний епископ Тихон был вынужден фактически управлять всеми делами епархии. Но скоро ему пришлось снова уехать из Новгорода: скончался епископ Воронежский, и императрица Екатерина II назначила на Воронежскую кафедру молодого епископа Тихона.
Епископ Воронежский
14 мая 1763 года епископ Тихон (Соколовский) прибыл в Воронеж. Ещё перед выездом из Москвы он заболел и чувствовал себя «больным и изнуренным». Исследователь жизни святителя Тихона схиархимандрит Иоанн (Маслов) отмечал, что «Воронежская епархия была одной из труднейших в то время для церковного управления», и «весьма плачевное состояние его епархии» «удручающе подействовало на святителя» [5].
Епископ Тихон управлял Воронежской епархией всего 4 года и 7 месяцев, но за этот короткий срок успел много сделать. Его стараниями был построен кафедральный собор в честь Архистратига Михаила, возрождена закрытая Воронежская духовная семинария, открыты: духовные училища в Острогожске и Ельце, духовная школа в Воронеже, славянские и латинские школы в других городах епархии.]«Святитель стремился поднять духовный уровень священников на подобающую высоту», «обращал серьезное внимание на искоренение недостатков» [6] в их среде и обучение; приучал священников произносить проповеди.
Но «постоянные труды и заботы» привели к значительному ухудшению состояния здоровья, и уже не надеявшийся на выздоровление епископ Тихон написал прошение императрице и покинул Воронежскую кафедру.
В Задонском монастыре
После выхода на покой святитель уединился в самый глухой монастырь Воронежской епархии - Спасо-Преображенский Толшевский, «в 40 верстах от Воронежа, на берегу реки Усмань, окруженный непроходимыми лесами и болотами» [7]. Однако жизнь в болотистой местности отрицательно повлияла на его здоровье, и в 1769 году святитель переселился в Задонский Богородицкий монастырь.
В Задонском монастыре бывший епископ жил в отдельном маленьком домике, ценных вещей не имел, в келье ходил в лаптях. Всю свою большую пенсию он тратил на помощь бедным: одним помогал купить зимнюю одежду, другим – лошадь или корову, третьим – заново обзавестись хозяйством после пожара. Возле его кельи часто толпились посетители, приходившие и приезжавшие к святителю за материальной и духовной помощью. Он прекрасно понимал и с радостью принимал представителей всех слоёв общества; помогал подавать апелляцию несправедливо осуждённым; посещал больных и заключённых.
Святитель Тихон любил Елец, часто ездил в этот город и встречался с благочестивыми ельчанами, которые стали его друзьями. При этом он брал с собой духовную книгу «Псалтирь» маленького размера и читал её в дороге.
В Липецком областном краеведческом музее в витрине выставки «Златоуст Российской Церкви», посвящённой святителю Тихону Задонскому, можно увидеть маленькую «Псалтирь». Она издана в XVIII веке, а на её форзаце чернилами сделана интересная надпись: «Сей Псалтырь, предание утверждает, что он был Св. Тихона Задонского. Печатан при Екатерине Великой». Мы не знаем - кто и когда её подписал, но, возможно, 200 лет назад эту книгу читал святитель Тихон.
Последние годы и прославление
Святитель Тихон не только читал, но и писал книги, в Задонске были созданы его самые известные духовные сочинения: «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Письма келейные». На выставке «Небесные покровители Липецкой земли» в нашем музее представлено самое первое издание 1784 года «Писем келейных», увидевших свет благодаря усилиям келейника святителя - Ивана Ефимова.
Первое издание «Писем келейных» (Липецкий областной краеведческий музей)
Эта книга была издана после смерти автора, святитель Тихон скончался в Задонском монастыре 26 августа 1783 года в возрасте 59 лет. Его похоронили под алтарём Владимирского собора, а через 63 года здание собора решили разобрать, чтобы построить на его месте новое по проекту знаменитого архитектора К.А. Тона, тогда были обретены нетленные мощи святителя. Прошло ещё 15 лет, и в 1861 году святитель Тихон Задонский был причислен к лику святых.
В Задонске состоялось прославление нового святого, на которое из разных городов России собралось до 300 000 человек. И после этого тысячи паломников шли и ехали к святителю Тихону, многие из них по молитвам к святому получали исцеление или утешение и помощь. Задонск в конце XIX - начале XX века стал одним из духовных центров России, его даже называли «русским Иерусалимом».
Минули годы: закрытый в 1930 году Задонский монастырь>> был восстановлен, и 26 августа 1991 года мощи святителя Тихона были возвращены в его обитель. И сейчас, как столетие, назад множество паломников приезжает в Задонск, чтобы поклониться известному святому и духовному писателю - святителю Тихону Задонскому.
Литература
- Святитель Тихон Задонский в воспоминаниях келейников. – Задонск: Изд-во Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, 2006. – с. 12.
- Дополнения к запискам Чеботарева // Творенія иже во святых отца нашего Тихона Задонскаго. - Издание московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. Т. 4-5. - с. 47.
- Цитируется по: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении - М.: Самшит-Издат, 2006 - с. 31
- Цитируется по: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении - М.: Самшит-Издат, 2006. - с. 34.
- Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении - М.: Самшит-Издат, 2006. - с. 37.
- Там же.
- Жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Воронежско-Липецкой епархии. Прославленные святые (святители, новомученики, преподобные). – Воронеж: Изд-во Воронежско-Липецкой епархии, 2003. – с. 104.