+7 (4742) 27-02-12

Жизнь в творчестве

001Андрей Петрович Мистюков (28 октября 1919—20 апреля 1987). Заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор и музыкальный организатор, знаток и хранитель национального песенного искусства.

Родился 28 октября 1919 года в селе Величаевском Левокумского района Ставропольского края. В 1938 поступил в Свердловский педагогический институт. В том же году осуждён и приговорён к трём годам заключения за создание есенинского кружка. В 1942—1946 работал музыкальным руководителем ансамбля в ремесленном училище Магнитогорска. В 1952 закончил дирижёрско-хоровое отделение Киевской консерватории и начал работу в Государственном Воронежском русском народном хоре в качестве главного хормейстера.

 9597 8С 1957 года жил и работал в Липецке. Создал ансамбль песни и пляски профтехобразования. Основатель (1962) и многолетний руководитель народного хора новолипецких металлургов. В 60-х годах, в хоре под его управлением работала хореографическая группа в которой танцевала юная Г. П. Шелякина. В 1968-1973 - концертмейстер и художественный руководитель Государственного Воронежского русского народного хора. В 1973 вернулся в Липецк и вновь возглавил хор новолипецких металлургов.

За большой личный вклад в развитие народного песенного творчества и культурного просвещения трудящихся А. П. Мистюков награждён золотой медалью ВДНХ (1975). Ему было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР» (1960) и «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1981). С 1987 русский народный хор новолипецких металлургов носит имя А. П. Мистюкова.

В 2006 году постановлением городского совета имя А. П. Мистюкова присвоено новой улице в 28-м микрорайоне Липецка.

С 1991 года в Липецкой области проводится Всероссийский фестиваль народного творчества имени заслуженного деятеля искусств РСФСР А.П. Мистюкова.

 

 

«Притяжение отчей земли»

19 декабря 1924 года в г. Данкове, в семье врача районной больницы родился сын Алексей. Отец будущего музыканта был опытным хирургом, добрым и высоконравственным человеком. Мать Татьяна Васильевна – учитель математики в средней школе, воспитавшая трёх детей. Образ жизни семьи был простой, хорошо организованный. Главной радостью жизни Алексея в детстве была природа. Он пропадал с друзьям на Дону и Вязовке – купание, волейбол, рыбалка, походы в лес. Очень любил голубей.

Родители заметили любовь сына к музыке и определили Алексея к частному педагогу для обучения игре на фортепиано. Однако основным увлечением мальчика стал духовой оркестр и это не случайно. Оркестр играл заметную роль в культурной жизни города. Учась в старших классах Алексей Константинович руководил оркестром, делал переложения для него, увлекался вокальной и классической музыкой. Вот так протекало детство, юность Алексея Лебедева на Данковской земле. Наступил страшный 1941 год. В 1942 году Алексей окончил среднюю школу и в августе был призван на действительную военную службу. Пять месяцев учёбы в Саратовском пехотном училище и сразу в бой, пулемётчиком Первой Пролетарской дивизии. В марте 43-го года в боях под Брянском пулемётчик Лебедев был тяжело ранен в глаз и руку. Дальнейшая служба проходила уже в Москве. Алексей Константинович был военным музыкантом  при институте иностранных языков. Одновременно учился в музыкальном училище сразу на двух отделениях: по классу тубы и теории музыки.

2Надолго запомнился ему победный 1945-й год. Именно тогда он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Владимира Щербинина. Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского Алексей Лебедев закончил с отличием.  Его имя, как лучшего студента, навечно занесено на Мраморную доску отличия в Московской консерватории.

Талант, любовь к музыке и упорство Алексея Константиновича позволили проложить себе большой, яркий творческий путь на преподавательском поприще. Связав свою судьбу с консерваторией, музыкант сделал себе карьеру от преподавателя до доцента, а в 1986 году стал профессором кафедры духовых инструментов. Это не случайно, ведь именно туба занимала в его творчестве и преподавательской деятельности центральное место. Лебедевым были сделаны многие обработки и переложения для данного музыкального инструмента. Он создал учебник «Школа игры на тубе», выдержавший два издания. 3Дирекция консерватории давала этому учебному пособию такую характеристику: он «является основополагающим трудом и практически единственным в СССР учебником по данной исполнительской специальности». Специалисты отмечали, что игра А. Лебедева отличалась великолепным бархатным звучанием инструмента по всему диапазону, безупречной техникой исполнения и тонким пониманием стиля. Помимо того, что Лебедев создал учебник «Школа игры на тубе», он является композитором нескольких десятков песен, его вокальные произведения исполняли лучшие музыкальные коллективы страны. Всемирное Братство Ассоциации Тубистов присудило ему награду «За жизненный подвиг», преклоняясь пред талантом и благодаря за создание школы игры на тубе.

Скончался Алексей Лебедев  11.06.1993 года,  похоронен в г. Данкове.

В память о большом вкладе знаменитого земляка,  помня его заслуги перед культурой и обществом, зимой 9 декабря 1995 г. в г. Данкове на доме, по улице Урицкого, в котором жил музыкант была открыта мемориальная доска. Данковская музыкальная школа также носит имя А.К. Лебедева.

Бомбовая кассета, или кассетная бомба

222

Поисковый клуб «Неунываки» передал в фонды музея большую коллекцию предметов, собранных во время экспедиций по Липецкому краю и по стране. Среди них немецкая авиационная бомбовая кассета АВ-500. Она имеет внушительные размеры: высота -  165см, диаметр – 33 см. Название произошло от французского слова «cassette» - ящичек. В одной такой кассете могло находиться свыше 100 бомб (или мин) массой до 10 кг.

Прообразом кассетных боеприпасов была обычная кассетная дробь и артиллерийская картечь, а прямым предком можно считать шрапнель. Шрапнельный снаряд представлял собой полую оболочку, начинённую десятками и сотнями небольших круглых пуль; при подлёте снаряда к цели срабатывал пороховой заряд, который и выбрасывал пули расходящимся пучком.

Бомбовые кассеты изготовляли из тонкого металла, во время сбрасывания оболочка раскрывалась и бомбочки рассыпались в разные стороны, что позволяло охватить значительную территорию; применяли кассетные бомбы и против живой силы, и против техники.

Клуб «Неунываки» привезли бомбовую кассету из Крыма, из Аджимушкая. Во время оккупации фашистами Керчи часть защитников города ушла в Аджимушкайские каменоломни. И такие кассетные бомбы гитлеровцы применяли против бойцов подземелья.

Миниатюрная модель памятного знака в честь венчания М.А. Пушкиной и О.А. Ганнибала

5675656Весной 2018 года в собрание скульптурных произведений Липецкого областного краеведческого музея поступила миниатюрная модель памятного знака в честь венчания Марии Алексеевны Пушкиной и Осипа Абрамовича Ганнибала — бабушки и деда великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Новый экспонат украсил собою «Литературную гостиную» - зал, рассказывающий о русских писателях и  поэтах, чья жизнь и деятельность связана с историей Липецкого края.

Статуэтка изготовлена московским скульптором, членом Союза художников России Евгением Аркадьевичем Вольфсоном, уроженцем города Липецка. Она посвящена старинной местной легенде, согласно которой 9 ноября 1772 года в Вознесенской церкви слободы Липецкие железоделательные заводы (ныне город Липецк) состоялось венчание Марии Алексеевны и Осипа Абрамовича. 

Вознесенская церковь находилась в районе современной Театральной площади, но в конце 50-х — начале 60-х годов XX века в связи с расширением улицы была снесена. Сегодня увидеть старинный храм можно лишь на дореволюционных фотографиях и почтовых открытках, бережно сохраняемых в музеях и архивах. 

Романтическое же предание о венчании в Липецке бабушки и деда А.С. Пушкина дошло до наших дней. Согласно легенде Осип Абрамович Ганнибал, прибывший в Липецк для осмотра чугунолитейного завода, познакомился с Марией Алексеевной Пушкиной, дочерью местного помещика и бывшего воеводы города Сокольска, капитана Российской императорской армии Алексея Федоровича Пушкина. Молодые люди полюбили друг друга и, вероятно, венчались в местной церкви. Известно, что брак не был счастливым и вскоре распался, однако в нем была рождена Надежда Осиповна Ганнибал, в будущем мать гения мировой и отечественной литературы Александра Сергеевича Пушкина.

Модель памятного знака, несмотря на довольно миниатюрные размеры, весьма символична. Верхнюю часть композиции украшает силуэт Вознесенской церкви, где предположительно и произошло памятное венчание. В центре овальной рамы помещены фигуры бабушки и деда А.С. Пушкина. Фигуры стоят на полукруглом основании со схематическим изображением имения Пушкиных в селе Кореневщино Сокольского уезда (ныне Добровский район Липецкой области). Именно сюда приехала Мария Алексеевна с дочерью Надеждой, вскоре после того, как ее супруг оставил семью. В наших краях они прожили около восьми лет, в течение которых неоднократно гостили и в деревянном доме Пушкиных в Липецке, расположенном в лучшей части города — на холме, неподалеку от величественного Христорождественского собора. То здание до наших дней не сохранилось, к началу XIX века оно обветшало и в дальнейшем было снесено. Примерно на его месте в 1830-х годах был построен красивый особняк с колоннами, принадлежавший коллежскому асессору, штаб-лекарю Липецких Минеральных вод Ф.И. Туровскому, по сей день украшающий собой улицу Ленина (ныне здание Липецкого областного художественного музея).

Памятный знак в честь венчания бабушки и деда А.С. Пушкина пополнил коллекцию экспонатов Липецкого областного краеведческого музея, посвященных родословной великого русского поэта на Липецкой земле.

 

Святитель Тихон Задонский

345435

 

В этом году исполнилось 295 лет со дня рождения известного всему  православному миру святого и духовного писателя - святителя Тихона Задонского. Задонским его называют потому, что последний период жизни святого был связан с городом Задонском. Именно там святитель Тихон провёл более 13 лет и написал духовные книги, которыми восхищались Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский. В Задонске святитель Тихон скончался, был похоронен, а спустя почти 80 лет причислен к лику святых и прославлен.

Начало пути

Будущий святитель родился в 1724 году в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии и при крещении был назван Тимофеем. Его отец - Савелий Кириллович, служивший дьячком в Никольском храме Короцка, умер, когда мальчик был совсем маленьким. Вспоминая своё детство, святитель Тихон писал:

«Как я начал себя помнить, в доме при матери нашей было нас четыре брата и две сестры, отца своего я не помню. Старший брат был дьячком, средний взят на военную службу, а мы все ещё малы были и жили в великой бедности» [1].

Тима старался помогать матери, целыми днями он работал на поле у богатого соседа, который давал ему за это продукты. В 8-9 лет мальчик уже хорошо знал, что такое голод и тяжёлый крестьянский труд. 

В 1738 году Тимофей был принят в славянскую школу при Новгородском архиерейском доме, а через два года в числе 100 «наиболее способных к наукам» [2] 

Антониев монастырь в Новгороде 

учеников зачислен в семинарию, открывшуюся в Новгородском Антониевом монастыре. Во время обучения в семинарии он получил фамилию, в документах разных лет упоминается два варианта: Соколовский или реже – Соколов. Тимофей Соколовский хорошо учился, много читал и проявлял  О его одарённости свидетельствует тот факт, что, ещё не окончив курса семинарии, он уже стал преподавать в ней греческий язык.

Преподаватель Новгородской семинарии

После окончания обучения Тимофей Савельевич Соколовский остался в Новгородской семинарии в качестве преподавателя греческого языка и риторики. Часть своего небольшого жалованья он тратил на содержание овдовевшей старшей сестры, которая жила в крайней бедности. Родственники уговаривали его жениться и стать священником, но не к этому стремилась душа Тимофея. Во время преподавания в новгородской семинарии его жизнь неоднократно подвергалась смертельной опасности, вот как описывал один из таких случаев сам святитель Тихон:

«Когда я был учителем, архимандрит Александре-Свирского монастыря пригласил нас, учителей, к себе в гости… По приезде в монастырь я один из любопытства пошел на колокольню осмотреть окрестности монастыря, которые точно прекрасны. Не опробовав перил, оперся на них, а они вдруг упали на землю, меня же будто кто толкнул назад, и я упал к колоколам полумертвым. Едва опомнясь, с трудом мог я сойти с колокольни и дойти до архимандричьей келлии. «Что ты изменился в лице, Тимофей Савельевич? - спрашивали товарищи. - Посмотри в зеркало, братец, ты похож на мертвеца». Я отвечал им: «Пожалуйте чашку чаю и после того скажу». Напившись чаю, повел их к колокольне, - там перила лежали разбитые вдребезги. «Так и мне бы быть разбиту», - сказал я» [3].

После чудесных случаев избавления от смерти Тимофей Савельевич сделал окончательный выбор и решил посвятить свою жизнь служению Богу.

Монашеский постриг и служение

В 34 года Тимофей Савельевич Соколовский принял монашеский постриг, в котором получил новое имя – Тихон. Через две недели монах Тихон был рукоположен в иеродиакона, а через несколько месяцев - в иеромонаха. Вскоре после этого ему пришлось покинуть родную семинарию потому, что по просьбе Тверского епископа Афанасия он был переведён в Тверскую епархию.

Тверская семинария

В Твери иеромонах Тихон стал настоятелем Желтикова, а потом Отроча монастыря и ректором Тверской семинарии. Он честно трудился и не только не мечтал о большем, но и стремился к уединению; впоследствии святитель Тихон рассказывал: 

«Я никогда и не мыслил о важном сане… У меня были мысли непременно куда-нибудь удалиться в пустынный монастырь, постричься в монахи и проводить уединенную жизнь… Близ г. Твери была монастырская вотчина и при ней роща; положение места - прекрасное и уединенное; я имел намерение в этой роще выстроить себе келлию для уединения» [4].

Однако мечтам об уединении не суждено было осуществиться: его ожидало рукоположение в епископа. Это знаменательное событие состоялось 13 мая 1761 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга и сразу после него последовало новое назначение - викарием архиепископа Новгородского. Поскольку архиепископ Новгородский Димитрий постоянно находился в столице, то 37-летний епископ Тихон был вынужден фактически управлять всеми делами епархии. Но скоро ему пришлось снова уехать из Новгорода: скончался епископ Воронежский, и императрица Екатерина II назначила на Воронежскую кафедру молодого епископа Тихона. 

Епископ Воронежский

14 мая 1763 года епископ Тихон (Соколовский) прибыл в Воронеж. Ещё перед выездом из Москвы он заболел и чувствовал себя «больным и изнуренным». Исследователь жизни святителя Тихона схиархимандрит Иоанн (Маслов) отмечал, что «Воронежская епархия была одной из труднейших в то время для церковного управления», и «весьма плачевное состояние его епархии» «удручающе подействовало на святителя» [5].

Епископ Тихон управлял Воронежской епархией всего 4 года и 7 месяцев, но за этот короткий срок успел много сделать. Его стараниями был построен кафедральный собор в честь Архистратига Михаила, возрождена закрытая Воронежская духовная семинария, открыты: духовные училища в Острогожске и Ельце, духовная школа в Воронеже, славянские и латинские школы в других городах епархии.]«Святитель стремился поднять духовный уровень священников на подобающую высоту», «обращал серьезное внимание на искоренение недостатков» [6] в их среде и обучение; приучал священников произносить проповеди.

Но «постоянные труды и заботы» привели к значительному ухудшению состояния здоровья, и уже не надеявшийся на выздоровление епископ Тихон написал прошение императрице и покинул Воронежскую кафедру.

В Задонском монастыре

После выхода на покой святитель уединился в самый глухой монастырь Воронежской епархии - Спасо-Преображенский Толшевский, «в 40 верстах от Воронежа, на берегу реки Усмань, окруженный непроходимыми лесами и болотами» [7]. Однако жизнь в болотистой местности отрицательно повлияла на его здоровье, и в 1769 году святитель переселился в Задонский Богородицкий монастырь.

123123В Задонском монастыре бывший епископ жил в отдельном маленьком домике, ценных вещей не имел, в келье ходил в лаптях. Всю свою большую пенсию он тратил на помощь бедным: одним помогал купить зимнюю одежду, другим – лошадь или корову, третьим – заново обзавестись хозяйством после пожара. Возле его кельи часто толпились посетители, приходившие и приезжавшие к святителю за материальной и духовной помощью. Он прекрасно понимал и с радостью принимал представителей всех слоёв общества; помогал подавать апелляцию несправедливо осуждённым; посещал больных и заключённых. 

Святитель Тихон любил Елец, часто ездил в этот город и встречался с благочестивыми ельчанами, которые стали его друзьями. При этом он брал с собой духовную книгу «Псалтирь» маленького размера и читал её в дороге. 

IMG 7252В Липецком областном краеведческом музее в витрине выставки «Златоуст Российской Церкви», посвящённой святителю Тихону Задонскому, можно увидеть маленькую «Псалтирь». Она издана в XVIII веке, а на её форзаце чернилами сделана интересная надпись: «Сей Псалтырь, предание утверждает, что он был Св. Тихона Задонского. Печатан при Екатерине Великой». Мы не знаем - кто и когда её подписал, но, возможно, 200 лет назад эту книгу читал святитель Тихон.

Последние годы и прославление

Святитель Тихон  не только читал, но и писал книги, в Задонске были созданы его самые известные духовные сочинения: «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Письма келейные». На выставке «Небесные покровители Липецкой земли» в нашем  музее представлено самое первое издание 1784 года «Писем келейных», увидевших свет благодаря усилиям келейника святителя - Ивана Ефимова.

Первое издание «Писем келейных» (Липецкий областной краеведческий музей)

Эта книга была издана после смерти автора, святитель Тихон скончался в Задонском монастыре 26 августа 1783 года в возрасте 59 лет. Его похоронили под алтарём Владимирского собора, а через 63 года здание собора решили разобрать, чтобы построить на его месте новое по проекту знаменитого архитектора К.А. Тона, тогда были обретены нетленные мощи святителя. Прошло ещё 15 лет, и в 1861 году святитель Тихон Задонский был причислен к лику святых.

Image0613В Задонске состоялось прославление нового святого, на которое из разных городов России собралось до 300 000 человек. И после этого тысячи паломников шли и ехали к святителю Тихону, многие из них по молитвам к святому получали исцеление или утешение и помощь. Задонск в конце XIX - начале XX века стал одним из духовных центров России, его даже называли «русским Иерусалимом».

Минули годы: закрытый в 1930 году Задонский монастырь>> был восстановлен, и 26 августа 1991 года мощи святителя Тихона были возвращены в его обитель. И сейчас, как столетие, назад множество паломников приезжает в Задонск, чтобы поклониться известному святому и духовному писателю - святителю Тихону Задонскому.

Литература

  1. Святитель Тихон Задонский в воспоминаниях келейников. – Задонск: Изд-во Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, 2006. – с. 12.
  2. Дополнения к запискам Чеботарева // Творенія иже во святых отца нашего Тихона Задонскаго. - Издание московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. Т. 4-5. - с. 47.
  3. Цитируется по: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении - М.: Самшит-Издат, 2006 - с. 31
  4. Цитируется по: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении - М.: Самшит-Издат, 2006. - с. 34.
  5. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении - М.: Самшит-Издат, 2006. - с. 37.
  6. Там же.
  7. Жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Воронежско-Липецкой епархии. Прославленные святые (святители, новомученики, преподобные). – Воронеж: Изд-во Воронежско-Липецкой епархии, 2003. – с. 104.