Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

«Русская тетрадь» В. Гаврилина ( 55-лет со дня первого исполнения в России)

1Вокальный цикл Валерия Гаврилина «Русская тетрадь» из восьми песен на народные слова для меццо-сопрано и фортепиано (1965 г.) — одно из самых интересных произведений «новой фольклорной волны» в отечественной музыке второй половины XX века. Созданный 55 лет назад, совсем молодым тогда композитором, вокальный цикл «Русская тетрадь» по-прежнему вызывает интерес и эмоциональный отклик у исполнителей и слушателей своим глубоким психологизмом, искренностью проявления чувств и замечательной музыкой. Сделав героиней произведения молодую женщину, потерявшую любимого, композитор как бы домыслил и обобщил конкретный случай (безвременная смерть юноши), давший ему творческий импульс к созданию вокального цикла. Трагедия оборвавшейся жизни усилена трагедией женщины, оставшейся жить, но утратившей смысл существования.

Обучаясь на старших курсах Ленинградской консерватории, Валерий  Гаврилин увлекся фольклором и отправился в экспедицию по деревням страны с целью понять особенности русской души, проникнуться атмосферой сельской местности и приобрести материал для работы. К этому времени студент Гаврилин уже много успел сочинить, но именно сейчас, находясь под впечатлением от разоренных деревень и проникнутых тоской женских песен с мечтой о лучшей доле, он пришел к выводу о цели собственного творчества. Свою миссию, как композитора, он видел в синтезе классических музыкальных канонов с бытовой, народной мелодией, в недрах которой скрыты настоящие сокровища поэтической эстетики. Запись некоторых страдальческих народных песен молодой композитор сделал в Усманском районе Липецкой области в 1961 году.

2Первое исполнение вокального цикла «Русская тетрадь» состоялось на Ленинградской сцене в январе 1965 года. Композитор не случайно пригласил на дебют своего вокального произведения солистку Ленконцерта Надежду Юреневу. Певица обладала высоким профессиональным мастерством, глубоким знанием в области жанра и стиля, высокой интеллектуальностью и незаурядной художественной одарённостью. Своим исполнением народных песен, обработанных Валерием Гаврилиным, Надежда Юренева раскрыла не только текст сочинения, но и его подтекст, заставляя каждого по-новому вслушиваться даже в знакомую музыку. Её голос звал куда-то в среднерусскую полосу, на ржаные поля, на расцвеченные цветами луга…ведь она сама родилась в сельской местности и до 12 лет прожила в русской глубинке, в старинной Усмани (недалеко от Липецка).  Детство, проведённое в глубинке России, в городе Усмани – дало возможность будущей певице незаметно для себя воспринять богатейший мир русской народной песни, что впоследствии так ярко сказалось в исполнении вокального цикла.

В Липецком областном краеведческом музее в январе 2020 года открылась выставка «Актриса вокальных интонаций».

Гости Липецкого областного краеведческого музея на выставке познакомятся с историей создания цикла народных песен «Русская тетрадь» композитора  Валерия Александровича  Гаврилина, а также смогут увидеть концертное платье певицы, фотографии из её семейного архива.

Зав. отделом региональной культуры Овчинников А.В.

 

Жизнь в творчестве

001Андрей Петрович Мистюков (28 октября 1919—20 апреля 1987). Заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор и музыкальный организатор, знаток и хранитель национального песенного искусства.

Родился 28 октября 1919 года в селе Величаевском Левокумского района Ставропольского края. В 1938 поступил в Свердловский педагогический институт. В том же году осуждён и приговорён к трём годам заключения за создание есенинского кружка. В 1942—1946 работал музыкальным руководителем ансамбля в ремесленном училище Магнитогорска. В 1952 закончил дирижёрско-хоровое отделение Киевской консерватории и начал работу в Государственном Воронежском русском народном хоре в качестве главного хормейстера.

 9597 8С 1957 года жил и работал в Липецке. Создал ансамбль песни и пляски профтехобразования. Основатель (1962) и многолетний руководитель народного хора новолипецких металлургов. В 60-х годах, в хоре под его управлением работала хореографическая группа в которой танцевала юная Г. П. Шелякина. В 1968-1973 - концертмейстер и художественный руководитель Государственного Воронежского русского народного хора. В 1973 вернулся в Липецк и вновь возглавил хор новолипецких металлургов.

За большой личный вклад в развитие народного песенного творчества и культурного просвещения трудящихся А. П. Мистюков награждён золотой медалью ВДНХ (1975). Ему было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР» (1960) и «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1981). С 1987 русский народный хор новолипецких металлургов носит имя А. П. Мистюкова.

В 2006 году постановлением городского совета имя А. П. Мистюкова присвоено новой улице в 28-м микрорайоне Липецка.

С 1991 года в Липецкой области проводится Всероссийский фестиваль народного творчества имени заслуженного деятеля искусств РСФСР А.П. Мистюкова.

 

 

«Притяжение отчей земли»

19 декабря 1924 года в г. Данкове, в семье врача районной больницы родился сын Алексей. Отец будущего музыканта был опытным хирургом, добрым и высоконравственным человеком. Мать Татьяна Васильевна – учитель математики в средней школе, воспитавшая трёх детей. Образ жизни семьи был простой, хорошо организованный. Главной радостью жизни Алексея в детстве была природа. Он пропадал с друзьям на Дону и Вязовке – купание, волейбол, рыбалка, походы в лес. Очень любил голубей.

Родители заметили любовь сына к музыке и определили Алексея к частному педагогу для обучения игре на фортепиано. Однако основным увлечением мальчика стал духовой оркестр и это не случайно. Оркестр играл заметную роль в культурной жизни города. Учась в старших классах Алексей Константинович руководил оркестром, делал переложения для него, увлекался вокальной и классической музыкой. Вот так протекало детство, юность Алексея Лебедева на Данковской земле. Наступил страшный 1941 год. В 1942 году Алексей окончил среднюю школу и в августе был призван на действительную военную службу. Пять месяцев учёбы в Саратовском пехотном училище и сразу в бой, пулемётчиком Первой Пролетарской дивизии. В марте 43-го года в боях под Брянском пулемётчик Лебедев был тяжело ранен в глаз и руку. Дальнейшая служба проходила уже в Москве. Алексей Константинович был военным музыкантом  при институте иностранных языков. Одновременно учился в музыкальном училище сразу на двух отделениях: по классу тубы и теории музыки.

2Надолго запомнился ему победный 1945-й год. Именно тогда он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Владимира Щербинина. Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского Алексей Лебедев закончил с отличием.  Его имя, как лучшего студента, навечно занесено на Мраморную доску отличия в Московской консерватории.

Талант, любовь к музыке и упорство Алексея Константиновича позволили проложить себе большой, яркий творческий путь на преподавательском поприще. Связав свою судьбу с консерваторией, музыкант сделал себе карьеру от преподавателя до доцента, а в 1986 году стал профессором кафедры духовых инструментов. Это не случайно, ведь именно туба занимала в его творчестве и преподавательской деятельности центральное место. Лебедевым были сделаны многие обработки и переложения для данного музыкального инструмента. Он создал учебник «Школа игры на тубе», выдержавший два издания. 3Дирекция консерватории давала этому учебному пособию такую характеристику: он «является основополагающим трудом и практически единственным в СССР учебником по данной исполнительской специальности». Специалисты отмечали, что игра А. Лебедева отличалась великолепным бархатным звучанием инструмента по всему диапазону, безупречной техникой исполнения и тонким пониманием стиля. Помимо того, что Лебедев создал учебник «Школа игры на тубе», он является композитором нескольких десятков песен, его вокальные произведения исполняли лучшие музыкальные коллективы страны. Всемирное Братство Ассоциации Тубистов присудило ему награду «За жизненный подвиг», преклоняясь пред талантом и благодаря за создание школы игры на тубе.

Скончался Алексей Лебедев  11.06.1993 года,  похоронен в г. Данкове.

В память о большом вкладе знаменитого земляка,  помня его заслуги перед культурой и обществом, зимой 9 декабря 1995 г. в г. Данкове на доме, по улице Урицкого, в котором жил музыкант была открыта мемориальная доска. Данковская музыкальная школа также носит имя А.К. Лебедева.

Бомбовая кассета, или кассетная бомба

222

Поисковый клуб «Неунываки» передал в фонды музея большую коллекцию предметов, собранных во время экспедиций по Липецкому краю и по стране. Среди них немецкая авиационная бомбовая кассета АВ-500. Она имеет внушительные размеры: высота -  165см, диаметр – 33 см. Название произошло от французского слова «cassette» - ящичек. В одной такой кассете могло находиться свыше 100 бомб (или мин) массой до 10 кг.

Прообразом кассетных боеприпасов была обычная кассетная дробь и артиллерийская картечь, а прямым предком можно считать шрапнель. Шрапнельный снаряд представлял собой полую оболочку, начинённую десятками и сотнями небольших круглых пуль; при подлёте снаряда к цели срабатывал пороховой заряд, который и выбрасывал пули расходящимся пучком.

Бомбовые кассеты изготовляли из тонкого металла, во время сбрасывания оболочка раскрывалась и бомбочки рассыпались в разные стороны, что позволяло охватить значительную территорию; применяли кассетные бомбы и против живой силы, и против техники.

Клуб «Неунываки» привезли бомбовую кассету из Крыма, из Аджимушкая. Во время оккупации фашистами Керчи часть защитников города ушла в Аджимушкайские каменоломни. И такие кассетные бомбы гитлеровцы применяли против бойцов подземелья.

Миниатюрная модель памятного знака в честь венчания М.А. Пушкиной и О.А. Ганнибала

5675656Весной 2018 года в собрание скульптурных произведений Липецкого областного краеведческого музея поступила миниатюрная модель памятного знака в честь венчания Марии Алексеевны Пушкиной и Осипа Абрамовича Ганнибала — бабушки и деда великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Новый экспонат украсил собою «Литературную гостиную» - зал, рассказывающий о русских писателях и  поэтах, чья жизнь и деятельность связана с историей Липецкого края.

Статуэтка изготовлена московским скульптором, членом Союза художников России Евгением Аркадьевичем Вольфсоном, уроженцем города Липецка. Она посвящена старинной местной легенде, согласно которой 9 ноября 1772 года в Вознесенской церкви слободы Липецкие железоделательные заводы (ныне город Липецк) состоялось венчание Марии Алексеевны и Осипа Абрамовича. 

Вознесенская церковь находилась в районе современной Театральной площади, но в конце 50-х — начале 60-х годов XX века в связи с расширением улицы была снесена. Сегодня увидеть старинный храм можно лишь на дореволюционных фотографиях и почтовых открытках, бережно сохраняемых в музеях и архивах. 

Романтическое же предание о венчании в Липецке бабушки и деда А.С. Пушкина дошло до наших дней. Согласно легенде Осип Абрамович Ганнибал, прибывший в Липецк для осмотра чугунолитейного завода, познакомился с Марией Алексеевной Пушкиной, дочерью местного помещика и бывшего воеводы города Сокольска, капитана Российской императорской армии Алексея Федоровича Пушкина. Молодые люди полюбили друг друга и, вероятно, венчались в местной церкви. Известно, что брак не был счастливым и вскоре распался, однако в нем была рождена Надежда Осиповна Ганнибал, в будущем мать гения мировой и отечественной литературы Александра Сергеевича Пушкина.

Модель памятного знака, несмотря на довольно миниатюрные размеры, весьма символична. Верхнюю часть композиции украшает силуэт Вознесенской церкви, где предположительно и произошло памятное венчание. В центре овальной рамы помещены фигуры бабушки и деда А.С. Пушкина. Фигуры стоят на полукруглом основании со схематическим изображением имения Пушкиных в селе Кореневщино Сокольского уезда (ныне Добровский район Липецкой области). Именно сюда приехала Мария Алексеевна с дочерью Надеждой, вскоре после того, как ее супруг оставил семью. В наших краях они прожили около восьми лет, в течение которых неоднократно гостили и в деревянном доме Пушкиных в Липецке, расположенном в лучшей части города — на холме, неподалеку от величественного Христорождественского собора. То здание до наших дней не сохранилось, к началу XIX века оно обветшало и в дальнейшем было снесено. Примерно на его месте в 1830-х годах был построен красивый особняк с колоннами, принадлежавший коллежскому асессору, штаб-лекарю Липецких Минеральных вод Ф.И. Туровскому, по сей день украшающий собой улицу Ленина (ныне здание Липецкого областного художественного музея).

Памятный знак в честь венчания бабушки и деда А.С. Пушкина пополнил коллекцию экспонатов Липецкого областного краеведческого музея, посвященных родословной великого русского поэта на Липецкой земле.