Музейные коллекции таят в себе много интересных и необычных вещей, каждая из которых имеет свою историю. Достойное место в фонде прикладного искусства нашего музея занимает металлическая ритуальная ваза, изготовленная мастером в далекой Японии в конце XIX века.
Сама форма изделия экзотична и напоминает о самобытности и уникальности японской культуры. Шестигранная в сечении, грушевидных очертаний ваза украшена полосами рельефного чешуйчатого орнамента, напоминающего кожу неведомой рептилии. «Чешуйки» перемежаются декоративными элементами, выполненными в технике «клуазоне». Эта эффектная техника перегородчатой эмали является уникальным феноменом периода Мэйдзи (период в истории Японии с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года). Технология изготовления перегородчатой эмали заключается в нанесении рисунка на основу из медного сплава или бронзы, после чего тонкой металлической проволокой обводится контур и производится заливка эмали в получившиеся ячейки, а далее - обжиг и шлифовка изделия.
Основание вазы в форме расширенного книзу шестигранника, украшено поясом стилизованного растительного орнамента, также выполненного в технике перегородчатой эмали. Фигурные вертикальные ручки по бокам вазы сделаны в виде изогнувших спины драконов. Дракон – один из основных мифологических персонажей Страны восходящего солнца, традиционно олицетворявший как силы созидания, так и разрушения.
Фрагмент орнаментального фриза в технике «клуазоне»с изображением маски демона
Любуясь орнаментальными фризами на тулове вазы, не сразу замечаешь в пересечениях разноцветных полос изображение звериной маски. Этот сюжет взят с древних ритуальных предметов династии Чжоу (эпоха в истории Китая, время правления династии рода Цзи – с 1045 по 221 годы до н. э.) и представляет собой изображение маски демона Тао-Тие (в Японии – Тотецу). Согласно восточной мифологии это существо с одной головой и двумя туловищами своим обликом походило одновременно на тигра, дракона и человека. По наиболее распространенной версии, Тао-Тие - прожорливый кровожадный демон, олицетворение жадности и порока. Изображение маски этого чудовища можно встретить на большинстве культовых бронзовых предметов, использовавшихся во время церемоний жертвоприношений в честь духов предков.
Зав. сектором этнографии отдела фондов Селезнёва Е.В.