«АБРАМЦЕВО. У истоков русского стиля. Живопись, графика и декоративно-прикладное искусство из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»
Выставка представляет творчество художников уникального объединения - Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка. Среди экспонатов –живописные пейзажи, портретные зарисовки участников кружка, эскизы костюмов, декораций, предметов декоративно-прикладного искусства, мебель и керамика. 45 произведений, выполненные выдающимися русскими художниками В.М. Васнецовым, В.Д. Поленовым, И.Е. Репиным, В.А. Серовым, М.В. Нестеровым, М.А. Врубелем и другими, показывают весь спектр деятельности мамонтовского содружества. Это художественное объединение представляло собой «вольное сообщество талантов», что способствовало появлению и дальнейшему развитию именно здесь первых признаков национально-романтического направления модерна – русского стиля.
Он не случайно зародился в Абрамцеве, поскольку скромной подмосковной усадьбе принадлежит выдающееся место в истории русской культуры, благодаря насыщенности художественной жизни, множеству событий и ярких личностей с ней связанных. В серединеXIX века усадьба принадлежала известному писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову, семья которого принадлежала к кружку славянофилов. Они отстаивали право России на особый путь развития, и все их устремления были направлены на возрождение национальной культуры. В гостях у Аксаковых нередко бывали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.С. Щепкин, А.С. Хомяков и многие другие.
В 1870 году усадьбу у наследников С.Т. Аксакова приобрел Савва Иванович Мамонтов – крупный железнодорожный предприниматель и меценат. Мамонтову удалось собрать в Абрамцеве единомышленников, способных воздействовать на пути дальнейшего развития искусства. За десять лет в Абрамцеве было создано уникальное архитектурное пространство, что отражают представленные на выставке архитектурные проекты – И.П. Ропета, В.М. Васнецова. Неброскую красоту абрамцевской природы, вдохновлявшую художников, прекрасно передаютпейзажи В.Д. Поленова, А.М.Васнецова, И.С. Остроухова, М.В. Нестерова, К.А. Коровина и других.
При Мамонтовых Абрамцево превратилось в творческую лабораторию, где рождалось новое искусство. Демократические устремления художественного кружка проявились в особом интересе к народному искусству, в котором очень точно отражались общественно-эстетические потребности времени. Вскоре в Абрамцеве появилась столярная и керамическая мастерские. Столярно-резчицкой мастерской руководила жена С.И. Мамонтова Елизавета Григорьевна. Она привлекла к работе художницу Е.Д. Поленову. Изделия мастерской успешно продавались и пользовались успехом на российских и международных выставках. Так, Абрамцево постепенно превращалось в центр декоративно-прикладного искусства.
Гончарная мастерская стала любимым детищем С.И. Мамонтова. Более других керамикой заинтересовался М.А. Врубель. Наивысшие достижения М. Врубеля-керамиста относятся к 1899-1900-х гг., когда в результате совместной деятельности художника с технологом П.К. Ваулиным был изобретен так называемый восстановительный обжиг, придававший майоликовым изделиям переливающийся блеск, сравнимый с блеском драгоценных камней. На выставке представлены работы этого периода, в которых ярко проявляется «декоративное» дарование Врубеля. Кроме того, в г. Ельце Липецкой области есть крупный храмовый комплекс – ансамбль Великокняжеского храма Святых князей Михаила Тверского и Александра Невского, украшенного Абрамцевской керамической мастерской по заказу купца 1-ой гильдии Александра Николаевича Заусайлова.
Еще одним увлечением кружка был театр. Одной из самых больших удач кружка стала пьеса А.Н. Островского «Снегурочка» в оформлении В.М. Васнецова. Позже на основе декораций к домашнему спектаклю художник выполнил декорации к опере Римского-Корсакова в постановке Частной оперы С.И. Мамонтова. Васнецов стал не только исполнителем отдельных пейзажных или архитектурных декораций, но и автором всего изобразительного решения спектакля.
С.И. Мамонтов верил в преобразующую силу искусства. Он говорил: «Мы в долгу у народа. Нужно приучать глаз народа к красивому: в храмах, на вокзалах, на улице». Ему удалось претворить этот лозунг в жизнь в Абрамцеве, где раньше других появились первые признаки нового стиля, так называемого русского стиля, одного из направлений модерна. И это не случайно, поскольку в мамонтовском сообществе утверждалась ценность и самодостаточность творческой личности, его атмосфера исключила вражду и дала блистательный опыт идейно-художественной толерантности, сформировала особый тип «универсального» художника.
Сохранилось высказывание С.И. Мамонтова, записанное В.С. Серовой, которое хорошо передает главный тезис его жизни. «Я глубоко убежден, что искусству предстоит сыграть огромную роль в перевоспитании русского народа и что русскому обществу, нравственно возрожденному искусством, суждено, быть может, служить некогда «светочем», источником обновления и для Западной Европы».