Выставка «Из истории Липецкой и Елецкой епархии» открылась в Липецком областном краеведческом музее. В экспозиции, посвященной двадцатилетию епархии, представлены экспонаты, связанные с церковной историей нашего края. Это предметы из фондов Липецкого областного краеведческого музея, Задонского районного краеведческого музея и музея Елецкой епархии имени священномученика Сергия (архиепископа Елецкого), раритеты Елецкого Знаменского женского монастыря и частных собраний, а также документы и фотоматериалы из архивов комиссии по канонизации святых Липецкой митрополии.
Экскурсию по выставке для корреспондента «Липецких известий» провела старший научный сотрудник Липецкого областного краеведческого музея Анжелика Юнченко.
- В этом году отмечается двадцатилетие создания Липецкой и Елецкой епархии, - напомнила Анжелика Владиславовна. – По решению Священного синода от 7 мая 2003 года Воронежско-Липецкая епархия была разделена на две самостоятельные кафедры: Воронежскую и Липецкую – эти события отражены в нашей экспозиции, которая состоит из двух частей.
Первая часть рассказывает о дореволюционной жизни Липецка, Ельца, Задонска и Лебедяни. Каждому из этих городов отведена отдельная застекленная витрина, в которой размещены фотографии главных храмов и монастырей (в том числе несохранившихся), исторические документы, изображения святых и подвижников благочестия, а также выставлены предметы, некогда им принадлежавшие.
Например, среди экспонатов можно увидеть небольшого размера (легко умещается на человеческой ладони) «Псалтирь», изданную в XVIII веке. На форзаце книги имеется сделанная чернилами надпись: «Сей Псалтырь, предание утверждает, что он был Св.Тихона Задонского. Печатан при Екатерине Великой». Последнее слово взято в скобки, а ниже приписано синим карандашом: «при Екатерине первой».
- Именно о такой «Псалтири » говорится в воспоминаниях келейников святителя Тихона, - поясняет Анжелика Юнченко. – Один из них, Василий Чеботарев писал: «Никуда и никогда не ходил и не езжал он без Псалтири, но всегда при себе имел оную за пазухою, ибо она была маленькая… Дорогою, куда отъезжал, он всегда читал Псалтирь». Эту крошечную «Псалтирь» в дар нашему музею вручили дочери отца Стефана Востокова – последнего настоятеля Липецкой Древне-Успенской церкви, который был репрессирован и расстрелян в 1937 году.
Впервые на выставке представлена подшивка проповедей воронежских архиереев, записанных вручную, скорописью в XVIII веке, среди них – и проповеди святителя Тихона Задонского. Все проповеди подшиты, как одна книга, ранее они хранились в семье липецкого купца Болховитинова, а в 1910 году были переданы Липецкому областному краеведческому музею. Кроме того, в экспозиции можно увидеть три тома из собрания сочинений святителя Тихона Задонского, изданные в 1825-26 годах. Одна из книг открыта, чтобы был виден текст – это знаменитая работа «Сокровище духовное, от мира собираемое», написанная в то время, когда Святитель Тихон уже находился на покое в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.
Уникальный экспонат представлен в витрине, посвященной старинному городу Ельцу – это небольшой самовар, принадлежавший в свое время затворнице Знаменского женского монастыря Мелании (Пахомовой). Женский монастырь, возвышающийся над древним Ельцом на вершине Каменной горы, существует на этом месте с XVII века, когда трудами святителя Митрофана, епископа Воронежского, был преобразован из скита Троицкого мужского монастыря. У него, как и у многих православных обителей России, нелегкая судьба: поначалу он был упразднен по указу Екатерины II, а впоследствии монастырь и вовсе сгорел от пожара. Оставшиеся без приюта монахини и послушницы были переселены в Воронежский женский монастырь, но две старицы наотрез отказались покидать родное пепелище и поселились в каменном погребе… Со временем на пожертвования прихожан на Каменной горе была построена церковь, и на месте упраздненной обители вновь стали собираться сестры, искавшие иноческой жизни.
- Мелания пришла в монастырь, когда ей не было и двадцати, а прожила в обители пятьдесят восемь лет, жизнь свою окончила в затворе, - продолжает рассказ Анжелика Владиславовна. – А вот и ее самовар (показывает на небольшой старинный самоварчик), в свое время кто-то из благотворителей подарил затворнице Мелании самовар с принадлежностями, а тогда, замечу, подобное удовольствие стоило весьма недешево. Блаженная Мелания, как сказано в ее жизнеописании, «пробовала пить чай и чувствовала от него некоторое укрепление и утешение. Случалось, что она и других поила чаем, особенно скорбных и больных, которым чрез то, при помощи Божией, и доставляла облегчение».
В экспозиции есть личные вещи елецкого подвижника архимандрита Исаакия (Виноградова), чья судьба заслуживает отдельного разговора. Анжелика Юнченко рассказала, что Иван Виноградов (так звали в миру отца Исаакия) родился в конце девятнадцатого столетия в Петербургском уезде, в семье земского учителя. Учился в духовной академии, во время Гражданской войны сражался в рядах белогвардейцев, эмигрировал, скитался по разным странам… В Праге во время Великой Отечественной войны архимандрит Исаакий служил молебны о прекращении кровопролития, вселял в своих прихожан уверенность в победе над фашизмом и призывал их собирать пожертвования для оказания помощи русскому народу. Он скучал по России и мечтал вернуться на родину. В 1945 году советские войска освободили Прагу, и желание отца Исаакия вернуться в Россию сбылось, но не так, как он мечтал. Священника арестовали за его белогвардейское прошлое, отбывать срок отправили в Карагандинский лагерь, но вскоре приговор был отменен. После освобождения отец Исаакий жил в Актюбинске, служил в храмах Казахстанской епархии, куда и пришла телеграмма от Святейшего Патриарха Алексия I – в ней предписывалось архимандриту Исаакию прибыть в Москву. В столичной прописке священнику было отказано и его переревели Воронежско-Липецкую епархию. Архимандрит Исаакий свыше двадцати лет прослужил настоятелем Вознесенского собора в Ельце, оставив о себе добрую память в душах православных ельчан.
- В этой витрине представлены личные вещи отца Исаакия: требник – богослужебная книга, скуфья – повседневный головной убор православных священников и небольшая шкатулка, в которой он хранил ладан, - поясняет Анжелика Владиславовна. – Вот фотография, на которой архимандрит Исаакий запечатлен перед Вознесенским собором с веточками вербы в руках, а это написанная им лично открытка – ответ прихожанке, поздравившей батюшку с днем рождения.
В одной из выставочных витрин представлены вещи священномученика Сергия (Зверева): четки и личная печать. Судьба архиепископа Елецкого трагична: после Октябрьской революции новая власть обвинила его в контрреволюционной агитации и отправила в исправительно-трудовой лагерь. Владыка принял выпавшие на его долю испытания безропотно, со смирением, но безбожникам этого показалось мало: в 1937 году архиепископа расстреляли. В 2000 году архиепископ Сергий (Зверев) был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских.
И еще множество интересных экспонатов можно увидеть на выставке. Например, выпись из метрической книги о бракосочетавшихся в 1896 году. Как известно, в дореволюционной России все наиважнейшие события человеческой жизни – рождение, бракосочетание, смерть – фиксировались в церкви, в метрических книгах, и только после Октябрьской революции 1917 года эти функции перешли в ведение гражданской власти. Есть в экспозиции венчальный венец, украшенный разноцветными камнями и образами святых, старинная, с пожелтевшими от времени страницами книга «Руководство в изучении русской словесности», датированная 1856 годом, поручи (часть церковного облачения) схиигумена Митрофана (Мякинина) из храма «Взыскание погибших» села Дубровка Воронежской области, шапочка с изображениями святых, освященная на мощах Тихона Задонского…
В одной из витрин, посвященной Лебедяни, можно увидеть фаянсовую кружку с изображением преподобного Иоанна Сезеновского и надписью «Сезеновский женский монастырь», посуда датирована началом двадцатого столетия. Анжелика Владиславовна рассказала, что при монастыре (в дни памяти блаженного Иоанна) устраивались ярмарки, а в торговых палатках, среди прочего товара, продавали паломникам и фаянсовые кружки с изображением затворника Иоанна Сезеновского.
Славился Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь и своими красочными коврами: яркие красные розы, обрамленные пышной зеленью на черном фоне.
- Один из таких ковров находится в нашей витрине, - подводит меня к очередному экспонату Анжелика Юнченко. – Изделия сезеновских монахинь являлись обязательным атрибутом в приданом сельских невест Тамбовской губернии. Мастерицы ткали ковры на специальных станах, в работе использовали крашенные натуральными красками шерстяные нити – потому и цвета такие яркие, не выгорают. Овец в монастыре не держали, шерсть для работы приходилось покупать. Как вы видите, наш ковер классический – с розами. Но не только растительный орнамент использовали монахини при изготовлении ковров – нередко они заимствовали сюжеты картин знаменитых живописцев, например, «Утро в сосновом лесу» Шишкина. Говоря о рукоделии в наших краях, люди, прежде всего, вспоминают елецкое кружево и романовскую игрушку. А ведь были времена, когда ковры сезеновских монахинь славились по всей России и пользовались большим спросом в Москве – для их продажи в Гостином дворе на Красной площади имелась специальная лавка.
Вторая часть экспозиции посвящена современной истории Липецкой и Елецкой епархий. На стенах выставочного зала размещены планшеты с информацией о восстановлении порушенных и образовании новых монастырей, возрожденных и построенных заново храмах, о Соборе Липецких святых и памятниках святым, установленных в Липецкой области. Здесь же можно познакомиться и с фотоматериалами, повествующими о современных событиях церковной жизни нашего края. Например, о посещении Святейшим Патриархом Алексием II Задонска в 1998 году, а также о приезде Святейшего Патриарха Кирилла в Липецкую епархию, чей визит был приурочен к 400-летию Задонского Рождество-Богородицкого монастыря (кстати, автор этой публикации была в составе группы журналистов, сопровождавших Патриарха Кирилла во время его пребывания на липецкой земле). Хочу отметить тот факт, что для «продвинутых» посетителей выставки в зале установлен интерактивный стол, где в электронном виде можно ознакомиться с информацией об истории Липецкой и Елецкой епархии.
История православия на территории липецкого края насчитывает несколько столетий. Уже в середине XVI века здесь строились православные храмы и основывались первые монастыри, а к началу XX века на нашей земле действовало более 500 соборов и церквей, свыше десятка обителей. Святыни липецкой земли посещали тысячи верующих. Предметы церковной старины, иконы, книги, богослужебная утварь, облачения православных священников, редкие фотографии – каждая представленная в экспозиции вещь имеет свою энергетику и свою историю. Ко многим из них прикасались руки настоящих подвижников благочестия, выдающихся церковных деятелей, посвятивших всю свою жизнь Спасителю Христу, несмотря на выпавшие им испытания и гонения.
- Россия, наш русский мир, имеет корни в православии, русская культура основана на православных традициях, - подчеркнула Анжелика Юнченко. – Невозможно любить Родину, не опираясь на наше духовное, многовековое наследие. Мы видим, что творится сегодня на Украине, какие трагические события происходят в Киево-Печерской лавре, где идет реальная борьба с православием, нацеленная на то, чтобы лишить людей этих мощных корней и духовной опоры. И мы, православное общество, не должны допустить этого разрушения. Поэтому так важно изучать и знать нашу подлинную историю.
От себя добавлю: выставка «Из истории Липецкой и Елецкой епархии», открытая в Липецком областном краеведческом музее, продлится до 14 мая.
Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.