Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

СМИ о нас

Итоги акции "Ночь музеев 2022" в эфире программы "Информационный вечер" телерадиокомпании "Липецкое время"

Площадки Музейного объединения в "Ночь музеев" в общей сложности посетили около 4 тысяч гостей. Об этом и о многом другом шла речь в эфире программы "Информационный вечер" телерадиокомпании "Липецкое время". Гость в студии - руководитель Музейного объединения, в которое входит несколько филиалов :
-Липецкий областной краеведческий музей,
-Музейно-выставочный центр, Музей современной скульптуры,
-Дом мастера - художественный музей им. Сорокина,
-Дом-музей Г. В. Плеханова,
-Картинная галерея им. Н. А. Сысоева в пос. Лев Толстой,
-Добровский краеведческий музей,
-Стрелецкий краеведческий музей,
-Музей-усадьба "Край Долгоруковский",
-Музей природы заповедника "Галичья Гора" в Задонске

Смотрим!

Телемарафон «Наш День Победы»

9 мая научные сотрудники краеведческого музея приняли участие в Телемарафоне ГТРК "Липецк" "Наш День Победы". Один из залов музея - с военной экспозицией стал студией для прямых включений. Мы публикуем эти интереснейшие интервью в нашей ленте в ВКонтакте и на сайте музея. 
Рассказ старшего научного сотрудника Ольги Ивановны Красниковой.

Смотрите, узнавайте, запоминайте!

Елец, город-крепость, город- воин, рубеж на пути к Москве! Сколько вражеских полчищ осаждали его стены! Город воинской славы - это звание присвоено Ельцу за мужество и массовый героизм, проявленный в борьбе за свободу и независимость Отечества. Защитникам древнего города в музее посвящен раздел экспозиции. О его экспонатах рассказал в своем интервью сотрудник нашего музея Андрей Лакизюк в эфире Телемарафона ГТРК "Липецк" "Наш День Победы" - 9 мая 2023 года. 

Путь к Великой Победе занял долгих четыре года. Советский народ заплатил за нее миллионами жизней. Сегодня особенно важно вспомнить героев Липецкого края. Среди них - Иван Флёров, первый командир «Катюши», а тогда еще экспериментальной батареи реактивных минометов, испытания которой были связаны с огромным риском. Почему нельзя было допустить, чтобы будущее оружие Победы попало в руки врага ?

Об этом в интервью заведующего экспозиционно-выставочным отделом нашего музея Евгения Черных в эфире Телемарафона ГТРК "Липецк" "Наш День Победы" - 9 мая 2023 года.

Никто не забыт, ничто не забыто! Наша страна понесла огромные потери в боях Великой Отечественной войны, но погибло много и мирных жителей. Гитлеровцы безжалостно уничтожали советский народ.

Недавно депутаты Государственной думы приняли закон о геноциде советского народа во время ВОВ. Факты бесчеловечных расправ были зафиксированы и на территории нашего - Липецкого края. Об этом во время Телемарафона "Наш День победы" на ГТРК Липецк рассказал наш сотрудник Андрей Лакизюк.

"Утро России" Липецк. Какие змеи обитают на территории Липецкой области?

Интересное из мира животных! Какие змеи обитают на территории Липецкой области? Об этом ведущие программы "Утро России" Липецк попросили рассказать нашего специалиста. Старший научный сотрудник краеведческого музея Анжелика Юнченко - кладезь знаний. Смотрите запись эфира с ее участием и записывайтесь на интереснейшую экскурсию Анжелики Владиславовны Юнченко по экспозиции «Природа Липецкого края» 6+

Экскурсию возможна и в индивидуальном формате, и в групповом!

Запись на экскурсию: 28-01-73

Епархиальная летопись

Выставка «Из истории Липецкой и Елецкой епархии» открылась в Липецком областном краеведческом музее. В экспозиции, посвященной двадцатилетию епархии, представлены экспонаты, связанные с церковной историей нашего края. Это предметы из фондов Липецкого областного краеведческого музея, Задонского районного краеведческого музея и музея Елецкой епархии имени священномученика Сергия (архиепископа Елецкого), раритеты Елецкого Знаменского женского монастыря и частных собраний, а также документы и фотоматериалы из архивов комиссии по канонизации святых Липецкой митрополии.

Экскурсию по выставке для корреспондента «Липецких известий» провела старший научный сотрудник Липецкого областного краеведческого музея Анжелика Юнченко.

  • В этом году отмечается двадцатилетие создания Липецкой и Елецкой епархии, - напомнила Анжелика Владиславовна. – По решению Священного синода от 7 мая 2003 года Воронежско-Липецкая епархия была разделена на две самостоятельные кафедры: Воронежскую и Липецкую – эти события отражены в нашей экспозиции, которая состоит из двух частей.

Первая часть рассказывает о дореволюционной жизни Липецка, Ельца, Задонска и Лебедяни. Каждому из этих городов отведена отдельная застекленная витрина, в которой размещены фотографии главных храмов и монастырей (в том числе несохранившихся), исторические документы, изображения святых и подвижников благочестия, а также выставлены предметы, некогда им принадлежавшие.

Например, среди экспонатов можно увидеть небольшого размера (легко умещается на человеческой ладони) «Псалтирь», изданную в XVIII веке. На форзаце книги имеется сделанная чернилами надпись: «Сей Псалтырь, предание утверждает, что он был Св.Тихона Задонского. Печатан при Екатерине Великой». Последнее слово взято в скобки, а ниже приписано синим карандашом: «при Екатерине первой».

  • Именно о такой «Псалтири » говорится в воспоминаниях келейников святителя Тихона, - поясняет Анжелика Юнченко. – Один из них, Василий Чеботарев писал: «Никуда и никогда не ходил и не езжал он без Псалтири, но всегда при себе имел оную за пазухою, ибо она была маленькая… Дорогою, куда отъезжал, он всегда читал Псалтирь». Эту крошечную «Псалтирь» в дар нашему музею вручили дочери отца Стефана Востокова – последнего настоятеля Липецкой Древне-Успенской церкви, который был репрессирован и расстрелян в 1937 году.

Впервые на выставке представлена подшивка проповедей воронежских архиереев, записанных вручную, скорописью в XVIII веке, среди них – и проповеди святителя Тихона Задонского. Все проповеди подшиты, как одна книга, ранее они хранились в семье липецкого купца Болховитинова, а в 1910 году были переданы Липецкому областному краеведческому музею. Кроме того, в экспозиции можно увидеть три тома из собрания сочинений святителя Тихона Задонского, изданные в 1825-26 годах. Одна из книг открыта, чтобы был виден текст – это знаменитая работа «Сокровище духовное, от мира собираемое», написанная в то время, когда Святитель Тихон уже находился на покое в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

Уникальный экспонат представлен в витрине, посвященной старинному городу Ельцу – это небольшой самовар, принадлежавший в свое время затворнице Знаменского женского монастыря Мелании (Пахомовой). Женский монастырь, возвышающийся над древним Ельцом на вершине Каменной горы, существует на этом месте с XVII века, когда трудами святителя Митрофана, епископа Воронежского, был преобразован из скита Троицкого мужского монастыря. У него, как и у многих православных обителей России, нелегкая судьба: поначалу он был упразднен по указу Екатерины II, а впоследствии монастырь и вовсе сгорел от пожара. Оставшиеся без приюта монахини и послушницы были переселены в Воронежский женский монастырь, но две старицы наотрез отказались покидать родное пепелище и поселились в каменном погребе… Со временем на пожертвования прихожан на Каменной горе была построена церковь, и на месте упраздненной обители вновь стали собираться сестры, искавшие иноческой жизни.

  • Мелания пришла в монастырь, когда ей не было и двадцати, а прожила в обители пятьдесят восемь лет, жизнь свою окончила в затворе, - продолжает рассказ Анжелика Владиславовна. – А вот и ее самовар (показывает на небольшой старинный самоварчик), в свое время кто-то из благотворителей подарил затворнице Мелании самовар с принадлежностями, а тогда, замечу, подобное удовольствие стоило весьма недешево. Блаженная Мелания, как сказано в ее жизнеописании, «пробовала пить чай и чувствовала от него некоторое укрепление и утешение. Случалось, что она и других поила чаем, особенно скорбных и больных, которым чрез то, при помощи Божией, и доставляла облегчение».

В экспозиции есть личные вещи елецкого подвижника архимандрита Исаакия (Виноградова), чья судьба заслуживает отдельного разговора. Анжелика Юнченко рассказала, что Иван Виноградов (так звали в миру отца Исаакия) родился в конце девятнадцатого столетия в Петербургском уезде, в семье земского учителя. Учился в духовной академии, во время Гражданской войны сражался в рядах белогвардейцев, эмигрировал, скитался по разным странам… В Праге во время Великой Отечественной войны архимандрит Исаакий служил молебны о прекращении кровопролития, вселял в своих прихожан уверенность в победе над фашизмом и призывал их собирать пожертвования для оказания помощи русскому народу. Он скучал по России и мечтал вернуться на родину. В 1945 году советские войска освободили Прагу, и желание отца Исаакия вернуться в Россию сбылось, но не так, как он мечтал. Священника арестовали за его белогвардейское прошлое, отбывать срок отправили в Карагандинский лагерь, но вскоре приговор был отменен. После освобождения отец Исаакий жил в Актюбинске, служил в храмах Казахстанской епархии, куда и пришла телеграмма от Святейшего Патриарха Алексия I – в ней предписывалось архимандриту Исаакию прибыть в Москву. В столичной прописке священнику было отказано и его переревели Воронежско-Липецкую епархию. Архимандрит Исаакий свыше двадцати лет прослужил настоятелем Вознесенского собора в Ельце, оставив о себе добрую память в душах православных ельчан.

  • В этой витрине представлены личные вещи отца Исаакия: требник – богослужебная книга, скуфья – повседневный головной убор православных священников и небольшая шкатулка, в которой он хранил ладан, - поясняет Анжелика Владиславовна. – Вот фотография, на которой архимандрит Исаакий запечатлен перед Вознесенским собором с веточками вербы в руках, а это написанная им лично открытка – ответ прихожанке, поздравившей батюшку с днем рождения.

В одной из выставочных витрин представлены вещи священномученика Сергия (Зверева): четки и личная печать. Судьба архиепископа Елецкого трагична: после Октябрьской революции новая власть обвинила его в контрреволюционной агитации и отправила в исправительно-трудовой лагерь. Владыка принял выпавшие на его долю испытания безропотно, со смирением, но безбожникам этого показалось мало: в 1937 году архиепископа расстреляли. В 2000 году архиепископ Сергий (Зверев) был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских.

И еще множество интересных экспонатов можно увидеть на выставке. Например, выпись из метрической книги о бракосочетавшихся в 1896 году. Как известно, в дореволюционной России все наиважнейшие события человеческой жизни – рождение, бракосочетание, смерть – фиксировались в церкви, в метрических книгах, и только после Октябрьской революции 1917 года эти функции перешли в ведение гражданской власти. Есть в экспозиции венчальный венец, украшенный разноцветными камнями и образами святых, старинная, с пожелтевшими от времени страницами книга «Руководство в изучении русской словесности», датированная 1856 годом, поручи (часть церковного облачения) схиигумена Митрофана (Мякинина) из храма «Взыскание погибших» села Дубровка Воронежской области, шапочка с изображениями святых, освященная на мощах Тихона Задонского…

В одной из витрин, посвященной Лебедяни, можно увидеть фаянсовую кружку с изображением преподобного Иоанна Сезеновского и надписью «Сезеновский женский монастырь», посуда датирована началом двадцатого столетия. Анжелика Владиславовна рассказала, что при монастыре (в дни памяти блаженного Иоанна) устраивались ярмарки, а в торговых палатках, среди прочего товара, продавали паломникам и фаянсовые кружки с изображением затворника Иоанна Сезеновского.

Славился Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь и своими красочными коврами: яркие красные розы, обрамленные пышной зеленью на черном фоне.

  • Один из таких ковров находится в нашей витрине, - подводит меня к очередному экспонату Анжелика Юнченко. – Изделия сезеновских монахинь являлись обязательным атрибутом в приданом сельских невест Тамбовской губернии. Мастерицы ткали ковры на специальных станах, в работе использовали крашенные натуральными красками шерстяные нити – потому и цвета такие яркие, не выгорают. Овец в монастыре не держали, шерсть для работы приходилось покупать. Как вы видите, наш ковер классический – с розами. Но не только растительный орнамент использовали монахини при изготовлении ковров – нередко они заимствовали сюжеты картин знаменитых живописцев, например, «Утро в сосновом лесу» Шишкина. Говоря о рукоделии в наших краях, люди, прежде всего, вспоминают елецкое кружево и романовскую игрушку. А ведь были времена, когда ковры сезеновских монахинь славились по всей России и пользовались большим спросом в Москве – для их продажи в Гостином дворе на Красной площади имелась специальная лавка.

Вторая часть экспозиции посвящена современной истории Липецкой и Елецкой епархий. На стенах выставочного зала размещены планшеты с информацией о восстановлении порушенных и образовании новых монастырей, возрожденных и построенных заново храмах, о Соборе Липецких святых и памятниках святым, установленных в Липецкой области. Здесь же можно познакомиться и с фотоматериалами, повествующими о современных событиях церковной жизни нашего края. Например, о посещении Святейшим Патриархом Алексием II Задонска в 1998 году, а также о приезде Святейшего Патриарха Кирилла в Липецкую епархию, чей визит был приурочен к 400-летию Задонского Рождество-Богородицкого монастыря (кстати, автор этой публикации была в составе группы журналистов, сопровождавших Патриарха Кирилла во время его пребывания на липецкой земле). Хочу отметить тот факт, что для «продвинутых» посетителей выставки в зале установлен интерактивный стол, где в электронном виде можно ознакомиться с информацией об истории Липецкой и Елецкой епархии.

История православия на территории липецкого края насчитывает несколько столетий. Уже в середине XVI века здесь строились православные храмы и основывались первые монастыри, а к началу XX века на нашей земле действовало более 500 соборов и церквей, свыше десятка обителей. Святыни липецкой земли посещали тысячи верующих. Предметы церковной старины, иконы, книги, богослужебная утварь, облачения православных священников, редкие фотографии – каждая представленная в экспозиции вещь имеет свою энергетику и свою историю. Ко многим из них прикасались руки настоящих подвижников благочестия, выдающихся церковных деятелей, посвятивших всю свою жизнь Спасителю Христу, несмотря на выпавшие им испытания и гонения.

  • Россия, наш русский мир, имеет корни в православии, русская культура основана на православных традициях, - подчеркнула Анжелика Юнченко. – Невозможно любить Родину, не опираясь на наше духовное, многовековое наследие. Мы видим, что творится сегодня на Украине, какие трагические события происходят в Киево-Печерской лавре, где идет реальная борьба с православием, нацеленная на то, чтобы лишить людей этих мощных корней и духовной опоры. И мы, православное общество, не должны допустить этого разрушения. Поэтому так важно изучать и знать нашу подлинную историю.

От себя добавлю: выставка «Из истории Липецкой и Елецкой епархии», открытая в Липецком областном краеведческом музее, продлится до 14 мая.

Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.

Культурные девяностые

1

Олег Кузин стал известен благодаря своим абстрактным полотнам

Спросив у двух человек о том, какими были 90-е в России, можно получить противоречащие друг другу ответы. Даже художники видели эти времена по-разному. Выставка в областном художественном музее служит лучшим тому подтверждением.

Последнее десятилетие XX века — один из самых сложных и неоднозначных периодов в новейшей истории. Часто 90-е называют «лихими» или даже «кровавыми». И действительно, с одной стороны, страна переживала колоссальный разгул преступности, внутренние военные конфликты и экономический кризис. С другой, именно этот период дал второе дыхание российскому искусству. Сквозь обломки «железного занавеса» в страну хлынула яркая и такая необычная для советского человека западная культура. Живописцам открылась возможность творить без оглядки на государство и Союз художников, появились первые частные галереи и коммерческие выставки. Из подполья вышли целые направления, считавшиеся когда-то маргинальными. Своё развитие получили абстрактные формы искусства и инсталляции — композиции, созданные из готовых материалов и форм.

Именно этому непростому периоду времени посвящена выставка «Культурная среда. 90-е». Побывав на ней, журналисты «Липецкой газеты» окунулись в пёструю атмосферу малиново-кровавых пиджаков, угольно-чёрных иномарок, серых будней и светлых надежд на грядущие перемены.

Цветы из строительной эмали

Нашим гидом в абстрактных хитросплетениях современного искусства стала директор областного художественного музея Ольга Буева. Говорить о культуре 90-х она может часами, ведь и сама встретила рассвет новой эпохи, будучи молодым живописцем.

— Я помню, как впервые почувствовала то самое головокружение от перемен. Пришла в гости к художнику Косте Малахову, а у него на столе альбомы Сутина, Миро, Филонова… Это сейчас кажется обыденностью, но тогда я была потрясена! — рассказывает она.

Прогуливаясь с нами по выставочным залам, Ольга Буева вновь и вновь восхищается необыкновенными находками мастеров.

— Вот картина Сергея Бугровского «Сирень», — указала она. — Видите, как ювелирно выполнены соцветия? А художник даже не приложил к этому своей кисти. Он вылил на холст строительную эмаль и дождался, пока она засохнет. Получилась невероятно фактурная и даже реалистичная ветвь сирени.

Такие опыты были совсем не редки. Художники экспериментировали не только с содержанием, но и с материалами. Использовали техническую смолу, добавляли в краску спички, газетную бумагу, стараясь добиться необходимого объёма.

Буду сам себе художником

— А это Юрий Татьянин, «Книгопродавцы», — рассказала Ольга Буева, остановившись возле примитивно изображённых разноцветных человечков. — В 90-е он сам торговал книгами на рынке, так многие пытались заработать себе на хлеб. Свободное время Татьянин часто проводил в компании местных живописцев. Однажды Юрий сказал нам: «Знаете, я прочитал в книге, что каждый сам себе художник. Вот и буду теперь художником».

И не соврал. Не учившись нигде живописи, Юрий Татьянин стал известен как яркий представитель нонконформизма. Его картины — концентрированная смесь лубка, примитива и авангарда. Художник одним из первых в Липецке попробовал себя в инсталляциях. В подвале областного выставочного зала он организовал выставку «Новые национальные герои» с могилкой Чука и Гека посреди изображений персонажей западной массовой культуры.

Образы из глубин воображения

Больше всего взглядов притягивала к себе масштабная абстрактная работа на втором этаже выставочного зала. Забыв о существовании границ, часть картины вырвалась за пределы холста и расползлась по стене. Возле экспоната стоял седоволосый мужчина и внимательно рассматривал полотно, будто хотел что-то добавить в него. Мы спросили у Ольги Буевой, кто автор этой необычной картины.

— Так вот же, знакомьтесь, Олег Кузин, — сказала она и подвела нас к художнику. Мастер любезно согласился рассказать немного о своём творчестве.

Путь в живописи он начал ещё в 80-е годы. Окончив Московское художественное училище, молодой, готовый к дерзким экспериментам Олег Кузин вернулся в родной Липецк. Однако ни местная публика, ни другие художники не были готовы принять его абстрактные картины.

— В то время в Липецке со всех сторон слышалось имя лишь одного мастера — Виктора Сорокина. Это прекрасный художник, я не спорю. Но его традиционный подход к живописи был скучен для меня, — рассказал Олег Кузин.

В своём творчестве он стремится не изобразить окружающую реальность, а запечатлеть выхваченные из глубин воображения образы. Поэтому на холстах Кузина невозможно увидеть чего-то конкретного. Чаще всего это карусель цветов и форм, изображающих то, что и представить нельзя — только почувствовать на кончиках пальцев.

— Я постоянно слышал от более опытных коллег, мол, рисовать нужно непременно с натуры, потому и в Союз художников меня не принимали. А иначе заработать живописцу было невозможно, — продолжал он.

И только после 1985 года положение дел начало постепенно изменяться. Вместе со знакомыми художниками Олег Кузин создал кооператив «Арт». Они получили возможность самостоятельно искать заказы и рисовать то, что приносило им удовольствие. А в 1988 году даже организовали свою первую выставку, арендовав местный выставочный зал. Экспозицию посетили рекордные шесть тысяч зрителей!

О 90-х художник вспоминает с особым теплом. В это время в стране оказалось множество иностранцев, увлекающихся искусством и готовых отдавать за картины немалые деньги. Абстрактные работы Кузина и его друзей выставлялись в крупнейших галереях Москвы, художников приглашали в Швейцарию, Португалию, Швецию.

— К сожалению, сейчас массовый зритель не готов платить за абстрактную живопись. Покупают худо-бедно, но спрос постоянно падает, — горько усмехнулся художник. — Приходится всё чаще обращаться к конкретным формам, делать работы более понятными для публики.

Фото Ольги Беляковой