В областном выставочном зале открылась необычная экспозиция по мотивам романа Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе» (6+). Арт-проект представилагруппа московских художников.
Захожу в галерею и словно попадаю на страницы фантастического романа. Посетителей приветствуют куклы-оборотни. На стенах зала — загадочные лица средневековых персонажей и следы невиданных существ. Джинсовые полотна поражают воображение космическими пейзажами и манят неизведанными дорогами. В середине зала — подзорная труба из бутылочного стекла, с помощью которой можно заглянуть в иные миры. А арт-объекты на пути посетителей легко меняют облик, если взглянуть на них под другим углом.
Вся эта сказочная феерия выхватывает из глубин подсознания то детское ощущение, когда мир был ещё не изведан, незнакомые явления вызывали одновременно страх, любопытство и исследовательский интерес. А изучая на полотнах и арт-объектах фантастические сюжеты, вспоминаешь, что когда-то нечто похожее видела в снах. Пугает? Нет, эта мистификация скорее завораживает! Душой улавливаешь и красоту, и иронию авторов, и глубокую метафоричность общей картины.
Источник вдохновения
На создание этой волшебной экспозиции шестерых московских художников вдохновил роман польского писателя Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе». Произведение было опубликовано на рубеже XVIII-XIX веков. По своему построению оно напоминает арабские сказки «Тысяча и одна ночь», улавливается сходство и с «Декамероном» Джованни Бокаччо.
Сюжетом для мистерии послужили необычайные приключения молодого валлонского офицера Альфонса ван Вордена времён войны за испанское наследство (1701 – 1714 годы). Герой романа на протяжении 66 дней странствовал по горам Сьерра-Морены, пытаясь попасть в свой полк в Мадриде. В начале произведения Альфонс сталкивается с различными мистическими и пугающими явлениями, а затем присоединяется к кочующему цыганскому табору. Он и его спутники постоянно рассказывают друг другу истории, внутри которых зачастую оказываются другие новеллы. В литературе такой жанр называется «шкатулочный роман».
Географический и временной диапазон произведения необъятен. Читатель переносится из Средневековья в античность, отправляется вслед за персонажами в разные точки планеты — от Европы до Южной Америки. Возвращаться к книге можно в любой момент, не боясь упустить какое-либо звено в чехарде событий.
Московские художники — соавторы арт-проекта Наталия Лаптева, Ольга Носенко, Вероника Гаранина, Татьяна Новикова, Антон Белянкин, Александра Стрелкова — отразили в экспозиции своё прочтение и собственный профессиональный опыт. Поэтому выставка получилась многожанровой, но объединённой общей темой. Художники представили в экспозиции видеоарт, живопись, графику, керамику, стекло, камни и текстиль.
Где бурлят страсти
Ранее проект уже выставлялся в московских галереях. Художественный руководитель липецкого музейного объединения Ольга Буева, увидев экспозицию в столице, загорелась желанием показать её липецким зрителям.
— Этот многожанровый проект объединил профессиональных художников, и они создали по-настоящему уникальную и загадочную экспозицию. В результате получилась такая невероятная высокохудожественная выставка. Организовать её в Липецке было очень сложно, но потраченные усилия того стоят, — отмечает Ольга Буева.
На открытие экспозиции в Липецк приехали две художницы. Вероника Гаранина рассказала, что впервые прочитала «Рукопись, найденную в Сарагосе» лет в 10 – 12, и авантюрный, плутовской роман её заворожил.
— В детстве мне нравилось, что он ещё и костюмный, зрелищный: персонажи в шляпах, в перьях, в ботфортах, на конях. Воображение рисовало романтические пейзажи. Так появились первые мои иллюстрации. Но это книга, которая легко забывается, поэтому её можно перечитывать вновь и вновь. Соответственно, для художников открывается очень много возможностей, новые образы рождаются постоянно, — рассказывает Вероника Гаранина.
Своей любовью к произведению художница заразила и подругу. Ольга Носенко в жизни занимается храмовой мозаикой, поэтому в экспозиции много её работ, выполненных в этой технике с помощью камня. Помимо этого мастер любит работать с текстилем, её картины на джинсовых полотнах очаровывают.
— В романе Яна Потоцкого бурлят человеческие страсти, а они во все времена одинаковые. В экспозиции мы старались вынести их на поверхность, открыть зрителям. Во главе действия — «золотая жила», вокруг которой идёт борьба за власть и плетутся всяческие интриги. Эту линию мы подчеркнули, добавив роскоши. Во многих работах есть сусальное золото, — пояснила Ольга Носенко.
Также в произведении и художественной экспозиции отражено противостояние мусульманства, христианства и кабалистики. К примеру, в работе Вероники Гараниной показан эпизод, где две сестры-мусульманки Эмина и Зибельда шепчутся, думая, как охмурить главного героя. В результате они срывают с него крестик, и тот исчезает в щелях скалы.
В книге Альфонса постоянно пугают, пытаются вынудить отречься от христианской веры. Но герой выдерживает все испытания!
Посетить выставку в областном зале на улице Ленина можно до 23 апреля. И если вы ещё не брали в руки роман Яна Потоцкого, экспозиция наверняка вдохновит на прочтение «Рукописи, найденной в Сарагосе»!
Фото Александра Юшкова