Олег Кузин стал известен благодаря своим абстрактным полотнам
Спросив у двух человек о том, какими были 90-е в России, можно получить противоречащие друг другу ответы. Даже художники видели эти времена по-разному. Выставка в областном художественном музее служит лучшим тому подтверждением.
Последнее десятилетие XX века — один из самых сложных и неоднозначных периодов в новейшей истории. Часто 90-е называют «лихими» или даже «кровавыми». И действительно, с одной стороны, страна переживала колоссальный разгул преступности, внутренние военные конфликты и экономический кризис. С другой, именно этот период дал второе дыхание российскому искусству. Сквозь обломки «железного занавеса» в страну хлынула яркая и такая необычная для советского человека западная культура. Живописцам открылась возможность творить без оглядки на государство и Союз художников, появились первые частные галереи и коммерческие выставки. Из подполья вышли целые направления, считавшиеся когда-то маргинальными. Своё развитие получили абстрактные формы искусства и инсталляции — композиции, созданные из готовых материалов и форм.
Именно этому непростому периоду времени посвящена выставка «Культурная среда. 90-е». Побывав на ней, журналисты «Липецкой газеты» окунулись в пёструю атмосферу малиново-кровавых пиджаков, угольно-чёрных иномарок, серых будней и светлых надежд на грядущие перемены.
Цветы из строительной эмали
Нашим гидом в абстрактных хитросплетениях современного искусства стала директор областного художественного музея Ольга Буева. Говорить о культуре 90-х она может часами, ведь и сама встретила рассвет новой эпохи, будучи молодым живописцем.
— Я помню, как впервые почувствовала то самое головокружение от перемен. Пришла в гости к художнику Косте Малахову, а у него на столе альбомы Сутина, Миро, Филонова… Это сейчас кажется обыденностью, но тогда я была потрясена! — рассказывает она.
Прогуливаясь с нами по выставочным залам, Ольга Буева вновь и вновь восхищается необыкновенными находками мастеров.
— Вот картина Сергея Бугровского «Сирень», — указала она. — Видите, как ювелирно выполнены соцветия? А художник даже не приложил к этому своей кисти. Он вылил на холст строительную эмаль и дождался, пока она засохнет. Получилась невероятно фактурная и даже реалистичная ветвь сирени.
Такие опыты были совсем не редки. Художники экспериментировали не только с содержанием, но и с материалами. Использовали техническую смолу, добавляли в краску спички, газетную бумагу, стараясь добиться необходимого объёма.
Буду сам себе художником
— А это Юрий Татьянин, «Книгопродавцы», — рассказала Ольга Буева, остановившись возле примитивно изображённых разноцветных человечков. — В 90-е он сам торговал книгами на рынке, так многие пытались заработать себе на хлеб. Свободное время Татьянин часто проводил в компании местных живописцев. Однажды Юрий сказал нам: «Знаете, я прочитал в книге, что каждый сам себе художник. Вот и буду теперь художником».
И не соврал. Не учившись нигде живописи, Юрий Татьянин стал известен как яркий представитель нонконформизма. Его картины — концентрированная смесь лубка, примитива и авангарда. Художник одним из первых в Липецке попробовал себя в инсталляциях. В подвале областного выставочного зала он организовал выставку «Новые национальные герои» с могилкой Чука и Гека посреди изображений персонажей западной массовой культуры.
Образы из глубин воображения
Больше всего взглядов притягивала к себе масштабная абстрактная работа на втором этаже выставочного зала. Забыв о существовании границ, часть картины вырвалась за пределы холста и расползлась по стене. Возле экспоната стоял седоволосый мужчина и внимательно рассматривал полотно, будто хотел что-то добавить в него. Мы спросили у Ольги Буевой, кто автор этой необычной картины.
— Так вот же, знакомьтесь, Олег Кузин, — сказала она и подвела нас к художнику. Мастер любезно согласился рассказать немного о своём творчестве.
Путь в живописи он начал ещё в 80-е годы. Окончив Московское художественное училище, молодой, готовый к дерзким экспериментам Олег Кузин вернулся в родной Липецк. Однако ни местная публика, ни другие художники не были готовы принять его абстрактные картины.
— В то время в Липецке со всех сторон слышалось имя лишь одного мастера — Виктора Сорокина. Это прекрасный художник, я не спорю. Но его традиционный подход к живописи был скучен для меня, — рассказал Олег Кузин.
В своём творчестве он стремится не изобразить окружающую реальность, а запечатлеть выхваченные из глубин воображения образы. Поэтому на холстах Кузина невозможно увидеть чего-то конкретного. Чаще всего это карусель цветов и форм, изображающих то, что и представить нельзя — только почувствовать на кончиках пальцев.
— Я постоянно слышал от более опытных коллег, мол, рисовать нужно непременно с натуры, потому и в Союз художников меня не принимали. А иначе заработать живописцу было невозможно, — продолжал он.
И только после 1985 года положение дел начало постепенно изменяться. Вместе со знакомыми художниками Олег Кузин создал кооператив «Арт». Они получили возможность самостоятельно искать заказы и рисовать то, что приносило им удовольствие. А в 1988 году даже организовали свою первую выставку, арендовав местный выставочный зал. Экспозицию посетили рекордные шесть тысяч зрителей!
О 90-х художник вспоминает с особым теплом. В это время в стране оказалось множество иностранцев, увлекающихся искусством и готовых отдавать за картины немалые деньги. Абстрактные работы Кузина и его друзей выставлялись в крупнейших галереях Москвы, художников приглашали в Швейцарию, Португалию, Швецию.
— К сожалению, сейчас массовый зритель не готов платить за абстрактную живопись. Покупают худо-бедно, но спрос постоянно падает, — горько усмехнулся художник. — Приходится всё чаще обращаться к конкретным формам, делать работы более понятными для публики.
Фото Ольги Беляковой